Небольшое разъяснение от Антона Пономарева (15 июн 2014): Folia — одной из старейших европейских музыкальных тем, зародившихся в Испании
Знаменитый танец фолия, близкий по композиции к сарабанде и чаконе, является одним из безусловных чемпионов по популярности у композиторов — только вдумайтесь — уже в течение семи веков! Его мелодию использовали, начиная с XIV века, многочисленные композиторы по всей Европе, включая А. Вивальди, Ф. Джеминиани, А. Скарлатти, К-Ф. Э. Баха. А после того, как Арканджело Корелли написал свои знаменитые вариации на тему фолии (также записаны на данном диске) список почитателей фолии пополнили такие композиторы, как Ф. Лист и С. Рахманинов.
Его Родоначальники — простонародье, крестьянство Португалии XV в. Фолия — изначально народный танец, который исполняли крестьяне во время сбора урожая, переодевшись в женские платья. Отсюда, в силу скоморошества и сумасбродства самого танца и его название — безумие или сумасшествие. В Испании танец был воспринят аристократией в XVI в. Остинатный бас фолии на протяжении всего шестнадцатого века не был достаточно устойчив и та классическая фолия, которую мы знаем по вариациям Марена Маре, Корелли или Вивальди оформилась в устойчивую гармонико-мелодическую формулу лишь в XVII в. Авторства у этой гармонико-мелодической формулы нет в принципе, поскольку в том или ином виде она встречается на протяжении XVI практически во всех европейских странах: это и знаменитые английские Greensleeves, и итальянские Passamezzo Antiguo, Passamezzo Moderno и Romanesca, это и испанские Guardáme las vacas — всё это родственники фолии.
La Folia — (португ. folia, букв.- безумие; нем. — Folia, итал. follia, франц. folie) — нар. танец и танц. песня в трёхдольном метре португальского происхождения. Первые упоминания о Фолии. относятся к кон. 15 в. Тогда она была карнавальным "потешным" танцем, подобным мореске. Его исполнители — мужчины, наряженные женщинами,- вели себя столь дико и шумно, что казались лишёнными рассудка (отсюда название танца). Сопровождалась Фолия кастаньетами, погремушками и др. инструментами, производящими шум. Нотные записи Ф. этого периода отсутствуют. Постепенно слагались мелодико-гармонич. формулы, служившие структурным каркасом Фолии (подобно аналогич. моделям в пассамеццо, бергамаске и романеске). Основанные на них произв. содержатся уже в издании "Cancionero musical de palacio" (ок. 1500), однако ещё под названием паваны, арии и т. д. Одну из таких моделей вместе с руководством к варьированию и образцами обработок приводит Д. Ортис в "Tratado de glosas..." (1553), также не называя её Фолия Осн. значение в этой модели принадлежит басу; при сохранении общих очертаний он применяется в разл. вариантах — с пропуском начальной тоники, с нек-рыми интонац. отклонениями. Изредка трёхдольный метр уступает место двудольному. Первая дошедшая до нас мелодия, обозначенная как Фолия, принадлежит С. Салинасу (1577).
Музыка ранних Фолий была быстрой и громкой, с явным преобладанием мажора. Со временем Фолия. стала преим. минорной, её темп замедлился, в связи с чем она приблизилась к сарабанде.
Период наивысшей популярности Фолии. приходится на кон. 16 — нач. 17 вв.; превратившись в пылкий танец любовного содержания, сопровождавшийся гитарой, она выходит за пределы Португалии и Испании и приобретает известность во Франции, Италии, Англии. В это время Фолия становится излюбленной темой для инстр. вариаций. Вслед за циклом И. И. Капсбергера (Libro primo d'invalatura di chitarrone, 1604) их появилось множество для разных инструментов: органа (Partita sopra l'Aria di Follia Дж. Фрескобальди, 1615), виолы да гамба (М. Маре, 1681), скрипки (М. Фаринелли, 1685, на ту же тему — А. Корелли, ор. 5 No 12, 1700), гитары (в гитарных книгах Р. Рибайаса, 1672, Г. Санса, 1674, 1697), клавесина (Ж. д'Англебер, 1689, А. Скарлатти). Позже, в 18-20 вв., композиторы обращаются в основном к т. н. Les Folies d'Espagne (иногда ошибочно приписываемой Корелли).
Её разрабатывали Дж. Перголези, А. Вивальди, Ж. Б. Люлли; И. С. Бах ввёл Ф. в кантату ("Крестьянская кантата", BWV 212), А. Гретри, Л. Керубини, К. Нильсен — в оперу ("Ревнивый влюблённый"; увертюра к "Португальскому отелю"; "Маскарад"), Ф. Лист создал на её основе виртуозную "Испанскую рапсодию" для фп., С. В. Рахманинов — глубоко трагичные фп. "Вариации на тему Корелли". Как и прежде, Ф.- одна из любимых тем у мастеров гитарной музыки (Ф. Сор, Фолия ор. 15, М. Понсе, "Вариации на Folia de Espana с фугой").
|