Баркер на редкость одаренный человек: художник, актёр, режиссёр и ко всему этому еще и разноплановый писатель. Он работал в жанре магического реализма, трудился на ниве создания ужасов, погружался в мистические туманы, писал сюрреалистические романы. Отличительная черта его книг, независимо от жанра, увлекательная многообещающая интрига. Но в последнее время порой возникает впечатление, что Баркер просто забывает поставить вовремя точку в романе. В его произведениях появились длинные пространные описания, от которых, подозреваю, многие теряют терпение. И тем не менее, Баркер все же умеет с лихвой вознаградить читателей. В полной мере сказанное относится к его роману «Каньон холодных сердец».
Сюжет притягательный. Начало 20 века, ранний рассвет Голливуда. Пока еще нет ослепительного блеска звезд, их обморочного богатства, лавины прокатных денег, но все причастные уже преисполнены амбиций и уверены в удаче. В это время на голливудском небосклоне загорается звезда Кати Люпи. Наслаждаясь достигнутой популярностью, Кати путешествует по миру вместе со своим импресарио Виллемом Матиасом Зеффером и навещает родителей в маленькой румынской деревушке. Пока девушка в обществе родных предается воспоминаниям, Зеффер осматривает провинциальные достопримечательности. Так он попадает в древний монастырь. Спутник монах обращает внимание богатого скучающего американца на необычную фреску «Охота», которой украшены стены монастырского подвала. Содержание картин сродни знаменитому триптиху «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха. Зеффер поражен. Он понимает, что имеет дело с бесподобным произведением — подлинным шедевром. В надежде завоевать сердце юной красавицы, продюсер приобретает фреску и перевозит в голливудскую резиденцию Кати под названием «Каньон Холодных Сердец». Замысел поразить возлюбленную стоит ему уйму времени и денег. Но все напрасно, его надеждам не суждено сбыться. События приобретают совершенно непредвиденный оборот.
Повествование переноситься в 90-е годы ХХ века и раскручивается вокруг судеб знаменитых актеров.
…Ты звезда Голливуда? Один из самых красивых мужчин в мире? Ты самая пленительная улыбка Америки? Кажется, этого достаточно, чтобы уверенно сказать, что дела идут хорошо и наслаждаться славой и успехом. Но в действительности в жизни знаменитого актера не одни только розы. Слава быстро угасает и боль обиды и разочарований настигает бывшего баловня судьбы. Именно это происходит с Тоддом Пикетом, любимцем публики 90-х прошлого века. Годы, да и образ жизни, берут свое. Он уже не тот молодой красавец с пронзительным взглядом. Пластическая операция прошла неблагополучно, возникли осложнения, лицо Тодда обезображено. Правда, со временем прежняя красота может вернуться. Нужно ждать. А пока менеджер актера Максин решает спрятать Тодда от любопытных поклонников. Местом вынужденного затворничества становится Каньон Холодных Сердец…
Начало неспешное, приятное и интригующее. Но вдруг резкий поворот и обычное течение жизни прерывается, и всепоглощающая великолепная фантазия Баркера обрушивается на голову читателя. Роман превращается в необычную феерию событий, которые несутся с быстротой гоночного болида, то снова, как это уже было в начале, повествование ползет как черепаха. Внезапная потеря темпа и необычная растянутость отдельных фрагментов — самый главный минус романа. Внимание писателя надолго прикрепляется к деталям, мало существенным для развития сюжета. Чрезмерно много рассуждений, не проясняющих сути событий. В некоторые моменты становится довольно тоскливо, клонит в сон. Но там, где Баркер снова берется баловать своей фантазией, интерес возрастает в геометрической прогрессии. Автор возбуждает, подстегивает интерес вопросами, на которые готовится ответить чуть попозже и заставляет по-другому взглянуть на предшествующие события. Хотя на некоторые вопросы ответа мы так и не получим.
Однако, героев событий не в чем обвинить. Как главные, так и второстепенные действующие лица представлены автором с глубокой психологической достоверностью. В романе почти нет статистов. Сияет ослепительной красотой таинственно нестареющая Кати. Тодд Пикет и его менеджер Максин стороны одной медали. Их черты определены законами кинобизнеса. Они оба эгоцентричные искатели прибыли и успеха, связаны нитями расчета, дружбы и взаимной вражды. Весьма колоритной фигурой выступает первая фанатка Тодда — Тэмми Лоупер. Ее жизнь превращена в погоню за тайнами своего кумира. Но стоит ли Пикет такого интереса? Так ли уж он годится на роль настоящего кумира?!
Но главными героями романа выступают Фабрика Грез — Голливуд с его жестокими законами и, конечно же, сам Каньон вместе с его обольстительной хозяйкой с холодным сердцем и неразгаданными тайнами. Баркер показывает нам истинную цену славы, в которой купаются звезды, их жестокость, холодность и отстраненность от всего, кроме себя. Баркер знает о чем говорит, и созданная им картина голливудского быта заслуживает доверия.
Наверное, эта книга — исследование человеческого падения и греха. Количество подробных откровенных сцен зашкаливает. Их, конечно, с избытком хватало и в прежних произведениях короля сплаттерпанка, но, кажется, в этот раз он превзошел самого себя в описании секса, низости человека и пропастях морального падения. Хотя любителям творчества Баркера не привыкать, но даже они будут удивлены. К тому же на этот раз писатель весьма увлекся всевозможными подробностями.
И как всегда Баркер предлагает читателю своей книги долю размышлений и идей. Зачем создавать себе кумира? Чем грозит человеку нарушение одной из библейских заповедей? В очередной раз писатель трудится над своей излюбленной темой — смысле человеческих страстей. Куда могут увести человека его желания? У писателя есть некоторые нестандартные ответы на эти вечные вопросы.
Стиль Баркера как всегда выдержан, прекрасен, так как давно прошли времена его писательской неопытности. Читать такой чарующий и богатый содержанием текст одно удовольствие.
Итог: Эта книга глубже и увлекательней, чем «Проклятая Игра», уступает по силе и яркости фантазии «Искусству», так же затянута как «Галили». Достойный прекрасный роман позднего Баркера. С занимательной сюжетной линией, с большим количеством любопытных героев, и полный небезынтересных размышлений о сути человека. Временами подсократить бы тут и там, получилась бы конфетка. Тем не менее даже при всех длиннотах и не всегда уместном многословии автора книга очень хороша. Но, как почти все у Клайва, на любителя.
Эпическое фэнтези — это достаточно сложное по своему рецепту и приготовлению литературное блюдо. Одно непродуманное решение, какой-нибудь ингредиент забыт в спешке — и читательский аппетит основательно испорчен. Такие искусные мастера как Джордж Мартин встречаются крайне редко, хотя, сколько было желающих убедить публику, что им тоже известен непревзойденный рецепт ПЛиОвского пирога. И вот нам предложено переиздание одного из таких блюд, роскошно политое темным горьковатым соусом дарка. Придется ли оно по вкусу читателю?
Мир после Армагеддона. От всего сущего могла остаться горсть пепла. Но люди пережили пришествие Не-бога, выжили, и, наконец, воцарился относительный мир. Но, с присущим людям легкомыслием, они почти забыли о былом ужасе, и только слуги магического ордена Завета хранят память о прошедшем и пытаются делать все, чтобы подобное не повторилось.
События, о которых идет речь, разворачиваются в местности под названием Три моря в центре Эарве. Мир изменился и организован иначе. Правящей религией Трех Морей стал айнритизм (церковь Тысячи Храмов), одним из постулатов которой является существование Бога единого во всех его ипостасях. Глава церкви неожиданно объявляет о начале Священной Войны за святой город Шайме, расположенный в далеких южных краях. Именно туда в Шайме как раз направляется молодой монах-дунианец Анусаримбор Келлхус, чтобы отыскать своего отца. А Колдун Завета Друз Акхеймион держит путь в Сумну (центральный город Тысячи Храмов). Цель колдуна выяснить, что стоит за Священной Войной. И это лишь малая часть гигантского айсберга тайн, интриг, и путей героев романа.
Бэккер с особой тщательностью медленно плетет тяжеловесную ткань мира. Такое начало, вполне, может оттолкнуть многих. Действительно сложно выдержать огромное количество специально придуманных терминов, имен, названий, устоев и прочих деталей. Это обилие сродни «Властелину Кольца», но Толкин все же вел себя по отношению к читателям более мягко, по-дружески. Бэкер же не всегда утруждает себя тем, чтобы объясниться с читателем, учесть его закономерные вопросы и недоумение. И, тем не менее, предлагаемый им сложный, мрачный мир очаровывает и, проявив терпение (через некоторое количество страниц), мы будем вознаграждены и все узнаем и поймем. Такой подход автора долго принуждает читателя пребывать в напряженном длительном непонимании, но читательское усердие окупается сторицей, когда картина предстает завершенной.
К удачам писателя следует отнести проработанность мира, хитросплетения интриг и психологическая яркость героев.
Мир прекрасно проработан, он населен колоритными расами и народами. О людях наши знания пополняться. Что-то нам дано узнать о шранках. А вот, что представляют собой нелюди, пока останется тайной. За каждым народом — древняя история, и всех их связывает прочные узы веры и вражды. Писатель прекрасно использует недосказанность: нам приоткрывают тайну, но разжигают любопытство, задавая новые вопросы, и увлекают все дальше и дальше. Вопросов всегда больше, чем ответов. Мотивы персонажей понятны лишь иногда, большей частью они покрыты мраком. И сами герои знают не больше нашего. Кажется, что начинаешь скучать, но Бэккер бросает новый вопрос, или раскрывает суть прежнего, дает ответ, включает нового героя и раскрашивает узоры романа новыми нитями. В отношениях со своими героями Бэккер в чем то похож на Мартина: он беспощаден к ним также, как и создатель ПЛиО, а его герои, в свою очередь, беспощадны друг к другу. И в этом, на мой взгляд, минус, потому что следить за событиями интересно, но вот сопереживать не получается почти никому. Мартин щедро населял свои произведения разными типами, добряками и злодеями, позаботившись о том, чтобы всегда в них была изюминка, а читатель мог найти своего героя, сопереживать ему, болеть за него. Тут совсем иначе, мир менее личностно выразителен, выбор поменьше, да и в массе своей все мало симпатичные типы.
Но в ряде персонажей сосредоточены главные идейные решения, и в этом отношении писателя не в чем упрекнуть. Его персонажи оказывают ему необходимые услуги и удались. Дунианец Анусаримбор Келлхус представитель древнего рода, обладающий способностью контролировать свои мысли, проницательно анализировать окружающую действительность, читать по лицам людей и многое другое. Друз Акхеймион, колдун Завета, оказавшись в самом эпицентре событий, не доверяет самому себе, сомневается в своем понимание происходящего и боится все это принять. Найюр — грозный и ужасный вождь скюльвендского племени утемонов, которым движет желание мести. Эсменет — проститутка, влюбленная в Друза, которой не под силу разобраться в собственных чувствах. И другие…
Бэккер, получивший философское и лингвистическое образование, прекрасно пользуется своими университетскими познаниями. Это заметно. Об этом свидетельствует великолепная содержательная проработка мира. Но сильнее всего этот грандиозный бэкграунд обнаруживается в идейной наполнености книги. Он предлагает серьезные размышления о вовлечении общества в процесс Священной войны и ставит образцовые по своей вечности и неразрешимости философские вопросы: Что такое божественное? Каково отношение человечного и божественного? Какова природа веры? Что движет людьми? Многие идеи, которых касается писатель, напоминают о «Дюне», но размышления Бэккера в существенном не совпадают с размышлениями Герберта. Они незаурядны, но кажутся поверхностными по сравнению с глубинами «Дюны». Но может еще рано делать окончательные выводы, мы еще посмотрим. Другой вопрос, который Бэккер поднимает, это природа сознания и души, свободы воли, что нас определяет, что было раньше. В своем отдельном романе «Нейропат», Бэккер посвятил и развил свои мысли посвященные исключительно анализу сознания. Главное, роман дает столь редкую для эпического фэнтези возможность не просто следить за хитросплетениями интриг, но и осмыслить немало интересных и важных вещей.
И последнее о чем стоит сказать — это атмосфера. Настоящий, ничем незамутненный дарк. Мир пережил Армагеддон и, возможно, находиться в преддверии следующего. И герои под стать. Назвать кого-то добряком или «чистой души человеком» — это очень сильно приврать. Бэккер продемонстрировал диссонанс, показав людей, которые обладали даром понимать красоту и что с ними стало.
«Князя Пустоты» часто рекомендуют любителям ПЛиО. Дескать, похоже. Но сходство лишь в том, что оба хороши каждый по-своему. И отнюдь не каждый Мартинофил станет Бэккерофилом. И наоборот, отнюдь нет.
И, напоследок, пару слов. Новое издание заслуживает похвал: качественная бумага, первоклассное оформление, карта, приложение, все как у людей. Надо сказать, что вторая карта (Трех Морей) относительно первой повернута на 90 градусов. Надеюсь, что и дальше «Черное Фэнтези» будет издаваться на таком же уровне.
Итог: Мощный увлекательный дарк эпик. Проработанный как «Властелин Колец» и ставящий вопросы подобно «Дюне». Изобилующий огромным количеством интриг и обрушивающий на голову читателя массу вопросов. Тяжелый для восприятия, но того, кто сможет продраться сквозь начало и привыкнуть к реалиям этого мира , одарит по полной, несомненно. Всем любителям эпического фэнтези и дарк фэнтези ознакомится обязательно. Другим я бы все же посоветовал рискнуть, ибо не часто нас балуют столь незаурядными книгами.
В культуре фантастики некоторые идеи-образы играют заметную роль. Например, зомби. Эти медлительные любители человеческих мозгов освоили огромные пространства и прекрасно себя чувствуют и в кинематографе, и в литературе, и в компьютерных играх. До сих пор в большинстве сюжетов, изданной у нас литературы, зомби выступали как один из факторов возможной угрозы человечеству. Что за ними числилось? Ну, какое-нибудь локальное вмешательство в мирную жизнь, ничего не соображающих обывателей небольшого городка. Или проживание в отдельном зомби-ареале в соответствие с законами своей психологии, со своими причудливыми привычками и установившимися законами. Зомби пользовались даже некоторый снисходительной симпатией читателей как угроза не такая уж и страшная, всегда побеждаемая главными героями, конечно не без потерь. Но вот Макс Брукс решил представить глобальное восстание зомби по всему миру и противостояние всему человечеству. Мировая война Z. Такое название приобрели эти события.
Мир охвачен странной болезнью. Тяжело установить, где именно находился источник заражения. Скорее всего Китай. Заразившись, человек через некоторое время умирает и восстает уже в виде ходящего трупа. Вскоре становится понятным: заразиться можно только одним способом — быть укушенным зомби, а уничтожить нападающего можно единственным способом — прострелить ему мозг. Правительства разных стран не смогли вовремя оценить угрозу, принять меры и вирус быстро распространился по всему миру, не оставив в покое ни одного континента. Китай, Америка, Россия — все страны превращаются одна за другой в отдельные фрагменты большой страшной истории. Вне досягаемости не остался ни один ареал обитания человека.
История войны от начала и до конца представлена как интервью со свидетелями событий. Все рассказы (доктора, пехотинца, летчика, пехотинца, обычной маленькой девочки и многих других) лишь детали ужасной мозаики событий. В каждом — кровь, страхи, боль, потери. У каждого своя правда. Вот доктор, самоотверженно спасающий пациентов, а вот кинолог — его предмет забот собаки, которые как оказалось лучше всех опознают наличие заражения. Рассказы бьют по нервам своей пугающей правдоподобностью.
Автор создает гипотетическую всемирную панораму, используя свои солидные знания о жизни разных стран мира. Как действуют разные страны в борьбе с инфекцией? Каковы последствия этих действий? Что будет после? Какими станут правила войны? Ведь зомби это особая угроза, это совсем не то, с чем готовились сражаться солдаты разных стран.
Брукс как виртуоз шахматист просчитывает партии геополитической игры, выписывает историю за историей в разных странах. В его арсенале много ходов, можно походить пешкой, ферзем и даже королем. Главное — добиться решения задачи. Максу удается держать читателя в таком напряжении, что накал страстей ощущается на реальном физическом уровне. Действительно воображение заполняет картина: в одно мгновения на земном шаре появилась маленькая белая точка, потом еще и еще и еще, и вот уже вся Земля в белом пламени хаоса и зомби.
Каждая страна выступает отдельным персонажем, который прожил свою историю, многое понял и теперь устанавливает новые правила игры. Брукс проделал поистине мощную работу: он показывает каждую страну с позиции своего внутреннего видения (с позиции собственного внутреннего центра). Не обошлось без промашек. Россия предстает старой советской империей. Автору видно хорошо знакома советская история. Под таким же «советским углом зрения» рассматриваются и события на Украине. Вся правдоподобность Украины в географическом колорите. Но если смотреть картину в целом, то эти промашки незнания автору можно простить. Тем более это извинительно, потому что Брукс не проявил себя апологетом какой-то конкретной государственной идеологии, и не отдал предпочтение какой-то стране и ее правительству. Он рисует разные варианты действий правительств: радикальные решения, изоляция, попытки восстановить порядок; некоторые страны ловят удачу за хвост и вырываются из гнета.
Брукс также рисует варианты различий на психологическом уровне — уровне поведения отдельного человека. Что свойственно человеку — изменится или остаться прежним. Есть примеры, что сталкиваясь с ужасами люди кардинально меняются: один японский отаку, полностью погруженный в Интернет пространство до того момента, пока зомби не ворвались в его квартиру. Или человек, ненавидевший собак, бросается защитить от солдат таксу. А вот другой пример — бизнесмен, удачно зарабатывает на страхе людей. Брукс создает страшные и пугающие картины.
В целом сама война создана во всей страшной полноте и фантастической экспериментальной мыслительной достоверности. Автор принял во внимание классические зомби-наработки и искусно воспользовался ими. Здесь есть все хорошо знакомое по фильмам про зомби и в наличии выразительные ремарки в сторону классики зомби-муви (Ромеро привет!). Любители кровавостей не обделены: кровь, мозги и иные ужасы все в приличном количестве. Но есть и авторские находки. Брукс задействовал идею зомби в глобальном всемирном варианте. Не осталось свободного уголка от зомби. Они настигают на воде и под водой, в подземных глубинах, и в космическом пространстве. Автор детально прорабатывает все типы войны и применяемых средств. Весьма мастерски до деталей Брукс представляет военную технику, аспекты жизнедеятельности военных подразделений. В этом и многом другом писатель обаятельно обстоятелен в деталях.
И, конечно, много мелких плюшек для своих. В частности, замечательный эпизод о британцах, привлекающих к себе внимание зомби песней Iron Maiden «The Trooper».
При этом, самый главный недостаток книги — это зомби. Самая обидная промашка. Уж больно много не объясняется и не состыковывается. Способ заражения, как они выживают, почему именно так. Хотя и тут Максу можно простить, ведь на место зомби можно с легкостью поставить другого врага и проблему. И при этом структура, главная цель и суть романа не пострадают.
Итог: Интересный и умный апокалитический роман. Весьма актуальный в контексте осмысления современного мира. Пугающий и пронизывающий холодом. С необычайно сильной атмосферой и живыми просто до дрожи персонажами. Необычной манерой подачи и мыслями. Многие отдельные истории украсили бы любую антологию ужасов. Мощный дебют.
Писательская карьера Джима Батчера началась с длинного сериала в жанре городского фэнтези — «Файлы Дрездена». Поначалу это был довольно стандартный цикл, но постепенно он разросся и окреп. С каждой новой частью цикл приобретал определенную целостность и все больше нравился читателям. И как раз на переломном романе («Обряд на крови»), который оказался особенно успешным, в тот же год Батчер открывает фэнтезийный цикл «Кодекс Алеры». Долго же мы ждали первого томика этого цикла. («Файлов» переведено уже 9 книг и на подходе 10-я книга). И теперь можно узнать, удалось ли Батчеру сыграть на новом поле так же удачно?
Алера — государство, которое развивается, обживает новые земли, строит города. Алера оплатила свое могущество потом и кровью: неединожды сражалась и покоряла народы, изгнала диких варваров-маратов на северные ледовики, и построила город Кальдорон. Многие годы на землях Алеры царил мир и процветание. Но в одночасье 17 лет тому назад все рухнуло. На страну обрушилась нашествие маратов, разрушено графство Кальдерона, пострадали крестьянские угодья и был убит наследник династии Первых Лордов Гаев. Хотя нападение удалось отбить и залечить раны, но с тех пор в стране неспокойно, наступили смутные времена — придворная знать охвачена испепеляющими страстями, плетутся интриги, зреют заговоры. Заговорщики стремятся свергнуть Первого Лорда, подталкивая кланы варваров маратов к нападению на графство Кальдерон. Но самое неприятное, что на стороне мятежников предатель-курсор (курьеры и шпионы на службе Первого Лорда), посвященный во все государственные тайны. Первый Лорд тоже не дремлет и посылает в долину Кальдерона своего курсора разобраться в обстановке. А в это время мальчик Тави и его дядя Бернард уже раздобыли сведения от разведчика маратов в вооруженной стычке, и хотят сообщить графу о надвигающейся опасности.
Неоспоримым является мастерство и опыт Батчера. Сюжет лихо разворачивается, события стремительно меняются. Незаметно, но все более основательно знакомится читатель с интересным миром, окутанным легким флером римской культуры. К примеру, военнослужащие именуются легионерами, Первые Лорды выступают членами династии Гаев, а нынешний правитель носит имя — Секстус. Но в остальном, это прочный фэнтезийный мир, в котором есть место рыцарям, замкам и другим соответствующим атрибутам жанра. Мир Алеры преисполнен магии. Главным воплощением магических сил выступают фурии — существа, управляющие стихиями. Каждый житель владеет способностью общения с определенными фуриями (воды, огня, металла, воздуха, земли, деревьев) и способен добиваться от них помощи и поддержки. Фурии воды могут врачевать, водные маги очень чутко слышат мысли людей. Маги металла — лучшие мечники. Маги воздуха — лучшие курсоры и так далее. Каждая фурия имеет свою стихию влияния. К примеру, если закопать мага воздуха в землю, то он лишится своих способностей. Фурии — как всякие живые существа обладают своим характером, готовы помочь своему хозяину, и в чем-то на него похожи. Но существуют и дикие фурии. Они живут повсюду, могут вызывать грозы, дожди, метели, землетрясения и другие неприятности. Встреча с ними может для человека закончиться плачевно. Батчеру удалось интересно выписать всю магию фурий, но, зная его писательские проделки по Дрездену, можно ожидать, что дальше магия будет становиться еще точнее, детальнее и определенней: Батчеру присуще создание четкой системы магии.
Но не только магией привлекателен мир Алеры. В нем живут интересные народности. К сожалению, нам показали только маратов — диких жестоких варваров, которые неспособные призывать фурий, но умеют дружить с животными. Мараты делятся на кланы в соответствии с тотемными животными, которыми они повелевают. Вскользь упоминается о северных народах, изгнанными алерианцами.
Почти все действо происходит в долине Кальдерона — богатого и обширного графства, на территории которого расположились угодья гольдеров, местных помещиков. Но весьма примечательным местом является мрачный Восковой Лес, в котором обитают паукообразные Хранители. Это колоритное место. Надеюсь, что в дальнейших томах найдется место таким вот обаятельным фэнтезийным зарисовкам. (Я уже отмечал, что этого стоит ожидать, исходя из стиля «Файлов Дрездена»).
Но я отвлекся. Итак, кто же замешан во всей этой кутерьме. В первую очередь, курсор Первого Лорда — Амара, выпускница Академии, отлично зарекомендовавшая себя раньше. Это ее первое столь важное задание, а она пока не предполагает, чем все обернется. Тави, молодой паренек, не имеющий в свои 15 ни одной фурии, хотя дети должны их приобретать гораздо раньше. Поэтому все свои проблемы он решает благодаря собственным способностям — смекалке и бесстрашию. Бернард владелец Бернардгольдера, сильный маг земли и дерева, причастный ко всем событиям, пытается помочь своей стране, за одно и себе, своим владениям, сестре и племяннику Тави. Один из лучших мечников Олдрик и его возлюбленная водная ведьма Одина, наемники мятежников. И многие другие. Главные или второстепенные, Батчер выписывает их всех очень своеобразными, убедительными, за ними интересно следить и сочувствовать (тот же фирменный стиль Джима Батчера). Каждый найдет себе персонажа по вкусу, все удались, многих второстепенных персонажей мы еще точно повстречаем. Джим любит промелькнувших когда-то давно героев в последующих томах выводить на более видное место и раскрывать по полной, детализируя мир еще больше.
Первый роман «Кодекса Алеры» построен по принципу, который писатель довел до совершенства в цикле о Гарри Дрездена. Стремительно развивающийся сюжет, огромное количество сменяющих друг друга событий. Созданный мир отличается интересной и четкой магией, крепко обустроен.
В первом томе нам представили только главные элементы построения, и, думаю, Батчер будет их упорно развивать и совершенствовать, добавляя так же обаятельных харизматичных персонажей, конечно, в первую очередь злодеев. Волнуюсь только, сможет ли он держать их всех в узде и добавлять им новых достойных спутников (Гарри-то был один и за ним легко можно было уследить, а тут целая орава).
Не могу не сказать пару слов о переводе. Его выполнил переводчик цикла о Дрездене — Н. Кудряшов. Не считая некоторых ляпов и неточностей, перевод отменный. Расстраивает, что последующие романы попали в руки другого переводчика. Ему предстоит держать марку. Будет жаль, если он нечаянно разрушит общую уютность созданного мира, который полюбился читателю каким-нибудь несоответствием имен или еще какой-нибудь нечаянной небрежностью. К слову небрежность уже есть. Ведь вторая книга, в оригинале называется «Academ's Fury» («Фурия Академии»), у нас будет издана как «Битва за Кальдерон». А название в оригинале-то говорящее.
И вечное замечание— карты опять нет. Конечно, можно не расстраиваться, в западном издании — тоже самое. Но для эпиков такая деталь как карта очень существенна.
Итог: Очень приятный (и неожиданный) дебют Батчера на границах эпического фэнтези. Присущие писателю черты остались в силе с поправкой на эпик. Интригующий и крепкий сюжет, без провисаний. Множество милых сердцу, как главных, так и второстепенных, персонажей. Интересный мир с интригующей магией. Роман логически завершен, но количество сюжетных ходов и неуловимых тайн — в наличии. Повторюсь — точно так же заканчивается каждый томик Файлов. Так что после завершения чтения хочется сразу же бежать покупать следующую книгу. Идеальный задел для качественного долгоживущего сериала. Смотрим на Гарри и надеемся, что Батчер опять повторит свой успех.
Циклы имеют неприятную особенность ухудшаться. Мало кто из писателей сериалов сумел его во время закончить и избежать ловушки под названием «самоповторы». Но все же есть способ продержатся на плаву: писать каждую книгу на стабильно хорошем уровне. Читатель привыкает к любимому произведению и прощает повторы. Второй способ угодить читателю: экспериментировать, творить, предлагать неожиданные идеи и преобразовывать знакомую историю в новую. Вадим Панов пользуется и первым и вторым методом и успешно завоевывает внимание читателей. Тайный Город насчитывает уже 14 томов (и один сборник рассказов), но каждый том хорош. «День Дракона» (12й том) вызвал просто восторг. Панов поднялся в этой книге на новую творческую вершину. Следующий том («Запах Страха») оценить как достижение сложно, но и заявить, что мы (поклонники Панова) разочарованы еще рано. И вот на полочке стоит 14й том «Ребус Галла». Что же нас ждет? Новая вспышка энтузиазма читателей или поиски других кумиров?
Сначала несколько слов для тех, кто ничего не слышал об этой примечательной Пановской серии. Тайный Город — это магическая изнанка Москвы. Люди, как смеет утверждать автор, не первые жители на земле. Сначала были прекрасные Асуры, их уничтожили мрачные Навы, на смену которым пришел Зеленый Дом Людь, после был — Орден или просто Чудь и, наконец, Земля стала наша. Побежденные (кроме полностью уничтоженных навами асуров) ушли в Тайным Город. Там они скрылись от глаз победителей и таким образом спаслись. А власть над миром теперь принадлежит людям, а они почти лишены магических способностей. Что же делать Тайному Городу? Пришлось его жителям установить предельный режим секретности. В ход пошло все: магия, средства массовой информации. Но и в Тайном городе маги не перестали интриговать и соперничать между собой, чтобы закрепить свое господство. Главными соперниками выступают Навь, Людь и Чудь. Возле этой тройки группируются приспешники — представители совсем маленьких народностей, (так называемые младшие Дома).
Был ли Спящий магом? Вопрос для Тайного Города смешной. Ведь он создан магами и живет по магическим законам. Не все горожане владеют искусством магии, и править городом могут только настоящие маги. Но есть в истории жителей города темное пятно — Слово Галла. Когда-то Галла, настоящий бог, обещал равноправие. Он говорил: «Каждый сможет стать главным, и не будет больше магии». Эта идея внесла раскол, была кровавая война между последователями Галла и приверженцами незыблемости старого устоя. Все давно в прошлом, сторонники Галла были разбиты, его культ полностью искоренен. Но вот найден Ребус Галла. Где же сам бог? Начинается новая история переустройства Тайного Города.
Фирменный стиль Панова узнаваем с первых страниц: происшествие, прописаны тайны и интриги и дальше — вал событий. Писатель давно зарекомендовал себя мастером большого количество сюжетных линий, которые приведут к неожиданной концовке. Последователи Галла стремятся вернуть Слово, у Инция нарисовались проблемы со здоровьем, женой и его любимым клубом «Кастрюля», у мастера Бараги пропали големы. Кортес, Артем, Яна и Инга снова попали в водоворот событий. Сантьяга борется со своими страхами и интригует, как всегда, воевода Милана задалась целью сместить королеву. А Марина, девушка создавшая уникальный аркан Страха, идет на поводу у таинственного Пастуха. Ну и, конечно, Красные Шапки, тут как тут, они тоже не бездействуют. Такая вот кутерьма. Но все это необходимые пазлы целостной картины. Сюжет удался: захватывающий, без провисаний, стремительно развивается в конце, и завершается последним благозвучным аккордом в финале. Читатель не в состоянии предугадать развязку ни одной сюжетной линии. В плане интриг Панов отлично набил руку, так что никаких претензий. Просто дико интересно, приятнейшие сюрпризы, и ко всему этому, раскрытие одной, очень важной тайны из «Дня Дракона». А самое главное — это обещание, что дальше нас ждут много интересных событий.
Увлекшись мастерством интриг, писатель, очевидно, забыл, что персонажи — вот сердце истории. Панов правда постарался сохранить наши отношения с полюбившимися героями, хотя о них мы не узнали ничего нового. Появившиеся персонажи, к сожалению, воспринимаются как простые статисты. А ведь раньше писатель радовал нас замечательными находками, например, Ярга в «Дне Дракона».
Украшает этот роман бойкий юмор и элементы фарса. Думаю к великому удовольствию многих Красных Шапок значительно меньше, и шутки касаются теперь других персонажей.
Панову не чуждо обращение к неоднозначным моральным проблемам. Был ли Спящий магом? Ответ мог бы быть интересным. Но писатель только походил вокруг да около вопросов религии, веры и целей и других измерений Тайного Города. Все, к сожалению, поверхностно и скупо. А, к примеру, в цикле «Анклавы» Панов глубоко и интересно разрешал подобный философские вопросы. Возможно, он просто хранит Тайный Город как удачный проект для дальнейших историй?
Итог: «Ребус Галла» — удачное развитие цикла, но не более. Снова доказывающее, что Вадим Панов великолепно умеет держать марку. Пановский роман во всех смыслах. Прекрасная центральная идея — существование Тайного Города. Много сюжетных линий, доля экшена, капля юмора, горсть интриг и тайн. Взболтать и подавать к столу. Только напомню, что блюдо для тех, кто уже пробовал и остальные яства местной кухни и остался доволен.