...We're after the same rainbow's end, waitin' 'round the bend...
песня “Moon river” из кинофильма “Завтрак у Тиффани”
Согласно концепции Вернона Винджа, изложенной им в эссе “Технологическая Сингулярность” в далеком ныне 1993 году, к 2030 году компьютеры станут настолько мощными, что появление сверхразума станет возможным. Однако же, он не отбрасывает еще один возможный вариант пути к сверхчеловеческому — компьютерные сети и машинно-человеческие интерфейсы. Симбиоз мыслящего, знающего существа и рабочей станции.
Как человек технический, Виндж восхищается техническими чудесами, но как писатель предвещает катастрофу человечества. Действие его романа “Конец радуг” разворачивается в 2025 году. Сингулярность еще не наступила, но человечество движется к ней семимильными шагами. На этот раз поклонников творчества Винджа ждет не космическая опера, а картина близкого будущего на нашей родной планете.
Дивный новый мир Винджа вполне узнаваем. Примерно так и может выглядеть наше будущее. Основной упор автор делает на информационных технологиях, на слиянии киберпространства и реального мира. Это мир опоясавших землю компьютерных сетей, к которым подключено оборудование вшитое в одежду, а интерфейс программной оболочки виден через контактные линзы. Отныне вид окружающей среды можно менять по желанию: хотите мрачное мистическое жилище ведьмы вместо бабушкиного дома? — пожалуйста; хотите пожить в “Плоском мире” Пратчетта? — пожалуйста; хотите побыть виртуальным туристом в личине покемона? — и это возможно.
Будущее относительно стабильно, но угроза применения оружия массового поражения никуда не делась. С совершенствованием технологий оно становится все доступнее и доступнее, даже террорист-одиночка может являть собой угрозу планетарного масштаба. Но, выясняется, боятся стоит не только оружия физического. Странная эпидемия и невероятные результаты одной рекламы, показанной во время футбольного матча оказываются испытанием новой технологии ТДМВ (ты должен мне верить), которая управляет сознанием людей. Глава индийской разведки объединяет свои усилия с главами секретных служб Японии и Европы, чтобы воспрепятствовать созданию и использованию этой технологии. Помогает им в этом загадочный Мистер Кролик, создающий свою агентурную сеть и проводящий операции руками агентов с мастерством истинного кукловода.
Втянутыми в опасную игру оказываются все члены семьи Гу. Старший член семьи — Роберт Гу, в прошлом великий поэт. Он в прямом смысле вернулся к жизни, победив болезнь Альцгеймера. К нему вернулся ясный ум, но его талант утрачен. И вот, попытки вернуть прежнего себя приводят к тому, что он становится марионеткой в чужих руках, навлекая неприятности на всю свою семью.
“Конец радуг” роман немного комический и на первый взгляд несерьезный. Все эти “игры” с киберпространством; забавный Мистер Кролик — джокер в колоде персонажей, одновременно похожий и на кэрролловского персонажа из “Алисы”, и на американского мультипликационного героя Багса Банни; потешный бой за библиотеку между кружками веры и т.д. Но это только верхний слой, за которым скрываются серьезно проработанные персонажи, которые обитают в мире, где техногенная безработица стала реальностью, где люди утратили чувство прекрасного. Виндж не рисует красочное будущее яркими цветами, но и краски не сгущает.
Отдельно хочется отметить удачный ход с внедрением читателя в будущее. Автор предлагает познавать мир вместе с отставшим от прогресса 75-ти летним противным стариком, которому приходится посещать школу под девизом “Изо всех сил стараться не устареть”, чтобы идти в ногу со временем. В конце романа Роберт Гу, в прошлом технофоб, все-таки осваивается в новом мире, в котором наблюдаются признаки “пришествия сингулярности”. Она является то ли в форме сверхразумной человеко-машинной сети, то ли в форме искусственного интеллекта — автор намеренно не отвечает на этот вопрос. Возможно потому, что одним из признаков Сингулярности и есть что-то за пределами нашего понимания.
Идя по нынешней стезе развития, человечество в итоге вымерло. Оно изобрело оружие массового уничтожения, но так и не смогло развить космические технологии, позволяющие заселить космические просторы, чтобы дать себе шанс на выживание. Исправить положение — работа для загадочного хронокорректора, который в своем металлическом теле производит раскопки на умершей планете Земля, дабы найти ключевые точки развития цивилизации, изменив которые, можно изменить ход истории и дать человечеству шанс. Помогает ему в этом нелегком деле некий человек, найденный им замерзшим во льдах, вернее его возвращенное к бытию сознание.
Возможных вариантов поворотных моментов в истории великое множество. Илья Тё предлагает свой вариант с вмешательством в события накануне революции, сотрясшей Российскую империю. Именно ей суждено стать основным игроком будущего на континенте благодаря своему геополитическому расположению. Сама идея в целом интересна, но она — лишь фундамент. Посмотрим, что же на нем возвышается.
Текст произведения похож на документальную хронику и мемуары очевидца одновременно. Способствует этому энциклопедическая точность описываемой ситуации (по крайней мере так утверждает сам автор), сложившейся в империи накануне отречения от власти Николая II. Но достоверность имеет, конечно же, свои границы. Поэтому автор местами внес свои коррективы, повинуясь построению сюжета и излагая свою версию событий. Получилось весьма интересно и познавательно.
Стиль автора несколько необычен. С одной стороны он слишком логичен и скуп, с другой наполнен сравнительными описаниями. Иногда автор останавливается на описаниях совсем уж ненужных событий, а многие интересные моменты наоборот упускает. Главный герой уж очень логичным и мало эмоциональным получился. На фоне этого многие восторженные эпитеты, употребляемые им, заставляют себя чувствовать как-то неуютно. Но буду справедлив: многие сравнения получились очень удачными, — буквально пара слов прекрасно передавала картину происходящего. Но, как бы там ни было, эти небольшие, смущающие меня, факторы не помешали дочитать роман до конца, не пропустив при этом ни одного абзаца.
Цель оправдывает средства. Видимо этот принцип главный герой реализовывал в своей миссии. Получив задание от хронокорректора просто выжить, он решил пойти своим путем и круто берется за дело. Методы его разочаровывают: они просты и прямолинейны. Мне кажется, что можно было сыграть более тонко и аргумент, что остановить раскочегарившийся паровоз восставших можно только таким образом, откровенно слаб. Сложилось впечатление, что и сам автор порицает действия главного героя устами самого хронокорректора — спасителя Ники. Возможно я и предвзято сужу, но один в поле не воин. Даже если он и наделен огромными возможностями. Вышло так, что герой все пытается донести до читателя как же сложно было что-то изменить в ходе истории, а на деле решает это бездумными кровожадными поступками, причем с удивительной легкостью.
Подведем итог. Перед нами вполне интересный текст — вариация на тему: “а что если бы... революции не было”. Сюжет и идея ясны, а стиль вполне приятен. Но хотелось бы более изощренного подхода к решению задач, возложенных на вершителей судеб. Возможно хотелось более задеть вопросы философии, а не вскользь пройтись по ним. «Евангелие от Ники” — ведь одно только название обязывает включить в текст поучительные моменты.
Ну что же. У романа должно быть продолжение и я надеюсь получить в нем ответы на накопившиеся вопросы. Самый главный из которых: кто же такой хронокорретор?
Итог 7/10
Ну вот, примерно, что осталось в "сухом остатке" впечатлений от данного произведения. Буду ли читать продолжение? Буду, хотя бы для того, чтобы узнать ответ на вышеуказанный главный вопрос. Просто интересно, какой же ответ скрывает автор. А пока почитаю цикл "Вселенная кластеров" . Автору желаю дальнейших творческих успехов.
Думаю, что многие любители фантастики уже знакомы с серией “Сны разума”, порадовавшей “Ложной слепотой” П. Уоттса и несколько огорчившей расхваленым “Спином” Р. Уилсона. И вот теперь нашему вниманию предлагается номинант на премию “Хьюго”, лауреат премии Хайнлайна — роман М. Флинна “Эйфельхайм. Город-призрак”. “Хьюго”, как и любые другии премии, весьма субъективна. Субъективна даже не столько по причине субъективности мнений людей ее присуждающих, сколько в виду оценки произведений не самих по себе, а в сравнении с другими номинантами. И это четко видно при сравнении “Спина” — лауреата и “Эйфельхайма” — всего лишь номинанта. Ради интереса посмотрите кого обошел “Спин” и кому уступил “Эйфельхайм” и почувствуйте разницу.
В своем романе Флинн вернулся к своей одноименной повести, написанной им еще в 1986 году. Она лягла в основу одной из сюжетных линий романа, посвященной нашим современникам. Клиолог Том Шверин обнаруживает на карте Германии “аномалию”, а именно незаселенную территорию, которая теоретически должна быть заселена, если верить его математическим моделям. Называется эта загадочная местность в Черном лесу Эйфельхаймом (видимо искаженное “Teufelheim” (нем.) — дом дьявола). В ходе исследования выясняется, что в XIV там была деревушка под названием Оберхохвальд, но после эпидемии чумы она была заброшена и, вопреки логике его рассуждений, так и не была заселена вновь. Что же произошло семь столетий назад? Какие тайны скрывает история? Почему же местность Эйфельхайм пользуется дурной репутацией? В поисках ответов Тому поможет Шерон Нэги, физик, исследующая вопросы постэйнштейновких теорий. Казалось бы, что общего в их исследованиях? Но как показывает сюжет романа, силами одной только истории к разгадке города-призрака не подойти.
Вторая сюжетная линия как раз и посвящена загадочному поселению Оберхохвальд. Автор переносит нас в Средневековье, причем это ему удается на удивление хорошо. До медиевиста Флинну, конечно же, далеко (сравнение с романом Умберто Эко “Имя розы” не более чем притянуто за уши). Но, однако же, Оберхохвальд вышел очень даже правдоподобным, населенным весьма колоритными и запоминающимися персонажами. Главный персонаж этой ветки — местный пастор. Но весьма непростой: ученик Буридана и товарищ многих известных на ту пору мыслителей, скрывающийся в этой глуши от своего прошлого. Выбор главного герой более чем удачен. Помимо образованности главного героя, которая позволяет донести до читателя всю мудрость (многие будут удивлены насколько были развиты тогда некоторые науки) и некоторую наивность (по современным меркам) той эпохи. А кроме этого органично вплести в сюжет вопросы религии, философии и логические умозаключения. Но даже неординарный ум средневекового героя не позволяет ему сразу понять, что к ним пожаловали представители внеземной цивилизации...
Флинн описал, наверное, самый интересный вариант контакта с инопланетными гостями. Во-первых, контраст между землянами и гостями из космоса: более развитая технология против более развитой социальной системы. Во-вторых, нас прилетели не завоевывать и не изучать: инопланетяне (крэнки) сами оказались здесь в западне из-за сломавшегося корабля. Ну и напоследок. Как вам крещение пришельцев, обучение их "человечности"? Причем все это описано без лишнего пафоса и даже трогательно: узнав что такое сострадание и помощь ближнему, пришельцы делают свой выбор и помогают людям.
Несмотря на обилие терминов и “трудности перевода”, книга получилась очень даже “легкой”. Вникнуть во все и понять очень просто. Флинн мастерски обошел все острые углы, отпугивающие читателей, боящихся сложностей, который возникают у них при чтении фантастической литературы. И вышло так, что ее можно рекомендовать к прочтению не только любителям фантастики, но и исторической прозы: средневековый быт, учения того времени, феодальные распри — все это придется им по вкусу. Книга получилась хорошей, доброй, но немного грустной. Нетривиальный сюжет, колоритные персонажи, новый взгляд на, казалось бы, давно известные истины — что еще нужно искушенному читателю?
"Карантин" Грега Игана является весьма интересным представителем "твердой" НФ. Особых требований к научным познаниям читателя не требуется, но знания основ логики и физики лишними не будут. Автор грамотно рассказывает о квантовой механике, оперирует логическими понятиями — только это уже способно привлечь к себе внимание. Но, к сожалению, у нас издан (насколько мне известно) только один роман этого писателя. И это, честно говоря, меня удивляет.
Представьте себе фантастический детектив, включающий в себе логические рассуждения и квантовую механику. И все это в мире будущего, в мире нанотехнологий — и это не просто сеттинг. Почему же в будущем, по версии Игана, активно начали развиваться нанотехнологии? Да все просто: гигантская сфера, она же "Пузырь", заключила в себя всю Солнечную систему. И людям, в виду невозможности преодолеть этот барьер, пришлом обратить внимание на более земные проблемы, в прямом смысле этого слова. Итак, главный герой — частный детектив. Анонимный работодатель поручает ему найти некую Лауру Эндрюс, исчезнувшую из психиатрической клиники. Поскольку она сама даже не в состоянии повернуть дверную ручку, то детектив приходит к выводу, что она похищена. Но в ходе расследования выясняется, что Лауре непостижимым образом удавалось сбегать из охраняемой клиники уже дважды... Чтобы найти ее, частному детективу, Нику Ставрианосу, придется приложить немало усилий, пережить множество приключений. А помогут ему в этом его собственный ум и модификации к мозгу, которыми он напичкан (фактически все что ему нужно для работы — есть у него в мозге — прямо-таки реализованный принцип omnia mea mecum porto ).
Первая часть романа похожа на классический детектив, пусть даже в необычном оформлении. Далее же главный герой разгадывает причины похищения. Оказывается, что похищенная женщина обладает некими способностями, на основе которых построен новый мод, не позволяющий "схлопывать" многовариантность событий (это "схлопывание" и было причиной возникновения "Пузыря"). Фактически, носитель мода может выбирать тот вариант событий, в котором нужное действие произошло. Как вы видите, сюжет интересен, но немного усложнен всяческими теориями. Еще один минус — многие интересные нити так и не вывели нас к чему-то, не все вопросы перекрыты ответами автора. А так вполне достойное произведение. Если не прочитаете, то ничего не потеряете, а вот если прочтете — что-то приобретете
Перед нами дебютный роман весьма перспективного автора, если опираться на количество хвалебных отзывов в его сторону. Как известно, лучшее — враг хорошего. Так и это произведение, вобравшее в себя некоторые фрагменты давно написанных и любимых поклонниками фэнтези творений, во многом превосходит их.
Как мне кажется, фэнтези — вообще достаточно консервативный жанр. Такое впечатление, что все писатели стараются идти проторенной дорогой, боясь с нее свернуть: такого обилия штампов нет, пожалуй, ни в одном жанре. И вот он «докатился» до того, что стал подобием мозаики, когда автор из готовых кусочков-штампов собирает свою картину воедино. “Имя ветра” в этом смысле исключением не стало: магия, тайны, древнее зло и прочее, и прочее... Но благодаря некоторым находкам, он смотрится выигрышно на фоне себе подобных.
Повествование ведется от имени главного героя Квоута, поведавшего свою историю Хронисту. Его вырисовавшийся образ уж больно смахивает на Гарри Поттера Роулинг (которого я так и не смог заставить себя прочесть до конца), только “повзрослевшего”, поскольку взаимоотношения между героями куда более зрелые, а стиль автора куда жестче. Образ студента магического университета, резко выделяющегося из массы себе подобных — не новинка. Ну что же, простим автору вторичность, ведь если писать о студентах двоечниках-неудачниках, то выйдет юмористическое фэнтези в стиле Пратчетта, а так как он, еще нужно уметь писать.
Нить повествования характерна тем, что читатель уже знает с первых глав, чем окончится рассказ главного героя. Тут интрига построена не на развязке сюжета, а скорее на том, что было до нее. Ведь кому не станет интересно как судьба сделала из мага трактирщика? А кто не будет заинтригован его таинственным учеником? Искренность главного героя позволяет проникнуться доверием к его словам. Он предстает перед нами таким, каким есть. С достоинствами и недостатками. Таким образом автор пытается достичь доверительного отношения читателя к герою, как бы в ответ на таковое со стороны самого героя. И, должен сказать, небезуспешно. Страница за страницей... я увлеченно читал о приключениях Квоута. Эта книга из тех, какие сложно просто взять и отложить по причине неотложных дел — все думаешь: “ну все, это последняя страница” и... читаешь дальше.
Очень важным недостатком для многих будет построение самого мира — сплошь небрежные наброски. Героям как бы неинтересно рассказывать нам о странах и народах — для них это общеизвестно. А нам же придется собирать сведения по крупицам из разговоров, легенд и песен, баек из таверн. И это, должен сказать, увлекает. Так что, этот недостаток имеет обратную сторону, по крайней мере для меня. Не любитель я, знаете, утопать в десятках географических названий, изучать геополитическую ситуацию с картой в руках (если сюжет этого не требует), читать целые лекции по истории каждой народности с лингвистическими уроками.
Немного о самом стиле. Он действительно хорош: поэтический, эмоциональный и... в то же время деловой. Автор обильно сдобрил текст песнями и стихами, мифами и легендами, — таким символическим образом он знакомит нас со многими деталями своего мира заранее, до столкновения с ними ”вживую”. Несмотря на немалый объем, в тексте почти нет лишних деталей, а каждое слово тщательно подобрано и вплетено в общий узор. Автор создал особую атмосферу, которую иначе, чем «фэнтезийной», и не назовешь. Читается легко и интересно. Очень достойная книга. Советую.