О бедном Гудкайнде замолвите


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Halstein» > О бедном Гудкайнде замолвите слово. "Второе правило волшебника" Терри Гудкайнда
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О бедном Гудкайнде замолвите слово. «Второе правило волшебника» Терри Гудкайнда

Статья написана 14 сентября 2009 г. 08:04

   Читали ли вы «Колесо времени»? Тогда готовьтесь, во «Втором правиле волшебника»  вас ожидает парад дежа-вю. Искушенный читатель с удивлением проведет целый ряд аналогий:

— сестры Света и Тьмы — Айз Седай и Черные Айя (вплоть до  мелочей вроде внутренней структуры Черных и знающей об угрозе, но вынужденной опасаться предательства аббатиссе-Амерлин);

— ошейник Рада-Хань — ошейник айдам;

— войнствующий народ дикарей бака-бак-мана, согнанный с места волшебниками древности и ожидающий прихода Избранного, — народ Айил (опять же, вплоть до мелочей вроде войны с соседями и последующим примирением).

     Многие на это резонно возразят: мол, большинство сюжетных ходов уже изобретено и придумать что-то новое сложно. Хорошо, я бы вполне благосклонно смотрел даже на такие явные заимствования, но при одном условии: чтобы Гудкайнд развил взятую им тему и умножил ее идеи. К сожалению, получилось с точностью до наоборот: Терри значительно упростил идеи Джордана, низведя их чуть ли не до уровня «дорожного чтива». Сложная структура ордена волшебниц в исполнении Гудкайнда скукожилась до единственного деления злой-добрый, а их разнообразные цели сводятся в основном к каким-то полурелигиозным учениям и воспитанию волшебников, лишь аббатисса как-то выделяется из этой когорты. Народ бака-бан-мана и его историю, в отличии от Айил, можно описать всего-то парой предложений, а их участие настолько локально, что моментально забывается. Единственное, что удалось как-то развить Гудкайнду — это структуру и интерпретацию пророчеств.

     Другая беда Гудкайнда — баланс, который чаще обсуждается в темах о компьютерных играх. Магия в мире Меча Истины делится на два вида: творящая магия Приращения и разрушительная магия Ущерба. По мысли автора они равноценны и дополняют друг друга, на деле же все оказывается совсем не так. Магия Ущерба играючи пробивает любые защитные построения из Приращения, в обратную же сторону это правило совершенно не работает. Вот и получается, что величайшие волшебники Приращения оказываются практически беспомощными перед зауряднейшими из адептов Ущерба. Остается удивляться чем занимались сестры Тьмы «много тысячелетий» и почему, имея такие возможности, до сих пор не подмяли под себя Дворец Пророков? Ну а на вершине пирамиды под названием Баланс горделиво стоит ГлавГерой Ричард Сайфер, сокрушающий противников толпами, причем обычно не понимая, что же он собственно делает. Да и пророчества вершит он так же: освобождает свою силу, «ярость овладела им», потом бум-бац, «с его меча сорвались молнии», а под конец он разводит руками: сам не понимаю, что же я только что сделал. Отдельные же эпизоды напоминают игру автора с героем в «поддавки»: например, сестра Тьмы сумела ввести Ричарда в заблуждение: мол, щас я тебе помогу, а на деле пытается поглотить его силу. И тут голосом опереточного злодея сообщает своим слугам во всеуслышание: «подождите, щас я его прикончу и отдам его тело вам, ха-ха-ха!». Сообщает раз, другой, третий, пока герой не насторожился (прям как в анекдоте: Штирлиц ехал с женой по Берлину, жену убили, Штирлиц насторожился.) и не начинает сопротивляться. А сестра вместо того, чтобы прикончить\обездвижить Героя своей магией, начинает сражаться с ним на мечах, а магией максимум взрывать камни у него под ногами.

     Стоит поговорить отдельно и о непосредственной роли Ричарда. Личность он незаурядная: вещает только что же усвоенные житейские истины направо и налево, а толпы страждущих слушают его открыв рот. Кто не слушает и говорит поперек — тот непременно плохиш, «хорошие» же вначале могут пожурить: «Ох, какой упрямый! Ох, какой горячий!», а затем непременно осознают груз ошибок, которые совершались ими и их предками уже много тысяч лет. Кстати, как только вам встретится в книге упоминание о том, что никто не мог сделать что-то уже много тысяч лет, смело можно ставить крупную сумму — это непременно сделает ГлавГерой, причем не далее чем завтра. Ну или, в крайнем случае, в следующую пятницу. О приключениях же Кэлен, даже и вспоминать не хочется. Одна ее «нудистская атака» с войском пацанов чего стоит. В чем более-менее преуспел Гудкайнд, так это в создании образов престарелых колдунов: к анекдотичному Зедду добавился любопытный пророк Натан.

     Говоря об авторском стиле, ничего нового по сравнению с «Первым правилом» сообщить не удастся. Гудкайнд, в принципе, неплохо владеет пером, умеет иной раз неплохо построить диалог или создать нужную атмосферу, но сильно портит впечатление его страсть к тоннам «воды» из бесконечных «охов-вздохов», неоригинальных моральных терзаний и обсасыванию одной и той же темы (вроде любит-не любит) по десять раз, что заставляет пролистывать страницы при повторном чтении.

Итог: Лет десять назад, при первом чтении цикла, «Второе правило» мне показалось наиболее интересной частью «Меча Истины». Оно и не удивительно: идеи «Колеса времени», пусть даже и сильно «адаптированные», выглядят здорово. Но на нынешний день как сериал в целом, так и вторая часть в отдельности выглядят весьма бледно, не выше определения «середняк». Если «Колесо времени» Джордана кажется вам затянутым и скучным, то «адаптацию» от Гудкайнда стоит прочитать, в противном же случае нет смысла тратить время на бледную копию. Ну разве что посмеяться про себя.

Оценка: 7\10.





200
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх