The Sixth Black Book of Horror
Ed. by Charles Black
Эту антологию, которая свои названием, куда входит слово «black», с одной стороны, предупреждает, что это сборник рассказов ужасов, с другой — просто-напросто объявляет, что книгу составил человек по фамилии Блэк, составили как обычные подозреваемые, которых можно встретить в любой чего-то стоящей книге жанра хоррор, так и имена, которые я вижу впервые.
У британцев с идеями проблем не бывает, но зачастую их клонит в чересчур прямолинейный хоррор, у которого одна цель – напугать. Возможно, кому-то это понравится, но не мне: от рассказа я жду чего-то поизобретательнее, чем говорящих манекенов и серийных убийц, вселяющихся в тела детей.
Неудачные рассказы я даже не буду упоминать, они действительно скучны, да и написаны весьма простовато.
Первоклассных же рассказов (ну или с поправкой – первоклассных в жанре хоррор) здесь четыре. «Traffic Stream» Саймона Курта Ансуорта вполне мог бы украсить сборник раннего Стивена Кинга. Двое мужчин договорились встретиться вечером, чтобы обсудить бизнес-дела. Один уже ждет в офисе, а второй вот-вот должен подъехать. Однако он не может найти дорогу к офису и вообще, кажется, потерялся. Он созванивается с партнером, просит его подождать, а сам безрезультатно пытается найти дорогу. Ансуорт постепенно нагнетает обстановку, и ужас водителя передается второму мужчине. Почти безупречная история, где попавшему в ад уже никто не может помочь. У Гэри Фрая в его «Keeping It in the Family» тоже описано безумие, но это безумие одного человека, а не безумие мира, как у Ансуорта. Семейная пара с ребенком решают поехать отдыхать на выходные и взять с собой брата мужа. Брат ладит с детьми и страдает шизофренией. Выдумки и фантазии безумца (а он еще и пишет рассказы), которые он рассказывает мальчику, но которым не верят взрослые, претворяются в жизнь. В рассказе Фрая, пожалуй, просвечивает Лавкрафт, но тем не менее это впечатляющая история.
Наиболее изящно написаны рассказы Р. Б. Рассела «An Unconventional Exorcism» и Марка Самюэлса «Keeping Your Mouth Shut». Историю Рассела немного портит название, которое уже само по себе содержит нечто вроде спойлера. Рассказ – семейная история, с духами, спиритизмом и, собственно, экзорцизмом. У Сэмюэлса герой – писатель-неудачник. Вернее, даже писателем-неудачником его сложно назвать, за несколько лет своей карьеры он не написал и рассказа. Рассказ скорее упражнение в стиле, хотя упражнение и в силе: вроде бы легковесный, псевдобезумный, но ведет за собой, от начала и до конца, невозможно оторваться.
Антология, думаю, убила сразу двух зайцев: здесь найдут рассказы по себе и любители прямолинейных «пугалок» и ценители тонкого британского хоррора с оттенком британского юмора. Но вполне хватило бы и одного убитого зайца.