Терри Гудкайнд «Второе правило волшебника, или Камень слёз»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Эпическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спасение мира | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
Бесстрашный Ричард Сайфер, Искатель Истины, силою магии победил грозного Даркена Рала, но, сам того не ведая, нарушил Второе Правило Волшебника. Порвалась завеса между мирами, и силы зла вырвались на свободу. Потоками льется кровь, самое темное и страшное пробуждается в людях. Предательства, измены, убийства, войны... Еще немного — и вырвется на свободу Владетель подземного мира, и тогда никто не избегнет страшной участи. Лишь Ричард способен восстановить завесу и спасти мир. Но готов ли он, пусть даже во спасение мира, принести в жертву жизнь своей возлюбленной?
Входит в:
— цикл «Вселенная Меча Истины» > цикл «Меч Истины»
Номинации на премии:
номинант |
Премия НФ Книжного клуба / The Science Fiction Book Club's Award, 1996 // Книга года по версии Книжного клуба НФ |
- /языки:
- русский (7)
- /тип:
- книги (7)
- /перевод:
- О. Косова (7), К. Россинский (7), С. Югов (7)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Star Walker, 20 июля 2023 г.
Да, сиквел на славу. Первая книга была довольно стандартной и шаблонной. Понятно, что Гудкайнд начинал пробовать себя в роли автора, и делать эксперименты это риск, могут не понять. Вот вторая книга показала, что автор готов идти дальше. Собрав аудиторию после первого хорошего романа, он написал продолжение. И вот тут он реально удивил. В одном романе, параллельно происходили сразу несколько сюжетных линеек. Со всеми 3мя главными персонажами + разбавлялись дополнительными, как правило подогревающими дальнейшие приключения. По сути — это было и в первой книги, но опять же, там большинство событий предугадывалось заранее, да и все же рассказ был больше о Ричарде. Здесь уделено сразу всем главным, да еще и второстепенных не обделили. Сюжетная линия реально держит в напряжении, понять как дальше автор будет действовать, сложно. Идея с сестрами Света и Тьмы, вообще лучшая в книге. Антагонисты, а их тут довольно много, также хороши. Лучшие из них, как по мне — это сестры Тьмы.
Теперь по главным героям.
Большую надежду в этом романе вызывает Кэлен. Она выходить из рамки той невинной девственницы какая была в первой части. Да в первой части она вообще не похожа на Мать исповедницу, как их описывал автор. Здесь же она проявляет свой характер и показывает кем она является. Автор как бы намекает, что она готова меняться и взрослеть, подстраиваясь под события происходящие вокруг нее в романе и от нее в будущем можно ожидать нечто совсем не невинное.
Зед. Далеко не такой могущественный персонаж, как о нем говорят. Да и это хорошо. Очень сильно раскрыт в этом романе, как и Кэлен. За ним просто интересно наблюдать.
Ну и наконец Ричард. Для него этот роман точка невозврата. Остался все тем же мужчиной с подростковым развитием. Подается эдаким святошей-добряком и к тому же умудряется еще быть настоящим мясником. Главное оружие искателя не ум, а слепая ярость — вот так... Ни намека на похоть, ни какого-нибудь другого неординарного поступка, после которого как то по другому посмотришь на ГГ. Все якобы во имя добра, но почему то всегда с горой трупов. Многие моменты книги портит как раз именно он.
Ну и еще пара слов. Эди — вот просто перебор, настолько не интересный персонаж, которому уделено превыше внимания. Ни как персонаж, ни как его история, вообще не были интересны. Еще в первой книге о ней сказано достаточно и свою роль она отыграла. Здесь же все можно было рассказать вкратце и уделить больше внимания другим событиям. Например хотелось бы больше узнать о персонажах во дворце пророков.
Очень порадовал Натан, положительно о нем смотрю в будущем. Сестра Верна, так же на уровне.
Очень раздражает в серии сопливая любовная линия, на уровне пенсионеров. Святая верность друг другу — Ричарда и Кэлен. Как будто бы целую жизнь прожили вместе и мир остановился. Я не могу жить без тебя и тд. Молодые люди йопта. Ничего хорошего это в будущем для серии не сулит. Ну и еще постоянная фраза ото всех « Ты исключительная личность Ричард Сайфер». Те кто читали меня поймут, в чем исключительная? Ну и если начало и середина книги очень хороши, то концовка очень разочаровала. И все благодаря действиям того же Ричарда
В общем не без изъянов, многие моменты не логичны. Но прорыв в идеях есть и большой. Повествование интересно и цепляет. Как итог 2я книга вышла лучше чем 1я.
zotovvg75, 20 августа 2022 г.
В волшебном мире созданном Терри Гудкайндом события развиваются все интереснее и интереснее, заставляя с каждой прочитанной страницей все глубже погружаться в чудодейственную сферу магии. Но эта область не является принадлежностью доброй сказки, в книге события происходят в жестоком мире, где зла намного больше чем добра и где пороки превышают добродетели. Стиль изложения и Первого правила явно не отличался пуританством, а во Втором правиле вовсе многие описываемые сцены отличаются чуть ли не садистским и извращенно сексуальным характером. Этим автор как бы подчеркивает несовершенство окружающей действительности, которое по идее должно было бы исправить волшебство, если бы антагонистом не выступало волшебство деструктивное, в вечном противоборстве светлого и темного начал. На этом построены многие сюжеты жанра фэнтези, в этом состоит фабула не только данного романа, но и всего цикла в целом. Просто здесь упор сделан на противоборство двух миров: Вещественного и Подземного и соответственно на антагонизм двух владык: Создателя и Владетеля. И когда нарушаются ограничительные барьеры, то рвутся границы между реальностями и мертвое стремится поглотить живое.
В данном Правиле противоборство темного и светлого наглядно выражено в придумке Дворца Пророков с законными Сестрами Света и тайными Сестрами Тьмы. Я назвал Сестер Света законными,но это вовсе не означает добрыми и лишь показывает принадлежность к миру живых. Ведь стремление Сестер Света насилием добиться благости Создателя вовсе не делает им чести. Да и омерзительный Имперский Орден отнюдь не проповедует идеалы гуманизма. Вот и получается, что зло в книге имеет двоякую природу: всеуничтожающий хаос Подземного мира и безумная жестокость, порожденная людьми на основе ложных идей, прокультивированных низменными желаниями и инстинктами.
Все сказанное касается принципов построения сюжетной основы данного романа. По описательной части хочется сказать, что придуманное Гудкайндом просто великолепно и отражает всю суть жанра фэнтези. Фантастические существа выписаны автором очень ярко и колоритно: скрийлинги, мсрвизы, гары, хваталы придают произведению высший градус экшена. Сестры Тьмы выражают собой дуализм всего сущего и являются апологетами людского грехопадения, с явной аналогией продажи своей души дьяволу, то бишь согласно сюжету Владетелю, ритуально выразившемуся в похотливом совокуплении с исчадием тьмы.
Но хватит говорить о мерзости, ведь главные герои книги конечно же принадлежат к сфере добра, не искаженного ни формальной религией Дворца Пророков, ни инквизиторством Имперского Ордена. Все самое хорошее в человеке выражается посредством любви, такой как у Ричарда с Кэлен, помогающей преодолеть все преграды и победить животное и низменное. Для меня образы двух влюбленных обладают какой-то особой притягательностью, позволяющей выйти за рамки шаблонности положительных типажей. Что-то в них есть живое и притягательное. Светлое максимально контрастно именно на фоне черного и изобилующие в книге сцены жестокости и насилия являются лишь антитезисом того, чем в действительности должен являться мир справедливости и гармонии с живущими в нем людьми типа Ричарда,Кэлен,Зеда,Чейза. Это жизнеутверждающее позитивное начало выражается автором в образах данных героев, это как я считаю должна содержать в себе литература всех жанров. Вот за создание таких персонажей я весьма высоко ценю цикл в целом и данное Правило в частности.
Darth_Veter, 5 июля 2020 г.
Первое продолжение «Первого правила...», на мой взгляд, оказалось получше пилотного романа. Сейчас постараюсь объяснить, чем именно.
1. Новое развитие сюжета. Темный Рал убит, но магический Барьер ослаблен настолько, что силы Зла начинают свободно проникать в дХару. Если защиту не восстановить, этот мир уже не спасти. Но... Ни Ричард, ни Зедд сделать это не могут. Первый — потому что еще не готов, второй — потому что занят другим важным делом. Неразрешимый тупик? А вот и нет! Ричард отправляется учиться в школу волшебников, благо что время там течет в 10 раз медленнее. Неплохо! Но... Еще одно НО: каждый ученик школы, независимо от своих умений и заслуг должен одеть специальный ошейник Подчинения. А в свое время Ричард поклялся, что никаких ошейников больше надевать не будет. Опять тупик? И еще раз нет! Вот это повороты!
2. Новое раскрытие персонажей. После первого романа могло показаться, что характеры героев уже сложились и править их не нужно. Зло ведь побеждено! Зачем чего-то менять? Но теперь миру угрожает не какой-то слуга, а сам Хозяин, и все старые фокусы с ним уже не пройдут. Поэтому Ричард должен научиться владеть Мечом, а значит, полностью измениться. Из неопытного юнца он должен стать опытным бойцом. Этот путь не будет усыпан розами. Если б было иначе, книгу незачем было б читать. Сюжет интересен преодолением трудностей, а характер — полученным опытом. То же и с Кэлен: она, Исповедница, должна сыграть роль правителя, которой ее никто не учил. У обоих персонажей дело идет из рук вон плохо — и это просто здорово! Нам есть над чем подумать и чему посочувствовать.
3. Новая часть мира. Школа волшебников и ее окрестности. Описывать ее — значит, раскрыть часть фабулы. Делать этого не буду, просто скажу, что справился с этим Гудкайнд очень неплохо. Вы не будете разочарованы, попав вместе с Ричардом в Древний Мир и Танимуру.
4. Новые враги. Нет, это не Владетель подземного мира, а т.н. Сестры Тьмы — антиподы Сестер Света. Живут они вместе, но только первые знают, кто есть кто. Из сторонников света только управительница школы да Пророк знают о том, что Зло проникло в их ряды. Но им неизвестно, кто конкретно на их стороне. Скрытый враг — еще одна находка автора.
5. Новые союзники. Кроме уже упоминавшихся Сестер Света, есть и перебежчики «с той стороны». Один из них — гар, которого Ричард приручает по пути в Танимуру. Согласен, шаблонный ход, но все равно цепляет! В сюжете обещают появиться крутые повороты.
Недостатки у романа есть, но они проигрывают его находкам. Самый большой «минус» — история борьбы за власть в дХаре. Не стоило все же в приключенческой сказке уделять столько внимания политическим играм.
Рекомендация: читать всем, кому понравилась первая книга цикла.
----------------
P.S. Еще раз напоминаю: телесериал про Искателя не смотреть! Он имеет весьма слабое отношение к произведениям Гудкайнда.
Gourmand, 10 января 2018 г.
Тот спаянный узор мелких стекляшек, что был в первой книге, увы, пошёл огромными трещинами. Каждый осколок, возможно, мог превратиться в отличную историю, но всё вместе вызывает ощущение, что читаешь одновременно-попеременно несколько книг разных жанров. Одна — книга о том, как монахини пытаются приручить волшебников, как пытаются управлять волшебниками и обратить их в свою религиозную доктрину. Но при этом их дело пронизано двойной (или тройной) ложью: они лгут воспитанникам в процессе обучения, они лгут себе, так как тайная цель их деятельности — использование волшебников как племенной скот, они лгут Создателю, так как на самом деле служат Властелину Царства Мёртвых. Это одна книга.
Вторая книга — это рассказ о том, как, потеряв предводителей, воины распущенных армий превращаются в банду грабителей и насильников (как у нас в Гражданскую), как терроризируют мирное население и как вчерашние мальчишки, охваченные справедливой яростью, ведут с бандами партизанскую войну.
Третья книга — про потерянную любовь, мир мёртвых и колдовство. И так далее.
Все эти истории практически никак не пересекаются. Больше того, то, что их как бы объединяет (Искатель Истины, Мать-Исповедница, Волшебник Первого Ранга), только мешает. Какая разница, надели Рада-Хань Искателю Истины или нет? Какое значение имеет то, что Ричард — повелитель дХары? Никакого. Да и вообще, от званий главгера уже рябит в глазах. Единственное, что ему осталось, это купить диплом доктора исторических наук и на четверть ставки (то есть раз в месяц) преподавать в каком-нибудь Институте кинематографии и телевидения. Все остальные звания у него уже есть. Он и искатель истины, и первый за три тысячи лет боевой чародей, и почётный член одного племени, и формальный муж жрицы другого племени, а ещё и глава трети всех Новых Земель, дХары, и прочее, и прочее. «Почётный святой нашего королевства». Найти такому мега-пупер-супер-герою приключения по рангу невероятно сложно. Что и отразилось на романе.
Интересна «книга» о (не-)способности женщины руководить государством. В эту «книгу» вошли несколько эпизодов романа: управление войском мальчишек, ночное нападение, сцена в Совете. Практические знания помогают Кэлен выбрать правильную тактику, но она подвержена приступам истеричности (из-за дара? из-за женской сущности-гормонов?) и поэтому проигрывает стратегически. Могла бы получиться интересная книга, если бы автор выкинул остальное.
В целом видно, что Гудкайнд вторым романом выходит на уровень эпопеи, где отдельные герои будут тянуть собственные «книги», мало пересекаясь друг с другом. При этом мешаясь-толкаясь и обрастая новыми невероятными званиями. Жаль.
Slimper753, 18 июля 2017 г.
Вторая часть, как по мне, лучше первой. Меньше косяков, противоречий и тупости, хотя они тоже присутствуют. Во время прочтения зародилось несколько вопросов, на которые нет ответов,
Откуда Ричард постоянно берет яблоки? В первой книге еще понятно, но вот во второй. В Д'Харе красные фрукты ядовиты, Ричард больше месяца проторчал там, но все равно где-то раздобыл не ядовитое яблоко. Он держал его в мини-холодильнике?
Как и в первой книге, есть схожесть с другими произведениями. Сестры Света и Сестры Тьмы просто копии Айз Седай из Колеса Времени, только у Джордана много цветов, а здесь лишь два: белые и черные. Ну и очередные ошейники, как Ай'дамы из КВ. Как и в КВ, они хотят захватить главного героя. И несмотря на свою «мудрость», тупы, эгоистичны и верят только себе. Ричард говорит им, что завеса слабеет, Владетель пытается вырваться, уже появились скрийлинги, а они только усмехаются над ним, словно он ребенок, которому приснился кошмар. От этого припекает так же знатно, как и от Айз Седай. Хотя позже они уже не кажутся столь тупыми, но им просто посвящено меньше времени.
Верна злилась на Ричарда за смерть своих подруг, хотя он никак не мог знать, что его отказ повлечет за собой смерть одной из них, ибо они сами не говорили; вторую он пытался спасти, но Верна сама ее убила. Но виноват во всем все равно Ричард. Логика.
Как и в первой книге, очень много внезапных диалогов на десяток страниц. Хуже всего был диалог Кэлен и командующего Ригса с магом Слаглом. Вместо того, чтобы сразу приступить к делу, они начали доказывать друг другу правильность своих точек зрения.
Ричард превратился в настоящего бэдасса. Я здесь самый крутой, у меня есть условия, я всех перебью, если понадобится, я здесь пленник, а вы мои тюремщики... Это круто, конечно, но как-то слишком уж резко он изменился и превратился в озлобленного хулигана, а ведь впереди еще куча книг. Конечно, размазня, как в начале, он тоже мне не нравится, но там хотя бы было реалистично. Под конец вроде успокоился, что тоже как-то слишком резко.
Отдельно стоит упомянуть его отношения с Кэлен. Бесило каждый раз, когда он ее вспоминал и считал, что она его не любит и предала его, хотя любой идиот должен понять, что она заставила его надеть ошейник только ради него, чтобы спасти жизнь ему и всему миру. Но куда проще считать, что дело только в нем, обиженной невинности. Он понял свою тупость лишь когда прогнал точно так же гара.
Тема с временем в дворце сестер Света для меня осталась загадкой. Мол, внутри время движется медленнее, чем в остальном мире, и сестры якобы живут сотни лет. Но ведь если так, то они живут столько же, сколько и люди, просто внутри проходит десять лет, а снаружи сто. Но ведь они прожили всего десять, сто прошло снаружи. А мне говорят, что и внутри прошло столько же, мол, раз снаружи прошло сто лет, то и живущим внутри тоже сто лет. Какое-то противоречие. Да и Ричард пробыл во дворце столько же, столько Кэлен снаружи, и никаких различий во времени вроде как и не было.
Итог: лучше первой книги, но не шедевр. Герой более сформировавшийся, хотя все еще не понимает, что делает и зачем. История длиннее, но более плотная, событий больше, мир раскрывается лучше. Надеюсь, дальше все не превратится в сопли.
7/10
Тимолеонт, 1 мая 2018 г.
Наша сказка хороша, начинай сначала. Шучу, на самом деле автор добросовестно, изо всех сил старается не повторяться и придумывает новые сюжетные ходы, повороты и ВНЕЗАПНОСТИ. Но по сути — эта та же самая книга, что и первая часть. Хорошо это или плохо — пусть каждый сам для себя решает. Тут на месте и недостатки — невообразимый объём, который во многом достигается за счёт бесконечного разжёвывания и повторение того, что и последний дурак понял ещё страницы три назад. Мы поняли, нет, правда поняли, что Ричард ни за что больше не позволит надеть на себя ошейник, и какой он будет после этого грозный и жаждущий убить любого поработителя. ТОЛЬКО НЕ НАДО повторять это в одиннадцатый раз! Серьёзно, подобные повторения повторённого занимают страниц, наверно, двести в целом.
Так же Ричард стал ещё более избранным, а Меч Истины ещё более могучим, враги — ещё более грозными. Несмотря на это герои моментами проявляют очень избирательную даже не глупость, а именно тупость —
Но в остальном — это толковая приключенческая книга, умеющая вызывать положительные и резко отрицательные эмоции к персонажам, заставляющая переживать и искренне волноваться за них. Ради этого и прослушал её аудиоверсию даже с немалым удовольствием.
Halstein, 14 сентября 2009 г.
Читали ли вы «Колесо времени»? Тогда готовьтесь, во «Втором правиле волшебника» вас ожидает парад дежа-вю. Искушенный читатель с удивлением проведет целый ряд аналогий:
— сестры Света и Тьмы — Айз Седай и Черные Айя (вплоть до мелочей вроде внутренней структуры Черных и знающей об угрозе, но вынужденной опасаться предательства аббатиссе-Амерлин);
— ошейник Рада-Хань — ошейник айдам;
— войнствующий народ дикарей бака-бак-мана, согнанный с места волшебниками древности и ожидающий прихода Избранного, — народ Айил (опять же, вплоть до мелочей вроде войны с соседями и последующим примирением).
Многие на это резонно возразят: мол, большинство сюжетных ходов уже изобретено и придумать что-то новое сложно. Хорошо, я бы вполне благосклонно смотрел даже на такие явные заимствования, но при одном условии: чтобы Гудкайнд развил взятую им тему и умножил ее идеи. К сожалению, получилось с точностью до наоборот: Терри значительно упростил идеи Джордана, низведя их чуть ли не до уровня «дорожного чтива». Сложная структура ордена волшебниц в исполнении Гудкайнда скукожилась до единственного деления злой-добрый, а их разнообразные цели сводятся в основном к каким-то полурелигиозным учениям и воспитанию волшебников, лишь аббатисса как-то выделяется из этой когорты. Народ бака-бан-мана и его историю, в отличии от Айил, можно описать всего-то парой предложений, а их участие настолько локально, что моментально забывается. Единственное, что удалось как-то развить Гудкайнду — это структуру и интерпретацию пророчеств.
Другая беда Гудкайнда — баланс, который чаще обсуждается в темах о компьютерных играх. Магия в мире Меча Истины делится на два вида: творящая магия Приращения и разрушительная магия Ущерба. По мысли автора они равноценны и дополняют друг друга, на деле же все оказывается совсем не так. Магия Ущерба играючи пробивает любые защитные построения из Приращения, в обратную же сторону это правило совершенно не работает. Вот и получается, что величайшие волшебники Приращения оказываются практически беспомощными перед зауряднейшими из адептов Ущерба. Остается удивляться чем занимались сестры Тьмы «много тысячелетий» и почему, имея такие возможности, до сих пор не подмяли под себя Дворец Пророков? Ну а на вершине пирамиды под названием Баланс горделиво стоит ГлавГерой Ричард Сайфер, сокрушающий противников толпами, причем обычно не понимая, что же он собственно делает. Да и пророчества вершит он так же: освобождает свою силу, «ярость овладела им», потом бум-бац, «с его меча сорвались молнии», а под конец он разводит руками: сам не понимаю, что же я только что сделал. Отдельные же эпизоды напоминают игру автора с героем в «поддавки»: например, сестра Тьмы сумела ввести Ричарда в заблуждение: мол, щас я тебе помогу, а на деле пытается поглотить его силу. И тут голосом опереточного злодея сообщает своим слугам во всеуслышание: «подождите, щас я его прикончу и отдам его тело вам, ха-ха-ха!». Сообщает раз, другой, третий, пока герой не насторожился (прям как в анекдоте: Штирлиц ехал с женой по Берлину, жену убили, Штирлиц насторожился.) и не начинает сопротивляться. А сестра вместо того, чтобы прикончить\обездвижить Героя своей магией, начинает сражаться с ним на мечах, а магией максимум взрывать камни у него под ногами.
Стоит поговорить отдельно и о непосредственной роли Ричарда. Личность он незаурядная: вещает только что же усвоенные житейские истины направо и налево, а толпы страждущих слушают его открыв рот. Кто не слушает и говорит поперек — тот непременно плохиш, «хорошие» же вначале могут пожурить: «Ох, какой упрямый! Ох, какой горячий!», а затем непременно осознают груз ошибок, которые совершались ими и их предками уже много тысяч лет. Кстати, как только вам встретится в книге упоминание о том, что никто не мог сделать что-то уже много тысяч лет, смело можно ставить крупную сумму — это непременно сделает ГлавГерой, причем не далее чем завтра. Ну или, в крайнем случае, в следующую пятницу. О приключениях же Кэлен, даже и вспоминать не хочется. Одна ее «нудистская атака» с войском пацанов чего стоит. В чем более-менее преуспел Гудкайнд, так это в создании образов престарелых колдунов: к анекдотичному Зедду добавился любопытный пророк Натан.
Говоря об авторском стиле, ничего нового по сравнению с «Первым правилом» сообщить не удастся. Гудкайнд, в принципе, неплохо владеет пером, умеет иной раз неплохо построить диалог или создать нужную атмосферу, но сильно портит впечатление его страсть к тоннам «воды» из бесконечных «охов-вздохов», неоригинальных моральных терзаний и обсасыванию одной и той же темы (вроде любит-не любит) по десять раз, что заставляет пролистывать страницы при повторном чтении.
Итог: Лет десять назад, при первом чтении цикла, «Второе правило» мне показалось наиболее интересной частью «Меча Истины». Оно и не удивительно: идеи «Колеса времени», пусть даже и сильно «адаптированные», выглядят здорово. Но на нынешний день как сериал в целом, так и вторая часть в отдельности выглядят весьма бледно, не выше определения «середняк». Если «Колесо времени» Джордана кажется вам затянутым и скучным, то «адаптацию» от Гудкайнда стоит прочитать, в противном же случае нет смысла тратить время на бледную копию. Ну разве что посмеяться про себя.
sidbarret, 30 сентября 2016 г.
Незнаю , незнаю... 4 года назад впервые прочитал этот роман , впечатление было сверх эйфорийное, создавалось впечатление , что лучше написать просто нельзя , и вот на днях когда почти все забыл, решил перечитать это гениальное произведение для меня в прошлом и что-то пошло не так..Может потому что подряд вторую книгу читаю без передышки этой серии, этого автора. Не знаю,а может из-за того, что по крупицам вспоминалось все и не было моментов предвкушения так сладко наполняющие мои клетки сердца радостью, свежим дыханием, может от того , что после этого много читал Теодора Драйзера, Оноре Де Бальзака, Федора Достоевского, Чехова. Быть может повзрослел, незнаю, в общем что-то пошло не так, и чувство , что детская пурга какая та, несерьезность, слабоватость слога. Но все равно решил оставить старую оценку из уважения к прошлым прекрасным моментам , счастью от чтения , воодушевление , которое она мне подарила в те дни моей жизни. Через какое то время вернусь , год-два, прочту и если также все будет , то поставлю настоящую оценку сердца...
i_am_misha1991, 19 апреля 2018 г.
Неплохое продолжение. Не без косяков, садо-мазо, насилия и ненужной эротики, конечно же (иначе это был бы уже не Гудкайнд), но вполне читабельно.
В этой книге Ричард и Кэлен разделяются, и, как ни странно, именно Кэлен отвечает за эпическую часть книги, тогда как Ричард проходит очередное обучение.
Как всегда хочется отметить Зедда — персонаж на ура.
Впрочем, с уверенностью могу сказать, что если не обращать внимания на некоторые моменты, то первые шесть правил вполне себе хороши. Я их даже в личную библиотеку собираюсь поставить. Читается все легко, язык хороший, визуализация мира — тоже.
Так что вполне заслуживает свои 8 балов.
Dantist1, 14 мая 2012 г.
После второй книги я для себя понял, что Гудкайн — не мой автор.
Плюсы
- оригинальность идей — это супер. Очень много новых приемов и оборотов, причем продуманных и логичных.
Минусы:
- почему они все плачут? Он узнал, что ... и заплакал. Она поняла и заплакала и т.д.
- объем не соответствует содержанию. Если убрать все разжевывания, повторы объяснений и повторные повторы для тех, кото не понял с третьего раза, то книга уменьшится на 2/3 и станет вполне читабельной. Первую книгу я дочитывал тяжело. Думал, что вторая будет проще читаться, однако ошибся. Еле осилил. Читал в полуобмороке, по диагонали. Очень жалко потраченного времени.
- садомазохистские вставки с элементами порно просто убивают. Ну не к месту они в такой книге. Если бы не это, то была бы СУПЕР детская книга. Я бы первый рекомендовал ее к обязательному прочтению детям. Была бы добрая, логичная, интересная, длинная СКАЗКА с подробными описаниями, и все повторы были бы к месту.
Итог: тратить СТОЛЬКО времени на бесконечные повторы больше не буду.
febeerovez, 6 февраля 2011 г.
“Второе правило волшебника” является продолжением первой книги, и работает, если можно так сказать, в классических рамках “второй части”. Правда, слава богу, Гудкайнд следует не правилу “Чем больше и масштабнее — тем лучше”, а идет по другому направлению, и развивает созданный им же мир, расширяя границы и добавляя новых героев. Но все же, правды ради, стоит отметить, что масштабы происходящего на середине книги все-таки умудряются возрасти.
Самый интересный факт заключается в том, что поначалу, вся вторая книга вызывает своим существованием вопрос “Зачем? ”, и смотрится, в целом, то ли послесловием первой истории, то ли каким-то диким ее ответвлением. Так происходит из-за того, что Гудкайнд, завершив историю “Первого Правила”, фактически расставил все точки над “и”. Да, там возможно, могло бы остаться несколько мелких вопросов, но по большому счету это было бы уже не суть как важно. История была рассказана, а финал выглядел вполне законченным.
Но раз автор нашел причину для того чтобы продолжить историю, то наверное у читателя должна быть причина ее прочитать. Тем более, несмотря на такой серьезный недостаток книги, все равно, возвращаться в мир Гудкайнда было весьма интересно.
Встречает правда книга не самым лучшим образом. Первые главы, ровно, как и в прошлый раз, грешат отсутствием каких-то интересных сюжетных действий и достаточным количеством воды. Честно говоря, концепция второй книги вообще во многом повторяет первую — медленная раскачка сюжета, нагнетание напряжения на протяжении середины, и последние несколько глав — весьма бойкий экшен, который ко всему прочему подстегивается отсутствие у главных героев большого количества времени для очередного “спасения мира”.
Как бы ни странно было бы это признавать, но один из плюсов Гудкайнда в целом, и книги в частности — именно некий реалистичный стиль, граничащий порой с натуральным садизмом. Как бы это ни было плохо, но описание таких вещей автору удается на славу, и именно благодаря этому, ему удается задеть чувства читателя, по отношению к героям, терпящим страдание и боль. Потому что, честно говоря, особо живой и интересной харизмы, у героев по-прежнему не наблюдается. С этим пунктом вообще вырисовывается та еще проблема. Из старых персонажей настоящее развитие получает разве что Ричард, которого заставляют сломить своё упрямство, да Зедд, но и тот — в одном небольшом отрезке пути. Есть еще лучник Чандален, но сложно сказать, насколько он “старый персонаж”, ведь в первой книге он появляется только в паре небольших эпизодов. Однако вот он, как раз, выглядит намного интереснее на фоне своих спутников, потому что постоянно прогрессирует, как персонаж. А вот с новыми участниками действа все обстоит несколько лучше, и среди них есть пара-тройка действительно интересных личностей, таких, как например сестра Верна, аббатиса или чародей Уоррен. Помимо них в эпизодах мелькает большое количество второстепенных героев, имена которых ты не запоминаешь, но нареканий они не вызывают. Новая проблема с персонажами подобралась нынче с другой стороны — со стороны злодея. Натурального и харизматичного Даркена Рала заменил безликий Владетель, выполняющий роль “фонового зла”, которое как бы есть, но сидит в подполье и атакует героев исключительно своими приспешниками. Ну а приспешники просто теряют все свои шансы, по сравнению с персонажем Денны, из первой книги.
Зато проблему с героями неплохо окупает исследования мира, над которым Гудкайнд заметно поработал. Интересно выглядят новые места — храм сестер Света, окружающие его окрестности, магическая пустыня. Но даже при явной работе над материалом, у мира автора явно еще есть потенциал, что вероятно понимал и сам Гудкайнд, подбрасывая читателю названия еще невиданных им мест.
Помимо интересного мира, автор грамотно сыграл на ностальгии фанатов, преподнося им пару хороших сюрпризов по ходу повествования. А уже знакомая читателя тема “правил волшебника” продолжает развивать идею о человеческой глупости и жестокости, которые на самом деле и приводят ко всем бедам.
По заключении можно сказать — книга чуть уступает первой части, в основном из-за своей изначальной “ненужности”. Написана она и построена по принципу своей предшественницы, и пока такая концепция не надоедает. Есть минусы, но они схожи с первой частью, и особым сюрпризом для читателя не станут. Видна работа над ошибками — в этот раз Гудкайнд таки оставил пути для развития истории в дальнейшем направлении, а созданный им мир еще хранит в себе свой собственный потенциал. В итоге — если вам не надоели фэнтези со стандартной концепцией “спаси мир”, то прочитайте для начала первое правило. Тем, кто уже читал первую книгу, при желании, можно смело браться за вторую часть — благо все те хорошие вещи, которые были придуманы с самого начала, остались, и даже кое-где приумножились. Таким образом, на данный момент история Гудкайнда еще имеет смысл продолжения — посмотрим, что у автора получилось дальше.
Feanor Ajwen, 5 ноября 2013 г.
Хороший роман в жанре героического фэнтези. Ричард Сайфер, Искатель Истины вновь спасает мир от гибели.
Динамика развития сюжета неравномерная. Начало романа скучновато и затянуто, последняя треть книги очень даже хороша. Оригинальный, хорошо продуманный фэнтезийный мир. Автор умело создаёт мрачную средневековую атмосферу (горы трупов, жестокость). Множество ярких персонажей.
Язык написания хороший, читается легко. Кроме приключений присутствуют и философские рассуждения.
Книга подойдёт для прочтения только взрослому человеку. «Светлый образ» Матери-Исповедницы Келлен как-то потускнел — «нудистское» нападение на имперскую армию, «порнушная» сцена в темнице.
Календула, 1 сентября 2009 г.
Книга показалась более мрачной, порой даже гнетущей, чем предыдущая. И не только по содержанию, но и по общей тональности повествования. Дело даже не столько в душевных страданиях героев (они-то как раз поднадоели, поскольку описывались чуть ли не на каждой странице одинаковыми выражениями, и сочувствия после пятого прочтения описаний слез и мук Ричарда не вызывали). В книге много довольно натуралистических описаний насилия: чего стоит только изображение полной трупов Эбиниссии, расправа Ричарда над воинами племени бака-бан-мана и членами Совета. Поразило обилие трупов, крови, описаний насилия над женщинами. Общую гнетущую картину можно обрисовать и менее кровавыми, но более выразительными средствами. Ужасающие картины жестокости и насилия лишь поначалу вызывают сочувствие, но ему на смену быстро приходит отвращение.
Раздражает узколобость и недальновидность сестер Света. Безусловно, есть неуловимые схожие черты с Морд-Сит, хотя бы в том, что Сестра надевают на своих учеников ошейник на период обучения и стараются подчинить их себе, пусть и не такими варварски жестокими методами. Тем не менее они свято верят в свою правоту и в праведность своих намерений и не хотят замечать ничего вокруг.
Тем не менее стоит отметить и ряд положительных моментов, невзирая на порядком поднадоевшие слезы и терзания главных героев. Интересна дружба Ричарда и гара. Положительный момент в том, что автор дальше развивает эту тему. Создается впечатление, что гару отведена не последняя роль в повествовании. И его задача не в том, чтобы избавить Ричарда от одиночества, точнее не столько в этом.
Роман начинается достаточно динамично. Появление загадочных чудовищ держит в напряжении. Но потом картину портят пространные рассуждения на тему «она больше не любит меня», «Ричард несмышленый и упрямый», «никто меня не понимает», «ты меня обидела» и т.п.
Лейтмотивом через весь роман проходит идея жертвенности, проблема нравственного выбора. Зачастую героям приходится делать выбор в ущерб себе, своим интересам. Но как бы ни обернулись обстоятельства, не покидает ощущение, что вот сейчас «прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете» и всех спасет. Так и происходит, будь то Зедд или же сам Ричард, но зло снова если не повержено, то отодвинуто, отброшено назад.
Мир приобрел более четкое деление на черное и белое: сестры Света и сестры Тьмы, Создатель и Владетель, добро и зло в их общечеловеческом понимании, война и мир, верность и предательство (пусть и мнимое), любовь и ненависть. Все эти понятия переплетаются, но не смешиваются, одно от другого по-прежнему отделимы. Герои либо положительные, либо отрицательные.
Что интересно: практически нет описаний природы, они достаточно схематичны и скупы. Встречаются краткие описания городов и дворцов, но природы практически нет. А ведь в романной прозе описания природы помогают понять внутренний мир героев, особенно когда природа изображается через призму их восприятия.
shnurrok, 26 апреля 2013 г.
После прочтения первой книги из цикла «Меч истины» в моей душе зародились сомнения, что героям предстоит долго и упорно, вплоть до конца книги идти к намеченной цели. Как она будет реализовываться — на этом главный герой не зацикливался. Был уверен, что все получится. Интуиция — на высоте. И весь путь Ричарда оказался предопределен.
Растет сила, вновь женщинам герой подвластен (несмотря на свою волшебную мощь), заводит очередную зверушку, мечом «фехтует» так же азартно, необдуманно, но в цель.
Вот так все неожиданно.
Засыпать под такую сказку — прекрасно. Многие моменты повторяются, что-то вроде «третий раз пошел Иван-царевич на Калинов мост. И пришло чудище, только уже двенадцать голов дышали на него огнем».
Лишь в конце книги, чувствуя развязку событий, отвлекаешься от мира сего, втягиваешься в мир волшебства и рубишь, рубишь вместе с Ричардом всех врагов и недругов, которые вставляли палки в колеса, сметаешь с пути непонятно откуда взявшейся неизведанной силой барьеры, которые тысячами лет служили верой и правдой.
И добрался-таки Ричард до любимой своей. Ура! Победа!
Stout, 11 марта 2010 г.
Всего Терри Гудкайнд написал 10 «правил волшебника» + еще одно «Последнее правило». «Первое правило» оставило неоднозначное впечатление — этакая смесь «подростковой сказочки» с заносом в философию и BDSM. Вполне достойное произведение, твердые 8 баллов даже с небольшим плюсом.
«Второе правило» начинается как боевое фэнтези, но дальше... А вот дальше читателя ждет длинная поездка по холмам (сообразно темпу и стилю повествования), насыщенная то беспросветной наивностью на грани тупости, то знакомыми по «Первому правилу» поворотами сюжета, то длиннющими отступлениями и экскурсами в историю Мира. Вдоль всей дороги нет ни единого съезда, поскольку везде (т.е. на ключевых развязках) стоят знаки «Движение только прямо» (герои регулярно впадают в состояние «я-не-мог-поступить-иначе» или «у-меня-не-было-другого-выхода»). Три сюжетные линии только подчеркивают и усиливают тягостное однообразие пейзажа, поскольку их сходимость в конце произведения никак не извиняет предыдущую параллельность. Частенько ловишь себя на мысли, что герои — если дать им волю — совершали бы совсем не те поступки и действия, что навязывает им автор.
С другой стороны, это произведение дало возможность автору написать еще несколько книг, где Ричард борется с «новым» злом своего мира и спасает свою возлюбленную. Типичный «Рал. Ричард Рал». Ну да ладно, такое у нас сплошь и рядом...
Итак, вот и конец дороги/книги. И я с радостью понимаю, что уже вряд ли возьму Третье и последующие «правила» в руки. Ура! Ошейник, который я добровольно нацепил на себя, снят!