автор |
сообщение |
ааа иии 
 философ
      
|
16 марта 18:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Slimper753 Скандинавии Имеет смысл сразу браться за Младшую Эдду. Она тоненькая
цитата Slimper753Египта Рак, Древний Восток. Мифы Древнего Египта. Но если кто оспорит, буду только рад.
цитата Slimper753славянскую?.. Вроде много книг, но что реально можно почитать максимально приближенное к "канону"? Приличных, т.е., на чем-то основанных, реконструкций славянских мифологий не встречал.
|
|
|
Абарат 
 миродержец
      
|
|
k2007 
 миротворец
      
|
|
Абарат 
 миродержец
      
|
16 марта 20:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
k2007, я знаком с критикой. Сам не согласен с Академиком в плане трактовки образа Семаргла, но я ответил уважаемому лаборанту, что есть хоть на чём-то основанный, несомненно научный, труд по славянской мифологии.
|
––– Не дай книге ни единого шанса! Успей прочесть книгу до того, как она тебя... |
|
|
ааа иии 
 философ
      
|
16 марта 20:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата АбаратБ.А.Рыбаков "Язычество древних славян" Надо же, и в самом деле, есть там мифология — глава девятая, "РУССКИЕ ВЫШИВКИ И МИФОЛОГИЯ". Спасибо за поправку. По язычеству-то можно набрать. Язычество восточных славян накануне крещения Руси Васильева. Забелина, Гальковского... Клейна. Но чтобы был мифологический канон...?
|
|
|
Абарат 
 миродержец
      
|
16 марта 20:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иииглава девятая, "РУССКИЕ ВЫШИВКИ И МИФОЛОГИЯ" Почему другие главы пропустили? Чем Вам не угодила, к примеру, глава 7 "Рождение богинь и богов"? Глава 8 "Род..."?
|
––– Не дай книге ни единого шанса! Успей прочесть книгу до того, как она тебя... |
|
|
arcanum 
 магистр
      
|
16 марта 21:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Рыбаков — известнейший фантазер. Читать его всерьез... ну, не знаю. Все равно, что ту же Баркову с ее Славянской мифологией в серии МИФа — занятно, но не более. А для неофита — вредно.
|
|
|
Абарат 
 миродержец
      
|
16 марта 21:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Так, подключилась тяжёлая артиллерия...)
Фантазёрами были все: не дошло ни одного жреческого европейского текста. Рыбакова клюют только за то, что он максимально поздно всё стал приводить в систему...
P.S. цитата Bansarovисточниках этого мотива у Айтматова Ещё Эдуард Маципуло использовал данный мотив...
P.S.S. Seidhe,
|
––– Не дай книге ни единого шанса! Успей прочесть книгу до того, как она тебя... |
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
|
ааа иии 
 философ
      
|
17 марта 19:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата АбаратЧем Вам не угодила, к примеру, глава 7 "Рождение богинь и богов"? Почему решили, что не угодила? Просто глава 7 подтверждает оспариваемый тезис, прямым текстом.
цитата ... славянская мифология как "жизнь богов" осталась неописанной. ... По существу, мы из общей суммы славянских и иноземных источников можем почерпнуть лишь перечень имен славянских богов и богинь А вышивка — хоть что-то 
|
|
|
count Yorga 
 гранд-мастер
      
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
|
Дьябло 
 активист
      
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
|
Дьябло 
 активист
      
|
|
darken88 
 гранд-мастер
      
|
20 марта 02:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата SeidheПроблема только в одном: это что угодно, только не мифы. Увы. Оксана Балашова — достаточно серьезный исследователь. Наверное, если бы книга выходила в научном издательстве, то в контексте содержания употребили бы "Мифологические представления жителей Суздаля" или "Комплекс верований и мифологический представлений...", ну или в узком ключе "Мифологические рассказы..." Но эта серия популярная, так что обложка будет еще включать приписку "От суздальских... до чего-нибудь там", что немного раздражает (помимо цены конечно)
|
––– "В молодости мрачное настроение не редкость - как будто бы осень жизни заранее отбрасывает на нее свою тень".
|
|
|
Bansarov 
 авторитет
      
|
22 марта 15:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата C.Хоттабычв "Одиссее" мотив забвения связан с сюжетом о лотофагах. От поедания лотосов Одиссей спасает своих спутников, чтобы они не забыли родину.
цитата ааа иииИскусственная амнезия сопровождает фантастику со времен Гомера — лотофаги. Что-то такое было и русском фольклоре. Как писал всё тот же Пропп, греки боялись моря, и плавание по морю в их мифологическом сознании легко переходит ту границу, за которой мореплаватель незаметно попадает в иной/загробный мир. А известно, что поевший пищи мёртвых в загробном мире уже не может вернуться в мир живых, а также утрачивает когнитивность к нему и к его обитателям.
|
|
|
Bansarov 
 авторитет
      
|
22 марта 18:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Slimper753Кто-нибудь читал мифологии Древней Греции, Скандинавии, Египта, славянскую?.. Вроде много книг, но что реально можно почитать максимально приближенное к "канону"? Чтобы подробно описывалось, кто и что творил! Пантеон, история мира и героев, легенды... Именно не беллетристика, но и не учебник. <...> Что можно почитать, чтобы прям углубиться в эту тему? Опять же, не хочется читать десяток книг, где описано все то же самое, только другими словами с незначительными отличиями. Н.А.Кун — хорошая книга. Простая и по делу. Есть ещё Немировский, "Мифы Древней Эллады". На фоне Куна, она на первый взгляд выглядит более продвинутой и научной, из-за того, что там мифы разбиты на "территориальные традиции" — мифы Фессалии, мифы Аттики, мифы Аркадии, мифы Элиды... Выглядит "богато", но я, прочитав эту книгу от корки до корки, могу сказать, что композиция эта при всей её эффектности — не без недостатков. В греческих мифах есть фактор землячества (скажем, Тесей — отчётливо афинский герой, а в других богах и героях тоже угадываются следы их изначально местного почитания), но в общем и целом мифы нам достались уже в поздних версиях, со стёртыми границами этих землячеств. Заново их вводя, Немировский дробит некоторые нарративы на куски, раскидывая их по разным частям книги, что затрудняет вспомнить начало истории или вписаться в её продолжение. Но вообще хорошая книга, глубже Куна. И местами видно, как автор, конечно же знающий больше чем пишет (в книге, адресованной начинающим), поигрывает мускулами между строк. А еще есть Грейвс. Этот товарищ глубоко копнул. Приводимые им источники его информации весьма редки, прихотливы и труднодоступны (а приводит он, похоже, только прихотливые источники, видимо считая, что общеизвестная и однозначная информация в пруфах не нуждается, и ссылки на Аполлодора и Овидия грамотному человеку не нужны). У него к каждой главе мифологического пересказа — развёрнутый комментарий, "что всё это значит" в историческом и культурном контексте. Комментарий его хорош и крайне нетривиален. Я, скажем, читал недавно новинку Касталии: Н.Браун "Гермес-Вор. Эволюция мифа". Читал-читал, вроде всё по делу, потом заглянул в Грейвса. И обнаружил там всё то же самое, но сжатое до двух страниц без потери сути. К сожалению, от корки до корки я Грейвса пока не читал, пользуюсь как справочником. И чувствую, что уровень моего знания может быть существенно повышен, если прочитать его нормально, и под запись в тетрадку. Я бы, наверно, порекомендовал Вам сразу с Грейвса и начать.
По Скандинавии не подскажу.
По Египту, в детстве ещё читал прекрасный маленький сборник для школьных библиотек — "В царстве пламенного Ра", автор И.Рак. Тоненькая книжка, а всё-то в ней есть. Основные мифы, пересказы нескольких классических египетских сказок. Странно, что нет "Сказки о потерпевшем кораблекрушение" и "Двух братьев", при том что мифологическое значение обоих сказок огромно. Ну, их можно прочитать где-нибудь в другом месте. Знаю также о существовании книг по египетской теологии — скажем, Уоллес Бадж. Прочитать это мне надо обязательно, т.к. читать египетские нарративы и не касаться египетского богословия — это примерно то же самое, что прочитать книжку с названием типа "Библейские сказания" или даже саму Библию, и сказать "ну вот я всё и понял", не прочитав при этом учебник по догматическому богословию. Греческая мифология, на мой взгляд, к этому упущению гораздо менее чувствительна. Может быть, я так полагаю исключительно по невежеству, но скажем Геродот, которого в Египте посвятили в какие-то храмовые культы (не знаю, всерьёз, или как Есенин Хлебникова), потом пишет о египетской религии с истинно религиозным трепетом, как человек, столкнувшийся с чем-то запредельным, не имевшим аналога в его культурном коде.
По славянам — у восточных никаких мифологических рассказов "о богах и героях" не сохранилось, даже непонятно, был ли у них пантеон богов. Об их мифологических представлениях можно судить по архаичным мотивам в обрядовой поэзии и прикладном искусстве, скажем вышивках. У южных славян есть космогоническая поэзия, издавалась в БВЛ наряду с их же героическими былинами ("Песни южных славян").
цитата SeidheУчитывая, что советовал именно я, могу повторить ещё раз: Вы попробуйте именно Куна. "Устареть" в описании мифологической системы довольно сложно, это же не квантовая физика?
цитата Slimper753Но устареть все же могло: проводятся раскопки, находятся новые записи и всякие памятники культуры Да, устареть может даже это. Интересуюсь символикой лабиринта, так вот, наука об этой символике стояла бы на гораздо менее прочной основе, не будь всего одной конкретной археологической находки — кувшина из Тральятеллы. Он представляет собой замечательный случай междисциплинарной смычки, когда что-то нарисовано, и тут же подписано — "это вот что такое". Впрочем, я думаю, не будь того кувшина, выводы были бы сделаны те же, материала хватает, но насколько более они были бы гадательны и небесспорны! Проблема в том, что чтобы знать про свежие достижения научного поиска, надо читать не обзорные книги, а малотиражные журналы и сборники докладов с конференций. Там бывают статьи, которые прямой путь к решению какой-нибудь проблемы освещают, как удар молнии, или как огни по границам взлётно-посадочной полосы. Но до книг эта информация дойдёт (если дойдёт) только лет через 100. В современных книгах ещё мысли XIX века не до конца отработаны. Я вот тут Проппа давеча перечитывал, и понял страшное: он, пытаясь расшифровать змееборческий миф и образ Змея, не знал о существовании "Die Trojaburgen" Эрнста Краузе, книги 1893 года издания...
|
|
|
Beksultan 
 миродержец
      
|
22 марта 20:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Bansarovа приводит он, похоже, только прихотливые источники — Грейвса часто обвиняли в недобросовестном использовании материалов из знаменитого "Словаря греческих и римских биографий и мифологии" викторианских времен — он вместо самостоятельной работы над первоисточниками просто передирал в свои "Мифы Древней Греции" длиннющие абзацы оттуда без указания источника.
|
––– Mors certa, hora incérta |
|
|
Bansarov 
 авторитет
      
|
22 марта 21:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата BansarovС трудом находимые сказки с параллельными мотивами, скажем "Иван Быкович" как параллель "Вию", тоже записаны тогда, когда Гоголь уже давно был народным классиком, и могла идти обратная интродукция литературы в фольклор. А сам он откуда это всё брал? А чёрт его знает! Гений, визионер!
Нашёл тут у Афанасьева сказку в точную параллель "Вию", только не концовке про шамана мира духов, который может видеть живых, если поднять ему веки (с фольклорными корнями этой детали — по-прежнему проблемы), а основному нарративу про трёхночное отчитывание мёртвой ведьмы, которая встаёт из гроба и ищет невидимого для неё чтеца, который перед этим катался на ней. Текст №367. Рядом есть другие похожие версии, но этот вообще копия.
|
|
|