Юлия Зонис «Инквизитор и нимфа»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа )) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Изобретения и научные исследования | Сверхъестественные способности, супергерои | Спецслужбы | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Конец третьего тысячелетия. Столетняя война с лемурийцами, потомками землян-колонистов, овладевшими секретами генетической пластичности, истощила Конфедерацию Земли, Марса, Венеры и миров Периферии. А где-то на горизонте еще маячат союзники лемурийцев — атланты, оцифровавшие сознание. Единственное, что пока спасает Конфедерацию от поражения, — Викторианский орден, объединение людей с телепатическими способностями.
Марк Салливан в свое время не пожелал вступить в орден — эмпату с низким R- и O-индексами там рассчитывать не на что. Но от миссии, предложенной главой внешней разведки викторианцев, не отказался. В космическом захолустье погиб отец Франческо, лицейский наставник Марка. Не исключено, что в деле замешан миссионер с Геода, одной из самых загадочных планет Периферии. Марку намекают, что, если удастся обвинить геодца в убийстве, у слабого эмпата есть шанс существенно развить свои способности и занять очень высокое положение в ордене...
Входит в:
— цикл «За плечом Ориона»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 307
Активный словарный запас: очень высокий (3282 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 59 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Интерпресскон, 2012 // Крупная форма (роман) | |
лауреат |
Серебряная стрела, 2012 // Лучший главный герой герой: Марк Салливан |
Номинации на премии:
номинант |
Звёздный Мост, 2011 // Лучший роман | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2012 // Крупная форма | |
номинант |
РосКон, 2012 // Роман | |
номинант |
Странник, 2012 // Образ Будущего | |
номинант |
Филигрань, 2012 // Большая Филигрань |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
NataBold, 17 апреля 2017 г.
Помимо прекрасного стиля, автора отличает знание и умелое использование в своем творчестве мифологических мотивов, а также серьезная проработка научно-фантастической компоненты, далеко не чуждой автору, имеющему самое непосредственное отношение к науке. Недаром новый роман Юлии Зонис «Инквизитор и нимфа» — первый из дилогии «За плечом Ориона» — сравнивается некоторыми с «Ложной слепотой» Уоттса. Хотя научно-фантастические идеи преподносятся Юлией Зонис в гораздо более простой и доступной форме, уровень этих идей вполне сопоставим с уровнем, продемонстрированным в романе канадского фантаста. Роман «Инквизитор и нимфа» написан на стыке космооперы и классической научной фантастики с ее непременным научным поиском и идеями — на этот раз из области биологии. Однако для тех, кто ищет в науке не только непознанного, но и непознаваемого, автор вплел в текст мистический элемент, рассматриваемый через призму христианского мировоззрения. Автор моделирует мир далекого будущего, отталкиваясь от настоящего, и потому читатель не только узнает места, в которых разворачиваются события романа — места, прописанные предельно реалистично, вплоть до эффекта присутствия — но и некоторые реалии современного мира, эволюционировавшие, но не утратившие своих черт. Одновременно в романе есть и ретроспекция, отсылка к историческим событиям разной степени давности, что создает в итоге объемную и непротиворечивую картину мира. Роман довольно стандартно начинается: с миссии детективного характера, порученной главному герою, эмпату Марку Салливану. У того есть личная заинтересованность в данном деле, ведь речь идет о гибели его учителя. Однако далее действие развивается весьма нестандартно. За локальными происшествиями скрываются события поистине вселенского масштаба. Герой идет дальше, чем это предполагалось в начале, не только по пути расследования, но и по пути внутреннего развития и преображения. Ответы на одни вопросы порождают другие, а преодоление одних препятствий оборачивается следующими. Главный герой претерпевает серьезные изменения, однако приключения духа идут вкупе с приключениями тела. Книга полна событий и неожиданных поворотов сюжета. Внутренний рост персонажей отражен не столько через рефлексию, сколько через действие, а данный в романе любовный треугольник позволяет полнее раскрыть характеры героев, что делает их понятнее и ближе, привнося в события космического масштаба человеческий фактор. Собственно в этом и состоит основная задача главного героя — сохранить в себе человеческое на своем нелегком пути к божественному.
evridik, 25 марта 2017 г.
Продолжая извлекать из памяти Изданного За Последнее Десятилетие романы наших авторов, которые уже всем известны, а мне ещё нет, я наткнулась на роман Юлии Зонис и подумала, что знаю этого автора только по малой форме. «Щас исправимся!» – сказала я себе, и недолго думая исправилась, уложившись в какие-то 10 дней (читала вечерами после работы). События романа не то что промчались у меня перед глазами, они на крейсерской скорости пронеслись мимо моего неподготовленного ума и оставили такой отпечаток протектора, что я судорожно вспоминаю, читала ли я когда-нибудь что-нибудь столько же научное, мистическое, закрученное и русским языком написанное. Нет, кажется, не читала. «Инквизитор и нимфа» стали моим личным открытием этой весны.
Аннотация щедро делится с читателем экспозицией, так что фантастикой роман можно смело обзывать и показывать пальцем. Но только ли это фантастика? Научные изыскания и обоснования радуют душу тяготеющего к крепкой фантастике читателя, а временный мистицизм необъяснимого – ум гуманитария. Только гуманитарию здесь особо ничего не светит: Зонис раскрывает все источники, находит все причины, чтобы сюжет оказался завязан и в конце раскрыт в полной мере. Может, более внимательный читатель и найдёт какие-то микроскопические провесы, но на фоне вопросов, поставленных таким образом, что от романа не оторвёшься, они выглядят незначительными.
Роман щедро сдобрен ксено-элементами (атомная первая часть), разбавлен любовной трагедией (сахарная вторая) и заякорён чёткими причинно-следственными связями одних событий с другими. Огромный пласт истории будущего показан читателю, чтобы он осознал всю масштабность истории, и в этой истории пытаются рваться навстречу спасению крайне противоречивые персонажи. Их нельзя назвать Капитанами Америка, и слава богу, ведь от кого бы тогда читатель приходил в сперва восторг, потом ужас, следом уныние, а затем опять восторг? Капитаны Америка такие чувства порождать не умеют, они прямолинейны, а герои Зонис как пластилин, и тем хороши. Их невозможно раскрыть за пару страниц, надо прочесть роман от и до, чтобы понять, кто такой Марк Салливан, что из себя представляет Лаура Медичи, а что или кто есть Ван Драавен, звезда первой части романа.
Сюжет «Инквизитора и нимфы» выстроен на фантастике космоса, на покорении дальних рубежей, столкновении с иными разумами. Всё это подаётся в своё время и в нужных количествах, так что ощущения перегруженности блоками информации не возникает. Вот тут у нас переживания героя, тут – немного истории открытия межпланетных тоннелей, а тут вот сразу – открытие, приводящее к очередному пониманию сюжетного завитка. Всё очень туго скручено, из прошлого героев протянуты ниточки в их настоящее, читатель заинтригован одновременно минувшим и грядущим, так как Зонис определённо умеет рассказывать. В этой космической составляющей есть все плюсы лучшей зарубежной фантастики, и, честно признаюсь, я временами забывала, за чьим авторством читаю роман.
Несмотря на то, что я хочу причислить «Инквизитора и нимфу» к НФ жанру, я не могу совсем исключить лёгкую ноту чертовщинки, которая венчает что первую, что вторую части и придаёт научным открытиям оттенок мистики. Конечно, в итоге всё пояснено, но через что прошёл наш герой Марк Салливан, чем оказался якобы миссионер Ван Драавен, иномирянин – это настолько на грани фантастики и вымысла, что поневоле вспоминается Булгаков и почему-то Гоголь.
Раскрытые герои, масштабные миры, вопросы, на которые найдены ответы – всё это даёт мне право считать «Инквизитора и нимфу» эпопеей, умещённой в скромные 300 страниц, и рассчитывать на продолжение, не уступающее по красочности данному произведению. Математически я всё хотела сложить поименованных в названии персонажей, чтобы получить два, но биология всё время давала один, и это отличный ход, решила я, дочитывая и анализируя роман, отличный ход, Зонис.
+9
angels_chinese, 15 апреля 2012 г.
Для меня «Инквизитор и нимфа» — это очень правильная книга. Она сочетает в себе два начала, которые кажутся мне необходимыми для хорошей фантастики: следование традициям жанра (что невозможно без их понимания) — и превращение этих освященных годами традиций во всего лишь инструменты, элементы семиотической системы для выражения авторского мессиджа.
Это, в общем, классика Speculative (rather than Science) Fiction. Именно это, а не «научность», она же ближний прицел, на который ориентируются НФ-возрожденцы. Последнее большое завоевание фантастики — превращение прежних целей в средства, откуда и вышли Желязны, Ле Гуин, Муркок, Симмонс и прочие авторы, присутствие — не влияние, а именно присутствие, ибо речь не о заимствованиях, а об общем пространстве, — которых в «Инквизиторе и нимфе» так здорово ощущается.
Как и лучшие романы помянутых фантастов, «Инквизитор и нимфа» многажды маскируется — местами под космооперу, местами под научную фантастику, местами под мистику. Одно неизбежно перетекает в другое — мы помним, что запредельно развитая наука неотличима от магии, — и это опять же должно подсказать читателю, что «Инквизитор», в отличие от, например, «Ложной слепоты» Уоттса, не является лишь полигоном для авторских научных идей. Хотя идеи тут есть, главным образом из области биологии, но и не только. Однако книжка — не об этом. Она о человеке по имени Марк Салливан, которому суждено стать, я полагаю, богом, но который при этом должен исхитриться остаться человеком, тем самым, что «звучит гордо» (см. эпиграф к роману).
Я сейчас скажу один умный вещь, и пусть никто не обижается: в «Инквизиторе» есть то, что сплошь и рядом отсутствует даже в лучших образцах популярнейших авторов русской фантастики, — здравая Big Picture. Речь как о пространстве, так и о времени. Описываемое будущее (конец третьего тысячелетия) с хорошей точностью следует из прошлого, то есть — и из нашего прошлого, и из нашего настоящего, и из нашего же будущего. (В то время как сплошь и рядом будущее либо не имеет к прошлому никакого отношения, либо непонятным образом возрождает отдельные локации, а как осуществляется подобный нуль-трансфер культур, например, в цикле Генри Лайона Олди про Ойкумену — одному Богу известно; это как раз наследие фантастики до Новой Волны, где целые звездные системы внезапно обращались в какой-нибудь феодализм.) Марк Салливан — в числе прочего — ирландец со всеми вытекающими, о чем нам сообщают на первых же страницах. Как и полагается, микрокосм отражает макрокосм: у Марка тоже есть прошлое, семья и прочие элементы нормального живого человека, которым столь часто отказывают в праве на жизнь доблестные фантасты.
Другое дело, что Юля Зонис вообразила довольно странное будущее, в котором множество знакомых нам понятий потеряли прежний смысл и обрели новый. Человечеством де-факто управляет религиозный орден, базирующийся в том числе в римском замке Святого Ангела, но орден этот на поверку не имеет никакого отношения ни к христианству, ни вообще к религии. Члены ордена именуют себя викторианцами, и, опять-таки, надо привыкнуть к тому, что с Британской империей XIX века это слово никак не связано. Всё это прекрасно, потому что язык тоже эволюционирует, о чем принято, увы, забывать.
Викторианцы — психики, люди с обостренными ментальными способностями: эмпаты, телепаты и операторы, способные «вести» другого человека. К власти Ordo Victori пришел вследствие некоторых событий глобального масштаба, которые поначалу проходят фоном, а потом превращаются в стержневой элемент истории. Речь о появлении лемурийцев, дальних потомков земных колонистов, которые (потомки) шагнули далеко вперед в области генной инженерии. Где-то далеко есть еще совсем запредельные атланты со своими ультракибермозгами. Космический статус-кво крайне хрупок, в ордене есть разные мнения о том, «куда ж нам плыть», и слабенький эмпат Марк Салливан вступает в игру в качестве практически пешки в Большой Игре: по просьбе викторианского коммодора он отправляется на планету Вайолет, где, возможно, произошло убийство. На Вайолет, где живет племя деградировавших потомков экипажа японского космического корабля, так и не долетевшего до Новой Ямато, погиб отец Франческо, лицейский наставник Марка. Погиб, не исключено, от руки другого чужака — миссионера-апокалиптика с планеты Геод, печально знаменитой среди викторианцев тем, что ее обитатели не поддаются ментальному контролю.
Марк узнает правду о смерти наставника задолго до конца первой из двух частей романа. Проблема в том, что узнает он и нечто большее — в частности, о причудах эволюции нематериальных паразитов. И, как в хорошем классическом НФ-романе вроде «Глаза Кота» Желязны, перспектива раздвинется, геодец окажется не совсем геодцем, и даже эта не вполне форматная для Hard SF сущность, в конце первой части распинающая героя на своеобразном кресте, будет лишь этапом, который нужно пройти Марку Салливану, чтобы — я скажу псевдобанальность из тех, которые превращаются в не-банальности отличными текстами вроде «Инквизитора», — познать самого себя. Во второй части поиск продолжится на чуть более широком театре военных действий. К сожалению, нигде в книге не сказано, что на деле «Инквизитор и нимфа» — первая книга дилогии «За плечом Ориона». Обрывается роман на жутковатом клиффхэнгере. Дело за малым: дождаться продолжения.
Хорошие тексты не возникают на пустом месте. Говорят, что «цветная волна», к которой относят и Юлю Зонис, характеризуется плотными горизонтальными связями в ущерб вертикальным — проще говоря, ее авторы не учились напрямую у старших товарищей, как то было заведено на советских семинарах. Это означает всего лишь, что образцами, примерами для подражания в случае «цветной волны» были какие-то другие тексты. Каждый, очевидно, ориентировался на свой круг авторов; «Инквизитор и нимфа» уходит корнями в хорошую фантастику, не скажу «западную», чтобы не искажать смысл: не во всякую западную, а именно в хорошую. «Песни Гипериона» Дэна Симмонса, например: миссионер плюс деградировавшие потомки колонистов — это история отца Поля Дюре, а атланты, как выясняется, кое в чем очень похожи на симмонсовских ИскИнов. В тексте можно найти параллели и с «Волшебником Земноморья» Ле Гуин, и даже с циклом про Эльрика Майкла Муркока. И всё это — совсем не в ущерб тексту. «Инквизитор и нимфа» прекрасно встроен в знаковую систему хорошей фантастики — но, повторю, использует ее для своих целей. Уже по этой книге можно догадаться, для каких именно, хотя точки над «ё» должен расставить второй роман.
В общем, отличная книга. Чем дальше в лес, тем шире и ужаснее перспективы — и это правильно. Жду продолжения :)
Shean, 17 сентября 2011 г.
Беда поколения, к которому однозначно относится Зонис — так называемой «Цветной волны» — в какой-то обескураживающей монозадачности авторов. Люди с лютобешеной реализационной силой, с едким и метким анализом, со способностью строить текст так, чтобы он гулял по всем органам чувств, как тапер по клавишам — топчутся в круге единожды заявленной проблематики. Колодан. Шаинян. Зонис. Зачем?
Может быть, дело в том, что мало времени прошло. Быть современником и видеть рост автора в реальном времени — совсем не то же, что сто лет спустя почитывать «Избранное». С другой стороны, абсолютно то же самое умудрился проделать со всей своей литературной судьбой Милорад Павич — так что, может быть, дело не в поколении?
Тут, видимо, надо уточнить, что речь не идет о типичной повторяемости героев, или о повторении сюжетных ходов — нет, речь о послевкусии. О каких-то глубинных вещах, рефлексией которых является текст. Может быть, дело в том, что «Цветная волна» не разменивается на проблемы, которые можно прорешать за раз (будь тот раз хоть во сколько а.л.)
Поляна Зонис — выживание в этически спорных условиях. Что там говорил Майлз Форкосиган про кнопку перезагрузки чести? У героев Юлии кнопка отсутствует. Спокойное рассудочное признание себя тем еще говнецом ничего не меняет в необходимости действовать, защищая то, что считаешь нужным (а это, как оказывается, либо что-то очень большое, типа Мироздания или Человечества, либо что-то очень маленькое, типа одной конкретной любви — на промежуточные объемы герои Зонис не размениваются). Соответственно, для читателя отождествление с подобным героем ничего комфортного не обещает. Читать, разумеется, тяжелее, чем мэрисью любого пола — и, например, в отзывах на предыдущую книгу масса нареканий на то, что герой — тот еще фэномен.
Этот, скажу я вам, не слаще — не хороший, не плохой, сильно перпендикулярный общепринятой морали, с туго напряженной интенцией ЗНАТЬ!!!, — один из сумасшедших ботаников, с серьезным лицом уменьшающих детей, меняющихся головами с мухой, заводящих домашнюю химеру или прикармливающих чужаненочка из пипетки собственной кровью. Знание — конечно, Сила. А еще знание — Свобода. Таинственные геодцы, ожидающие Освободителя, хорошо знакомы с этими связками.
Кто-то скажет, что мотивы героя более тщеславны и объясняются обидой не принятого в престижное заведение — ай, нет... На тщеславии сюжет забуксовал бы в момент возвращения с Вайолет — преграды рухнули, карьера светла... Нет же, герой прется как танк куда-то еще. На самом деле доступ в орден необходим герою только за одним — за изменением доступа к информации. И чтобы не мешали.
И вот этот ход лично мне глубоко симпатичен. Только двое могут неустанно носиться по Вселенной, неуклонно выведывая ее тайны — сумасшедший ботаник, наследник кузена Бенедикта, бежавшего из лютого плена не заметив того; и тот, кому крепко прищемило хвост (пропала любимая. обещана гибель. грядет Апокалиптец). Герой И&Н представляет оба эти типа. Тем быстрее ему приходится двигаться.
Должна добавить, что впервые, насколько мне известно, в сюжет включена непроходная женская фигура. Почти стерильно мужской мир Зонис наконец-то разбавлен вполне убедительно умной-бестолковой-верной-предательской, очень женской Лаурой Медичи.
И, наконец, о Вселенной. Из «первой части» — как всегда нынче, никто не пишет книг с концовками, что ж за напасть-то? — не до конца понятна структура изображаемого универсума, но и то, что есть, уже захватывает — какие-то вещи, конечно, отзываются то в олдевскую «Ойкумену», то в злоключения отца Поля Дюре, то в некночибудьпомянутый Вархаммер, но мысленное зрелище цветущего секена, и тяжелых шмелей, отправляющихся вдаль с пыльцой... Это реально образец высокой фантастики, на которую нынче не всякий решится.
yetiiii, 16 февраля 2016 г.
Не любитель писать отзывы о книгах, но тут что-то меня на это сподвигло...
Такое ощущение, что книга писалась в два этапа. Первая часть книги довольно логична и продумана. Во второй части (ИМХО) автору не хватило фантазии и она заменила ее какой-то абстракцией, фантасмагорией. Я ожидал научной фантастики. Вторая часть книги — это скорее мистика, замешанная на абсурдных научных или антинаучных теориях. Связь некоторых сюжетов настолько же непонятна, насколько и странна. Порою, логика рассуждений ГГ настолько запутана, что даже перечитывая эти моменты книги по несколько раз, я совершенно не понимал выводов, сделанных в результате производимого им (ГГ) анализа. В общем и целом — какая-то заумная абстрактная муть.
Из плюсов — слог автора и раскрытие внутреннего мира главных героев.
stan-fild, 7 апреля 2017 г.
Книги читаю внимательно, можно сказать — вдумчиво. анализ происходящих событий совершаю по мере поступления информации. Дочитав сие произведение приблизительно до середины, я обнаружил, что анализировать прочитанное как «космоопера» не получается никак: хорошо выписанная личностная драма в фантастических декорациях — да, но не космоопера.
Кружечка чая, потребовавшаяся мне для дальнейшего осмысления, стала ключевой в раскрытии этого дела. Уходя на кухню, я перевернул книгу лицевой частью обложки вниз и, по возвращении, лицезрел её заднюю, на которой в глаза бросился текст от издательства. Для меня он стал Откровением, связующим массивом информации, удаленным почему-то из данного тома, клеящей субстанцией для отдельных кусочков истории этого мира ,скупо разбросанных по страницам. Как Вы поняли, это всё про издательскую аннотацию, которую можно прочесть без изменений здесь, на странице ФантЛаба и на которую я так беспечно не обратил внимания перед прочтением. Но даже редакторы, которые где-то раскопали информацию о том, что хронологически это «Конец третьего тысячелетия» сплоховали в следующем предложении. «Столетняя война с лемурийцами...» оказывается, по моим подсчетам, идет уже ДВА столетия, базируясь на утверждении что «кровавая пятница» случилась именно тогда. Кто такие лемурийцы еще худо-бедно было понятно, но «атланты, оцифровавшие сознание» были новостью.
Может я не читал какой-то предыстории, где все это описывается?
И не собирался придираться к неплохой, в принципе, книге, но жанр в котором ты творишь( НФ, в данном случае, а уж космоопера и подавно) обязывает включение в текст подобной информации на начальном этапе, а не в самом конце.
А в целом, прекрасные запоминающиеся персонажи, но, видимо, без возможности узнать их дальнейшую судьбу(?).
P.S. Все-таки мучаюсь вопросом: я что-то не читал??
kangar, 19 августа 2011 г.
Необычный и сильный текст. Фоновая картинка – лязгающее движение двух империй на пути к столкновению, причём нарастающее напряжение чувствуется чисто физически. Базовый скелет, мир романа — построен вокруг редчайшего в наших реалиях полноценного фантдопущения. Гигантской и сложной «биосферы» космического масштаба, порождающей миры – и то, что принято относить к области сверхъестественного.
Наука сейчас действительно прикасается к тому, что раньше было зоной иррационального. То там, то сям открываются окошки в иную реальность – и автор этим безжалостно пользуется. Квантовая сцепленность и пылевая плазма – действительно живущие на зыбком переднем крае науки – оказываются ключом к миру, в котором живёт чудо. Однако, в отличие от «Ложной слепоты» Уоттса, совершенные в своей безэмоциональности (не зря там главный герой там лишён «чувственной» части мозга) логические конструкции не давят всё и вся. Это действительно скелет – а скелету нехорошо торчать наружу.
Здесь он не торчит. Это живой, яркий мир, где описано множество мест и множество людей – мотив путешествия, завязанный на эволюцию героев, просматривается очень хорошо. При этом их всех видно и слышно. Ощущение присутствия очень сильно, а визуальный ряд практически непрерывен. Звук и запах ощущаются даже тогда, когда прямо не описаны. В этом мире – тысяча и одна мелкая деталь, создающая целостный, непрерывный фон. То же ощущение реалистичности и целостности создаёт множество событий – сложный сюжет с множеством переплетённых линий. В этом есть что-то похожее на огромные картины старых мастеров (например, Веронезе), населённые множеством… всего. Их можно рассматривать – сначала вдоль, потом поперёк, потом снова вдоль – почти до бесконечности.
Всё это служит фоном для странной, причудливой истории превращения. Человек обретает силу, трансформируясь шаг за шагом в нечто похожее на языческое божество – но лишённое даже их вожделеющей, плотоядной связи с миром. При этом что-то ведёт его по этой дороге – то ли судьба в её древнегреческом смысле неумолимого фатума, то ли биологические часы, тикающие внутри куколки, и формирующие реальность надлежащим образом. Возможно, это одно и то же.
Где-то под текстом бродит призрак мрачной античной драмы о необратимости и предопределении, а всё вокруг – империи, армии, орден викторианцев, миллиарды жителей трёх планет – лишь декорация. При этом на сцене в пугающей драме пытаются существовать очень живые, очень реальные люди. Но… привычный мир распадётся, оставшись угасающим воспоминанием. Попытки остановиться окажутся лишь паузой перед следующим шагом.
Самое любопытное, что определяя этот текст как неформатную фантастику, АСТ, похоже, сильно промахнулся. Возможно, что как раз за такими книгами – будущее, и грядущий «формат» будет выглядеть принципиально иначе, чем нынешний.
Привычный мир постмодерна агонизирует – на него накатывает новая волна рациональности, хотя и не вполне традиционной. Это значит, что классическая фэнтэзи будет мертва, и раньше, чем мы думаем. Умрёт и интеллектуальная фантастика, целиком посвящённая копанию во внутренней реальности – внешний мир становиться неожиданно интересен. Однако и мир чистой рациональности а ля 60-е не воскреснет – а значит, эпоха «ортодоксальной» твёрдой НФ не повторится.
Наступает эпоха пост постмодерна, когда боги и экономика, квантовая магия и электромагнитные пушки будут мирно сосуществовать в реальном мире и под книжной обложкой.
Рецензия опубликована на сайте Частного Корреспондента — однако вотпрямщаз готовится эксклюзивный текст.
Angmarec, 21 июля 2013 г.
Название навевает ассоциации с Вархаммером, что неудивительно, учитывая, что автор, насколько я знаю, еще и переводит книги, написанные по этому сеттингу. После прочтения 10-20 страниц аллюзии на Вархаммер практически исчезают. Инквизиторов в книге не наблюдается, нимф, в прочем, тоже. Есть три человеческие расы, разбросанные по Галактике — лемуры, атланты и собственно классические земляне. Есть генетические изменения человеческого организма, есть суперкомпьютеры с «пятью уровнями реальности», есть обычные человеческие псионики, есть банальное клонирование. Есть религиозные ордена, контролирующие политику. Есть звездные войны и подпространственные туннели. Короче, ничего не напоминает о... ) Но кроме этого есть еще то ли мистический, то ли просто очень законспирированный научный пласт. Есть ирландские кланы и японские катаны. И кроме всего этого есть очень привлекательные персонажи. Хорошо прописанные, непохожие друг на друга, со своей историей и яркой харизмой. Психологическая и эмоциональная составляющая вообще очень понравилась. Взаимоотношения героев с собой и окружающим миром прописаны качественно и интересно. Собственно это все, что хотелось бы про эту книгу сказать. Качественный роман, всем советую.
Синяя выдра, 14 апреля 2012 г.
Все-таки авторы «цветной волны» — удивительные создания. Такое ощущение, что живые люди, чувства, ситуации вызывают у них непреодолимое отвращение. Эти пейсатели точно стесняются создавать увлекательные тексты. Поэтому стараются писать потяжелее, помонолитнее. Шоб, не дай бог, критики не уличили их в попсовой приверженности к легкоязычию, а коллеги по цеху случайно не обнаружили на страницах неформатных романов живых понятных, вызывающих сочувствие, людей.
Если этот роман отчистить от шлака постмодерна, убрать ненужные завитушки, кружавчики и прочие излишества, то получится неплохой фантастический детектив. Не глупый, идейный, со сносным сюжетом. Мне искренне жаль, что автору не хватает личностной зрелости не прятаться за постмодерновыми пересечениями контекстов. Очень жаль.
Каллипсо, 15 августа 2011 г.
Завязка книги весьма классична: герой получает предложение, отказаться от которого он не в состоянии, ведь Дьявол использует правильную приманку: немного чувства долга и много — честолюбия, комплексов и радужных перспектив. И вот уже готовы камни из благих намерений и каменщик держит в руках мастерок, намечая будущий путь. Правда, каменщик, в роли которого приходится выступать Марку Салливану, подозревает, что не все так просто, но разве человек способен обыграть в карты Дьявола?
Правда, нечистый ведет себя прилично, играет честно, обещания исполняет. И каждый получает по желаниям своим, вот только желания к возврату и обмену не принимаются. Кушайте, господа, чего пришло.
Если отвлечься от лирического полета по-над высотами книги, то следует отметить следующее:
Мир. Прописан, вне зависимости от того, где происходит действие. Декорации исполнены тщательно и с любовью. Есть цвет, вкус, запах, плотность… в принципе сцена работает. И работает как на ближних, так и на дальних планах. Дикий Геод вполне логично вписывается и в историко-политическую схему взаимодействия цивилизаций, и в глобальную механику жизнедеятельности миров. За четкий и аккуратно выписанный механизм геогенеза, в котором нашлось место и людям как виду, и людям как необходимому элементу чужого цикла жизнедеятельности, и людям как попытке выпасть за пределы данного цикла – автору отдельное уважение. Среди фантастов мало тех, кто работает с биологией и на уровне, который позволяет пойти дальше обыкновенных генмодифицированных мутантов, тем приятнее читать грамотную биологическую фантастику, причем написанную понятно и без излишней терминологии.
Герои. Индивидуальны. Человечны в слабостях, мелких и крупных пакостях, в грехах своих, а которые так удобно дергать.
Треугольник Марк-Лукас-Лаура, поданный в эволюции, позволяет отследить формирование личности каждого героя. Более того, само существование этого треугольника определяет дальнейшую жизнь героев. Даже разбежавшись по Вселенной, они продолжают быть вместе, чтобы, в конце концов, вновь встретиться не столько друг с другом, сколько со своим представлением друг о друге.
Взаимосотворенное зло противостоит само себе, именно поэтому возникает вопрос: будет ли победитель злом меньшим?
Сюжет. Радует мощной детективной интригой с весьма неожиданными поворотами, активными действиями персонажей при минимуме рефлексии. Отсутствие роялей в кустах и подстраховки от механических богов вынуждает героев выкладываться по полной программе.
Итого: Сильная грамотная фантастика, в которой интересен и верхний, сюжетный слой, и более глубокие, дающие пищу на размышления.
Напоследок о названии: Нимфа (от греч. nýmphē — куколка, личинка, буквально — невеста, девушка) – стадия развития членистоногих животных с неполным превращением, т. е. без ясно выраженного метаморфоза.
ДИР, 21 апреля 2012 г.
Во-первых, тут есть научность, про гены и всякие гаплогруппы – значит, научная фантастика.
Во-вторых, тут есть телепортация и телекинез и всякое волшебство – значит, фентези.
В-третьих, тут есть космос, три расы (расы ли?), ведущих войны, диверсии, шпионаж, повстанцы… То есть, боевик.
В-четвертых, о божественном. О творце, демиурге и его саде, о садовниках нерадивых и садовнике умелом, выкорчевывающем зараженные и гнилые растения.
В-пятых, есть ордена, пришедшие будто из средневековья, со своими инквизиторами, шпионами, учеными…
В-шестых, язык. Нет желания выписывать и ругать, ругать и выписывать. Потому что — грамотно.
В-седьмых...
Много еще можно перечислять, что там есть. Поэтому читается с интересом и быстро. И даже когда все сходится к одному – все не верится, что уже конец книги.
Конечно, некоторые линии оборваны – потому что один том, потому что нельзя все вложить. Конечно, кое-где «дырки» — и додумывай сам. Конечно, «покорить» секена, который – цветок…
Пойду и поставлю честную «восьмерку». Это как минимум.
И другим порекомендую. Потому что – интересная книга.
Имейте в виду, что написана она не о инквизиторе и инквизиции. И нимфы там нкиакой нет – ни той, сказочной, ни другой, которая в ином словаре.
Садовник пришел. Что дальше?
Нортон Коммандер, 22 января 2013 г.
Далёкое будущее. Земляне создали сеть колоний. При этом сама Земля будто бы законсервировалась в своих традициях — в Ирландии по прежнему пьют виски и борятся за независимость ирландские террористы, на Ближнем Востоке по прежнему неспокойно и девушки ходят в хиджабах. Однако, это только внешние атрибуты, на самом деле мир изменился до неузнаваемости. Власть сосредоточена в руках Викторианского ордена, в который входят люди (все они — мужчины), владеющие парапсихологическими способностями.
Земные колонии, напротив, желают идти своим путём. Даже близкие Марс и Венера входят в состав Конфедерации, оставаясь независимыми, а на мирах Переферии закрывают глаза на использование запрещённых технологий врагов Земли — лемурийцев и атлантов.
Лемурийцы — потомки земных колонистов, развившие биотехнологии, модифицирующие свой геном, а потому лишь условно называющиеся людьми. Конфедерацию Земли спасает от поражения в войне с лемурийцами только телепатические способности психиков. Лемурийцы, перекроившие геном, так и не нашли гены, дающие телепатические способности. Почему? Потому что «свет может заполнить только чистый сосуд» (не изменённый генной модификацией), как говорят викторианцы? Или потому что телепатия — это не что иное, как симптом болезни в организме человека, заражённого паразитом?
Планеты, заселённые людьми, очень похожи на Землю. Эволюция там идёт тем же путём. Главный герой Марк Салливан поймёт, что всё это неспроста.
Главный герой проходит путь от скромного школьного учителя с неудовлетворённым чувством гордости до всемогущего чудовища. Вообще, все герои романа непросты. Ни к одному из них не подойдёт определение «положительный» (кроме, может быть, мальчика Нарайи и отчасти Лауры). У кого-то камень за пазухой, у кого-то скелет в шкафу, у кого-то тараканы в голове (да такие, что мало не покажется).
Судьбы героев переплетены связями и интригами, хотя развитие сюжета временами перестаёт вовлекать читателя с головой в описываемое действие (именно поэтому и появляется желание перечитать книгу через какое-то время, уже зная, на какую волну следует настроиться при чтении). Сначала идёт медленное повествование о том, как Марк находится на планете Вайолет с мессионером с таинственного Геода и проводит расследование, пытаясь уличить геодца в убийстве учителя. Дальше ход повествования меняется и появляется сюрреализм и мистика. Но это не столько недостаток, сколько особенность романа, диктуемая глобальностью происходящего.
Многие вопросы так вопросами и остались. Ответы на них должны найтись в следующей книге.
Kobold-wizard, 14 октября 2011 г.
Давненько я не брал в руки постмодерна. Наиболее яркое воспоминание последних лет на этот счет — текстовня Хуснутдинова про Столовую гору. Что ж Зонис сделала работу намного качественнее.
Главный плюс романа — герои на шахматной доске действительно живые. Этакие герои-моллюски — их роли жестко распределены автором-диктатором, но внутри бурлит жизненная сила. Главный герой, сначала ненавидящий Контору снаружи, пройдя ее словно иголка, начинает ее не любить, находясь уже на другой стороне. Главная героиня мечется между двумя идеальными мужчинами, столь разными, сколь и притягательными. Главный человек-антагонист, стараясь быть лучшим среди одинаковых, раз за разом ломается об колено. Главный бесчеловечный антагонист остается лишь серыми глазами по тексту. Второстепенному здесь мало места.
Главный герой — специалист-генетик, ученик лицея, напоминающего иезуитский, которому из-за результатов тестирования не оказалось места в структуре религиозного ордена Воинов Настоящего. Однако, именно его выбирает Коммадор для выполнения политического задания в одной из отдаленных колоний. Правда, колонист там был всего один, да и того убили, а на долю главгера выпало, что этим колонистом оказался его бывший лицейский учитель. Именно там, на отшибе Земной цивилизации раскрывается мировой цветок, опутанный сетью мировых же интриг. Главгеру придется столкнуться лицом к лицу со своей темной стороной, с прошлым, о котором вроде бы удалось забыть.
В общем-то, весь роман есть игра в смыслы, даже рубашка сверхчеловека натягивается на нечто нечеловеческое. Кратко концепцию мира можно охарактеризовать, как католическую экспансию и ее столкновение с другими цивилизациями. Только католики не вовсе не католики, инопланетяне — азимовского толка, а космос напоминает нечто вроде еретических моделей. Совы не то, чем кажутся))) При этом мир не сыплется при анализе, подобная реальность возможна. Это реальность побега. В финале оказывается, что это побег муравьев в клумбе.
Интриги — это сложное дело. В данном случае — сложное для понимания. Даже то, что я прошел до финала, не значит, что весь узел распутался. Только закрыв томик, я судорожно открыл его вновь на первых же страницах и попытался найти те тонкие детали, которые раньше были просто штрихами.
Собственно, вторая часть текста при красоте полифоничнии для меня проигрывает первой из-за нее же. Словно в комбинаторике, в каждом заговоре сплетаются одни и те же персонажи, в результате мне было достаточно тяжело осознать, кто и чего добивается. Сюжетные линии начинают глушить друг друга. Хотя возможно это лишь вопрос восприятия. Космология выглядела гораздо проще человеческих отношений)))
Итого: Красивый мир и красивые характеры столкнулись с некоторой сумбурностью повествования. Не знаю, можно ли было от этого избавиться, сохранив потоки сознания всех героев. При этом книга читаема вполне на уровне выше среднего.
Кстати, вполне законченный роман, хотя будет дилогия(по меньшей мере) :)
MarchingCat, 6 августа 2012 г.
Противоречивые ощущения. С одной стороны, да, одно из главных достоинств книги — правдоподобие, реалистичность образов и судеб. Как человеческих, так и политических. А с другой стороны — очень уж много сюжетных штампов. Штампов всё тех же судеб и ситуаций, начиная с самого начала романа (обиженный главный герой, удалившийся в «медвежий угол»; отношения с девушкой, собравшейся замуж за другого и так далее весь роман). Как будто даже сознательная попытка показать, что хорошую книгу можно написать и на штампах.
И попытка — удачная. Ведь, по-сути, ничего нового, а получился почти шедевр. Ну, пусть не шедевр, но реально крепкая, интересная отличная фантастика. Более того, эта попытка настолько удачная, что вкупе с некоторыми другими сильными дебютами крупной формы (например, роман Анны и Олега Семироль «Полшага до неба») хочется поверить в приход новой волны русскоязычной фантастики. Настоящей фантастики, а не тупых штампованных боевиков...
Конечно, кроме пачки штампов есть и ещё алогичности и недочёты, ляпы (Для примера — один из персонажей говорит «с детства обожал фильм «чужие». Это нереально. Вот сейчас кто с детства обожает какое-то произведение искусства 800-летней давности? Понятно, что никто. Слишком сильно за такой срок меняется культура и искусство.). Главное в том, что все эти недочёты практически не портят произведение.
Единственный серьёзный недостаток — тот же, что и у половины рассказов Юлии. Это финал. Слишком образно и неопределённо. Нет чёткого завершения многих сюжетных линий романа.
------------------------
Цитата из книги:
«Салливану чудилось, что на грудь ему уселся небольшой, но вертлявый слон.»
Isaro, 23 августа 2011 г.
Поначалу книга подкупила исключительно хорошим текстом, плавным развитием сюжета, историческими отсылками и местом действия (Ирландия и Италия, римляне и кельты), а также прекрасным умением удивлять читателя. Далее исключительно порадовал добротный детективный поворот сюжета, потому что космических детективов сейчас маловато. НО все испортила мистика. Мистика с религиозными, особенно христианскими мотивами, очень плохо сочетается с космической фантастикой.
Конечно, есть люди, которым это сочетание придется по вкусу. Но я читать дальше не стала.