Нужна ли в книгах так ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Нужна ли в книгах так называемая "Идея"?»

Нужна ли в книгах так называемая "Идея"?

 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 10 мая 2011 г. 08:01  
цитировать   |    [  ] 

цитата

глобальность "идеи", о которой Вы
говорили — все это не локализуется, не
определяется, не проверяется, и, собственно, я
даже не понимаю как доказывается. То есть
нужно просто верит в ее наличие, в то, что она
продуцирует смыслы?

Верить, чувствовать, прозревать. Применение естественнонаучной методологии (проверяемость, доказуемость) по отношению к литературе это достойное упражнение для ума (вроде "боя с тенью" в боксе) но, боюсь, к науке отношение имеет слабое.

... вспомилось любимое Блоком словечко несказАнное... его конечно можно как-то имитировать с помощью нескАзанного, но подделка не выдерживает никакого испытания временем. Имхо "Что делать" — именно тот случай.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


миродержец

Ссылка на сообщение 10 мая 2011 г. 10:49  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kniga

Ну а о Гоголе высказывали совершенно противопложные мнения: Гоголь — реалист (а мистика так — шуточки и прием), Гоголь — мистик (а реализм так — шуточки и прием).
Отрицать мистику в "Страшной мести" как-то даже странно — она там очевидна8:-0.
Но что мешает Гоголю быть и мистиком, и реалистом? Разве это взаимоисключающие понятия? Для Маркеса вообще "магический реализм" придумали. Но этот термин стоило придумать раньше8-), для Гоголя.

цитата Kniga

все это не локализуется, не определяется, не проверяется, и, собственно, я даже не понимаю как доказывается.
Для конкретного взятого произведения — и локализуется, и доказывается.
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


философ

Ссылка на сообщение 10 мая 2011 г. 11:28  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kniga

Ну а о Гоголе высказывали совершенно противопложные мнения: Гоголь — реалист (а мистика так — шуточки и прием), Гоголь — мистик (а реализм так — шуточки и прием). О Чехове — ни во что не верящий реалист, Чехов — идеалист.

Простите, подмена понятий. Мистик Гоголь или реалист, не имеет значения. Мы говорим о "смысле" отдельных произведений. Найдите мнение, что "Ревизор" — это идиллия, воспевающая патриархальные нравы провинциальных городков. Или что Хлестаков воплощает тип романтического бунтаря-одиночки.
(А мистик-реалист, это, еще раз извините, позапрошлый век. Конечно, и в наше время такого добра более чем — метафизический реалист, магический реалист, православный моралист, и прочая бредочушь. Все эти "интерпретации" сигнализируют исключительно о собственной актуальности. Они полностью автореферентны и никакого Гоголя не касаются. Если же говорить по делу, то Гоголь-реалист и Гоголь-романтик в их взаимоотношениях рассмотрены в десятках конкретных исследований от Гуковского до Манна)

цитата Kniga

То есть все-таки критерия нет и приходится каждого автора, а то и каждый текст, рассматривать особо.

Критерий истины — практика, и поэтому каждый текст приходится рассматривать особо. В противном случае можно было бы интерпретировать произведения, не читая их.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


миродержец

Ссылка на сообщение 10 мая 2011 г. 14:03  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

Найдите мнение, что "Ревизор" — это идиллия, воспевающая патриархальные нравы провинциальных городков. Или что Хлестаков воплощает тип романтического бунтаря-одиночки.


Вы даете пародоксальный заказ и требуете от меня выполнения, хотя недавно сами мы вспоминали о Пушкине-большевике.
"Но шутки в сторону. Налицо глубокое, далеко идущее сходство. Как это ни странно выглядит, но если не ездить в Африку, не удаляться в историю, а искать прототипы Пушкину поблизости, в современной ему среде, то лучшей кандидатурой окажется Хлестаков. Человеческое аlter еgо поэта."

Абрам Терц.
Любимый образ ранне-среднего Пушкина (байронический бунтарь-одиночка).

цитата ameshavkin

А мистик-реалист, это, еще раз извините, позапрошлый век. Конечно, и в наше время такого добра более чем — метафизический реалист, магический реалист, православный моралист, и прочая бредочушь. Все эти "интерпретации" сигнализируют исключительно о собственной актуальности. Они полностью автореферентны и никакого Гоголя не касаются. Если же говорить по делу, то Гоголь-реалист и Гоголь-романтик в их взаимоотношениях рассмотрены в десятках конкретных исследований от Гуковского до Манна


Я не понимаю, и как это свидетельствует о возможной проверки "истинности" интерпретации? Я что доказывал адекватность подхода к Гоголю как мистику или реалисту? Странно даже. Вы куда спорите?

цитата ameshavkin

Критерий истины — практика, и поэтому каждый текст приходится рассматривать особо. В противном случае можно было бы интерпретировать произведения, не читая их.


Отлично. И что показывает практика?

цитата be_nt_all

Верить, чувствовать, прозревать. Применение естественнонаучной методологии (проверяемость, доказуемость) по отношению к литературе это достойное упражнение для ума (вроде "боя с тенью" в боксе) но, боюсь, к науке отношение имеет слабое.


Ну вот и славно. Поскольку, на мой взгляд, определенные аспекты "естественнонаучной методологии" весьма пригодились в исследовании литературы.
А на Ваш взгляд, Эко (как семиотик и литературовед), Лотман, Тынянов, Якобсон и прочие, они тоже не наукой занимались — "бой с тенью"? Так дурака валяние... Разговаривают, разговаривают... Контрреволюция одна.


миродержец

Ссылка на сообщение 10 мая 2011 г. 14:27  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kniga

хотя недавно сами мы вспоминали о Пушкине-большевике.
И убедились, что Пушкин-большевик — это полная чушь. Т.е. — налицо заведомо ложная интерпретация.
Единственно верной интепретации у конкретного художественного текста может и не быть. Но есть интерпретации хотя бы в некоторой степени истинные, они отражают то, что в тексте есть. Ложная интерпретация — отыскание в тексте того, чего там в принципе быть не может. Как Пушкин не может быть большевиком.

Зеркала могут отразить объект с разных сторон. Если перед зеркалом слон — в зеркале может отразится хобот, глаза и уши, или хвост и задние ноги, или вид сбоку.

Но если перед зеркалом слон — в зеркале не может вместо слона отразиться улитка!!!
Вот что я хочу донести до Вас, Kniga . Потому что у меня складывается впечатление (на основе Ваших постов), что Ваше отрицание смысла в тексте можно представить так: перед зеркалом можно поставить крокодила, а отразиться может кролик, попугай или леопард, и всё это будут отражения крокодила.
А я отвечаю: нет. В отражении может быть хвост, лапы, голова, искажённые пропорции — но кролика вместо крокодила там не будет!!!
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


миродержец

Ссылка на сообщение 10 мая 2011 г. 14:32  
цитировать   |    [  ] 

цитата Veronika

И убедились, что Пушкин-большевик — это полная чушь. Т.е. — налицо заведомо ложная интерпретация.


Ага, а заведомо ложные интерпретации Н.Л. Бродского (он недалеко ушел от пушкина-большевика) преподавались в советских школах почти 50 лет.

цитата Veronika

А я отвечаю: нет. В отражении может быть хвост, лапы, голова, искажённые пропорции — но кролика вместо крокодила там не будет!!!


А критериев для определения ложного и не ложного нету ведь. Кроме мнения самого читателя? Скажем Вас.

И еще вопрос:
ложная ли это интерпретация — в "Евгении Онегине" Пушкин критикует общество потребления.


миродержец

Ссылка на сообщение 10 мая 2011 г. 15:11  
цитировать   |    [  ] 

цитата Veronika

Для Маркеса вообще "магический реализм" придумали. Но этот термин стоило придумать раньше, для Гоголя.

Я об этом в отзыве на «Петербургские повести» писал 8:-0. И не только там.

цитата Kniga

А на Ваш взгляд, Эко (как семиотик и литературовед), Лотман, Тынянов, Якобсон и прочие, они тоже не наукой занимались — "бой с тенью"? Так дурака валяние... Разговаривают, разговаривают... Контрреволюция одна.

Не передёргивайте.
1) Где вышеперечисленные вами занимались примитивными рассуждениями a la мистик Гоголь или реалист.
2) Кто вам сказал, что практики вроде «боя с тенью» это валяния дурака.

цитата Kniga

ложная ли это интерпретация — в "Евгении Онегине" Пушкин критикует общество потребления.

Это вообще не интерпретация текста Пушкина.
Хотя очень легко притягивается за уши, чего уж там…
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


миродержец

Ссылка на сообщение 10 мая 2011 г. 15:18  
цитировать   |    [  ] 

цитата be_nt_all

Не передёргивайте.
1) Где вышеперечисленные вами занимались примитивными рассуждениями a la мистик Гоголь или реалист.


Я Вас не понимаю. О чем Вы? Вы указали

цитата be_nt_all

Применение естественнонаучной методологии (проверяемость, доказуемость) по отношению к литературе это достойное упражнение для ума (вроде "боя с тенью" в боксе) но, боюсь, к науке отношение имеет слабое.

Названные Выше активно использовали "естественнонаучную методологию". При чем тут

цитата be_nt_all

Где вышеперечисленные вами занимались примитивными рассуждениями a la мистик Гоголь или реалист.

?

цитата be_nt_all

Кто вам сказал, что практики вроде «боя с тенью» это валяния дурака.


Ок. Вы правы, цитата был ни к чему. Но они, на Ваш взгляд, имеют слабое отношение к науке?

цитата be_nt_all

Это вообще не интерпретация текста Пушкина.


То есть можно скзать, что это как раз ерунда

цитата Veronika

заведомо ложная интерпретация.


миродержец

Ссылка на сообщение 10 мая 2011 г. 15:33  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kniga

ложная ли это интерпретация — в "Евгении Онегине" Пушкин критикует общество потребления.
А из каких строк это можно вывести???
Финальный монолог Татьяны???? Так она только о себе говорит, что ей "светская мишура" пофиг, но она никого не осуждает.
Я вообще не понимаю, откуда это можно притянуть.
Критерий истинности — ну, хотя бы обычная логика и общепонятное употребление слов. Если говорят "хлеб" — можно представлять себе различные сорта хлеба, но не сорта мяса, да?
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


миродержец

Ссылка на сообщение 10 мая 2011 г. 15:38  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kniga

преподавались в советских школах почти 50 лет.
Да? Как же успешно я забыла школьный курс8:-0. Произведения помню, а критику — нет8-).

Вот в "Дубровском" можно усмотреть критику нравов: богатый помещик со связями и знакомствами "поворачивает" закон, "как дышло", и разоряет своего бедного соседа, дав взятку чиновникам. Произвол, взяточничество в царской России. В тексте оно есть, ну что поделаешь8:-0.
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


миротворец

Ссылка на сообщение 10 мая 2011 г. 15:47  
цитировать   |    [  ] 

цитата Veronika

цитата Kniga
ложная ли это интерпретация — в "Евгении Онегине" Пушкин критикует общество потребления.
А из каких строк это можно вывести???


"Служа отлично, благородно,
Долгами жил его отец.
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец."
Если это не критика общества потребления, то что это?!
–––
Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно.
Тема не в тексте, но в голове у читателя.


миродержец

Ссылка на сообщение 10 мая 2011 г. 15:49  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kniga

они, на Ваш взгляд, имеют слабое отношение к науке?

Они имеют сильное отношение к философии, которая к естественным наукам таки не относится.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


миродержец

Ссылка на сообщение 10 мая 2011 г. 15:53  
цитировать   |    [  ] 

цитата Veronika

А из каких строк это можно вывести???
Финальный монолог Татьяны? Так она только о себе говорит, что ей "светская мишура" пофиг, но она никого не осуждает.
Я вообще не понимаю, откуда это можно притянуть.


Как Вы стали аккуратны. А почему не так как раньше —

цитата Veronika

бла-бла-бла, чушь полная.
?
Вы опасаетесь засады? И правильно.
Как, видимо, почувствовал господин be_nt_all (поэтому и диалог у нас с ним конструктивнее, видимо) я веду дискуссию по старому-доброму методу Сократа, следую за логикой оппонентов (пытаясь ее всячески подорвать по ходу), задаю вопросы, ну и ставлю ловушки.

цитата be_nt_all


Это вообще не интерпретация текста Пушкина.


цитата Veronika

Я вообще не понимаю, откуда это можно притянуть.


Рекомендую Вам ознакомиться с "заведомо ложной интепретацией" очередного болтуна В.С. Непомнящего. Правда этот болтун доктор филологических наук, заведующий сектором изучения Пушкина, председатель Пушкинской комиссии Института мировой литературы Российской Академии наук (ИМЛИ РАН) и прочая. Но это ведь все не имеет значения и Ваше мнение не изменится.
Почитайте его работы последних 10-15 лет (их полно в широком доступе), в советские времена такое было не модно писать.

цитата Veronika

Так она только о себе говорит, что ей "светская мишура" пофиг, но она никого не осуждает.


Да какая разница. Феномен общества потребления это факт 20 века, как Пушкин мог его критиковать?

цитата be_nt_all

Они имеют сильное отношение к философии, которая к естественным наукам таки не относится.


Их главный вклад — литературоведение, лингвистика (эстетика у Эко). Они формалисты-структуралисты-семиотики — а тут уж "естественнонаучные методы".


миродержец

Ссылка на сообщение 10 мая 2011 г. 15:56  
цитировать   |    [  ] 

цитата bbg

Если это не критика общества потребления, то что это?!
Это критика легкомыслия и бесхозяйственности конкретного дворянина, который "земли отдавап в залог". А его сын "читал Адама Смита, И был великий эконом". Получив дядино наследство, заменил барщину оброком, что было выгоднее как ему самому, так и его крестьянам ("и раб судьбу благословил").
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


миротворец

Ссылка на сообщение 10 мая 2011 г. 15:58  
цитировать   |    [  ] 

цитата Veronika

Это критика легкомыслия и бесхозяйственности конкретного дворянина, который "земли отдавап в залог".

Почему он это делал? Зачем отдавал землю в залог? Чтобы давать эти треклятые балы. То есть потреблять. Не вещи, но светскую жизнь потреблять, чтобы не быть хуже иных. Это не "общество потребления" ?
–––
Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно.
Тема не в тексте, но в голове у читателя.


миродержец

Ссылка на сообщение 10 мая 2011 г. 16:07  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kniga

Рекомендую Вам ознакомиться с "заведомо ложной интепретацией" очередного болтуна В.С. Непомнящего. Правда этот болтун доктор филологических наук, заведующий сектором изучения Пушкина, председатель Пушкинской комиссии Института мировой литературы Российской Академии наук (ИМЛИ РАН) и прочая.
И что я узнаю нового и интересного (для себя) из работ этого человека? Что Пушкин критиковал "общество потребления", о котором ничего не знал? Или что?

Kniga, если я хочу, чтобы мой собеседник прочёл "авторитетное (хотя бы для меня самой) мнение", я либо копирую цитату, либо даю ссылку на электронный текст. Чтобы собеседник мог кликнуть — и прочесть.

Ваши собеседники должны отличаться завидным трудолюбием: искать в сети непонятно что. У этого Непомняшего есть десятки статей и несколько монографий (раз он доктором наук стал), что именно я должна искать???
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


миродержец

Ссылка на сообщение 10 мая 2011 г. 16:14  
цитировать   |    [  ] 

цитата bbg

Это не "общество потребления" ?
Это чуть-чуть иное;-). "Ярмарка тщеславия" в чистом виде. Теккерей два тома нехило критиковал. Просто потребление может быть и вне тщеславия.
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


миродержец

Ссылка на сообщение 10 мая 2011 г. 16:19  
цитировать   |    [  ] 

цитата Veronika

И что я узнаю нового и интересного (для себя) из работ этого человека? Что Пушкин критиковал "общество потребления", о котором ничего не знал? Или что?


Ага, узнаете. И узнаете каким дико православным он был.

цитата Veronika

Kniga, если я хочу, чтобы мой собеседник прочёл "авторитетное (хотя бы для меня самой) мнение", я либо копирую цитату, либо даю ссылку на электронный текст. Чтобы собеседник мог кликнуть — и прочесть.


Вот с чего Вы взяли, что оно для меня "авторитетное"? Я приводил автора для демонстрации весьма конкретного тезиса.
И пардон, ссылок не привожу. Извиняюсь, но привык работать немного по другому. Не знаю, есть Непомнящий в сети или нет. Конкретно не указал, поскольку это сказано, в разных формах в нескольких его текстах. Самое полное в его комментариях к "Онегину", потом в «Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы», ну и тут вроде "Пушкин. Русская картина мира".


миродержец

Ссылка на сообщение 10 мая 2011 г. 16:52  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kniga

Вот с чего Вы взяли, что оно для меня "авторитетное"?
Тогда зачем Вы это мнение вообще упоминаете????? Да ещё с перечислением всех регалий этого Непомнящего?

цитата Kniga

И пардон, ссылок не привожу. Извиняюсь, но привык работать немного по другому.
Тогда не рассчитывайте, что собеседник непременно бросит всё и станет искать какие-то статьи, которым Вы сами большого значения не придаёте. Зачем мне это нужно??? Для форумного трёпа? Слишком много хлопот.
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


миродержец

Ссылка на сообщение 10 мая 2011 г. 17:12  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kniga

Их главный вклад — литературоведение,
лингвистика (эстетика у Эко). Они
формалисты-структуралисты-семиотики — а тут уж "естественнонаучные методы".

Каюсь, об этой философской школе знаю только то, что про них в философской энциклопедии написано. Но сдается мне, что прежде чем применять научную методологию, нужно сначала поставить вопрос, решаемый в ее рамках. Не на уровне "а правда, что Гоголь был мистик".
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)
Страницы: 123...678910...121314    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Нужна ли в книгах так называемая "Идея"?»

 
  Новое сообщение по теме «Нужна ли в книгах так называемая "Идея"?»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх