Многие из вас знают, что "Снежный Ком М" — редкое издательство, которое не «заворачивает» новых авторов, а реально работает с ними, дотягивая до нужного уровня и помогая с публикацией, у нас и у коллег. Мы 10 лет проводим литературный семинар, по итогам вышло больше 50 книг: у нас, в ЭКСМО, Росмэн, АСТ, Астрель, Центрполиграфе и других редакциях.
Десять лет мы проводили семинар в Крыму, но с 11-ого начали новую главу и перенесли его в Подмосковье.
ЧТО ТАКОЕ ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЕМИНАР?
Место, где собираются писатели, редакторы, просто читатели и фэны. Мастера (писатели и представители издательств) заранее вычитывают все тексты, чтобы на месте провести подробный разбор, дать рекомендации к доработке, а после доработок — рекомендовать к изданию (редко, но иногда текст берется в печать вообще без правок).
ГДЕ И КОГДА?
Мы хотим провести 11-й семинар 24-31 мая, в парк-отеле «Софрино» (это милый пансионат на краю лесного массива, общественный транспорт туда ходит регулярно).
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ:
1. Прислать роман или повесть на отбор до 5 марта 2019 г. 12 самых перспективных (не лучшего уровня мастерства, а самых интересных, мастерство можно докрутить) текстов будут отобраны соответственно по шесть в романную группу и в группу повестей.
2. Остальные участники приглашаются на семинар вольнослушателями. Это так же полезно, как и разбор вашего собственного текста: вы наравне получаете всю теорию (конфликты, их персонификация, кульминации и предкульминации, темп, ритм и пр.) и видите ошибки других авторов. Вольнослушатели также получают на ознакомление тексты семинаристов заранее.
3. Каждый вольнослушатель и участник семинара может до 5 апреля 2019 г. прислать два рассказа. По итогам отдельного рассказного семинара лучшие тексты будут опубликованы в сборниках. Рассказы принимаются автоматически, если соответствуют требованиям объёма.
Проживание в пансионате стоит 1900 руб./день. В эту сумму уже входят:
?? проживание в двуместном номере,
?? трехразовое питание (шведский стол),
?? бассейн,
?? тренажерка,
?? бесплатные напитки в течение всего дня.
Оргвзнос за участие в семинаре – 7500 руб. с праздничным банкетом по итогам семинара и 5000 руб. без банкета. В эту сумму входят:
?? Работа пяти мастеров в течение 3 месяцев и на самом мероприятии, тщательная вычитка и разбор всех текстов,
?? Рекомендации по доработке для каждого произведения,
?? Пакет участника: канцелярия, изданные книги семинаристов прошлых лет – как пример нашей работы,
?? 30 часов практических занятий,
?? Праздничный банкет по окончанию семинара,
?? Последующая индивидуальная работа мастеров с каждым текстом после доработки (повторная вычитка, продвижение в издательства и пр.)
ДЛЯ КОГО?
?? Если у вас уже есть роман, повесть или рассказы, которые вы давно хотите опубликовать — это к нам. Мы — единственный семинар, по итогам которого каждый год выходит 4-5 романов.
?? Если вы публикующийся автор, но издательства не всегда берут ваши произведения — это тоже к нам. Мы не боимся работать с неформатом и всегда находим, где его издать.
?? Если вы только начинаете писать — вы вживую познакомитесь и сойдетесь накоротке с писателями, издателями и редакторами, узнаете, как докрутить ваши тексты и выйдете на новый уровень.
Подробнее о семинаре: кто мастера, этапы обучения, что вы увезете с собой и пр.: http://snezhnykom.tilda.ws/
ВАЖНОЕ НОВОВВЕДЕНИЕ!
Наши семинаристы привыкли оплачивать проживание и оргвзнос по прибытии.
НО в этом году мы заранее бронируем отель и вносим оплату за семинаристов из своих личных средств. Это значит, что оплатить участие нужно будет не на месте, а до окончания отбора, т.е. до 5 апреля (предоплата — стандартная практика подобных мероприятий).
Просим отнестись с пониманием! Но без предоплаты Семинар может не состояться вообще!
К ТОМУ ЖЕ: Видимо, из-за того, что мы до последних недель не давали о семинаре никакой информации, произошёл некоторый перекос в текстах. Мы получили много повестей и рассказов, а вот романы пока отстают! Поторопитесь занять месте в романной группе!
Во-вторых, все, кто желает участвовать в семинаре и готов оплатить нужную сумму до 5 апреля — просьба написать на konkurs_audag@mail.ru и дать нам об этом знать на этой неделе, мы уже сейчас бронируем места. (И, конечно, опишите ваш формат участия: с романом/повестью или вольнослушателем, участие на весь семинар или без банкета и пр.). Это очень важная для нас информация. Без полной предоплаты на Семинар не будет допущен никто. Или, как было сказано, Семинар не состоится.
В-третьих, не принимаются заявки типа" приеду на три дня", приеду только на свой разбор" и пр. Семинар это комплексное продуманное и отработанное годами мероприятие, требующее постоянного ЛИЧНОГО присутствия..
В серии «Волшебные миры» вышли и добрались до магазинов две новинки, которые мы обещали уже давно.
Всеволод Алферов «Мгла над миром»
Древнее царство давно пережило расцвет, но еще почитает иноземцев варварами. Здесь смеются над малыми народами, а Царя Царей зовут владыкой мира — но как чумы боятся колдовства. Долгие годы чародеи провели в заточении, не смея покинуть обители. Однако всему есть предел. Один из магов совершает убийство — и тщетно пытается скрыть следы. Последователи святого дервиша, которого замучили маги древности, вот-вот развяжут войну. А меж тем Царь Царей стар и болен, а вельможи сцепились в схватке за престол…
ЧТО ЭТО ЗА КНИГА?
— Самостоятельная часть «Анхарского цикла», в котором уже вышел роман «Царь без царства»,
— Классическое фэнтези, которого почти не осталось: на рынке только нишевые предложения (магические академии, фэнтези-любовный роман и пр.)
Когда рушится мир, сверхспособности мало что решают: магов затягивает в водоворот так же, как обычных людей. Даже друзья теперь предают, верить больше нельзя никому – разве что этим странным существам, которые вышли из Самой Жуткой Чащи и смотрят на магов, как на еду.
ЧТО ЭТО ЗА КНИГА?
• Старое доброе фэнтези в классическом стиле, с отменной «визуализацией»: роман Ирины Лазаренко — это как посмотреть в бумаге фильм «Властелин колец», но другой.
• Автор ломает шаблоны: уютный фэнтезийный мир сорвался в хаос и пожирает сам себя, при этом местами оставаясь по-прежнему уютным, как мы привыкли в фэнтези,
• Умное взаимодействие с читателем: эмоциональное погружение в историю спасения мира, причем без надрыва, пафоса или чернухи.
Скоро подтянутся OZON.ru, Буквоед и другие книготорговые сети.
НАШИ ПЛАНЫ
(пока без обложек, но и они будут скоро)
Серия «Настоящая фантастика»
Василий Воронков «Синдром отторжения»
Близкое будущее. Гражданская война между Землей и сепаратистами с внешних планет. Орбитальная станция, где герой содержится… в плену? в госпитале? в научной лаборатории, где его вот-вот сделают подопытным кроликом?
«Синдром отторжения» — это триллер на грани фантастики и психологической прозы, медитативный, гипнотический, засасывающий в себя и не раскрывающий всех своих загадок, так что вы волей-неволей продолжаете ломать над ними голову даже после прочтения.
Серия «Антологии»
«Маяки. Антология гуманистической фантастики»
Идея сборника: «В мире жестокого будущего человечность — наше главное конкурентное преимущество».
В последние годы фантастика порождает все более мрачные и жесткие миры. И, конечно, вы согласитесь: большинство из них вовсе не пронизаны верой в людей. Роботы уже сейчас все больше похожи на человека, и сам человек — уже частично робот, до этого остался лишь шаг. Полшага.
А что, если человечность, с ее недостатками, слабостями и привязанностями — и есть единственный выход? Если наше выживание как вида зависит от умения оставаться человеком?
Павел Губарев, Далия Трускиновская, Игорь Минаков, Дмитрий Федотов, Татьяна Томах — в сборнике о том, как остаться человеком в жестоком мире.
Серия «Волшебные миры»
Дмитрий Казаков «Белые стяги победы»
Один из троицы — юный завоеватель, уже покоривший полмира и не собирающийся останавливаться на достигнутом.Вторая — дочь древнего поверженного рода, которую с детства готовили в посвященные кровавого божества.Третий — наемник, воюющий не за деньги, а ради мести.
Их свела вместе и понесла за собой война, но у каждого свои цели и ждут ли их в конце белые стяги победы?
Фирменный динамичный и мрачноватый стиль Дмитрия Казакова: настоящее фэнтези, кровавые схватки, неожиданные повороты сюжета —на фоне масштабной интриги.
К выходу сборника «Фатум» поговорили с его участником (-ами), несравненным Генри Лайоном Олди: о темном фэнтези, о мраке в литературе, о системном кризисе и будущем фантастики. И, конечно, о самом сборнике тоже.
Не будем ходить вокруг да около – передадим слово мэтрам:
Сейчас жанр темной фэнтези стал популярен в переводной фантастике: Мартин, Аберкромби — все это первейшие имена, очень популярные и в России. Более того, не только даже в литературе, но и в компьютерных играх видно, что миры достаточно темные — пользуются бешеной популярностью во всем мире и в России в частности. При этом в России, при огромном запросе, в этой нише никто заметно не работает. Как вы считаете, почему? Это неинтересно авторам? Издателям?
«Тёмная фэнтези» предполагает умение писателя владеть приёмами сразу нескольких литературных направлений. Помимо собственно фэнтези, это в первую очередь исторический роман, далее реализм и натурализм (да, натурализм – литературное направление, а не просто миска крови с требухой). Сюда же ложатся некоторые приёмы «романа ужасов» и общий мрачный взгляд на мир, свойственный «нуару». Просто чтобы иметь в своём распоряжении такой богатый инструментарий, чтобы пользоваться им, без напряжения переходя от одного средства выразительности к другому, надо обладать не только талантом, данным от природы, но и развитым литературным мастерством. И это сильно сужает количество авторов, способных написать качественную тёмную фэнтези.
Если брать именно темную фэнтези — кого бы лично вы рекомендовали, кем вы сами могли бы вдохновляться? Из западных авторов — и русскоязычных тоже?
Вдохновляться – неудачное слово. Вдохновляться тут скорее можно Стивеном Кингом и Робертом МакКаммоном (хоррор, мистический триллер), Георгием Гулиа и Морисом Семашко (исторический роман), Толкиеном, Говардом и Желязны (фэнтези). Их литературное мастерство может оказать серьёзное влияние на автора тёмной фэнтези. А читаем мы с удовольствием таких «тёмных фантазеров», как Мартин, Аберкромби, Вегнер, Бэккер. Из отечественных можем назвать Андрея Дашкова («Звезда Ада», «Странствие Сенора», «Войны некромантов»), который начинал писать тогда, когда термина «темное фэнтези» еще и не было в помине. Наверняка есть и другие достойные авторы, но как известно, «нельзя объять необъятное» -- мы читаем не только и не столько тёмную фэнтези, так что целый ряд книг этого направления прошёл мимо нас.
Сейчас задам немного такой... Притянутый за уши вопрос, но все же попробую. Если рассматривать историю фантастики, в XX и в XXI в. — можно очень утрированно выделить два этапа. Золотой век и фантастики и фэнтези был, за некоторыми исключениями, довольно утопичен, оптимистичен, иногда до наивности. Разумеется, были и исключения на протяжении всего XX в. Далее и в фантастике, и в фэнтези начал появляться перекос к более мрачным видениям будущего (или иных миров). Произошло это в разных направлениях в разное время, но, скажем, середина этого перехода пришлась на 80-90-х гг. Сегодня большинство миров как фантастических, так и фэнтезийных, вовсе не пронизаны верой в людей. Какой следующий большой перелом вы предвидите? И что должно произойти для перелома?
Мы бы не сказали, что «Дюна» Херберта, «Остров мертвых» Желязны или «Властелин Колец» Толкиена так уж оптимистичны и утопичны. Прогнозы будущего от Уэллса тоже не блещут оптимизмом. Так что в этом отношении мало что изменилось. А вот вера в людей… Да, люди в поздней фантастике становятся всё больше сволочными. Предательство, обман, насилие – превратились в норму, а там и в обыденность. Но знаете, литературу ужасов предпочитают сытые читатели, живущие в безопасности. С «тёмной фантастикой» та же история – она хорошо щекочет нервы, когда ты сидишь на диване с банкой пива. В кризисной жизненной ситуации будут востребованы иные сюжеты – скажем, в годы Великой Депрессии американцы предпочитали комедии.
Пусть уж лучше мы в сытости будем читать о предательстве и насилии, чем грянет катастрофа, порождающая интерес к комедиям. Бог с ними, с переломами! Очень уж не хочется ходить в гипсе после этого.
Не секрет, что рынок русскоязычной фантастики находится не в лучшей форме. Вы сами многое об этом проговаривали на конвентах, много писали о причинах: и со стороны политики издательств, и со стороны писателей, книготорговцев, читателей. Понятное дело, что вы не пророки, но все же — как думаете, когда тренд начнет меняться? Что конкретно нужно для этого делать?
Первые признаки изменений уже есть. Это пока только предвестники, но не заметить их трудно. И как всегда, первым отреагировал сегмент зарубежной (переводной) фантастики и фэнтези. В последние годы активно выпускаются весьма интересные, неординарные и хорошо написанные переводные книги, что не может не радовать. Да, тиражи этих переводов небольшие, в отличие от тиражей оригиналов, но их выпуск не прекращается, а кое-что даже потом переиздаётся, что не может не радовать. Вслед за зарубежными коллегами пытается пробиться к читателю и ряд интересных русскоязычных авторов – но тут, увы, дело обстоит заметно хуже. Хорошие писатели появляются, но мало кому из них удаётся издаться. А книги тех, кому это всё же удаётся, выпускаются очень маленькими тиражами и никак не продвигаются издателями. Лишь те, кого по той или иной причине причисляют к «мейнстриму» (хотя и пишут они самую настоящую фантастику), имеют больше шансов не только издаться, но и быть замеченными читателями и критиками. Надеемся, что эта ситуация со временем изменится в лучшую сторону, но чтобы это действительно произошло, надо будет приложить немало усилий.
Что конкретно стоит делать каждому уже сейчас? Как минимум, доводить до друзей и коллег информацию о новых хороших книгах. Если этого не делают издатели и не всегда способен сделать автор – имеет смысл взяться за это дело неравнодушным читателям. Прочёл хорошую книгу – напиши о ней хотя бы краткий положительный отзыв, опубликуй его в своём блоге, в Фейсбуке, ВКонтакте, Телеграм, Яндекс-Дзен, LiveLib, на форумах профильных сайтов. Посоветуй книгу друзьям и знакомым. Хоть какая-то, да помощь в продвижении. Если хотя бы часть заинтересованных в хорошей литературе читателей этим займётся – глядишь, ситуация в итоге начнёт меняться. Пусть медленно и со скрипом, но меняться...
Если коротко — ваш личный прогноз рынка русскоязычной фантастики? Какие события просто не могут не произойти?
Мы не футурологи и не рыночные аналитики, так что можем и пальцем в небо попасть. (Впрочем, они тоже периодически попадают.) Как нам кажется, тенденция к дальнейшему снижению средних и минимальных тиражей русскоязычной фантастики в ближайшие год-два продолжится. Затем начнётся постепенное сокращение количества выпускаемых наименований – поскольку реально продаваемый тираж целого ряда книг упадёт ниже порога окупаемости (сейчас это порядка 1000 экз.). Одновременно будут понемногу расти продажи электронных книг (что наблюдается и сейчас) – как на ЛитРес, так и на других, никак не связанных с ним площадках. Будут возникать новые электронные магазины книг, прорабатываться различные способы монетизации.
После чего, возможно – но далеко не факт – через несколько лет, когда изрядная часть низкокачественной литературы отсеется естественным образом, поскольку за неё перестанут или почти перестанут платить, на литературном небосклоне возникнут новые интересные имена, которые окажутся более или менее востребованы. Это вполне возможно, однако этого может и не произойти. А более детальный или более долгосрочный прогноз давать не возьмёмся – мы и в этом-то не вполне уверены.
Я бы попросил вас рассказать о сборнике «Фатум», но вы сами его сможете прочесть только после выхода. Тогда поступим иначе. Вы же знаете, кто вместе с вами попал под одну обложку. Что вы можете сказать хотя бы о некоторых из авторов?
В первую очередь хотелось бы сказать пару слов о Шимуне Врочеке и Игоре Вересневе. Книги обоих мы читали, у Врочека – рассказы и повести (в т. ч. выходившие в авторском сборнике), а у Вереснева – не только «малую форму», но и его роман «Лунный зверь», который мы разбирали на литературном семинаре в Партените, рекомендовали к изданию – и были искренне рады, когда эту книгу в итоге издали. Врочек пишет парадоксально и остро, и «тёмная сторона силы», т. е., «тёмная литература» ему не чужда. Уверены, его рассказ прекрасно впишется в сборник «тёмной фэнтези». Для прозы Вереснева характерны высокий драматизм и эмоциональность, иногда – даже с лёгким налётом эпатажа. Читали мы у него и достаточно мрачные произведения – так что его рассказ в сборник попал явно не случайно. Ну а когда книга выйдет, непременно прочтём её целиком.
После «Принца тварей» не хотите попробовать что-то в том же жанре?
Собственно, уже попробовали. «Принц тварей» входит вставной главой в наш двухтомный роман «Циклоп», вышедший в издательстве «Азбука». Это самая настоящая тёмная фэнтези: быть может, не идеально чистая (такой цели мы и не ставили), но вполне тёмная, и вполне фэнтези. При этом научно-фантастическая подкладка, базирующаяся на достижениях нечеловеческих пра-цивилизаций, тоже присутствует. Роман (как и рассказ) посвящён памяти Роберта Говарда, книги которого мы очень любим.
Саму антологию «Фатум: Самые темные века» уже можно найти:
В серии «Волшебные миры» вот-вот выйдет антология темного фэнтези «Фатум: Самые темные века». Книга пока только отправилась в типографию, но уже можно анонсировать обложку, состав и концепцию.
Да-да, концепцию. Мы решили, что по-настоящему темное фэнтези — это не всегда кровавый трэш и много секса (впрочем, для любителей, в книге есть и то, и другое).
Мы решили, что «темнота» определяется не обилием монстров и кровавыми подробностями, а общим нуаром и декадансом. Герои действуют в медленно угасающем мире, конец истории близок, неизбежен и, в общем, заслужен. Королевство на грани краха, народ вымирает, а войну, которую ведут персонажи, они обязательно проиграют. Именно такими мы видим миры Глена Кука, Ричарда Скотта Бэккера, а местами Мартина или Джо Аберкромби.
Либо подождать пару недель, пока доберется до полок магазинов. Впрочем, в магазинах будет дороже.
НАШИ ПЛАНЫ
Мы понимаем, что подзадержались, и очень извиняемся: вопросы, когда планируется продолжение уже начатых циклов, приходили и в комментариях на Фантлабе, и в личку в соцсетях.
Этой осенью в серии «Волшебные миры» точно выйдут:
1. Дмитрий Казаков «Белые стяги победы»
2. Всеволод Алферов «Мгла над миром»
3. Ирина Лазаренко «Магия тени»
Напомним, серия «Волшебные миры» основана как серия «старого доброго», классического фэнтези. На российском рынке остались только нишевые предложения (магическая академия, фэнтези-любовный роман и пр.) и переводные издания. Но спрос на новые имена, классическое фэнтези и наших, отечественных Джорджа Мартина, Глена Кука или Робин Хобб никуда не делся. Серия «Волшебные миры» заполняет пустующую нишу.
РАНЕЕ В СЕРИИ ВЫХОДИЛИ:
Всеволод Алферов «Царь без царства»
Редкое для жанра явление: фэнтези, основанное на антураже не средневековой Европы, а жаркого, душного и экзотического Ближнего Востока.Дворцовые интриги, маги-отщепенцы, жертвенная кровь на раскаленном песке. Какая связь между царствующим мальчишкой и ритуальными убийствами?
Все начинается привычно для фэнтези — с магической школы — но с первых страниц цикл уводит в область совершенно неизведанную: что, собственно, происходит с учениками после выпуска? Готовы ли они встретиться с миром людей, для которых маги чужие и непонятные существа?Автор сломала каноны и показала магов обычными людьми, сильными и слабыми одновременно: обладающими сверхчеловеческими навыками — и неспособными изменить свою жизнь или решить проблемы близких. А мир, между тем, стоит на грани, и никто не понимает, что происходит, но все чувствуют, что «нечто пугающее грядет».
Наемник, получивший неизлечимую рану в уличной схватке и ищущий исцеления у источника на краю мира. Актриса из странствующего театра, убившая благородного барона и вынужденная бежать от его воинов. Послушник из затерянного в горах монастыря, отправленный с миссией в дальний храм. Что между ними общего, что за сила направляет их путь, рисует их судьбу черными древними рунами?Автор «Черных рун судьбы» — Дмитрий Казаков, автор 47 романов, обладатель целой грозди жанровых премий, от престижного «Золотого Роскона», главной фантастической награды в России — до «Книги года» от молодежного журнала «Мир фантастики».
Яблоневый край — земля, в которой в действительности растет мировое древо, боги могут явиться на бал, и никто этому не удивится, а чтобы зажечь лампочку, следует прочесть молитву. Именно в таком мире рождается черная царевна: проклятая, последняя живая чародейка, от рождения обещанная богу мертвецов.«Черная царевна» — женское, романтическое фэнтези… которое, тем не менее, будет интересно мужчинам. Это редкое явление: история любви и верности, написанная вовсе не слащавым языком, с увлекательным динамичным сюжетом, боевыми сценами и важными вопросами, которые автор поднимает легко и невзначай: предубеждения, ксенофобия, свобода, патриотизм.
Давно ли вы читали книгу, главный герой которой — демон? А как насчет высшего демона, повелителя тридцати легионов и ста пятидесяти тысяч бесов, чья задача — искусом и обманом совращать души? В общем, добро пожаловать в Ад!Одна из самых необычных книг в русском фэнтези за последние годы. Казалось бы, дела в Лесогорье идут привычным чередом. Альтинг эльфов погряз в интригах, гномы ушли из людских земель, даже древнее зло превратилось в мелкую напасть — с ним можно столкнуться и пострадать, но шансы невелики. Зло — угроза, но угроза не страшнее наводнения или молнии.
Городская мистика – хорошая тема для сборника. Она достаточно широка и многогранна, чтобы практически не стеснять авторов в выборе сюжетов, идей и литературных приемов. И тут авторы развернулись как следует – под этой обложкой собраны четыре настолько разноплановые повести, насколько это только возможно. Содружество авторов и составителей сумело охватить почти всю ширину возможного диапазона.
Ярослав Веров в повести «Горячее лето восемьдесят третьего» мастерски решил задачу социальной адаптации сверхъестественного – вписал в исторические реалии последнего десятилетия советской эпохи мистических близнецов, оказывающих на людей очень странное и практически непреодолимое воздействие. Мистика тут тесно сплетена с социальной фантастикой, советской исторической драмой, детективом и тонкой психологической прозой, выворачивающей наизнанку души не только героев, но и читателей. Вдобавок мы знакомимся с очень интересной теорией, объясняющей до сих пор кажущийся невероятным крутой исторический поворот Горбачевской эпохи.
В повести Дмитрия Лукина «Леночка сдает экзамен, или персональный отбор» нам, по сути, представлен принципиально новый жанр – биржевая мистика или, скорее, даже фэнтези. Автор очень хорошо поработал с финансовой матчастью, добавив в динамичный сюжет из жизни сверхуспешного трейдера чуть-чуть, в общем-то, необязательной мистики по вкусу.
Потрясающая психологичная и атмосферная мистико-детективная драма Юлианы Лебединской «Город воробьев» захватывает и не отпускает с первых страниц и до последних. Читатель буквально ныряет в этот таинственный город, в котором каждому жителю дается шанс заниматься любимым делом. Вот только сыра бесплатного не бывает, и цена порой оказывается просто неподъемной. На каком-то этапе жители города оказываются перед очень тяжелым выбором. В атмосфере тайн и загадок разгораются нешуточные страсти, и читателю очень даже верится в то, с каким трудом и душевной болью каждый герой решает свою персональную дилемму, сражаясь не только с самим собой, но и с городом, который… с которым все тоже очень непросто.
Повесть Далии Трускиновской «Сын», пожалуй, наименее мистическая в сборнике. В общем-то, тут мы встречаемся с женским детективом а-ля Хмелевская, написанным живым, легким языком, только на отнюдь не легкие и очень актуальные сегодня темы. И смеяться как-то не хочется. И это не только потому, что у героини сложились странные отношения с персонифицированной смертью, чьи шаги она периодически может слышать. Мистика тут — лишь прием для усиления отдельных моментов, а история о человеческих отношениях.
Резюме: сборник очень разнообразный, и у каждого произведения, пожалуй, свой круг читателей, хотя наверняка найдутся те, кому одинаково зайдут все четыре повести.