| |
| Статья написана 15 июля 2010 г. 22:19 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Достойный сборник. Альтеративная история, на мой взгляд, удается Резановой лучше, чем фэнтези. Ее произведения неизменно отличает тщательный подход к фактам, интересные концепции альтернативного хода событий, внимание к мелким деталям, неожиданные идеи. Увы, авторский стиль суховат, а часть рассказов скорее представляют собой наброски возможного развития событий, чем полноценные художественные произведения. На общем фоне выгодно выделяются заглавная повесть и рассказы «Защитники» и «Мистерия об осаде Орлеана», а также необычный "Рассказ из американской жизни". "Явление хозяев" Эх, до чего же расплодились и одновременно измельчали в последнее время варианты альтернативной истории. К какому книжному прилавку не подойдешь — он завален бодрыми альтернативками о том, как бойкие «попаданцы» помогают Сталину разгромить Германию, а Николаю Второму одолеть большевиков. На этом фоне книга Натальи Резановой — настоящий бальзам для израненного сердца историка. Крайне нетривиальны уже место и время действия — альтернативный вариант восточных провинций Римской империи II-III века нашей эры. Провесть написана очень грамотно, со знанием дела, с тщательной проработкой исторического материала. В ее основу положены эпизоды из биографии писателя и юриста Апулея. Впрочем, автор далека от слепого копирования реальной биографии прототипа своего героя, внеся в нее много неожиданных деталей. Одна из наиболее сильных сторон произведения — интересный мир, схожий с Римской империей, хотя и отличающийся от нее. Подробные описания быта, обычаев, норм поведения будут интересны всем, кто интересуется древней историей. Автору удалось очень удачно обрисовать среду, в которой действуют герои повести. Еще одна удача — яркие, живые, реалистичные персонажи. Честолюбивый юрист, властная матрона, взбалмошный поэт, философ, ветеран римской армии — каждый из них показан очень точно, каждый обладает своими неповторимыми чертами, своими достоинствами и недостатками. Не так часто в небольшой повести увидишь столь тщательно выписанных персонажей. При этом фантастичным в рассказе является в первую очередь сам мир. Само действие выглядит вполне реалистичным и лишь один необычный эпизод выбивается из общей картины. Скорее перед нами детектив, причем не вполне классический. Главный герой повести — молодой юрист, ведя бытовые дела, вдруг обнаруживает, что совершено жестокое убийство. Но удастся ли ему вывести злоумышленников на чистую воду? Еще одно достоинство повести — весьма нетривиальные вопросы, которые она поднимает. Порой, неспешно наблюдая за бытом древних римлян, ловишь себя на мысли, что они почти ничем не отличаются от нас. А потом автор как бы невзначай напомнит про обычай убивать всех рабов в случае насильственной гибели хозяина, и просто дрожь пробирает. Сильной получилась и финальная сцена, в которой Резанова показывает нам хрупкость этого, на первый взгляд, достаточно благополучного мирка. Есть в повести и серьезные недостатки. Увлекшись бытовыми описаниями, автор слишком мало внимание уделила сюжету. В итоге действие периодически провисает. Многие эпизоды введены только как иллюстрация тех или иных особенностей жизни, но никак не связаны с основной сюжетной линией. Детективная линия, которая могла бы стать ключевой в повести, начинается ближе к концу произведения и обрывается буквально на полуслове. В итоге повесть кажется несколько недоработанной, а ее большой потенциал — полностью нереализованным. Несколько суховат и язык произведения. Впрочем, возможно, именно так стоит описывать жизнь юристов. И все же, несмотря на определенные недостатки, повесть стоит прочесть тем, кто любит действительно умную и грамотно написанную «альтернативку».
|
| | |
| Статья написана 10 июля 2010 г. 09:14 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Человек сидит за столом и водит пальцами по лежащему перед ним листу бумаги. На листе — какая-то схема: выпуклые перекрещенные линии, надписи, выполненные шрифтом Брайля. Палец осторожно скользит вдоль линий, ощупывает каждую буковку. Человеку кажется, что линии раскрашены в яркие цвета: красный, зеленый, синий. На самом деле цвет только один — черный. Яркая вспышка! Тьма. Человек с палочкой заходит в метро. Чувствует тяжесть входных дверей. Слышит топот сотен ног. Чувствует толчки в плечо. Слышит клацанье автомата на входе. Чувствует подрагивание ступенек под ногами. Слышит голос диктора. Чувствует запах резиновых перил эскалатора. Снова слышит топот сотен ног. Снова чувствует толчки в плечо. Слышит звук открывающихся дверей. Чувствует покачивание пола под ногами. Слышит голос диктора. Чувствует рывок поезда, набирающего ход. Яркая вспышка! Тьма. Человек спускается в шахту по вбитым в стену скобам: осторожный шаг, второй, третий, четвертый. Наконец, нога нащупывает пол. Человек идет по коридору, держась рукой за стену. Вдоль стены тянутся какие-то кабели. Под ногами у человека гладкий бетон. В коридоре абсолютная темнота. Человеку все равно, он не замечает этого. Яркая вспышка! Тьма. Человек едет в вагоне метро, держась рукой за поручень. В переполненном вагоне тесно. С обоих боков стоят, тесно прижавшись к человеку, два скелета. Один из них держит в руке книжку с яркой обложкой. На голове второго плейер. Спиной к спине человека стоит третий скелет. На сиденье перед человеком сидят, еле втиснувшись, семь скелетов, один из них детский. В руках у детского скелета — корзинка со скелетом кошечки. Поезд приезжает на станцию. Человек и несколько скелетов выходят. На их место заходят другие скелеты. Яркая вспышка! Тьма. Человек с автоматом в руках, пригибаясь и петляя, бежит по станции метро. Человек запрыгивает за колонну, высовывается из-за нее, бросает куда-то в сторону гранату, затем дает длинную очередь из автомата и бежит дальше. Станция абсолютно пуста. Кроме человека, на ней нет ни единой живой души. Яркая вспышка! Тьма. Человек идет по проспекту, осторожно обходя развалины домов. Он слышит шум проезжающих машин, лай собак, детский смех. Кто-то громко кричит: «Батооончики! Кому батоооончики?» Сквозь городской шум пробивается мерное тиканье то ли метронома, то ли счетчика Гейгера. Человек цепляется за торчащую арматурину и падает. Слышен пронзительный визг тормозов. Яркая вспышка! Тьма. Человек сидит перед компьютером и яростно стучит по клавишам, не поднимая головы. Наконец он ставит точку и останавливается, поднимая голову. Из глубины черного экрана на него смотрит бледное лицо с черными впадинами глазниц. Яркая вспышка! Тьма. Вы что-то поняли в тексте, который только что прочитали? Нет? Не удивительно. Но хоть чем-то он вас зацепил? Если да, то вам стоит прочесть роман Шимуна Врочека «Питер». Если нет, то лучше выберите книгу, написанную в более традиционном ключе. P.S. Тексты Врочека очень специфичны. Если Олди когда-то назвали свой жанр «философским боевиком», то творчество Шимуна я бы охарактеризовал как «психоделический боевик». То есть на первый взгляд, все почти традиционно. Главный герой — крутой мачо с вселенскою тоской и надрывом в душе, примерно как у Дивова. Динамичный сюжет с пальбой, беготней, коварными ловушками и неожиданными поворотами — все как положено. Присутствуют и дружба, и предательство, и любовь, и ностальгия. Все это в традиционных для серии «Метро» постапокалиптических декорациях. Все это написано в традиционной для автора манере — рваной, отрывочной, с многочисленными недомолвками. В итоге роман Врочека напоминает старую дескую игрушку «Калейдоскоп». Смотришь в него — а там какие-то непонятные кусочки. Встряхнул — и снова смотришь. Если повезет, эти кусочки сложатся в удивительно красивую картинку. Если не хватит терпения и воображения — так и останутся бессмысленным набором каких-то фрагментов. Самое интересное у Врочека — не сюжет, не герои, а некая неповторимая атмосфера, которую трудно понять сугубо логическими методами, которую надо прочувствовать, если хотите «грокнуть», а дальше уже дополнять мысли и чувства автора своими собственными. Этот роман шел у меня тяжело. Картинка никак не хотела складываться, рассыпалась, скатываясь к довольно банальному боевику, вроде бы почти сложилась, и все же распалась опять. В итоге «Питер» показался мне произведением, заслуживающим внимания, но все же явно не лучшим у Врочека. И ведь, казалось бы, декорации «Метро» вполне подходят к авторскому стилю, но все же чего-то Шимуну не хватило. То ли времени, то ли вдохновения. То ли просто тесновато оказалось в узких переходах питерского метро.
|
| | |
| Статья написана 9 июля 2010 г. 09:17 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] НЕТ ЗОЛОТА В ТЯЖЕЛЫХ ГОРАХ Сколько уже написано разных фэнтезийных эпопей! Рецепт их создания прост и понятен. Надо всего лишь придумать мир поярче, населить его героями покруче, злодеями пострашнее, подбросить магии, артефактов, придумать героям квест поинтересней — и вперед! Феликс Крес подошел к делу немного иначе. Вроде бы почти все внешние каноны фэнтези он выдержал. Но при этом содержание «Громбелардской легенды», ее суть, серьезно отличаются от типового романа в стиле фэнтези. Для начала несколько слов о мире. На окраине Армектанской империи расположена горная провинция Громбелард. Некогда на этих землях божественная сила Шернь вступила в отчаянную битву со своим антагонистом Алером. Эта битва наложила тяжелый отпечаток на жизнь в Громбеларде. Постоянные дожди и нехватка плодородных земель обрекают Громбелард на бедность. Армектанские завоеватели укрепились в нескольких городах, в то время как громбелардские горцы массово входят в состав разбойничьих шаек, которые то враждуют между собой, то объединяются под единым руководством. В итоге Громбелард напоминает не то средневековую Шотландию, не то вполне современный Афганистан. Вот только среди обитателей Громбеларда фигурируют еще разумные коты, нанимающиеся на службу в имперскую гвардию и разумные же стервятники, способные телепатически воздействовать на людей. К Громбеларду примыкает Дурной край — чрезвычайно опасные земли, где до сих пор господствуют силы Алера, и где можно отыскать уникальные магические артефакты. Так что мир дает богатые возможности для увлекательных приключений героев. Однако, это — отнюдь не главное в историях Креса. Да-да, именно в историях. Ведь «Громбелардская легенда» — это не единый роман, а цикл отдельных повестей и рассказов, объединенных общими героями. При этом, с одной стороны, каждая история вполне самодостаточна, а, с другой стороны, вместе они постепенно образуют масшатбную картину. Герои «Громбелардской легенды» производят достаточно непривычное впечатление. С одной стороны, Феликс Крес создает яркие, почти мифологические образы. Благородный и могущественный разбойник по прозвищу Король Гор. Его верный помощник и товарищ разумный кот. Легенлдарная Охотница, посвятившая свою жизнь уничтожению стервятников. Могущественный маг, лишившийся своей силы. Еще один маг, вынашивающий грандиозные планы перекройки мироздания. Каков размах! Какие эпические фигуры! И при этом все они, вплоть до кота — несчастные создания, мечущиеся в поисках своего места в жизни, тратящие свои силы и энергию впустую, неудачники, чьи замыслы проваливаются раз за разом. Вот именно это и делает «Громбелардскую легенду» столь непривычной для читателя. Мы-то с вами привыкли к тому, что герои круты, что какие бы сложности не стояли у них на пути, в итоге зло будет повержено. а победа будет за нами. У Креса все совсем не так. Проклятье Громбелардской земли тяготеет над всеми героями. Раз за разом их замыслы терпят крах не из-за их собственных ошибок и не из-за чрезмерной силы и коварства противников, а в результате дурацкого стечения обстоятельств. То воины небольшого отряда перегрызутся между собой и взбунтуются против командира. То в темноте отряд вступит в роковую схватку с союзниками-легионерами, приняв их за разбойников. То попытка мага предупредить союзников об опасности приведет к гибели этих союзников. Так часто бывает в жизни, на реальной войне. Но об этом не принято писать в сказках. Рано или поздно герои романа понимают бессмысленность и бесперспективность своего существования на Громбелардской земле. Но, отравленные «военным синдромом», они не могут найти себе места и в мирной жизни, за пределами рокового края, и снова и снова возвращаются в Громбелард, чтобы вновь погрузиться в бесконечный круговорот квестов, погонь, засад и стычек. Такое оригинальное решение автора с одной стороны, впечатляет. Герои действительно оказываются не картоннымии богатырями, которым неведомы страх и усталость, а вполне живыми людьми со своими слабостями, опасениями, ошибками. С другой стороны, авторская манера утомляет. Когда в четвертый, пятый, шестой раз читаешь похожие истории, когда очередной квест еще не начался, а ты уже понимаешь, что дело закончится очередным провалом, то создается впечатление, что ты сам не сидишь в уютном кресле с книгой, а месишь непролазную грязь Громбеларда под проливным ливнем, не перелистываешь страницы, а еле волочишь ноги, обутые в пудовые от грязи сапоги. И хочется уже не искать новых чудес, а доползти до какого-нибудь укрытия и, наконец, немного обсохнуть и отдохнуть. А ведь в романе есть немало эффектных и ярких эпизодов. Одна история с глазами лучницы чего стоит! Но эти эпизоды теряются в общем круговороте событий. Да, подзатянул пан Крес свою историю, и она от этого только проиграла. Странствие по дождливым землям Громбеларда — трудное испытание для читателя, особенно привыкшего к легким и увлекательным дорогам из Желтого кирпича. Не готов рекомендовать эту книгу всем подряд, но тем, кто ищет что-то нетипичное и не боится гнетущей атмосферы, стоит обратить внимание на этот роман.
|
| | |
| Статья написана 3 июля 2010 г. 21:31 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Двуединый автор Веров-Минаков занимает особое место среди отечественных литераторов. Два почти неразлучных соавтора в этом сборнике предстают перед читателями в трех разных обликах. В результате мне живо вспомнился анекдот советских еще времен про трехголового Змея Горыныча, две дюжие головы которого — рабочий и колхозник, а третья — чахлый интеллигент. Итак, первая ипостась, в которой фигурирует Веров-Минаков — обличье критика. Причем критика весьма необычного. Во-первых, для авторов характерны резкость и решительность суждений, необычность выдвигаемых идей. Часто эти идеи выглядят весьма сомнительными и спорными, но тем не менее дают богатую пищу для размышлений. Более того, Веров-Минаков вовсе не желает играть роль бесстрастного наблюдателя за процессами, происходящими в отечественной фантастике. А вот сунуть палку в муравейник нашего фэндома, разворошить его как следует и посмотреть, что из этого получится — любимое занятие автора. И в этом занятии Веров-Минаков предстает перед нами в другом качестве — уже не столько критика, сколько пиар-менеджера. Изучив состояние отечественной фантастики и обнаружив в ней перспективные белые пятна, которые возможно освоить, автор ( в первую очередь в лице Верова) начинает шумную и броскую реклманую кампанию, в которой всячески превозносит свои идеи. Должен сказать, эта реклама оказывается весьма успешной. Так, я с большим удивлением обнаружил, что пара моих знакомцев, читающих фантастику весьма нерегулярно, наслышаны о возрождении отечественной НФ и о роли Верова-Минакова в этом процессе. Наконец, после того, как критик Веров-Минаков обнаружил перспективное направление в отечественной фантастике, требующее немедленной разработки, после того, как пиар-менеджер Веров провел успешную рекламную компанию и заставил тысячи читателей с нетерпением ждать новинок отечественной НФ, за дело берется писатель Веров-Минаков, создает повесть, которая должна вызвать восторг у многочисленных поклонников фантастики. И тема ведь выбрана чрезвычайно любопытная — продолжение знаменитого цикла Стругацких, который, к тому же очень популярен после выхода фильма «Обитаемый остров», и замысел, связывающий воедино несколько произведений Стругацких, весьма нетривиален, а общее впечатление весьма среднее. Не осилили авторы тему, за которую взялись. Произведение получилось скомканным, а местами просто конспективным. Видимо, банально не хватило литературного мастерства. Не лучшее впечатление оставила и повесть «Ключ к свободе». Опять задумка — переписать «Золотой ключик» в киберпанковском антураже, как минимум нетривиальна. И опять исполнение оставляет желать лучшего. Значительно больше понравились мне рассказы, написанные в классическом стиле. Неплох «Дом обреченных»- своеобразный ответ Брэдбери и Саймаку, интересное размышление на тему соотношения личного и общественного. Повеселил и «Никогда не отвечайте незнакомцам», в котором явно прослеживается влияние Шекли. Вывод. Малая форма удается авторам больше, чем крупная, критические произведения — лучше, чем фантастика. Критику и рассказы прочесть стоит. «Операцию «Вирус», возможно, тоже. Но не ждите от нее слишком многого
|
| | |
| Статья написана 1 июля 2010 г. 23:38 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Терри Пратчетт известен своими веселыми книгами для взрослых. А вот теперь он написал грустную сказку для детей. В этом произведении автор и похож, и не похож на самого себя. С одной стороны, блестящая фантазия автора по-прежнему с ним. Ну кто еще может соорудить столь необычный и оригинальный мир, удивительным образом совместив реалии викторианской эпохи с совершенно необычными особенностями политики, реальных живых существ с мифическими, а привычных нам божеств с выдуманными самостоятельно? Временами настолько входишь в ритм повествования, что совершенно забываешь о том, что это фэнтези, а не исторический роман, и тут автор огорошивает очередной совершенно безумной реалией. Птицы-дедушки, камни богов, загадочная пещера — все это ярко, красочно, необычно. Но что же скрывается за этими декорациями? А скрывается за ними грустная и пронзительная история о смысле жизни и смерти, о долге и ответственности, о взрослении героев. Порой эта история кажется чересчур наивной, детской, а порой поражает своей глубиной и мудростью. Беспощадная стихия уничтожает почти всех жителей небольших островков, затерянных в океане, кроме подростка Мау, и она же забрасывает на остров шхуна, на которой выжила только юная наследница знатного рода Дафна. Им предстоит пережить свое горе, выжить и научиться жить. Вот так просто и так сложно. Как быть, если все, кого ты знал и любил, погибли в одно мгновение? Проклинать богов и судьбу в бессильной ярости? Наложить руки и на себя? Или найти новый смысл жизни и других людей, ради которых стоит жить? Пожалуй, именно это — самое главное в новом романе Пратчетта. Еще одна, немногим менее сложная проблема, поднятая автором — разница между внешним видом, поведением — и истинной сущностью человека. Очень важную роль в истории героев занимают попытки преодолеть жесткие внутренние и внешние ограничения, понять, что нормы поведения отнюдь не всегда заслуживают безукоризненного выполнения, что истинный подвиг может выглядеть внешне совсем не привлекательно. Автор ставит и другие непростые вопросы: о людях и божествах, о истории и современности, об истинном лидерстве. Но при этом Пратчетт в значительной мере отходит от привычного ироничного стиля и пишет в несколько непривычной назидательной манере. Книга действительно учит читателя правильным и важным вещам, но иной раз она разительно напоминает своей прямолинейностью этакий учебник жизни. Еще одна интересная особенность романа — автор соединил воедино не слишком сочетающиеся эпизоды. Тут и поиски истинного прошлого островитян, и коварные пираты, и злые людоеды, и робинзонада главных героев. При этом каждый эпизод по-своему достаточно интересен, а в целом роман порой напоминает лоскутное одеяло. Слишком уж резкими получились переходы между частями романа. Да и события порой развиваются слишком предсказуемо. Если уж в начале романа автор вешает на стену ружье в виде упоминания людоедов, то потом герои каждые десять страниц напоминают о возможном приходе этих самых людоедов читателю. Немного нетипичный для Пратчетта подход. Несколько слов о героях. Картина получилась достаточно противоречивая. Очевидно, что Пратчетт с большой симпатией относится к Мау и Дафне, но они выглядят какими-то не слишком убедительными. Второстепенные персонажи показались мне гораздо более реалистичными и яркими. А вот злодеи на редкость схематичны и картонны. Достаточно странно развивается напряжение в книге. По сути, первая и наиболее впечатлившая меня кульминация происходит уже в первой четверти романа, когда героям приходится преодолеть свои самые тяжелые испытания. Дальше накал заметно слабеет, и даже стычка с людоедами не производит столь сильного впечатления, ведь ее итог легко предугадать. И только необычный и мудрый эпилог вновь цепляет всерьез. Общее впечатление от романа у меня немного странное. На общем фоне прочитанного в последнее время остроумие и яркая фантазия Пратчетта, конечно, смотрятся прекрасно. Но если сравнивать «Народ» с другми произведениями самого Терри, например, с «Правдой», то он все же им заметно уступает. Все же «Народ» действительно, в первую очередь, прекрасный подростковый роман. Однако и взрослый читатель найдет в этой книге пищу для размышлений.
|
|
|