Читали ли вы "Колесо времени"? Тогда готовьтесь, во "Втором правиле волшебника" вас ожидает парад дежа-вю. Искушенный читатель с удивлением проведет целый ряд аналогий:
— сестры Света и Тьмы — Айз Седай и Черные Айя (вплоть до мелочей вроде внутренней структуры Черных и знающей об угрозе, но вынужденной опасаться предательства аббатиссе-Амерлин);
— ошейник Рада-Хань — ошейник айдам;
— войнствующий народ дикарей бака-бак-мана, согнанный с места волшебниками древности и ожидающий прихода Избранного, — народ Айил (опять же, вплоть до мелочей вроде войны с соседями и последующим примирением).
Многие на это резонно возразят: мол, большинство сюжетных ходов уже изобретено и придумать что-то новое сложно. Хорошо, я бы вполне благосклонно смотрел даже на такие явные заимствования, но при одном условии: чтобы Гудкайнд развил взятую им тему и умножил ее идеи. К сожалению, получилось с точностью до наоборот: Терри значительно упростил идеи Джордана, низведя их чуть ли не до уровня "дорожного чтива". Сложная структура ордена волшебниц в исполнении Гудкайнда скукожилась до единственного деления злой-добрый, а их разнообразные цели сводятся в основном к каким-то полурелигиозным учениям и воспитанию волшебников, лишь аббатисса как-то выделяется из этой когорты. Народ бака-бан-мана и его историю, в отличии от Айил, можно описать всего-то парой предложений, а их участие настолько локально, что моментально забывается. Единственное, что удалось как-то развить Гудкайнду — это структуру и интерпретацию пророчеств.
Другая беда Гудкайнда — баланс, который чаще обсуждается в темах о компьютерных играх. Магия в мире Меча Истины делится на два вида: творящая магия Приращения и разрушительная магия Ущерба. По мысли автора они равноценны и дополняют друг друга, на деле же все оказывается совсем не так. Магия Ущерба играючи пробивает любые защитные построения из Приращения, в обратную же сторону это правило совершенно не работает. Вот и получается, что величайшие волшебники Приращения оказываются практически беспомощными перед зауряднейшими из адептов Ущерба. Остается удивляться чем занимались сестры Тьмы "много тысячелетий" и почему, имея такие возможности, до сих пор не подмяли под себя Дворец Пророков? Ну а на вершине пирамиды под названием Баланс горделиво стоит ГлавГерой Ричард Сайфер, сокрушающий противников толпами, причем обычно не понимая, что же он собственно делает. Да и пророчества вершит он так же: освобождает свою силу, "ярость овладела им", потом бум-бац, "с его меча сорвались молнии", а под конец он разводит руками: сам не понимаю, что же я только что сделал. Отдельные же эпизоды напоминают игру автора с героем в "поддавки": например, сестра Тьмы сумела ввести Ричарда в заблуждение: мол, щас я тебе помогу, а на деле пытается поглотить его силу. И тут голосом опереточного злодея сообщает своим слугам во всеуслышание: "подождите, щас я его прикончу и отдам его тело вам, ха-ха-ха!". Сообщает раз, другой, третий, пока герой не насторожился (прям как в анекдоте: Штирлиц ехал с женой по Берлину, жену убили, Штирлиц насторожился.) и не начинает сопротивляться. А сестра вместо того, чтобы прикончить\обездвижить Героя своей магией, начинает сражаться с ним на мечах, а магией максимум взрывать камни у него под ногами.
Стоит поговорить отдельно и о непосредственной роли Ричарда. Личность он незаурядная: вещает только что же усвоенные житейские истины направо и налево, а толпы страждущих слушают его открыв рот. Кто не слушает и говорит поперек — тот непременно плохиш, "хорошие" же вначале могут пожурить: "Ох, какой упрямый! Ох, какой горячий!", а затем непременно осознают груз ошибок, которые совершались ими и их предками уже много тысяч лет. Кстати, как только вам встретится в книге упоминание о том, что никто не мог сделать что-то уже много тысяч лет, смело можно ставить крупную сумму — это непременно сделает ГлавГерой, причем не далее чем завтра. Ну или, в крайнем случае, в следующую пятницу. О приключениях же Кэлен, даже и вспоминать не хочется. Одна ее "нудистская атака" с войском пацанов чего стоит. В чем более-менее преуспел Гудкайнд, так это в создании образов престарелых колдунов: к анекдотичному Зедду добавился любопытный пророк Натан.
Говоря об авторском стиле, ничего нового по сравнению с "Первым правилом" сообщить не удастся. Гудкайнд, в принципе, неплохо владеет пером, умеет иной раз неплохо построить диалог или создать нужную атмосферу, но сильно портит впечатление его страсть к тоннам "воды" из бесконечных "охов-вздохов", неоригинальных моральных терзаний и обсасыванию одной и той же темы (вроде любит-не любит) по десять раз, что заставляет пролистывать страницы при повторном чтении.
Итог: Лет десять назад, при первом чтении цикла, "Второе правило" мне показалось наиболее интересной частью "Меча Истины". Оно и не удивительно: идеи "Колеса времени", пусть даже и сильно "адаптированные", выглядят здорово. Но на нынешний день как сериал в целом, так и вторая часть в отдельности выглядят весьма бледно, не выше определения "середняк". Если "Колесо времени" Джордана кажется вам затянутым и скучным, то "адаптацию" от Гудкайнда стоит прочитать, в противном же случае нет смысла тратить время на бледную копию. Ну разве что посмеяться про себя.
Начну я с того, что "Черный отряд" не такой уж и Черный. Нет, он честно им притворяется: иногда сокрушается по поводу собственных принципов, периодчески кого-то режет-убивает, но словно бы неохотно, для галочки. Дело в том, что повествование ведется от лица отрядного хрониста, а он... никто иной как романтик. Руководство и те члены отряда, с которыми он прежде всего общается, также не убийцы-людоеды, но вполне последовательные и, я бы даже сказал, моральные люди, ценящие честь отряда, дух товарищества и прочие Хорошие Вещи. Безымянные рядовые члены отряда иногда выкидывают что-нибудь "неблагопристойное", но внимания этому уделяется крайне мало, поэтому общего впечатления об отряде это испортить не может. Все-таки заметно, что "Черный отряд" — именно один из родоначальников темной фэнтези, еще осваивающий новое в то время направление.
Согласно некоторым цитатам, dark-fantasy — это фэнтези в мире победившего Зла. Кто у нас выступает в роли Зла в "Черном отряде"? Несомненно, Госпожа и ее Взятые, а также находящийся за кадром Властелин. Но последний совершенно не проявляет себя прямо и информации о нем пока мало, так что его пока трогать не будем. Что же касается Госпожи и Взятых, то Злом с большой буквы их назвать трудно, сколько бы не сокрушался Костоправ. Они, конечно, интриганы и убийцы, но если отбросить их мистическую природу, то не слишком-то отличаются от своих врагов-мятежников или, скажем, некоторых персонажей ПЛиО Мартина, который дарком не считается. Может быть проявят себя позже? Если проводить цветовые аналогии, то Толкиен — черно-белое фэнтези, Мартин — многоцветное, а Кук — что-то вроде однотонного темно-серого.
Теперь об авторском стиле. После методичного и скрупулезного в подробностях Джордана, жизненного и сурового Матрина, эмоционального и пронизанного тоской Сапковского, манера писать Глена Кука вызывает некоторое недоумение. Тут, как говорится, ничего лишнего: мир сосредоточен прежде всего вокруг Черного отряда, о каких-то новых краях-городах-народах мы узнаем как правило только тогда, когда туда отправляется Черный Отряд. Персонажи, даже ключевые, выражены двумя-тремя штрихами: мы даже о внешности практически ничего не знаем, только провзище, например, Лейтенант или Молчун. И где-то в середине романа можно с удивлением узнать, что Одноглазый-то, оказывается, чернокожий коротышка. Каково? Сюжет тоже не блещет особой оригинальностью: война, уловки, маневры, пара больших сражений.
Что же, все очень плохо? Отнюдь. Все вышеперечисленное, конечно, сложно отнести к достоинствах, однако страшно выглядит, только если рассматривать эти факты по отдельности. В совокупности же, они выстраиваются в довольно любопытное повествование, не лишенное некоторого очарования и своей особой атмосферы. Не виден мир? Да это и не важно — важен Отряд и то, что происходит здесь и сейчас. Нет ярких героев? Опять же, можно сказать, что главным героем здесь выступает сам Отряд — разношерстная компания, единая во многих лицах. И вот уже Отряд выступает весьма любопятным персонажем. Сюжет, война между Госпожой и мятежниками воспринимаются словно бы со стороны, нужные лишь для того, чтобы можно было проникнуться духом того, что составляет Черный Отряд. Это взгляд на события глазами наемника, для которого ситуация часто выглядит иначе, нежели для противоборствующих сторон.
В то же время важно заметить, что "Черный отряд" не претендует на реалистичность в мелочах и не является "симулятором жизни наемника". Вы не найдете в нем вопросов относительно жалования, снаряжения, фуражировки и прочей материальной составляющей. Не найдете также и откровенного наемничьего цинизма, многочиленных поединков и морей крови. То есть кровь-то, конечно, будет и много, но, как уже говорилось, чаще всего мы видим все это словно бы издалека, с "высоты птичьего полета".
Итог: Конечно, Куку не удалось подвинуть для меня авторитетов фэнтези-жанра в целом, но в качестве знакомства с явлением dark-fantasy он подошел неплохо. Роман мне понравился и цикл читать я продолжу, благо в этом же томе находится следующая часть — "Тени сгущаются".
Долго я не мог взяться за этот фильм: всяческие супергерои американского розлива никогда не вызывали у меня особенного интереса. Не менее же долго этот фильм хвалили, величали нестандартным и особенным, что в итоге все же разожгло во мне некое любопытство, которое, как известно, тот еще двигатель прогресса. "Хранители" Зака Снайдера действительно отличаются от большинства фильмов про супергероев, наверное, его даже можно назвать "Дон Кихотом" своего жанра. Это своеобразное размышление о сущности и природе супергероев, их возможном воплощении в реальности и его последствиях. Фильм можно поделить на две логические части: о супергероях "на пенсии" на фоне расследования Роршаха и спасение мира.
Первая часть построена нестандартно. Мелькающие газетные заголовки и телепередачи, предвещающие мировую войну, хмурые и потерянные супергерои, не нашедшие себе места, общая мрачная атмосфера и соответствующие ей музыкальные вставки. На этом фоне в воспоминаниях персонажей мелькают эпизоды "славного прошлого", но насколько оно было славным? Право же, за внешней лихостью не скрывалось ничего благостного. В это же время нас знакомят и с основными действующими лицами: могучий, но равнодушный Доктор Манхэттен, озлобленный на весь мир Роршак, стеснительный Летучая мышь, высокомерный Озиамандис. Они не слишком похожи на американских кумиров: отчужденные и со скелетами в шкафах. Весьма трезвый взгляд на вещи: действительно, почему переодевание в пестрый костюм и получение сверхспособностей должно вести к духовному перерождению? Да ничего подобного, как они были обычными людьми со всеми комплексами и недостаками, так и остались, только возможностей стало больше. Обычные люди не лучше героев, которых породили: от посаженных Роршаком бандитов, до президента Никсона, который готов смирится с гибелью половины страны, лишь бы уничтожить ненавистного соперника в лице СССР. "Спасение мира" снято более традиционно, но сюжет по прежнему старается быть оригинальным. В конце концов, сложно припомнить, чтобы в современных фильмах ТАК спасали мир (в обоих смыслах этого слова). Концовка же поднимает вопросы о цене меньшего зла, беспристрастности судей, о сущности человека, которому непременно нужна встряска и общий враг. Дойдет ли это послание по назначению? Поймут ли люди, что пожинают то, что создали сами? Ответить невозможно, но сама попытка создателей фильма заслуживает уважение.
Актерская игра в "Хранителях" не потрясает воображение, но достаточно хороша, чтобы создать довольно запоминающися образы. На руку играет и отсутствие известных имен, которые не оттеняют остальных и позволяют рассматривать всех Хранителей на равных. Что касается зрелищности, спецэффектов, трюков и прочей визуальной состовляющей, то "Хранители" ясно дают понять, что она в этом фильме на втором плане. Так что не стоит ждать сменяющих друг друга погонь, перестрелок, драк и взрывов. Запоминающиеся сцены будут, но их не столь уж и много.
Итог. Зак Снайдер сделал серьезный шаг вперед после крайне сомнительных "300". "Хранители", пожалуй, лучший фильм о переодетых героях американских комиксов. Он не самый зрелищный из них, но пытается серьезно размышлять и временами это ему удается. Тем не менее, фильм нацелен на определенную аудиторию, поэтому, если вы не поклонник явления под названием "герои в цветных трико", то "Хранители" вовсе не обязательны к просмотру. Любителям же, определенно стоит посмотреть и выделить место в заветной коллекции.
За окном лил дождь из хмурых облаков, а мне захотелось посмотреть чего-нибудь веселого и беззаботного. И тут на помощь пришел он — большая глупая панда, который ничего не воспринимает всерьез. Надо сказать, что перед первым просмотром летом прошлого года, я отнесся к идее мультфильма о кунг-фу со зверюшками весьма скептически. И тем приятнее было, когда мои ожидания не оправдались. Выходу мультфильма предшествовала обширная рекламная компания, имена Люси Лиу и Джеки Чана, озвучивших второстепенных персонажей внушали уважение, но скептик во мне твердил о том, сколько уже было холостых выстрелов от многообещающих блокбастеров и иже с ними. Сомнения мои обернулись лучшим анимационным фильмом Голливуда за последнии лет десять.
"Кунг-фу панда" собрал в себе все традиционные представления о Китае, кунг-фу, а также фильмах о Китае и кунг-фу. И получилось здорово: красиво и романтично, с житейской иронией и неприкрытым весельем, но минимумом пошлости и сортирности, которая почему-то частенько стала заглядывать в американские мультфильмы. Простая, но красивая история о толстом и добродушном панде, любившем кунг-фу, не только смешит, но и ненавязчиво учит подрастающее поколение житейским урокам устами мудрых учителей Шифу и Угвэя, а также главного героя. Да, идеи эти не новы, но создателям "Панды" удалось гармонично собрать их в симпатичную сказку, снабдить запоминающимися героями и поместить в экзотические псевдокитайские декорации. Сам панда По вне конкуренции — его образ и беззаботный нрав прочно врезались в сердца зрителей, вспомните хотя бы сколько аватаров с пандами появилось в Интернете. О качестве юмора свидетельствует немалое количество цитирований и крылатых фраз, расползшихся по обществу и замеченных даже у нас на работе. :)
Итог:Лучший фильм 2008 года и один из лучших мультфильмов со времен первого "Шрека". Красивый, смешной и добрый, не лишенный глубины и легко пересматриваемый. Всем, кто не смотрел, однозначно рекомендую.
Закончив движение по циклу "Колеса Времени" после пятого тома, я решил сделать небольшую паузу и перечитать подзабытый приквел "Новая весна", чтобы потом уже ничто не отвлекало от пути к нечитанному еще "Ножу снов" (вот такой я терпеливый ;)). Да, "Новая весна" — это приквел, переносящий нас на двадцать лет до начала основного цикла, когда Айил сражались у склонов Драконовой Горы, а Белой Башне было Предсказано возрождение Дракона. Кстати, роман — это расширение повести с одноименным названием, вошедшей в сборник "Легенды", но так как повесть я не читал, то речь в отзыве идет только о романе.
Итак, во время великой битвы у стен Тар Валона миру было Предсказано, что Дракон, ужас и последняя надежда на победу для всего мира, был рожден вновь на склоне Драконовой Горы. Событие это стало толчком для многих других и источников хитроумных интриг. Героями романа суждено было стать не главным, но весьма значимым фигурам основного цикла: Морейн и Суан, готовившиеся к получению шали полноправной Айз Седай, оказались в самой гуще событий, а Лан, участвоваший в войне с Айил, возвратился было в Пограничье, но судьба настигла его и там.
"Новая весна" не слишком отличается от прочих романов "Колеса Времени": то же неторопливое, но тщательно планируемое действие, красочные описания мира, запоминающиеся герои. Сюжет здесь не столь эпичен, как в романах основного цикла, но держит в напряжении и подготавливает почву для некоторых событий, что грядут через двацать лет. Многие мелкие детали занимают свое место в этом изысканном полотне, а любители "Колеса Времени" с радостью узнают знакомую загадочную атмосферу Белой Башни и суровый дух Пограничных земель. Тайны, законы, обычаи, пейзажи и темные закоулки этих мест явят себя на страницах книги.
Наибольшее внимание в приквеле Джордан уделил Морейн. Но хоть она и Суан весьма любопытная парочка, все же немало перекликается с женскими персонажами основного цикла. Поэтому наибольший интерес вызывает Лан, благо здесь можно много лучше узнать, что творится у него в душе и чего ждать от него в главном цикле. Кроме того, в "Новой весне" присутствует немало эпизодических персонажей, которые займут впоследствии свои места на страницах эпопеи. Засветились многие заметные и не очень персонажи других книг, в основном, конечно, это долгоживущие Айз Седай: Шириам, Верин, Кадсуане, Элайда, Лиане, Мирелле, Кэтрин, Тарна, Тимэйл, Чесмал, Кабриана, Лилейн. Многие из них рискуют пройти незамеченными тем читателем, что не знаком с миром "Колеса", поэтому я бы не рекомендовал начинать знакомство с этой книги, хотя ничего криминального в этом нет.
Итог: Очередной замечательный роман о мире "Колеса". Он не может похвастаться эпическим и сверхдинамичным сюжетом, но содержит большинство отличительных особенностей стиля Роберта Джордана: незабываемые описания мира, проработанные персонажи и неспешное, но увлекательное действие. Роман должен понравиться как поклонникам цикла, так и просто любителям качественного фэнтези. Впрочем, последним я все же порекомендовал бы начинать знакомство с "Ока Мира", хотя и "Новая весна", в принципе, предполагает такую возможность.