автор |
сообщение |
pontifexmaximus
миротворец
|
21 января 2014 г. 20:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата urs Обычно источники позволяют делать достаточно широкий круг допущений и дополнений. Чем дальше вглубь времен, тем больше простора для произвола автора. Который волен притягивать за уши любые факты — при самой научной методологии.
А Скляров за что притягивает?
|
––– Рево и плаво нерьзя пелепутать... |
|
|
lena_m
миротворец
|
21 января 2014 г. 20:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата AlisterOrm 4. Самое важное — спорить с авторами, писавшими лет эдак 100-200 назад. Современных работ слесарь, как правило, не знает и знать не хочет, а вот направить копьё против Карамзина или Соловьёва — это за милую душу! В эту же категорию входит приписывание "официальным историкам" каких-либо концепций, которым они якобы придерживаются. Например, взгляды "норманистов", которые красочно описывают М. Задорнов, Л. Грот, С. Алексеев и прочие существовали веке в XIX, сейчас уже подобных взглядов даже Клейн не придерживается.
Кстати, примечательная черта современных "антинорманистов" — они ссылаются на тени Ломоносова или там Гедеонова, но старательно обходят материалы современной археологии...
Именно направленная селекция учитываемого в основаниях-построениях и есть одна из границ между наукой и НЕнаукой...
|
––– Helen M., VoS |
|
|
AlisterOrm
миродержец
|
21 января 2014 г. 20:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата urs Господ Балабуху, Кунгурова, Задорнова, Бог миловал, не читал...
Почитайте, смешно.
цитата urs Насчет Влесовой книги... кажись с ней все ясно: как и Ура Линда скорее всего является современной обработкой и расширением небольшого древнего текста.
Эн... Опять же — к Зализняку. Я этим специально не занимался, и комментировать побаиваюсь. Знаний не хватает.
цитата urs Чем дальше вглубь времен, тем больше простора для произвола автора.
Это я согласен. Но, опять же — всё зависит от уровня образованности автора.
|
|
|
voroncovamaria
магистр
|
21 января 2014 г. 21:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
urs, существуют темы, обязательные в любой языческой культуре. Космос (антропологизация созвездий и планет); проблемы пола; космогония; жизнь после смерти. Если я вижу, что "исследователь язычества" эту проблематику не затрагивает, сразу ставлю диагноз "профанация". Особенно это бросается в глаза, когда современные этические нормы приписывают древнему человеку, сам понимаешь. Сегодня модно "возрождать язычество славянское". Именно тут масса спекуляций и отсебятины, поскольку аналога мифам Греции или Шумера на наших широтах никто не записал. И у нас пытаются увязать национальную идею с неумелой реанимацией славянского мифа. Но еще есть книга, довольно давно признанная этнографами и историками, а являющаяся авторской работой и подделкой под народный эпос. Это "Калевала", не к ночи будь всякое "тьфу".
|
|
|
urs
магистр
|
21 января 2014 г. 21:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m Именно направленная селекция учитываемого в основаниях-построениях и есть одна из границ между наукой и НЕнаукой...
Неужели в научном труде направленная селекция фактов не производится? Все в белых тогах, объективны донельзя? И конкурента не лягнут? Ладно, Лена, дальнейший спор бессмыслен. Вашу слепую веру в науку опровергать бесполезно. Нет, я не против науки. Я против абсолютизации ее методик и результатов.
цитата AlisterOrm Но, опять же — всё зависит от уровня образованности автора.
Не только. В первую очередь зависит от избранной им концепции. Противоречащие ей факты можно замолчать, подтверждающие подать самым выгодным образом. Полностью объективных научных трудов думаю не бывает.
|
––– Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? |
|
|
ameshavkin
философ
|
21 января 2014 г. 21:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата urs Открыли еще до РХ
А. Македонский: -Да, европеец я и вас завоевал! Хор индейцев: -Он нас завоевал! Вицлипуцли: -Благодарю — не ожидал!
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
lena_m
миротворец
|
21 января 2014 г. 21:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата urs Думается, не одна действительно пионерская идея не смогла пройти проверку специалистов, естественно поначалу встретивших ее в штыки. Время действительно может расставить все на свои места, но не обязательно сделает это
Подобное было возможно во времена, когда наукой занимались способные одиночки, и даже в первой половине XX века бытовало мнение, что новое в науке зачастую пробивает себе дорогу, когда повымирают оппоненты...
Но в наше время, когда в Scopus учитываются научные публикации миллионов(!) специалистов, такое в принципе невозможно...
цитата voroncovamaria Но еще есть книга, довольно давно признанная этнографами и историками, а являющаяся авторской работой и подделкой под народный эпос. Это "Калевала"
Ну не совсем так, см. к примеру:
Мария Лескинен. "Калевала" доктора Лённрота // Родина, 2006, 9, 48-53.
|
––– Helen M., VoS |
|
|
urs
магистр
|
21 января 2014 г. 21:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата voroncovamaria Это "Калевала", не к ночи будь всякое "тьфу".
Не спорю, но сделана талантливо. Латышский эпос кстати тоже авторский — Лачплесис, кажется. С сыном видели в Олимпийском "Довлесову книгу". Чуть не померли со смеху
цитата voroncovamaria И у нас пытаются увязать национальную идею с неумелой реанимацией славянского мифа.
Учитывая сложность русского этногенеза, славянской мифологии могло и не существовать как таковой. скорее даже речь могла идти о форме нестрогого единобожия.
|
––– Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? |
|
|
urs
магистр
|
21 января 2014 г. 21:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m Но в наше время, когда в Scopus учитываются научные публикации миллионов(!) специалистов
Миллионов специалистов по дьяковской или фатьяновской культуре... Лена, простите, но мы на фантлабе. А не в редакции специализированного научного журнала.
|
––– Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? |
|
|
voroncovamaria
магистр
|
21 января 2014 г. 21:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата urs зависит от избранной им концепции. Противоречащие ей факты можно замолчать, подтверждающие подать самым выгодным образом. К сожалению, это так. Но когда у разных историков встречаются одинаковые выводы, это уже ценно. Исследователи из разных стран, жили в разные годы. А пришли к похожим заключениям. Можно предположить, что прикоснулись к истине.
|
|
|
lena_m
миротворец
|
21 января 2014 г. 21:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата urs Неужели в научном труде направленная селекция фактов не производится?
В исторической научной методологии подобное НЕ приемлемо...
цитата urs Вашу слепую веру в науку опровергать бесполезно. Нет, я не против науки. Я против абсолютизации ее методик и результатов.
У меня нет никакой "слепой веры в науку"...
Сила науки, как раз, и состоит в том, что любые научные результаты поддаются сторонней проверке...
Что же кааемо методик и результатов науки, то с практической точки зрения это сейчас наилучшее средство удоволетворения потребностей цивилизации...
Причём средство совершенно объективное — достижения науки может использовать даже НЕ верящий в науку... :-)
|
––– Helen M., VoS |
|
|
AlisterOrm
миродержец
|
21 января 2014 г. 21:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата urs Не только. В первую очередь зависит от избранной им концепции. Противоречащие ей факты можно замолчать, подтверждающие подать самым выгодным образом.
И такое имеет место быть, к несчастью, часто. Но и с этим идёт борьба. Мой любимый пример, А. Я. Гуревич, вообще читал, что нужно искать факты, противоречащие собственной концепции, и в случае чего менять её или отказываться от неё вообще. Хотя сам А. Я., нужно сказать, свои концепции рушил с трудом... Но — старался.
цитата urs Полностью объективных научных трудов думаю не бывает.
Конечно. Их и не может быть. Настоящий историк пытается найти в истории ответ на интересующие его проблемы, и вопросы ставит в связи со своими интересами. Нужно всегда учитывать, зачем написан тот или иной текст.
цитата urs Учитывая сложность русского этногенеза, славянской мифологии могло и не существовать как таковой. скорее даже речь могла идти о форме нестрогого единобожия.
Конечно, она существовала. Её не могло не быть. Но осталось от неё исчезающе мало — своих Гесиодов не нашлось...
|
|
|
voroncovamaria
магистр
|
21 января 2014 г. 21:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата urs Учитывая сложность русского этногенеза
Дык с Египтом аналогично! Есть культы общеегипетские, есть местные. Одни боги устаревали, новые появлялись и объединялись со старым богом в единое божество. Я когда материал собирала, чуть не спятила. То бог — сын богини, то ее брат, то ее отец... Он мог быть одновременно сыном и мужем или братом и мужем. Но одновременно сыном и отцом уж точно не мог. А египтяне были веротерпимы, они и иноземных богов приняли. И когда современный автор берет концепцию, забывая о других, и начинает мне что-то про египетского бога рассказывать, получается это у него крайне однобоко. Но там сохранилось много росписей, скульптуры, атрибутов. А у русских практически не осталось от язычества предметов, наводящих на догадки.
|
|
|
DevochkasToporom
гранд-мастер
|
21 января 2014 г. 21:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата voroncovamaria Но одновременно сыном и отцом уж точно не мог.
Почему? Просто интересно. Сам себя убил, сам себя породил. Там что-то похожее было со змеем, глотающим себя за хвост.
|
|
|
badger
миротворец
|
21 января 2014 г. 21:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ладно, порезвились немного и хватит. Напоминаю что тема находится не в "Трепе" и здесь другие правила. Особое внимание обращаю на пункт 5. Если кто хочет разобрать работы того же Склярова с цитатами, ссылками на источники и т. п — то милости прошу. А всякие обсуждения богов Египта и первооткрывателей Америки в стилистике трепа будут в дальнейшем вырезаться. С предами и банами.
|
––– "В нашей стране фундаментальную науку скоро запретят за оскорбление чувств верующих" © Башорг
|
|
|
voroncovamaria
магистр
|
21 января 2014 г. 21:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Хорошо. Вот забавный пример. На Соловках сохранились карельские лабиринты. Они могли обслуживать культы, связанные с "хождением светил по небу", связанные с брачными церемониями (вели невесту к жениху), связанные с инициациями. Или символизировать путь в царство мёртвых. А вот отсебятина, опубликованная в качестве гипотезы по данному вопросу. Буров Владимир. "О семантике каменных лабиринтов севера". Этнографическое обозрение, № 1, 2001 Он пишет, что "лабиринты, возможно, служили в качестве модели для постройки сложных ловушек для ловли рыбы" Представьте себе удобный для рыбалки берег. Имелись лодки, сети, удочки, рыбы было много, а ловили ее только монахи. И вот далеко от берега выкладывается лабиринт из камней, чтобы, оказывается, в него приходила морская вода и приносила рыбу. При этом рыба там не задержится и уйдет вместе с водой, а сам лабиринт в этом случае разрушится. И расположен он так, что сегодня до него волны не добираются, да и раньше не доходили. Тем не менее, статья опубликована. И не в "желтой прессе".
|
|
|
lena_m
миротворец
|
21 января 2014 г. 22:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата voroncovamaria А вот отсебятина, опубликованная в качестве гипотезы по данному вопросу. Буров Владимир. "О семантике каменных лабиринтов севера". Этнографическое обозрение, № 1, 2001 Он пишет, что "лабиринты, возможно, служили в качестве модели для постройки сложных ловушек для ловли рыбы"
У меня эта работа перед глазами, но по беглому просмотру ничего подобного я что-то не вижу — там всё больше про Калевалу да изображения змей подземного царства...
На какой странице в статье про "лабиринты, возможно, служили в качестве модели для постройки сложных ловушек для ловли рыбы"?
|
––– Helen M., VoS |
|
|
voroncovamaria
магистр
|
21 января 2014 г. 22:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
lena_m, за что купила: Википедия, Категории: Археологические объекты в РоссииСоловецкие островаЛабиринты Цель создания: "Другая гипотеза заключается в том, что лабиринты, возможно, служили в качестве модели для постройки сложных ловушек для ловли рыбы".[2] ↑ Буров Владимир. О семантике каменных лабиринтов севера. Этнографическое обозрение, № 1, 2001 [2] Когда были на Соловках, экскурсовод постоянно поминала эту версию.
|
|
|
voroncovamaria
магистр
|
21 января 2014 г. 22:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
На Калевалу ссылаются Виноградов, Синельников, на вопрос о назначении лабиринтов попытались ответить известный российский археолог Н.Н.Гурина и карельский краевед И.М.Мулло, которые указывали на сходство лабиринтов и рыболовных ловушек. Точка зрения, что лабиринты носили промыслово-рыболовный характер: по версии исследователя И.М. Мулло, лабиринты представляют собой план сложных орудий лова (рыболовных ловушек), выложенный камнями на земле для облегчения их дальнейшего сооружения в местах лова.
|
|
|
mist
гранд-мастер
|
21 января 2014 г. 23:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата тессилуч Потом сами в болванов превратились и всю растительность уничтожили это судьба огромного количества цивилизаций, которые за 200-500 лет вырубали деревья и гибли при недостатке ресурсов: индейцы Анастези, цивилизация Наска. Судя по тому что так называемый Аркаим не оставил прямых потомков его можно отнести в тот же ряд. Построили цивилизацию за счет разрушения природной среды, от того и погибли.
|
––– Любовь никогда не перестает... ап. Павел Не указывайте дорогу Любви. отец Олег |
|
|