автор |
сообщение |
mastino
миродержец
|
10 июня 2009 г. 00:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew И из трех названных, двое фэнтези практически не пишут. Вы авторов фэнтези назовите. Э... Я и Форда автором фэнтези назвать не рискну...
|
|
|
valkov
магистр
|
10 июня 2009 г. 00:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew Так вы бы сразу написали, что традиционное фэнтези неприемлите, сразу всё ясно бы стало. Зачем же вы тогда о Перумове говорите, уж он-то традиционен донельзя.
Не то, чтобы неприемлю, просто... Толкин написал свою книгу, со своим типом мироустройства, существами и народами. Потом Кинг написал свою, с совершенно другими, своими вещами. Затем Краули, Бэккер, потом Мьевиль... Вскоре еще кто-нибудь напишет и т.д.. Да, книги этих авторов очень разные, и назвать их одним термином сложно. Но хотелось бы, чтобы было именно так, и необходимость в разделении на традиционное и нетрадиционне фэнтези исчезла вообще, вместе с этими самыми традициями(или модой). Я понимаю, что это утопия и детский лепет, но уж извините.
|
––– Жизнь - это поток темной воды, и даже если вы ничего от нее не ждете, то все равно будете разочарованы. ©Christoph Closer |
|
|
Dark Andrew
гранд-мастер
|
|
Dark Andrew
гранд-мастер
|
10 июня 2009 г. 00:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата valkov Бэккер
??? Бэккер насквозь вторичен по антуражу к "Дюне", Толкину и Мартину. Это как раз обёртка, всё это было и раньше. Он другим берет.
|
|
|
ааа иии
философ
|
10 июня 2009 г. 07:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew Бэккер насквозь вторичен по антуражу к "Дюне", Толкину и Мартину. Насквозь? Родства между "Дюной" и Бэккером по антуражу не больше, чем между "Дюной" и "Схизматрицей". Толкин и Мартин — ну разве только по фундаментальности и объемам.
|
|
|
Halstein
философ
|
10 июня 2009 г. 08:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Понаписали тут: еле свой пост нашел
цитата valkov А в том, что после профессора об этом писать смысла мало.
Т.е. "одна идея — одна книга\произведение"? Чересчур оптимистично, по-моему... Создать свою по-настоящему уникальную расу — не фунт изюму, да и не всегда оно того стоит. Вот, например, Сапковский использовал и эльфов, и гномов, но кто скажет, что его "Ведьмак" полностью вторичен к Профессору? Да, эльфы у него другие — но и у Перумова тоже другие. Меньше отличаются? Но и роль играют меньшую, это так идеи второго плана. Поясню ниже.
цитата valkov Или в нашей стране обязательно теперь должен появиться автор, тоже пишущий про хепри и кактов, только по-русски?
Нет, нет, и еще раз нет. Не знаю, кто это такие, но название уже настораживает — "какты" какие-то Ладно, теперь серьезно. Разница ощутима: "хепри и какты" не имеют под собой реальных корней, они плод воображения автора (если ошибаюсь — поправьте). Эльфы и гномы — элементы мифологии, пусть и видоизмененные. Но даже это вторично, основное различие еще ниже
цитата valkov из чего вывод: либо читателей считают настолько недалекими, либо... ну уж не знаю
Вот тут мы и подходим к основному вопросу. Суть в том, что цикл отнюдь не про эльфов и К, их борьбу со злом и прочие "моральные проблемы". Будь это так, то я бы поддержал вас практически по всем претензиям. Но все эти заимствования вторичны, они играют роль второго плана к которому можно придраться, но если его убрать — то особо ничего и не изменится. Теперь об интеллекте читателя . Существует такая абстрактная вещь как перенасыщение, "излишняя пестрота" если хотите. Попробую пояснить на примере. Вот есть писатель А, который описывает нам свой мир и живущие в нем расы, пусть это будут те же "хепри и какты". Если принять за аксиому, что они должны быть действительно оригинальны, то автор должен познакомить нас с ними что называется "с нуля", а не довольствоваться объяснением "это вроде эльфов, только у них нос длиннее и они любят пиво и пошлые анекдоты" Знакомство должно быть достаточно подробно, а не название и "основные особенности", иначе я первым забью тревогу. "Без проблем, ведь сделали же это Мартин, Джордан, Мьевилль и прочие!"- скажите вы? Что ж, придется согласиться, ведь используй тот же Мартин вместо Иных каких-нибудь Мегатемных эльфов, то мне бы это точно не понравилось! А в чем же дело? Так вот, теперь возьмем не одну такую расу, а десять. А теперь десять иных миров, а в каждом еще по десять рас! Каково будет более-менее внятно описать каждую (и это при том, что они не играют первостепенной роли!), не оставив их схематичными набросками? Либо цикл неимоверно разрастется и уйдет черти куда, либо мы окажемся в мире, заселенными невнятными "гвельфами и гебеллинами", от которых голова пойдет кругом. Так вот, я считаю, что Перумов использует "наследие Толкиена" всего лишь в качестве строительного материала для наиболее рационального построения антуража. Не как самоцель. Именно это я и назвал "удобством для читателя". Так что интеллект тут ни при чем.
|
|
|
Dark Andrew
гранд-мастер
|
10 июня 2009 г. 08:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Насквозь? Родства между "Дюной" и Бэккером по антуражу не больше, чем между "Дюной" и "Схизматрицей"
Ой ли? Мессия, обладающей сверхспособностями — это не антураж?
цитата ааа иии Толкин и Мартин — ну разве только по фундаментальности и объемам.
к Толкину там идут даже отсылки по тексту, вроде сжигания белых кораблей, а кроме того общая концепция противостояния темного властелина и добрых магов. От Мартина сам мир — человеческий, жесткий.
|
|
|
Ингвар
активист
|
10 июня 2009 г. 10:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Перумов — гранд мастер, "открывший" для наших читателей мир фэнтези в исполнении "наших" авторов. Да у него есть слабые вещи, но зато сколько вещей самобытных и уникальных! Например цикл "Техномагия" или испорченный Коулом "Армагеддон"... а уж метацикл "ХМ" — лучшее из эпической фэнтези, написанное на русском.
Кстати, всех поклонников творчества Ника спешу порадовать — "Алиедора" поступит в открытую продажу в магазинах 16.06, те уже во вторник :)
|
––– Вредный Мыш |
|
|
Halstein
философ
|
10 июня 2009 г. 11:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ингвар метацикл "ХМ" — лучшее из эпической фэнтези, написанное на русском.
Ох, вот от него-то самые противоречивые впечатлиния остались. Ужать бы его, да концовочку повнятнее...
|
|
|
Ингвар
активист
|
|
valkov
магистр
|
10 июня 2009 г. 13:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Halstein Либо цикл неимоверно разрастется и уйдет черти куда
это и так произошло с ХМ, так что не аргумент.. И никто не знает, что стало бы с циклом, не пихай Перумов в каждый мир, в каждую книгу одно и то же "наследие Толкина". Может пестро, а может оригинально и самобытно. Это зависит напрямую от писателя. Тот же Мьевиль всего в одной книге прекрасно прописал как минимум 3 оригинальные расы (схожие по психологии с человеком, но и отличающиеся неслабо: кто-то познает мир и общается при помощи запахов, кто-то земноводен...), и в каждой следующей добавляет что-то новое. В ХМ сколько томиков-то?.. Неужели за 12 (или сколько там?...) томов ничего подобного нельзя было придумать? И трудно сказать что хуже: пестрота и эклектичность, или каждый том одно и то же. И кстати, у Желязны тоже был не один мир, и даже не 10 в "Хрониках Амбера", и получилось здорово. Да, он не всегда досконально приописывал мир и его население, но может такой подход и лучше для тех целей, что избрал автор?
|
––– Жизнь - это поток темной воды, и даже если вы ничего от нее не ждете, то все равно будете разочарованы. ©Christoph Closer |
|
|
Dark Andrew
гранд-мастер
|
10 июня 2009 г. 13:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата valkov И никто не знает, что стало бы с циклом, не пихай Перумов в каждый мир, в каждую книгу одно и то же "наследие Толкина". Может пестро, а может оригинально и самобытно.
Если убрать из книг "наследие Толкина" в вашем понимании книга распадётся. Если у Мьевилля кактов назвать гномами, а остальные расы сделать более традиционными книги остануться такими же. Не в названиях дело.
|
|
|
valkov
магистр
|
10 июня 2009 г. 13:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Dark Andrew я о том и толкую: зачем писать в традициях Толкина? У него своя книга была, у Перумова своя.
|
––– Жизнь - это поток темной воды, и даже если вы ничего от нее не ждете, то все равно будете разочарованы. ©Christoph Closer |
|
|
Dark Andrew
гранд-мастер
|
10 июня 2009 г. 13:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата valkov зачем писать в традициях Толкина? У него своя книга была, у Перумова своя.
А почему бы и да? Эриксон пишет в традиции Кука (часть по крайней мере романов), Дональдсон писал в традиции Толкина и т.д. Я не вижу принципиальной разницы. Если книга написана хорошо, то она рамки традиции расширит, углубит и т.п. Если плохо, то да, там будет скукотища.
|
|
|
Halstein
философ
|
10 июня 2009 г. 14:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата valkov это и так произошло с ХМ
А вот "ХМ" попрошу не касаться! Ибо сам на него смотрю косо, а сразу двоих (вас и себя) я переспорить не сумею
|
|
|
Грешник
магистр
|
13 июня 2009 г. 03:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Бэккер насквозь вторичен по антуражу к "Дюне", Толкину и Мартину. Это как раз обёртка, всё это было и раньше. Он другим берет.
Бэккер выписал оригинальнейший мир с уникальными для фэнтези социальными и теологическими системами, ориентированными не на привычное средневековье, а на синтез оного с индуизмом и исламом. Это крестовые походы — но кастовая система, это политеизм — но как "тысячи аватар единого бога", это типичный для средневековья конфликт власти папы и власти короля, но облачённый древнеримскими и мусульманскими одеждами (шрайя — больше айятолла, нежели Папа, а Сумна с её Бивнем — скорее Мекка, чем Ватикан) А ещё это изящно обыгранный Коран — ведь, согласно Корану за Магометом явится Последний Пророк, возвещающий Апокалипсис, и как раз с адептами Последнего Пророка сражаются тамошние примерно-мусульмане, фаним. Бэккер берёт вторичность только для того, чтобы всем апологетам этой вторичности, всем "а здесь будут тролли для удобства читателя" — изящно плюнуть в их дурновкусие. Он берёт штамп и выворачивает на изнанку так, что от штампа не остаётся вообще ничего.
цитата к Толкину там идут даже отсылки по тексту, вроде сжигания белых кораблей, а кроме того общая концепция противостояния темного властелина и добрых магов.
У Бэккера нет ни Тёмного Властелина, придуманного отечественными переводчиками, ни добрых магов. Белые Корабли — да, отсылка, при том первосортная.
цитата Ой ли? Мессия, обладающей сверхспособностями — это не антураж?
Нет. Это вариация на тему ницшеанского сверхчеловека, по-ницшеански откованного в изоляции. А мессианство — следствие появления в человеческом социуме существа, многократно над социумом возвышающего и моралью не ограниченного. Это не антураж, а стержень. О том как нелюдь-дунианин изменяет мир, и о том как мир постепенно изменяет его — проблесками рефлексии, капельками человечности.
цитата Если у Мьевилля кактов назвать гномами, а остальные расы сделать более традиционными книги остануться такими же.
Не останутся. Потому что Мьевиль делет то, чего не делают Перумов иже с ним — он прорабатывает содержимое обёртки. Если Мьевиль называет гномов — кактами, то он расписывает биологию, создаёт синтез растения и человека, облечённый простеньким названием-жаргонизмом, за годы совместного существования людей и ксениев. Если Перумов называет эльфов- сидхами, то они остаются эльфами. Писатель должен не просто дать название, но и объяснить, почему ярлык именно такой. Я уже приводил разок пример. Упрощу до предела, низведу до конкретики. l Плохой писатель раздаст кликухи" лесные тролли" и "горные тролли", остановившись на этом. А хороший писатель ненавязчиво подаёт, что лесные тролли отлично видят в темноте, что у них длинные руки, позволяющие лазить по деревьям, и грациозная пластика позволяющия скальзить меж стволов. А у горных троллей мощные? как у туров, ноги — позволяющие им скакать с уступа на уступ, и дублёная холодом кожа. Потому что хоть в ином мире — трижды фэнтезийном — действует та же самая эволюция, то же самое влияние окружающей среды и естественного отбора. И если поменять название, не меняя расовых особенностей и тератологии, получится полная ерунда, хвост пришитый к кобыле. При том, хороший писатель подаст это не дидактичными абзацами, (как сейчас, для упрощения, делаю я) а мелкими штрихами и ёмкими описаниями.
И если Перумов возьмётся за мьевилевских кактов, мы получим тех же гномов, бессмысленно названных кактами. А вот возьмись за гномов Мьевиль — о, какая будет конфетка! Полуслепые, от отсутствия солнца карлики, поклоняющиеся железу, превозносящие соприродность земной тверди, с религиями замешанными на минералах, и жаргонизмами — производными от металлургии. И сколь хорошо троцкист работает с архетипми, наделяя фольклорные образы самобытностью (не уничтожая фольклорной привязки) я убедился в "Крысином Короле".
цитата ХМ
Кстати, что такое "ХМ"?
|
––– Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат. С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд. |
|
|
Грешник
магистр
|
13 июня 2009 г. 03:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Дьявол, писал большой пост о творчестве Перумова, а он весь стёрся из случайности
Кратко: Перумов — это середняк с проблесками, и проблески начинаются там, где он выбирается из чужой одежды, из файерболлов и эльфов-вампиров, придумывая что-то своё, вроде гипотезы о человечестве — как о дефекте вселенской эволюции, обыгрывая идею в декорациях причёсанного, выхолощенного Рейха; там, где он пусть и пляшет от западноевропейских фэнтези-лекалов, но наделяет их своей глубиной, гончими-ассасинами, апокалиптичной "гнилью" разъедающей земли.
Это у него можно читать и временами получать удовольствие от прочитанного.
Но читать ходульную мясорубку о том, как психологически-безличные маги колотили друг друга мощными спеллами (Гибель Богов" дурные перепевы эльфогномьих лекалов (за перепевами чудесными — к Стоверу с Сапковским) на фоне дурных лекалов Римской Империи ("Мечи", а за лекалами качественными — к Бэккеру) и многословное многотомье ("Война Мага"), отягощённое неумелой антихристианской риторикой и визуальным рядом (за умелыми — к Пуллману)... это сомнительня услада.
|
––– Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат. С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд. |
|
|
ОРКъ
авторитет
|
13 июня 2009 г. 04:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ребят начал читать тему с начала и плюнул, такую(извините за выражение) галиматью развели, аж читать противно. Сам я считаю Перумова самым лучшим писателем фентези в России. Сравнивать с Толкином немогу, так как Толкин для меня скучен, я я его 3 раза пробовал читать (с разными переводчиками) и не смог и дочитать 1 тома, зато фильм смог досмотреть до конца. Так что чтобы вы там не писали я считаю Перумова ГЕНИЕМ в русской фентези.(зарубежную фентези не читаю, не нравиться)
|
|
|
red_mamont
философ
|
13 июня 2009 г. 09:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
В каком-то смысле — согласен. При всех недостатках более сложного фэнтезийного мироздания, более масштабного и известного фэнтезийного эпоса нет в России ни у кого и не будет еще долго (даже если напишут, когда еще автор выберется в десятку лидеров). Однозначно, Перумов — первый фэнтезист страны, это бесспорно. Хотя бы по тиражам. А сравнивать его с Толкиеном просто глупо. Давайте Лукьяненко с Жюль Верном или Уэлсом сравним? Хоть мир один, но слишком разные авторы и слишком в разное время они писали (ИМХО).
|
––– Фантастика не жанр, а способ думать (кинокритик В.Кичин) |
|
|
Dark Andrew
гранд-мастер
|
13 июня 2009 г. 12:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Грешник Ты прав, когда говоришь о новизне, "Тёрн" именно тем и хорош, что вышел за рамки типовых штампов. Но вопрос то был исходно другой — а можно ли (стоит ли) использовать эти штампы. Не о проработке "эльфов" или "троллей", а он том, что название "эльфы" использовать ни-ни. Я спорил именно с такой постановкой вопроса.
PS сранвивать Перумова с Толкиным никто и не пытается. Речь шла о параллелях, об использовании одинакового антуража.
|
|
|