Эту антологию, которая свои названием, куда входит слово «black», с одной стороны, предупреждает, что это сборник рассказов ужасов, с другой — просто-напросто объявляет, что книгу составил человек по фамилии Блэк, составили как обычные подозреваемые, которых можно встретить в любой чего-то стоящей книге жанра хоррор, так и имена, которые я вижу впервые.
У британцев с идеями проблем не бывает, но зачастую их клонит в чересчур прямолинейный хоррор, у которого одна цель – напугать. Возможно, кому-то это понравится, но не мне: от рассказа я жду чего-то поизобретательнее, чем говорящих манекенов и серийных убийц, вселяющихся в тела детей.
Неудачные рассказы я даже не буду упоминать, они действительно скучны, да и написаны весьма простовато.
Первоклассных же рассказов (ну или с поправкой – первоклассных в жанре хоррор) здесь четыре. «Traffic Stream» Саймона Курта Ансуорта вполне мог бы украсить сборник раннего Стивена Кинга. Двое мужчин договорились встретиться вечером, чтобы обсудить бизнес-дела. Один уже ждет в офисе, а второй вот-вот должен подъехать. Однако он не может найти дорогу к офису и вообще, кажется, потерялся. Он созванивается с партнером, просит его подождать, а сам безрезультатно пытается найти дорогу. Ансуорт постепенно нагнетает обстановку, и ужас водителя передается второму мужчине. Почти безупречная история, где попавшему в ад уже никто не может помочь. У Гэри Фрая в его «Keeping It in the Family» тоже описано безумие, но это безумие одного человека, а не безумие мира, как у Ансуорта. Семейная пара с ребенком решают поехать отдыхать на выходные и взять с собой брата мужа. Брат ладит с детьми и страдает шизофренией. Выдумки и фантазии безумца (а он еще и пишет рассказы), которые он рассказывает мальчику, но которым не верят взрослые, претворяются в жизнь. В рассказе Фрая, пожалуй, просвечивает Лавкрафт, но тем не менее это впечатляющая история.
Наиболее изящно написаны рассказы Р. Б. Рассела «An Unconventional Exorcism» и Марка Самюэлса «Keeping Your Mouth Shut». Историю Рассела немного портит название, которое уже само по себе содержит нечто вроде спойлера. Рассказ – семейная история, с духами, спиритизмом и, собственно, экзорцизмом. У Сэмюэлса герой – писатель-неудачник. Вернее, даже писателем-неудачником его сложно назвать, за несколько лет своей карьеры он не написал и рассказа. Рассказ скорее упражнение в стиле, хотя упражнение и в силе: вроде бы легковесный, псевдобезумный, но ведет за собой, от начала и до конца, невозможно оторваться.
Антология, думаю, убила сразу двух зайцев: здесь найдут рассказы по себе и любители прямолинейных «пугалок» и ценители тонкого британского хоррора с оттенком британского юмора. Но вполне хватило бы и одного убитого зайца.
Ежегодная канадская антология с названием Tesseracts, до этого сборника поставлявшая качественную научную фантастику, в выпуске под номером 13 переквалифицировалась в антологию хоррора и темной фэнтези. Этого можно было ожидать, только посмотрев на имена составителей: Нэнси Килпатрик автор многочисленных вампирских романов, а Моррелл не только автор «Первой крови» и литературный отец Рэмбо, но и писатель, выпустивший не один триллер с элементами ужасов.
Чем в лучшую сторону канадские хоррор-авторы выделяется по сравнению с коллегами из Штатов или Британии, так это бережным подходом к описанию героев рассказов. Этот сборник населяют не грубые слепки героев, не наброски, а полноценные, с бэкграундом, правдоподобными мотивами, персонажи.
Однако решив эту задачу, многие авторы антологии не смогли решить другую, ни чуть не менее важную: поместить персонажей в такую историю, в которой бы их трехмерность способствовала созданию трехмерности описываемого мира, куда персонажи помещены. Большинство историй, имея отличные задатки, так и не превратилось в нечто выдающееся. В «Stone Cold» Кевина Кокла реалистично описана жизнь инвалида, который к тому же вечно чувствует в себе холод — он никогда не согревается. К сожалению, за описаниями быта потерялась история: она как будто замерзла вместе с героем. В рассказе Ребекки Брэдли «Kids These Days» совершенно очаровательное начало: в описываемом мире дети утратили все жизненные навыки, что-то поразило их мозг: они не могут сами ни двигаться, ни пить, ни даже реагировать на что-либо угрожающее их жизни. Родителям приходится чрезвычайно тяжело справляться со своим потомством. Однако историю, которая могла так же блестяще и закончиться, автор свела к неправдоподобной хоррор-концовке. Подобная проблема и у Сюзанны Черч. В ее «The Tear Closet» скупыми штрихами от лица маленькой девочки рассказывается история домашнего насилия, но введенный фантастический элемент тускнеет от того, что автор практически скатывается в мелодраму, у которой одна цель – выдавить слезу у читателя.
Самыми сильными получились два рассказа из заключительной части сборника. Дэвид Никл в «The Radejastians» многого не договаривает, этим усиливая обаяние своего рассказа. История трех мужчин, которых и друзьями сложно назвать, которые приехали в другую страну (другую планету? Автор почти не дает никаких намеков на то, где происходит история: это может быть альтернативная Земля, а может и совсем другая планета.), ходят на непонятную работу, а один из них был приглашен в некую церковь, чтобы сравнить, лучше ли она, чем та, куда он ходил раньше (что это за другая церковь и где она была, так же не известно). Это история не о Боге, но о религии; о том, как найти себя и тут же потерять. Еще одна жемчужина антологии – жутковатый рассказ Мэри Чу «The Language of Crows». Это история странного семейства, где муж умирает, а жена остается заложницей его прихотей. При прочтении в ушах как будто на самом деле стоит вороний кар.
Приятным дополнением к весьма неплохой художественной части стало обозрение двухвековой истории канадского хоррора и фэнтези, написанная Робертом Ноултоном.
Довольно часто в фантастической литературе проклинают — а кто-то и наоборот, восхваляет — сериалы. Двадцатитомные саги о драконах, гномах-бэбиситерах, монголоидных эльфах etc etc заполняют рынок. Серьезный читатель давно уже, видя надпись "Продолжение следует", отодвигает в сторонку даже первый том х-логии.
Однако ведь если задуматься, в crime fiction (или попросту в детективной литературе) ситуация точно такая же. Только если в фантастике (и в фэнтези) из тома в том может кочевать не только мускулистый конан, но и вообще вымышленное королевство, звездная республика, то в крайме это фигура сыщика. 15-ая часть расследований хромого бильярдиста, 34-й том о детективе Бурлеске Авдеевиче Зевсе. Вроде бы детективам проще: каждый том — новое дело, пусть и с одним и те же сыщиком. Однако сериалы есть сериалы, писателю крайма также лень придумывать что-то новое, издатель протягивает контракт еще на 12 книг про полюбившегося сыщика, автор подписывает не глядя: хорошие деньги все-таки.
Но фэнтезийные сериалы, пожалуй, все-таки самые противные.
сегодня дочитал эту книгу. наверное, лучший авторский сборник из тех, что я читал в этом году. книга вроде бы out of print, но кому надо будет, найдет.