Шагая по центральным улицам Новосибирска, я смотрю на афиши: "Лопухи", "Каникулы строгого режима" и прочие "радости" современного российского "кино" практически скрыли под собой "Победу", "Маяковский", "Аврору" и прочие крупные кинотеатры города. А это время старенький "Пионер", решившийся-таки на показ "кина про пришельцев", собрал приличное количество зрителей даже в утро воскресенья. Выходили все под впечатлением. Сразу скажу, что фильм не для брезгливых или слабонервных, в некоторых местах даже мне было слегка не по себе. "Район 9" — очень грязный фильм. Не от обилия кровавых сцен (хотя их немало), а от копания в сущности некоторых существ, что мы называем людьми. Если она и впрямь такова, то не запачкаться в ней трудно. И при этом "Район 9" — несомненно, главный пока фильм этого года
Сюжет фильма сам по себе достоин иного фантастического романа. Пришельцы в трущобах, эксперименты и чужое оружие, нигерийские вуду врезаются в память и тускнеют неохотно. Над этим царит какая-та особая атмосфера, дающая чувство сопричастности к тайне. Что мешает голливудским толстосумам делать сюжеты такого уровня?
Вторая половина фильма превращается в первостатейный боевик, где перестрелки дают отдохнуть новому "Терминатору", а экзоскелет действует эффектнее, чем все "Трансформеры" вместе взятые. Хотя можно бы перестрелок и поменьше сделать, так как при таком их количестве то, что главный герой остается жив выглядит натянуто, несмотря на все старания режиссера. Об актерах трудно сказать что-то определенное, так как они предстают перед нами этакими персонажами документальной съемки. И даже за главным героем наблюдаешь словно бы со стороны.
Итог. Отзыв получился коротким и сумбурным, но, честное слово, дался он мне с большим трудом из-за специфики фильма. Питер Джексон с товарищами наглядно показали всем, как можно снимать качественную фантастику за сравнительно небольшие деньги. "Район 9" — эффектное, но тяжелое кино. Он захватывает лидерство в этом году, но впереди у него немало конкурентов.
"Не нравится? Напишите лучше и будет вам оригинальнее!", "Вторично? А о чем сейчас писать? Все уже давно придумали!" — нередко встречаю я в ответ на упреки в откровенной вторичности или заштампованности того или иного произведения. Американец Джон Райт наглядно продемонстрировал, как можно и нужно дебютировать в фэнтези, чтобы выделиться среди конвеерного потока. Уж в чем-чем, а в оригинальности ему не откажешь: роман о стражах границы между миром снов и миром яви мало с чем можно сранить из того, что написано в последнее время. Но обо всем по порядку.
Авторский мир Джона Райта, пожалуй, самая яркая черта книги. Условно его можно поделить на три части: мир снов, мир яви и взаимоотношение между ними. Мир яви ничего интересного из себя не представляет, да и показан он фрагментарно: эта все та же матушка-Земля двадцатого века. Мир снов можно назвать одним словом: фантасмагория. Это причудливая смесь из кельтских, скандинавских и греческих мифов с вкраплениями Сильмариллиона Толкиена и даже русских народных сказок. Какой-то четкой структуры мир снов не имеет, мы знаем лишь основные его объекты, а остальное видим лишь глазами героев. Трудно сказать, плохо это или хорошо: мне, например, больше нравятся четко структурированные миры эпиков, но кого-то, быть может, больше устроит и такой подход. То же касается и использования волшебства, принципы которого понять сложно. Чаще всего оно применяется примерно так: "О великий Морфей, Аполлон, Архимед! Смежи его веки сном и свяжи его законами неевклидовой геометрии!" Однако, наиболее любопытен последний аспект: соприкосновение миров и некоторые вопросы, касающиеся сновидения. Слышат ли безумцы голоса из мира снов? Почему нельзя пользоваться фонарем в Высоком доме?
Когда речь заходит о героях "Последнего стража Эвернесса", то и тут мы встречаем оригинальный авторский подход. Начнем с того, что не ясно точно, кого же автор имел в виду под тем самым Последним стражем. Гален? Лемюэль? Питер? Или, может быть, сам Азраил де Грей, первый и последний? Лично я думаю, что это все же калека Питер Уэйлок, но тут уж каждый решает сам. Продолжая, пытаемся определить и главного героя книги. В самом начале нет сомнений, что им станет юный Гален Уэйлок и именно он есть последний страж Эвернесса, однако затем все стремительно меняется. На первый план выходит Ворон и, правда немного в его тени, Венди. В принципе, их и можно считать главными героями романа, но вскоре Питер Уэйлок вступает с ними в спор. Если же отрешиться от композиции и посмотреть на внутренний мир героев, то тут не все так гладко. Образы, конечно, подобраны довольно яркие, но проработаны не слишком глубоко. Выражается это прежде всего тем, что внутренних раздумий или переживаний героев мы видим немного, их личности передаются прежде всего действием и диалогами, а диалоги эти также в основном направлены на действие.
В двух словах коснусь и сюжета. В этом плане каких-то откровений ждать не стоит. Нарисовав нам оригинальный мир, автор обыгрывает прежде всего один аспект: защиту Высокого дома, служащего воротами в царство снов. Поэтому не стоит искать здесь сложных интриг, разветвленных сюжетных линий, захватывающих путешествий и прочих прелестей эпиков. "Последний страж Эвернесса" — в первую очередь героика, причем сосредоточенная на защите конкретного места, хотя пара лихих поворотов в нем все же имеется. Самые яркие моменты для меня — разговор Уэйлоков за Краем мира и пара эпизодов при осаде дома. К слову, осада эта порядком затянулась и под конец уже сложно было удержать в голове, кто в какую комнату вломился, какой портик обрушился, а какое крыло сгорело. Немного отрицательных эмоций добавили и выпады автора в адрес СССР, прямо-таки империю зла. Ну и не могу отдельно не упомянуть концовку. Сказать, что конец открытый — это значит ничего не сказать. Непонятно буквально все: начиная с того, кто из героев выжил и кто нет, и завершая тем, закончилась ли хотя бы эта конкретная битва.
Итог: В целом, я прочитал роман с удовольствием, но особо желания бежать за продолжением (даже если бы оно было) не появилось. Если будет удобный случай, то, наверное, возьму. А так — любопытная вещь, к которой следует присмотреться любителям мифов, героики и бурной авторской фантазии. Тем же, кто привык все доводить до логического завершения и не любит открытых концов, этого романа следует остерегаться.
Как оказалось, этот известный принцип неплохо применим и к продолжениям нашумевших голливудских мультфильмов, достаточно лишь слегка его перефразировать. Они могут быть совершенно разными по духу и антуражу, но как только герои озаботятся вопросами семьи, все означенные мульты моментально становятся похожими друг на друга. Волшебная сказка скукоживается, и на первый план выходит банальное мыло о проблемах средней (по умолчанию американской) семьи: о комплексах и взрослении, любви и браке, рождающихся детях и потерянных родителях, тускнеющей дружбе и т.д. И ладно бы мульты рассказывали нам романтическую историю, там это вполне уместно. Но "Король лев" давно в прошлом и сейчас снимаются в основном комедийные мультфильмы, которые с данными проблемами становятся либо занудными ("Шрек 3"), либо скатываются на не менее скучный сортирно-генитальный юмор ("Мадагаскар 2").
Сумел ли избежать этих проблем "Ледниковый период 3"? И да, и нет. Положенные штампы присутствуют в виде дружбы на фоне брачных проблем и достигают кульминации в приеме "роды в неподходящий момент". Этот самый "момент" прогнозировался еще с самого начала, а когда беременная мамонтиха заявилась в местную Плутонию подозрения сменились уверенностью. Что может быть пошлее, разве что амнезия? :)
Тем не менее, следут отдать мультику должное: все эти "семейные" штампы не являются единственной его составляющей. Место действия сменили кардинально, поместив героев в замкнутый мир динозавров, а значит новые впечатления гарантированы. Вопрос об их умесности спорен (вспомним, что дебаты шли еще во время создания первой части), но динозавров любят все и создатели вряд ли что-то потеряли. Но главной удачей все же является новый персонаж — одноглазый хорек (?) Бак, который привнес "свежую струю", разшевелив поднадоевших и захандривших героев. Зарисовка такого "одинокого следопыта и охотника" вполне удалась и именно Бак ведет всю компанию по сюжету (читай квесту "найди ленивца"). Ленивец, кстати, тоже держится пока молодцом, прежде всего благодаря своим деткам-динозаврикам и из-за своеобразной пластики движений :)
А теперь о белках. Белка — своеобразный фетиш фильма и его палочка-выручалочка (как пингивины в "Мадагаскаре"). Можно сомневаться в успешности N-ой части, но ведь там тоже будет белка, мыслят многочисленные белкоманы. А что же белка тут? А тут она по-прежнему охотится за орехом. Все это, конечно, мило и забавно, но на эту охоту в самых разных позах и ситуациях мы уже насмотрелись в первых двух частях. И если бы остальные составляющие потерпели бы крах, то белка не вытянула бы фильм, даже на смотря на появившуюся дилемму "любовь или орех". К счастью, все остальное более или менее на уровне, поэтому и сцены с белкой смотрятся неплохо, ведь на ними не давлеет груз единственной отдушины.
Итог. "Ледниковый период 3" не предлагает ничего экстраординарного или дико смешного, это все та же хорошая и довольно стабильная серия. Тем паче, что на фоне откровенно провальных продолжений "Шрэка" и "Мадагаскара" третья часть "Ледникового периода" смотрится вполне себе бодрячком.
Огромный величественный звездолет медленно пролетает перед нами. Вот проплыла носовая часть и рубка, затем несколько ярусов середины корабля, наконец показалась хвостовая часть, ведущая к дюзам, и ... еще несколько ярусов середины корабля, хвостовая часть, ведущая к дюзам, еще несколько ярусов середины корабля...
-Черт, этот корабль такой большой, что я добирался неделю бы,если бы шел пешком! — говорит режиссер Мел Брукс, исполняющий роль в своем же фильме. Да-да, именно таким приемом пользуется жанр, который мы называем пародией: взять прием, которым режиссеры "серьезных" фильмов пытаются воздействовать на нас для создания нужного психологического эффекта, раздуть его до размеров гротеска или довести до абсурда. И, черт возьми, как же иногда получается смешно! Надо сказать, что после подобных пародий начинаешь с легкостью разгадывать иные режиссерские ходы в последующих фильмах, посмеиваясь про себя: "ну-ну, я вижу твои уловки, так и знай!". Объектом пародирования становится прежде всего то, что само напрашивается "на орехи": показные и пафосные типажи героев, их речи и поступки; циклопически сооружения и глобальные сражения, призванные произвести впечатление своим масштабом; "случаные" совпадения и "рояли в кустах", помогающие героям преодолеть трудности. Я не считаю Мела Брукса "королем" пародии (скажем, творчество братьев Цукеров, Джима Абрахамса и Пэта Профта нравится мне значительно больше), но не отметить его вклад в становление этого жанра нельзя. И, пожалуй, "Космические яйца" (в оригинале "Spaceballs") — наиболее яркий его фильм, который мне довелось увидеть.
Итак, о фильме. "Космические яйца" — это прежде всего пародия на "Звездные войны" Джорджа Лукаса, сюжет которой представляет собой "переделанный" сценарий самой знаменитой космической саги. Так прототип космического "ковбоя" Хана Соло — Одинокий Звеззда носит самую что ни на есть ковбойскую шляпу, а его космический "грузовик" "Тысячелетний сокол" оказывается обычным грузовым автомобилем, только с крыльми и дюзами. Герои переживают многие знаменательные события "Звездных войн": крушение на Татуине, похищение принцессы и спасение ее из тюрьмы, схватку Героя и Темного Лорда на световых мечах, но все они немного... другие ;) Кроме того, заметны эпизоды взятые из "Звездного пути", "Чужого" и "Планеты обезьян", правда нельзя сказать, что они удались все как один: мне например понравилась только сцена с телепортацией из "Звездного пути".
Если говорить об общем впечатлении, то его можно сформулировать так: фильм хороший, но еще ищущий себя в своей нише. Удачные шутки и ситуации перемежаются с довольно скучными и устаревшими. Уже несколькими годами позже братья Цукеры своей трилогией "Голый пистолет" дадут старт целой серии замечательных пародий, где продумана и наполнена аллюзиями и гэгами буквально каждая минута фильма. Тем не менее, уже и в "Космических яйцах" есть на что посмотреть и над чем посмеяться.
Что мне всегда нравилось в стиле Джордана — это его способность к описаниям, умение прямо-таки вырисовывать в воображении читателя картину происходящего. Именно картину, а не схематичные наброски, как делают иные. Если не торопиться, а читать вникая в детали, то повествование превращается в завораживающее красочное кино: вот Ранд и Мэт крадутся вдоль живой изгороди по Кэймлинскому тракту; вот они ночуют в чулане "Пляшущего возчика", а вокруг бушует гроза; вот вся компания бредет во мраке пораженных порчей Путей, а тусклый свет фонарей лишь слегка отгоняет кромешную тьму... Продолжать можно долго.
"Око мира" — это лишь вступление в грандиозное действо, начало долгого пути. Однако перечитывать его не менее интересно, чем в первый раз: множество мелких отсылок к грядущим событиям. Например, знание о способностях Ранда и истинной сущности Ба'алзамона объясняет многие странности в их поведении. Выискивать их и сопоставлять — настоящее удовольствие.
Что касается сходства первого тома с "Властелином колец", то оно во многом преувеличено. Да, фигурируют Гора и Белокаменный город, да облик Мурдраала напоминает назгула, но это скорее осознанное символическое сходство. В отличие от, скажем, "Меча Шаннары" Терри Брукса, где напрямую копируются целые персонажи и сюжетные эпизоды, "Око мира" лишь намекает на мир Толкиена, а вскоре сворачивает в свое, совершенно неповторимое русло.
Оценка: 10\10
Покосившись на новенький томик "Ножа снов" у себя на полке, я продолжил перечитывать Джордана и взялся за "Великую охоту".
Итак, том второй по структуре еще напоминает первый — главная линия принадлежит Ранду, правда уже всерьез начинает вырисовываться и линия "трех подруг" — Эгвейн, Илэйн и Найнив. Так что в какой-то мере "Великая охота" — приключение, завершающее вступительную часть: знакомство с миром и его основными Игроками. И, пожалуй, главное ее событие — ввод в игру Белой Башни и трех ее ярких представителей: Суан, Лиандрин и Верин. Любопытно, что Морейн при этом временно отошла в тень, а вот Эгвейн и Найнив вышли на первый план и получили серьезное развитие. Испытание Найнив в Башне — это вообще маленький шедевр.
С Рандом тоже происходит немало знаменательных событий: он впервые видит Чойдан Кэл и встречает Ланфир, но главное — он впервые становится предводителем и обретает уверенность в себе. И, конечно, путешествие через Портальный Камень — подарок читателю, наглядно показывающий, какими прихотливыми могут быть тропы судьбы.
Концовка показалась мне несколько сумбурной, но зато мы видим абсолютно новую культуру — Шончан, ставших одной из "изюминок" мира Джордана. Если добавить к ним еще и Шайнар и Кайриэн, то мы знакомимся с тремя совершенно разными народами, в отличие от первого тома, где был подробно показан только довольно традиционный Андор. Считаю, что это компенсирует некоторую вторичность по отношению к первой книге.
Оценка: 10\10
"Возрожденный дракон" выделяется для меня из числа прочих томов "Колеса времени" двумя вещами, за которые я его слегка недолюбливаю.
Во-первых, перевод. Госпожа переводчица заигралась словами и, использую все эти "достойная леди" и "достославный муж" в самых банальных ситуациях, заставляла с усмешкой постоянно вспоминать киноклассику Рязанова "Вельми манеже.. Премного благодарен, великий госудать..." Особенно это заметно в начале.
Во-вторых, фактическим отсутствием Ранда как действующего лица, который появляется только в начале и конце книги. Но не спешите расстраиваться (кто не читал) — вместо Ранда мы получаем равнозначную (как минимум для меня) замену в виде замечательной линии Мэта, который впервые предстанет перед нами в качестве самостоятельного персонажа. И я вам скажу, что с этого тома я кардинально изменил свое мнение о Мэте.
Вообще, "Возрожденный дракон", загнав Ранда в "темный угол" :), окончательно переводит цикл в русло эпического фэнтези, добавив к обширному миру разветвленную сюжетную схему. В этом томе нам предлагается три примерно равнозначных линии (и это не считая вспомогательных): Эгвейн + Найнив + Илэйн, Перрин + Морейн, Мэт. И, надо сказать, получилось здорово изложить все три, причем снабдив их перекрещивающимися "ссылками".
Если оставить за кадром влияние перевода, то авторский стиль остался на все том же высочайшем уровне: красочные описания, тщательная проработка даже второстепенных персонажей, новых культур, диалогов — в общем всего. Что касается глобального сюжета, то цикл растет над собой: можно сказать, что именно с этой части начинается Большая Игра. Помимо Ба'алзамона постепенно появляются другие активные игроки: Белая Башня (линия Эгвейн), Отрекшиеся и Аийл. Во многих отзывах отмечалось полноценное введение Мира Снов. Не могу не согласиться, что это одна из находок мира Джордана, и советую относиться ко всему происходящему в Мире Снов максимально внимательно: именно здесь находится повышенная концентрация намеков на различные тайны и грядущие события.
Ну и наконец концовка — один из наиболее спорных, а потому и любопытных моментов цикла, вызывающая целые диспуты и теории на тематических сайтах. Я имею в виду
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
гибель Ишамаэля. Не осознанно ли он позволил Ранду убить себя? Уж больно много намеков на это. Самоустраниться, чтобы возродиться в новом теле — вполне в духе темного гения. Все кажущиеся нелепости его поведения и "балаганный" облик, явленный Ранду и прочим, находят в этом случае свое объяснение. Ведь, если Ишамаэль не стремился убить Ранда или привлечь на свою сторону, а преследует гораздо более далекоидущие цели, то он позволяет Ранду видеть лишь то, что считает нужным. Напоминаю, что Ишамаэль мыслит совсем другими категориями, нежели остальные Отрекшиеся.
Оценка: 9\10
Четвертый роман из цикла "Колесо времени" многие называют лучшим или любимым томом цикла, и этому есть свои причины. Нет, "Восходящая тень" не опередила на голову остальные части — уровень у всех более-менее одинаков, но все же несколько выделяется среди прочих. Этому способствует целый ряд факторов:
-Повествование строится на контрасте трех основных сюжетных линий, совершенно различных по антуражу, но сходных наличием острого конфликта: это и суровая Аийлская пустыня, и охваченный хаосом Тарабон, и пасторальное Двуречье.
-Глобальное изменение направления сюжета: подчинив Тир и Аийл, Ранд из одиночки превращается в глобальную силу и отныне его линия уже не сколько приключенческая, сколько политическая. Усугубляет такое положение и другое ключевое событие — раскол Белой Башни.
-Наличие ряда особо ярких эпизодов, к котором я причисляю "искажение Узора" в начале книги, визит в тирский тер'ангриал и, конечно же, посещение Руидина. Руидин стал для меня едва ли не самой важным моментом эпопеи: читая его, понимаешь НАСКОЛЬКО глубоко и скрупулезно Джордан проработал свой мир и его историю. Каждая мелочь, каждая деталь вроде "шуфа" и Лудильщиков выверенно занимает свое место, создавая невообразимый Узор — не знаю, как иначе выразить свои ощущения, не говоря уже о том, что многие моменты откровенно берут за душу. Признаться, с этого момента Толкиен и многие другие столпы жанра изрядно поблекли для меня в плане построения мира.
Если говорить о наиболее слабых моментах, то выделю, пожалуй, финальную сцену Перрина: уж несколько неправдоподобно смотрится его победа над превосходящими силами противника. С другой стороны, начинаешь по-настоящему понимать, насколько удачно автор сотворил концепцию та'верена — ключевой фигуры Узора судьбы, которая одним своим присутствием опрокидывает все расклады и изменяет привычные вероятности.
Подводя итог, резюмирую — именно после "Восходящей тени" я перевел для себя "Колесо времени" из просто "очень интересного цикла" в классику и шедевры мирового фэнтези. Да, все происходящее было тщательно подготовлено в предыдущих книгах, но от того оно становится только более притягательным.
Оценка: 10\10
Пятая часть цикла "Огни небес" — это своеобразное продолжение тома предыдущего, то есть события начатые в "Восходящей тени" здесь получают свое завершение:
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ранд завершает свое противостояние с Шайдо (пусть не до конца, но отныне Шайдо уже не на первом плане) и Ланфир, а Найнив и Илэйн возвращаются из своей поездки в Танчико попутно решив дела с Могидин (опять же временно, мы ведь Колесо ВРЕМЕНИ читаем ;))
Такая вот внутренняя дилогия. Что можно сказать отдельно об этом томе? Описания мира и персонажей, а также авторский стиль все на том же высочайшем уровне, поэтому читается с огромным интересом, даже если герои мучаются таким "важнейшим" вопросом, что же им надеть. Что же касается сюжета, то он немного подкачал. Интересно, конечно, но после великолепной "Восходящей тени" первая половина глав Ранда кажется несколько затянутой. Тут я впервые обнаружил, что читаю линию Найнив с большим интересом, нежели любимые мною главы Возрожденного Дракона. Впрочим, во второй части Ранд исправляется и задает жару, взяв задел и на следующий том. Главы Найнив и Илэйн временами очень интересны (особенно эпизоды в Самаре), но местами провисают, особенно это касается времени пребывания со зверинцем. Венчает же все фирменная бурная концовка.
"Огни небес" оставляют очень приятное впечатление, но между великолепными "Восходящей тенью" и "Властелином хаоса" смотрятся все же не столь ярко, в первую очередь это касается сюжетной динамики. В остальном — все тот же высокий уровень.
Оценка:9\10
Итог. Пусть мой читательский опыт и не столь велик, как у многих уважаемых фантлабовцев, я смело называю "Колесо Времени" одним из лучших произведений мирового фэнтези и строго рекомендую к прочтению всем любителям эпиков. Если говорить о моих вкусах, то у "Колеса" есть пока только один реальный конкурент — "Песнь Льда и Пламени" Джорджа Мартина.