Через несколько часов выдвигаюсь на Ярославский вокзал, откуда большой компанией фантлабовцев стартуем в Новосибирск на Всероссийскую встречу Фантлаба. В городе мы планируем пробыть почти неделю, а потом, транзитом через Екатеринбург, двинем в Питер на ФантАссамблею. Так что в Интернете я теперь буду только набегами, если где по пути отыщется халявный вайфай.
Августовский Даркер мы планируем выпустить по расписанию, несмотря на отъезд почти всей редакции на Ассамблею, где будет проходить наша хоррор-секция. Сразу скажу, что в литературной части номера появятся рассказы Ильи Пивоварова, Марии Артемьевой, Ореста Сомова, Дмитрия Квашнина и Брэма Стокера. Тема выпуска — комиксы. Ожидается много чего интересного.
До связи!
ЗЫ: возможно, если будет время, стану выкладывать небольшие отчеты о приключениях Фантлаба. С фотографиями:)
В журнале "DARKER" опубликован полный анонс мероприятий нашей хоррор-секции, которая пройдет в рамках Петербургской фантастической Ассамблеи с 17 по 20 августа 2012 года. Шесть мероприятий, посвященных хоррору в кино, литературе, живописи и даже в Интернете. Подробности — по ссылке. Я надеюсь, будет интересно:)
Правда перед Питером мы заедем еще и в Новосибирск, но это уже совсем другая история.
31 июля заканчивается прием работ на ассамблейские мастер-классы, и если рассказ у меня фактически уже имеется, то вот с рецензией пока выходит туговато. Но время еще есть.
Уже онлайн. Тема номера: и страшно, и смешно. Особо отмечу забавный рассказ Йэна Роуэна, состоящий только из поисковых запросов, интервью с Шамилем Идиатуллиным (он же Наиль Измайлов, автор романа "Убыр"), обзор не переведенной на русский язык книги Адама Нэвилла "Last Days" и статью о художнике Джоне Култхарте. Но и помимо этого полно интересного и эксклюзивного, так что не стесняйтесь, все уплочено:)
Следующий номер может выйти с задержкой, ибо почти вся редакция будет в Питере на ФантАссамблее. Я так вообще 7 августа уже сматываюсь и даже не знаю, когда появлюсь в нормальном Интернете. А надо ведь еще про Ктулху не забыть рассказ написать...
Томление и предвкушение. Сладостное ожидание. Надежда. И разочарование… Рассуждает Александр Нюхтин.
Тьма в прошлом
Статьи
Вампиры — с мифом по жизни
Новая рубрика, в которой мы будем публиковать отдельные материалы, впервые появившиеся еще в PDF-журнале "Тьма", идейным и всяческим прочим наследником которого является DARKER. Начнем по теме номера, с юмора.
Тьма в книгах
Интервью
Шамиль Идиатуллин (Наиль ИЗМАЙЛОВ): «Каноничненько – это не про нас»
В феврале года две тысячи двенадцатого (заключительного) в тихом омуте российской литературы заворочалась странная, пугающая фигура – убыр. Незнакомец этот не отличался обаянием, не тискал девиц по углам, подобно Эдварду Каллену, – а зыркал себе стеклянными глазами да пожирал потихоньку людские души. Но как-то так вышло, что история о мальчике (точнее, подростке), вступившем в схватку с настоящим злом, нашла признание и у читателей, и у критиков, номинировалась на несколько премий и прозвучала на книжном рынке звонким весенним аккордом.
Рассказы
Йэн РОУЭН «История поиска»
Этот современный британский автор уже знаком читателям «DARKER» по рассказу «Маньяк». Теперь он дал добро на публикацию очень необычного произведения, целиком состоящего из… поисковых запросов! Рассказ победил в конкурсе Flashbang-2012.
Дмитрий КОЗЛОВ «Слова Великих»
Цитаты, цитаты, цитаты… Бесконечный поток афоризмов и красивых изречений сейчас доступен любому пользователю Интернета. Но не стоит увлекаться чужими фразами, ведь можно не заметить, как они подменят собственные мысли. И тогда откроется прямая дорога к безумию.
Максим ТРЕТЬЯК «Шуточки»
У директора крупного ателье выдался сумасшедший день. Все шло наперекосяк, все шло не по расписанию, да еще кто-то задумал над ним подшутить. А шуточки он очень не любил. Особенно такие, что касались налогов или оторванных свиных голов…
Сергей КАМНЕВ «Дед»
Как же хорошо иметь состоятельных родственников, которые всегда помогут решить ваши финансовые проблемы. Но что делать, если богатством обладает настоящий скряга, и чужие трудности его не интересуют? Можно попробовать образумить жадину, а можно его просто обокрасть… Однако не стоит забывать, что рано или поздно за все придется платить.
Рецензии
Сказки с привидениями
Рецензия на сборник "Жила-была женщина, которая хотела убить соседского ребенка" Людмилы Петрушевской.
Все умрут, а я запарюсь
Рецензия на роман "В финале Джон умрет" Дэвида Вонга.
Документируя кошмар
Рецензия на роман "Последние дни" (Last Days) Адама Нэвилла.
Книга, в которой живет Кинг
Рецензия на биографию "Сердце, в котором живет страх. Стивен Кинг: жизнь и творчество" Лайзы Роугек.
Пятерка с минусом по физике (а минус торчит из спины)
Рецензия на роман "Зигзаг" Хосе Карлоса Сомоса.
Тьма в кино
Статьи
Ужас с ирландским акцентом
В фольклоре каждого народа найдётся, по меньшей мере, несколько колоритных, пугающих персонажей. В них нашли отражение страхи наших предков перед неизведанным, табулированные формы поведения и тёмные порывы народного воображения. Совершенно естественно, что с развитием кинематографа ужасные герои народного творчества перекочевали в мрачные залы кинотеатров. Примерить маску воплощённого зла довелось не только тем, кто от рождения сеял вокруг разрушение и смерть, но и тем, кто по природе своей никогда не отличался злобным нравом.
Рецензии
Эйб на тропе войны
Рецензия на фильм "Президент Линкольн: охотник на вампиров" (Abraham Lincoln: Vampire Hunter).
Весь этот мусор
Рецензия на фильм "Бульвар Страха" (Rosewood Lane).
Причина жить
Рецензия на фильм "Крепкий сон" (Mientras duermes).
Ночной кошмар – это реальность
Рецензия на фильм "Пожиратели" (Intruders).
Спасаясь бегством
Рецензия на фильм "Свидетельство" (Evidence).
Шестое чувство или шизофрения?
Рецензия на фильм "Укрытие" (Take Shelter).
Пересматривая классику
Наведи порядок в жизни, в комнате и на кухне
Рецензия на фильм "Зомби по имени Шон" (Shaun of the Dead, 2004).
Эд зверски колет, рубит, режет...
Рецензия на фильм "Зловещий Эд" (Evil Ed, 1995).
Новая видеоплоть
Рецензия на фильм "Видеодром" (Videodrome, 1982).
Телеужасы
Расскажу я вам сказку…
Рецензия на первый сезон сериала "Гримм" (Grimm).
Симфонии тьмы
Статьи
«Ужасное» пение на театральной сцене
Жанр ужасов, как это быстро выяснилось, вполне переносим на театральную сцену: уже по «Дракуле» Брэма Стокера существовали театральные постановки, в одной из которых, кстати, подвизался венгерский актер Бела Лугоши. Да и задолго до того существовала театральная традиция «гран-гиньоль», как раз и «заточенная» под демонстрацию кошмаров и кровавых подробностей. И, наверное, было только делом времени, когда «ужасы» в театре догадаются совместить с… мюзиклом.
Рецензии
Американский злодей
Рецензия на альбом "Born Villain" (Marilyn Manson).
Гостеприимная семейка монстров
Рецензия на альбом "At Home With The Munsters" (Jack Marshall & Bob Mosher).
Демоны и зомби с контрабасом и гитарами
Рецензия на альбом "Inferno" (Rawheads).
Темные игры
Статьи
Бледный ужас оживает, бледный ужас жаждет вас
"Clock Tower", 1995 год, смешная по нынешним временам графика, 16 бит... Но жуткие моменты игры вспоминаются до сих пор, это ли не показатель качества?
Тьма в картинках
Статьи
Джон Култхарт: Хороший вкус — враг творчества
Психоделические павлины и бабочки всех цветов радуги; оторванные конечности и гирлянды внутренностей над геометрическим, растительным узором и россыпью шипастых вагин; Древние Боги во всей своей многощупальцевой красоте и Великий Бог Пан с торчащим членом...
Что это? Конечно же, это мозаика произведений Алана Мура! Но еще это работы его соотечественника, художника-дизайнера-писателя-человека-оркестра, Джона Култхарта.
«Найденные записи» – именно так по аналогии с киношным «found footage» можно обозначить поджанр романа, который открывает цикл «Монстролог» американца Рика Янси. Автор с самого начала обзывает себя редактором и рассказывает читателю историю о том, как к нему в руки попал очень странный дневник: тринадцать тетрадей воспоминаний, множество исписанных с двух сторон листов, исповедь безумца мелким почерком… Принадлежал дневник человеку без документов и родственников, который называл себя Уильямом Джеймсом Генри и утверждал, что родился в 1876 году. Таким образом, на момент смерти (после которой к Янси и попали тетради) этому нелюдимому старику должен был идти сто тридцать второй год, что лишь подтверждало теорию о психическом расстройстве. Впрочем, любознательный писатель не может оставить такую историю без внимания и, создав интригу полуправдивым вступлением, до самого эпилога передает права «рассказчика» автору дневника. Но не сухому умирающему старцу, а двенадцатилетнему мальчишке-сироте, который жил в доме 425 по Харрингтон Лейн, что в Новом Иерусалиме, более ста лет назад.
На дворе конец 19 века, новоанглийская весна 1888 года. В маленьком неинтересном городишке есть мрачный особняк, о котором не устают судачить местные жители. Хозяин, Доктор Пеллинор Уортроп, не похож на обыкновенного врача, и о его занятиях ходят разные слухи. Полуночные гости со странными грузами лишь подливают масла в огонь. Здесь после смерти родителей живет Уилл Генри, продолжающий дело отца, который был ассистентом Доктора. Кроме этой парочки в доме нет ни души, поэтому юный помощник занимается и уборкой, и готовкой, и закупкой продуктов. Но тяжело на службе у Доктора приходится вовсе не из-за обязанностей по хозяйству. Все дело в особенной специализации Уортропа – монстрологии. Стало быть, ассистент монстролога должен участвовать во всех операциях и исследованиях Доктора, а они порой могут довести до обморока и взрослого человека, чего уж говорить о двенадцатилетнем пареньке. Возможность насладиться всеми малоаппетитными подробностями деятельности Уортропа читателю предоставляется с первых же страниц, когда ночь приводит в дом Доктора старого расхитителя могил с двумя трупами – объеденной хрупкой девушкой и африканским чудовищем Антропофагом.
Дуэт главных героев сразу вызывает симпатию, особенно занятно наблюдать за их странными диалогами. Спокойный и покорный Уилл Генри всячески старается угодить Доктору. Не обращая внимания на смертельную усталость, он выполняет многочисленные просьбы монстролога, порой не находя времени для сна и еды. Самому же Уортропу ничего этого и не нужно, классический «сумасшедший профессор» с маниакальной увлеченностью погружается в дело об Антропофагах и сутками напролет пытается понять, как африканские людоеды попали в Америку. Эксцентричный Доктор, как и все гении, рассеян и несобран, ему ничего не стоит забыть, о чем шла речь пять минут назад, а любимейшая фраза в его лексиконе – обращение к юному помощнику: «Пошевеливайся, Уилл Генри!». При этом Уортроп склонен к многодневным депрессиям, а порой и вовсе напоминает ребенка, когда, например, стесняется спросить, не принес ли Уилл Генри его любимых ватрушек. Отношения учителя и ученика на протяжении романа подаются читателю с разных сторон, и он, читатель, способен прочувствовать не только ненависть к старому дураку, не делающему скидку на возраст помощника, но и теплые чувства к измученному работой ученому, которому в детстве не досталось отцовской любви и который просто не знает, что делать с ребенком в доме. Вообще с персонажами в книге полный порядок, каждый образ узнаваем, за каждым ощущается жизнь. Среди прочих героев особняком стоит специально приглашенный охотник на Антропофагов – Джон Кернс, который за книгу сменит с десяток имен. Циничный хладнокровный убийца, обладающий непоколебимой уверенностью в себе и наделенный знаниями африканских племен об искусстве забоя Антропофагов. В финале книги читателя ждет намек на то, что Кернс (каким бы ни было его настоящее имя) и в самом деле отметился в хрониках 1888 года, хоть и вынужден был ради этого перебраться на Туманный Альбион.
Отдельных слов заслуживает атмосфера произведения. Начиная с особняка Уортропа и заканчивая клиникой для душевнобольных в Дедхеме, все декорации мрачны и реалистичны. Трехмерны. Специфический привкус страха во рту чувствуется не только со слов рассказчика. И хотя читатель знает, что впереди еще куча нерасшифрованных тетрадей, и с героями ничего не случится, ощущение угрозы всегда витает рядом, как и мысль, что из недружелюбных сумерек могут смотреть глаза Антропофага. Автор умело создает ауру тревоги, хотя и не стремится перепугать насмерть. Руководит перелистывающими страницы руками все же любопытство, ведь книга увлекает с самого начала, и путешествие через темноту невозможно бросить на полпути. Страх тоже становится верным спутником героев, но здесь он имеет вполне реальные корни в образе африканских чудовищ. Нет суеверной боязни непознанного, нет ужаса перед сверхъестественным, а есть вполне себе физический враг, которого можно уничтожить. Жуть, которую выплескивает на читателя Рик Янси (или все-таки Уилл Генри?), рассчитана не только на детишек, как может показаться поначалу, – уровень жестокости и натурализма в книге просто зашкаливает. Несмотря на внешние приметы подростковой приключенческой литературы, в плане хоррора «Ученик монстролога» уделывает многих своих соседей по жанру. Медицинские подробности вскрытия чудовищ, шокирующие методики истребления Антропофагов, заживо поедаемые мухами пациенты клиники и кормушка для людоедов под землей старого кладбища… Если вспомнить еще и сцену пожара, в котором погибли родители Уилла Генри, аппетит может пропасть надолго. Это хоррор без оглядки на возрастные ограничения, без купюр и стыдливого замалчивания деталей. Рик Янси не щадит даже детей.
цитата
– А где же еще один? Не хватает еще одного ребенка.
– Нет, Уортроп, он здесь.
– Где?
– Он повсюду вокруг вас, – ответил констебль, и было слышно, что горло его сжал спазм.
Предложенная читателю охота на Антропофагов удалась по всем параметрам. Вообще большая удача, что автор выбрал именно этих чудовищ, а не очередных вампиров или надоевших зомби. В литературе ужасов африканские безголовые людоеды с пастью в груди и глазами на плечах обделены вниманием по сравнению с медийными коллегами, и Рик Янси взялся это исправить. Получилось, прямо скажем, здорово. Хотя автор и не дал забыть, что страшнее человека зверя нет. На Западе уже вышли два продолжения: «Проклятье Вендиго» (The Curse of the Wendigo) и «Остров крови» (The Isle of Blood). Новые приключения старых героев, новые мрачные локации и, конечно же, новые монстры. А это значит, что не за горами тот час, когда в странном доме 425 по Харрингтон Лейн среди ночи вновь прозвучит до боли знакомое «Пошевеливайся, Уилл Генри!». Что ж, будем ждать клича чудаковатого Доктора и на русском языке.
Очередной номер единственного в России журнала о хорроре как обычно по расписанию в ночь на 20-е число выполз на просторы Интернета. Основная тема: инопланетяне. Рецензии, статьи, интервью, рассказы, кино, литература, игры, музыка, Галина, Бригадир, Голсуорси, Измайлов, Лэнсдейл, Бертон, Скотт, Гигер и многое другое. Читайте и комментируйте, ибо халява же! :)
№6 (15), июнь 2012. Содержание
Слово редактора
Земляне должны подохнуть!
И в самом деле, кому нужен этот голубой шарик? Что в нем хорошего? Грязь его обитателей отравила почву и просочилась в нутро, поразив саму пылающую сердцевину — теперь она горит черным пламенем. Это Ад.
Тьма над миром
Статьи
Истина где-то рядом
Среди загадочных мест нашей планеты некоторые стоят особняком. И дело не только в том, какой резонанс они вызывают в общественном сознании. На фоне некоторых их них отражается сама человеческая природа. Наши потаённые страхи и надежды. Они словно маяки, напоминающие нам, что даже самые безумные порождения фантазии берут своё начало во вполне осязаемой реальности. Зоне 51 суждено было стать таким местом сразу же после появления на свет.
Тьма в книгах
Интервью
Юрий БРИГАДИР: «Страх — базовая эмоция, и неважно — русский ты, китаец или вообще — камышовый кот»
Решив опубликовать в журнале отрывок из нового романа Бригадира, мы не могли не познакомить читателя с автором и задали Юрию пару вопросов. О страхе, о литературе, и даже о Светлакове… Подробности — в эксклюзивном интервью.
Рассказы
Юрий БРИГАДИР «NOMEN ILLIS LEGIO»
Это произведение, которое выглядит вполне самостоятельным, на самом деле является отрывком из свеженького романа «Аборт». Благодарим автора за предоставленный эксклюзив и читаем первые в Рунете.
Николай ИВАНОВ «Лифт»
Инопланетяне, хоррор и порно – что может быть заманчивее? Особенно если все это сваливается на героя в один день.
Григорий АНДРЕЕВ «Шаманский гвоздь»
Собраться в укромном месте и пугать друг друга страшными историями любили многие. Герои рассказа тоже из их числа. К тому же, знают они не только привычные «пионерские» страшилки и могут поведать о самой настоящей якутской жути.
Джон ГОЛСУОРСИ «Дом молчания»
Знаменитейший английский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе, автор «Саги о Форсайтах» отметился и на территории тьмы. Короткую и очень мрачную историю от Голсуорси вы можете прочитать прямо здесь и сейчас.
Рецензии
Ужас с татарским именем
"Убыр" (Наиль Измайлов)
Февраль против всех
"Остаемся зимовать" (Шейн Джонс)
Марк Твен в гостях у Стивена Кинга
"У края темных вод" (Джо Р. Лэнсдейл)
Медведки тут не водятся
"Медведки" (Мария Галина)
Тьма в кино
Статьи
Техногенный кошмар
Человеческая наука способна на многие вещи. Эксперименты в области физики, биологии, химии, смежных дисциплин каждый год приводят к ошеломляющим результатам и сулят все новые открытия. Ученые постоянно думают над тем, как сделать жизнь лучше, удобнее, качественнее, как сохранить благоприятную окружающую среду, как решить энергетическую проблему. Как найти лекарство от рака и ВИЧ-инфекции. Однако все мы прекрасно знаем, что, к сожалению, самые светлые мечты и самые чистые помыслы нередко оборачиваются злом: благими намерениями вымощена дорога в ад.
Размер не имеет значения
Пантеон инопланетных созданий, подаренных нам индустрией кино, поистине огромен. Из бескрайних глубин вселенной на нас взирают сотни свирепых, голодных глаз. И, как в любом пантеоне, есть в нем патриархи, об одной мысли о которых людей пробирает холодный пот, а есть и «мелкие пакостники», вытесненные на задворки мифа, но все же смертельно опасные для человечества.
Рецензии
Чужой на этом празднике жизни
"Прометей"
Второе пришествие
"Пираньи 3DD"
Ужасы Америки
"Хижина в лесу"
О людях
"Разделитель"
Радушный прием
"Запретная зона"
Тень былого
"Мрачные тени"
Пересматривая классику
Достаточно стать равнодушным
"Вторжение похитителей тел" (1956)
Морда демократии
"Чужие среди нас" (1988)
Пауки в банке
"Долгий уик-энд" (1978)
Телеужасы
Амазонские призраки
"Река"
Симфонии тьмы
Статьи
Черный металл
Теперь уже смело можно предполагать, что блэк-металл так и останется последним настоящим андеграундным стилем в музыке, последним течением в молодежной субкультуре, которое власти долгое время боялись и ненавидели – а так же очень долго не могли продать, поставить на конвейер и превратить в уютную, приносящую ровную прибыль моду. В конце концов, конечно, большие деньги победили и в этой истории, но остались несколько имен, не посрамивших черный металл.
Рецензии
Шведские мелодии черного металла
"The Somberlain" (Dissection)
Рев австрийских толкинистов
"Dol Guldur" (Summoning)
Шведское даркмузло по-русски
"live in Saint-Petersburg 26-12-06" (Deutsch Nepal)
Темные игры
Рецензии
Бег по кругу
"Alan Wake's American Nightmare"
Тьма в картинках
Статьи
Ганс Рудольф Гигер и Страна Кошмаров
Про Орсона Уэллса, гениального кинорежиссера, говорят, что все любили с ним дружить, отираться вокруг, но мало кто был готов пойти с ним на прямое сотрудничество, мало кому приходило в голову спонсировать его фильмы. То же можно сказать и о кинокарьере Ганса Руди Гигера, швейцарского сюрреалиста — после ошеломительного успеха "Чужого", который принес ему "Оскар", она взяла в руки стаканчик из-под Кока-колы и жила от подачки до подачки.