Интернет-магазин "Лабиринт" и мое единственное интервью:
http://www.labirint-shop.ru/news/5027
Персона: Илья Тё
Удивительные вселенные, шедевры Искусственного Мирозданья, могущественные технобоги, обреченные на бессмертие и те, кто посмел им бросить вызов. Каждая "деталь" этой необычной вереницы миров прописана так тщательно, словно автору было "кем-то" поручено составить подобный план-чертеж нового Космоса. Получилось жестоко, реально, завораживающе…
Беседовал Алекс Громов.
Содержание:
Интервью
Что почитать?
Интервью
1. Насколько ваш богатый жизненный опыт помог при создании таких необычных миров? Что заставило вас, прошедшего на планете Земля огонь, воду и медные трубы, обратиться к литературе, причем именно к фантастическому жанру?
Нельзя сказать что "переход к фантастической литературе" случился внезапно. Мой отец — авиационный инженер, — читал фантастику с детства. Вероятно, тяга к жанру перешла ко мне от него. Мы многое обсуждали, и так получилось, что "Гиперболоид инженера Гарина" А.Толстого я прочитал раньше чем, например, Л. Толстого или Пушкина из школьной программы. Голова с тех пор стала набекрень и, по счастью, такой и осталась.
2. Какой тип героя вам ближе? В общем-то безжалостный Гордиан, Гор-Палач, или же кто-то иной? Есть ли в том же Гордиане что-то от вас? Или от ваших друзей, знакомых?
Перефразируя фразу одного из уважаемых мной авторов, могу сказать что "герой должен быть логичен". Мой тип героя – логик. Он не ученый, вечно погруженный в раздумья и не застенчивый меланхолик, который мечется в растерянности, принимая решение. В критической ситуации Гор выбирает оптимальный путь, старается добиться результата, причинив минимальный вред окружающим, и, конечно, вне зависимости от обстоятельств, сохранить себе жизнь. Так что утверждать будто Гор "безжалостен" — не верно. По своему, он очень человечен и справедлив.
Есть ли что-то в Гордиане от меня или знакомых? Пожалуй, только способ мыслить. Гор – бессмертное существо. В нашем мире ему нет аналогов.
3. Знаете ли вы, начиная писать книгу, что должно произойти с героями? Есть ли у вас четкий план? Как вы решаете, кому жить, а кому умереть? Или действительно, как уверяет Тэдди Октавиан, наказанного Учредителем (т.е. Создателем, которым в данном случае являетесь вы), невозможно воскресить?
Мой ответ на первый вопрос: нет, я не знаю что должно произойти. Сюжет идет сам, иначе что это за мир, который полностью зависит от автора? В каком-то смысле, все три романа бог Гор жил и действовал отдельно от меня. Все решения по ходу событий он принимал сам, ломая сюжет едва не через страницу. Я лишь описывал его выбор. Обычно есть общая идея, абстрактная концепция, а также некое понятие о справедливости, о том, чего герои должны добиться, и какой конец должен постигнуть антигероев. "Планом" это назвать нельзя. Мне известна вожделенная цель, но герои должны идти к ней сами. И да – "наказанного Учредителем невозможно воскресить".
4. Как вы придумываете, прорабатываете мир, чтобы добиться его "реальности"? Многие писатели-фантасты размещают в своих романах карты сказочных миров, а вы к картам добавили еще приложения, в которых разглашаете исключительно информацию для служебного пользования. Например, численность подразделений королевской армии и, соответственно, штатную численность подразделений Армии Свободы.
Я не люблю в фантастике "ненатуральность". Фантастический мир может быть сколько угодно "вымышленным", но должен обладать внутренней логикой. Автор может обладать сколь угодно безграничным воображением, но элементы, созданные этим воображением, обязаны быть уравновешенными относительно друг друга. Прежде чем приступить к сотворению мира, я убеждаю себя, что мир существует в реальности. Я не придумываю миры – я строю их так, словно они существуют на самом деле. И, разумеется, если в Эшвене есть армия, значит, есть ее внутренние регламенты. Если существует Церковь – есть ее внутренняя структура. Если есть общество – должно быть социальное расслоение, экономика, политическое устройство. Описать мир целиком нельзя, — просто не хватит места в романе. Но надо стараться! Нельзя "придумать" новое мироздание, высосав описание целой вселенной из пальца. Но ее можно описать такой, какой она может существовать на самом деле!
5. Как вы относитесь к виртуальной реальности? Случайно ли главным героем стал технобог, обладающий именно способностью повелевать электронными устройствами?
Интересный вопрос. К виртуальной вселенной я никак не отношусь. В последнее время "виртуальность" стала своего рода трендом в фантастике и мне это не особенно нравится. Хочу отметить, что Искусственное Мироздание не является виртуальностью. Мир-после-смерти это не электронный или синоптический симулятор, он существует на самом деле и создан из тех же атомов, что и наш. Что же касается способности управлять техникой то … тут я пытался сказать, что человек – дитя и раб технологий. Физическая сила, ловкость и даже экстрасенсорные способности – ничто по сравнению с техникой и наукой.
6. "Свободный прихожанин, чувствуя близость смерти, приходил в храм и, уплатив значительный взнос, получал доступ к реинкарнации". Наше "светлое будущее", описанное в иных терминах?
В каком-то смысле, это не наше будущее, это наша надежда. Бессмертие стоит денег и за него придется платить. Шучу, конечно, однако доля шутки тут весьма не велика.
Более подробно этическая и финансовая стороны "клонической реинкарнации" – бессмертии богов будущего, которое в цикле о "Твердом космосе" затронута незначительно, будет описано в трилогии о Нуль-Корпорации. В ближайшие недели романы сдаются в издательство и, надеюсь, там будут ответы на все вопросы.
7. Большинство ваших героев не расстается со оружием и вообще ведет буйный образ жизни. Понятно, что "добро должно быть с кулаками". Но как же вы их будете когда-нибудь трудоустраивать, особенно вечных? Или – "вечный бой"?
Мои герои – вовсе не добро. И они – вполне трудоустроены.
Идея всех трех циклов об Искусственном Мироздании – о Корпорации, о Твердом космосе и о Бесконечной плоскости (циклы анонсированы в сети) как раз основана на мысли о специализации людей по духовным качествам. Тело и память можно дать любые, но душу… Есть прирожденные ученые, прирожденные пилоты, прирожденные политики и даже прирожденные проститутки. Кто из них достоин быть Богом, хранителем человечества? Разумеется, "прирожденные герои". Так что с трудоустройством у моих персонажей нет проблем. Ответ на ваш вопрос – вечный бой.
Что же касается "добра с кулаками", то, еще раз повторюсь, герои цикла не олицетворяют собой "добро". Они олицетворяют справедливость и возмездие, что, согласитесь, совсем не одно и то же.
8. "Самомнение – это худшая черта бессмертных". А каковы их лучшие черты?
Уверенность в себе, то есть тоже — самомнение. Лямку бессмертия невозможно тянуть без гипертрофированного эго. Это доказали еще Муркок и Желязны.
9. Корпорация Нулевого Синтеза – передовой мир, который отличает тяга к прогрессу. "Твердый Космос" — место досуга, буйных (и не очень) увеселений. "Создадите" ли вы и остальные миры, непохожие на них?
Безусловно. После трилогии о Нуль-Корпорации (мире технологий) готовиться трилогия о Бесконечной плоскости – безграничном Рае будущего, созданным Учредителем раньше прочих вселенных Искусственного Мироздания. Мнения об абсолютном счастье человечества различались в разные века. Бесконечная Плоскость – это мой взгляд на то, каким может быть идеальный человеческий мир, идеальное общество и идеальный homo. Вообще то, это будет роман ужасов.
10. Ваши любимые книги? Фильмы? Игры?
Хаггард, Говард, Ван-Вогт, Муркок, Фармер, Вэнс, Энтони, Желязны, Гейман.
По фильмам и играм сказать сложнее – их большое разнообразие и достойные проекты появляется чаще, чем новые хорошие книги. Назову предпочтения – ужасы, апокалиптика, техногенные катастрофы. Из последних фильмов впечатлил "Район № 9". Безусловно, это не апокалиптика, однако своеобразная версия первого контакта как минимум весьма оригинальна. Питер Джексон – браво! Из того, что не нравится – "Обитаемый остров". Если первая часть была относительно съедобна, то вторая не вызвала ничего кроме недоумения. Настолько испортить Стругацких надо было постараться. Из игр более всего ожидаю новый "StarCraft", но это, конечно, скорее даль ностальгии, чем реальное увлечение.
11. Когда же выйдет завершающая часть трилогии "Твердый Космос"?
…
Что почитать?
"Тюрьма для Господа Бога"
Жил-был олигарх Гордиан, мелкий технобог, в своей небольшой, но вполне функциональной и живописной личной Вселенной, являвшейся частью огромной Корпорации "Нуль-Синтеза", с размахом творившей искусственные миры. И было у него все хорошо (с деньгами, наложницами, планетами), но вот существовала в той Корпорации традиция – раз в 360 местных лет бессмертные сотрудники-демиурги должны обновляться, получая доступ к реинкарнации. Сознание перемещалось в новую телесную оболочку и за ней признавались все права старой личности. Но вот перед этой процедурой пожаловали к Гордиану в гости два конкурирующих владыки Корпорации, и каждый в доверительной беседе сделал ему некое предложение. Оказывается, Господь, сотворивший все эти супертехнические чудеса (нуль-синтез, нуль-транспортировку и т.д.), исчез бесследно, и поэтому необходимо срочно найти ключи к его кодам. Дар Гордиана – поиск, и он одному из прибывших сказал "Да". Но после реинкарнации очнулся технобог в не том теле и не том месте: он превратился в юного раба в мире, чуждом Корпорации. Местным правителям пришлось несладко – Гордиан вкоре стал ужасом надзирателей, призовым бойцом на гладиаторских боях и мятежным пророком…
Цитаты
"Суровая этика Корпорации требовала, чтобы всякого, кто посягнул на ее служащих или ее имущество, настигала смерть. И пусть сейчас заводы "Нуль-Синтеза" далеко, он остался его работником, демиургом, менеджером, солдатом, диадохом и черт знает, кем еще".
"Семь дворцов выстроил Гордиан в мире под оранжевыми небесами. Наиболее известным из них был Тарсонис – Песочный дворец, выполненный в стиле "хай-тек" из бетона, стекла и стали, покрашенный "под песок", и ставший одним из самых грандиозных дворцовых комплексов…Это был дворец наслаждений. Сорок тысяч наложниц, по сотне на каждый день в году, проживало в гареме этого дворца…"
"За орбитой Залены вращалась Голи, сказочная и кошмарная "голубая планета" Гора – мир острых когтей и разрывающих плоть клыков! То был мир джунглей и ящеров, где правило свой ни на что похожий бал безумное буйство дикого животного мира. …Разумеется, все растения и существа "мира джунглей" являлись существами генетически модифицированными Гордианом. На древней прародине человечества, давно забытой жителями Корпорации, в их вечной гонке за бессмертием и богатством, таких ярко-голубых папоротников, таких грибов-снайперов, таких гигантских ящеров и таких стремительных плодоядных растений никогда не существовало.
…И, наконец, была на Голи несравненная Башня-Пирамида – аналог юкатанских храмов майя – высотой почти с километр, с кричавшей роскошью наружной отделки, в варварских красках, поражающая своей странной, "жестокой", необузданной красотой».
"На атласе изображался не мир-шар, как можно было подумать, а мир-пузырь, мир-каверна. Планета, вывернутая наизнанку, окруженная со всех сторон бесконечной твердью и пустая внутри!"
"Апостол явился на корабле из металла, парящем в небесах, и своим жезлом испепелил войско одного из местных царьков, не сумевших воспринять его ангельское предназначение с должной вежливостью".
"...упомянутый Господь не стеснялся применять в сражениях и при осадах дарованную им проведением божественную мощь, испепеляя вражеские полчища десятками тысяч".
"Экономика была подсажена на иглу синтетического производства. Голод и дефицит товаров уничтожают народы жестче и вернее, чем войны и нашествия врагов".
"Война для Господа Бога"
Как вернуть себе божественность? Разгромить приверженцев чужих богов и добравшись до местных храмов, задать жрецам несколько нескромных вопросов... Но став идейным вождем восстания рабов, тринадцатым пророком, бывший раб и бывший бог Гордиан понимает, что теперь он сражается против Системы, которой он служил долгие годы. Его новые друзья и возлюбленная для правящих технобогов – лишь винтики огромного механизма, обеспечивающего им комфортабельную Вечность. Технобоги, создатели Вселенных, не могут быть человечными и равными людям…
Цитаты
"А если личность мелка и неудачно скроена, то и мечты и у личности будут неправильные и дурные".
"Сколько бы вы побед не одержали…вам не проникнуть в храмы, а это значит, не получить оборудования для синтеза материи миров. На вашей стороне всего лишь непобедимая армия, на нашей – технологии синтеза и клонирования! Ваша доблесть – ничто по сравнению с вашей наукой!
Мушкеты и шпаги бессильны против клонических колб и синтетических аппаратов".
"Образование в Корпорации являлось тотальным и доступным…только удачные изобретатели могли стать во вселенных Нулевого Синтеза богатыми людьми. Всех остальных ждала безработица и "добровольное рабство", необходимое для продления жизни и реинкарнации. Так что свободным людям из Континиума Корпорации приходилось слишком много "работать головой", чтобы сохранить свое платное бессмертие и свободу".
"Постоянные, бесконечные средневековые войны в колониях, схватки флотов, восстания покоренных народов, дуэльные турниры, скачки и стычки, гладиаторские бои, гаремы наложниц, шпаги и пистолеты – все это на фоне блистательного королевского двора вкупе с роскошными поместьями шательенов, с их титулами и роскошью быта представляли собой великолепное поле для самореализации любых, самых авантюрных натур".
"Давным-давно, когда только был создан Твердый Космос, верховным божеством на всех всех-планетах пузырях почитали мрачного Бога смерти.
…С экранов храмовых мониторов…явился новый бог – Бог Света…Население никогда не испытывало особой религиозности по отношению к своему старому Богу-Творцу, преклоняясь скорее перед его реальным могуществом, чем перед его божественной святостью и поэтому замена произошла легко…"