автор |
сообщение |
kagerou
философ
|
31 января 2011 г. 17:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew И, естественно, что порочить тут ни то, ни другое не может — это не проблема, а беда обеих культур (любых культур).
Это если рассматривать Румату так, как будто он живой человек. А если рассматривать его как художественный образ, то он содержит два пласта: 1) То, что авторы в него _хотели_ вложить — а это в т. ч. и то, что вы пишете, конфликт двух культур, да. 2) То, что авторы вложили непроизвольно — т. е. комплекс мировоззренческих, этических и пр. представлений, присущих им как людям своего времени и своей социальной среды. Как живым людям Аркадию и Борис Стругацким. Я для себя в рабочем порядке этот второй комплекс обозначаю как "нейлоновая майка" — т. е. то, что появилось в тексте потому, что у авторов были такие вот представления об этом вопросе.
Представления АБС об организации рабочего процесса в ИЭИ или об отношениях мужчины и женщины — это типичная нейлоновая майка: то, что казалось продвинутым и крутым в 60-е и кажется, кхм, некрутым и безнадежно отсталым теперь. Ряд этих представлений Стругацкие скорректировали сами — в дальнейших книгах появляется и служба Прогрессоров, и психологический контроль за ними, и вообще исчезает взгляд на человека как на расходный ресурс. Нейлон заменяется более продвинутыми полимерами, а кое-где имеется и возврат к натуральным тканям либо поиск оптимального баланса лен/полиамид. :) Еще какое-то количество представлений они не сочли нужным корректировать, потому что продолжали считать правильными — и здесь у нас отношения мужчины и женщины, взгляды на воспитание детей, на дружбу... тут майки так и остались нейлоновыми, в основном. В плане личностных отношений в книгах о Полдне царят 60-е.
Но у нас-то уже кончились 2010-е. и новые-новые поколения читателей пытаются как-то замотивировать эти нейлоновые майки. Причем не внетекстовыми соображениями не тем, что АБС — люди своего времени. А внутритекстовыми, помноженными на свой опыт, свои представления и свою логику.
Скажем, на наших глазах зародилась ставшая уже "фаноном" идея о том, что мир Полдня при помощи института Прогрессоров попросту избавляется от взрывоопасных людей. Это третий пласт художественных образов — то, что вчитал в них читатель. Reader response as is.
|
|
|
kagerou
философ
|
31 января 2011 г. 17:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата tick Вообще-то я предпочитаю оценивать литературных героев в предложенных обстоятельствах, а не в актуальной или какой угодно читателю реальности.
Ну вот в предложенных обстоятельствах Румата — человек, который ради своих представлений о должном жертвует как минимум душевным и телесным комфортом любимой женщины — и нимало по этому поводу не переживает. Отец у нее бухает, брат у нее на глазах людей забивает ногами, но Румата ее слишком уважает, чтобы забрать из дома. Пррэлестно.
|
|
|
be_nt_all
миродержец
|
31 января 2011 г. 17:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Zharkovsky Нужно ли объяснять … что утверждение не просто спорно, а неверно в принципе?
не нужно, не поверю. Хотя
цитата tick Гур Сочинитель, создавший первый в истории Империи светский роман — печальную историю принца, полюбившего прекрасную варварку.
это серьёзный аргумент.
цитата Zharkovsky Прилетела стрела в окно. Чудак ли Румата, что не поймал её?
Чудак, что вместо того, чтобы организовывать оборону, читал непонятные Кире благодушные речи, от которых той захотелось к окошку воздухом подышать.
(Да, я прочитал именно так. IMHO, Кира просто не могла понять о чём в тот момент вещает Антон/Румата. Ей должно было показаться, что он сошёл с ума.)
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
tick
авторитет
|
31 января 2011 г. 17:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
kagerou в предложенных обстоятельствах, стоило Румате забрать её из дома, как тут же нарисовались монахи с копьями. А не будь вторжения Ордена, так серые штурмовики дона Рэбы заявились бы. Или дона Окана бы отравила из ревности. Так не действовал ли Румата в лучших интересах Киры, оставляя её дома с отцом и братом, которые её хотя бы стали защищать, чем одну со слугами и мальчиком Уно? А домой забрал, когда она сама припёрлась, дурочка... не выгонять же? Так не подписала ли Кира сама себе смертный приговор?
Как вам такая интерпретация, а?
|
––– Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС |
|
|
Dark Andrew
гранд-мастер
|
31 января 2011 г. 17:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou А если рассматривать его как художественный образ, то он содержит два пласта: 1) То, что авторы в него _хотели_ вложить — а это в т. ч. и то, что вы пишете, конфликт двух культур, да. 2) То, что авторы вложили непроизвольно — т. е. комплекс мировоззренческих, этических и пр. представлений, присущих им как людям своего времени и своей социальной среды. Как живым людям Аркадию и Борис Стругацким.
Ах, вы в таком ключе это трактуете. Я, используя ваши термины, предпочитаю обсуждать книги с позиции первого и третьего пластов. О втором всегда (не только применительно к Стругацким, но и применительно к любому другому автору) говорить сложнее всего, потому что в нём "надумать" можно больше всего. Чтобы рассматривать вложенное непроизвольно с позиции того времени надо чётко представлять и то время, и самих Стругацких. Я не рискну об этой стороне говорить, кроме как проводя какие-нибудь исследования на тему.
|
|
|
Zharkovsky
авторитет
|
|
tick
авторитет
|
31 января 2011 г. 17:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата be_nt_all читал непонятные Кире благодушные речи, от которых той захотелось к окошку воздухом подышать.
По ступенькам крыльца загремели каблуки, и сейчас же несколько кулаков обрушились на дверь. Кира, вздрогнув, прижалась к Румате. — Подожди, маленькая, — сказал он, откидывая одеяло. — Это за мной, — сказала Кира шепотом. — Я так и знала! Румата с трудом освободился из рук Киры и подбежал к окну. "Во имя господа! — ревели внизу. — Открывай! Взломаем — хуже будет!" Румата отдернул штору, и в комнату хлынул знакомый пляшущий свет факелов. Множество всадников топтались внизу — мрачных черных людей в остроконечных капюшонах. Румата несколько секунд глядел вниз, потом осмотрел оконную раму. По обычаю рама была вделана в оконницу намертво. В дверь с треском били чем-то тяжелым. Румата нашарил в темноте меч и ударил рукояткой в стекло. Со звоном посыпались осколки. — Эй, вы! — рявкнул он. — Вам что, жить надоело? Удары в дверь стихли. — И ведь всегда они напутают, — негромко сказали внизу. — Хозяин-то дома... — А нам что за дело? — А то дело, что он на мечах первый в мире. — А еще говорили, что уехал и до утра не вернется. — Испугались? — Мы-то не испугались, а только про него ничего не велено. Не пришлось бы убить... — Свяжем. Покалечим и свяжем! Эй, кто там с арбалетами? — Как бы он нас не покалечил... — Ничего, не покалечит. Всем известно: у него обет такой — не убивать. — Перебью как собак, — сказал Румата страшным голосом. Сзади к нему прижалась Кира. Он слышал, как бешено стучит ее сердце. Внизу скомандовали скрипуче: "Ломай, братья! Во имя господа!" Румата обернулся и взглянул Кире в лицо. Она смотрела на него, как давеча, с ужасом и надеждой. В сухих глазах плясали отблески факелов. — Ну что ты, маленькая, — сказал он ласково. — Испугалась? Неужели этой швали испугалась? Иди одевайся. Делать нам здесь больше нечего... - Он торопливо натягивал металлопластовую кольчугу. — Сейчас я их прогоню, и мы уедем. Уедем к Пампе. Она стояла у окна, глядя вниз. Красные блики бегали по ее лицу. Внизу трещало и ухало. У Руматы от жалости и нежности сжалось сердце. Погоню как псов, подумал он. Он наклонился, отыскивая второй меч, а когда снова выпрямился, Кира уже не стояла у окна. Она медленно сползала на пол, цепляясь за портьеру.
Итак, Кира прекрасно понимала, что за ней придут. Румата первым подошел к окну. Она стояла у него за спиной. Потом Румата пошел одеваться, Кира осталась стоять у окна.
|
––– Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС |
|
|
Zharkovsky
авторитет
|
31 января 2011 г. 17:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата be_nt_all Чудак, что вместо того, чтобы организовывать оборону, читал непонятные Кире благодушные речи, от которых той захотелось к окошку воздухом подышать.
Книжку перечитайте, если вообще читали.
|
|
|
be_nt_all
миродержец
|
31 января 2011 г. 17:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Zharkovsky Почему?
Потому что полностью сбрасывать со счетов до верху заполненный «сословностями» и т.п. менталитет — это слишком сильный ход.
Вы лучше перечитайте эпизод с речью Антона и прилетающей в окошко стрелой, и скажите что об этом думаете. Цитаты не привожу, я об этом ещё 5 лет назад на каком-то форуме спорил, второй раз выбирать цитаты неинтересно.
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
kagerou
философ
|
31 января 2011 г. 17:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew О втором всегда (не только применительно к Стругацким, но и применительно к любому другому автору) говорить сложнее всего, потому что в нём "надумать" можно больше всего. Чтобы рассматривать вложенное непроизвольно с позиции того времени надо чётко представлять и то время, и самих Стругацких.
Да, тут надо вникать. Кстати, материал к размышлению. Аркадий Стругацкий был другом Высоцкого, старшего сына назвали в его честь Аркадием. "Трудно быть Юогом" до публикации читалась у Высоцкого дома.
А теперь внимание, мотор! Отрывок из воспоминаний Людмилы Абрамовой-Высоцкой:
Еще я помню, как Володя красиво дрался. Тогда он потряс мое воображение, — почти как пением. Мы сидели в ресторане и ели из одной мисочки двумя вилками бефстроганов. И вдруг пристал какой-то мужик. Но не успел он начать приставать ко мне, как Володя полез драться... Бог мой! Весь ресторан повскакивал с мест, скатерти и графины летали в воздухе! Именно так снимают "каскады" в кино. Володя выскочил из пиджака, выскочил из свитера, четыре человека хватают его с разных сторон, вдруг он уже на столе! А музыканты стояли на сцене и "балдели". В драку они не вмешивались, но молча "болели" за Володю. И когда стало ясно, что он победил всех — нам принесли бесплатный ужин... Все получили удовольствие... Конечно, всех смущало то, что мы очень долго были незарегистрированы, не "расписаны". А в то время это было очень важно, — на матерей-одиночек смотрели очень недоброжелательно, но вот честно: для нас с Володей никакого значения не имело... По отношению к женщинам он был корректен. Никогда, никому не поверю, тому, кто будет утверждать обратное. Ни разу не слышала, чтобы Володя хоть что-то неуважительное сказал про Изу. Когда Иза приезжала в Москву, Володя ездил к ней встречаться, — иногда у тети Жени, а чаще у Карины Диадоровой. И никогда Володя не чувствовал, что совершает неблагородный поступок по отношению ко мне.
Это к вопросу о среде, из которой Стругацкий взял Румату и Киру. О шестидесятниках-интеллигентах и об их женщинах. (Если кто-то скажет, что я назвала Высоцкого прототипом Руматы — просто перестану разговаривать с этим человеком, вообще и навсегда)
|
|
|
tick
авторитет
|
31 января 2011 г. 17:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
be_nt_all я вам вторую половину процитировал. нужно полностью процитировать, чтобы вы указали, где там Румата толкает речь?
|
––– Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС |
|
|
Karavaev
авторитет
|
31 января 2011 г. 17:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Текст. В тексте их нет. Дон Кондор не предлагает Румате показаться психологу с доставкой на дом или хотя бы пройти радиособеседование
О! Про текст вспомнили!
А полярная база — есть. И что там? Мечи куют и обручи протирают? По поводу психотерапевтов. У Штирлица или у вполне себе реального Абеля был психотерапевт? Вы вообще о чем сейчас? Да еще проще: у наших ребят, сопляков 20 летних, что Грозный брали, был ротный/полковой психотерапевт? В тексте, например, ничего не сказано об оперативных отчетах в Центр. Обруч тут не канает. Иными словами за 6 лет Румата не написал ни одного отчета. Отчеты тоже только в Жуке появляются, ага. Я больше скажу — Румата за все время не пописал, бедолага, ни разу. Т.е. отхожее место есть, но пользуется ли он им — это вааапрос. В тексте об этом — ни слова.
|
|
|
kagerou
философ
|
31 января 2011 г. 18:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата tick kagerou в предложенных обстоятельствах, стоило Румате забрать её из дома, как тут же нарисовались монахи с копьями.
Тут же — это когда? Румата ждет вооруженного нападения. Раздает слугам вказивки. Проверяет вооружение. Знает, что будет махаловка. И просит Уно:
"Если я через три дня не вернусь, бери Киру и вези ее в сайву, в Икающий лес. Знаешь, где это? Так вот, в Икающем лесу найдешь Пьяную Берлогу, изба такая, стоит недалеко от дороги. Спросишь — покажут. Только смотри, у кого спрашивать. Там будет человек, зовут его отец Кабани. Расскажешь ему все. Понял?"
И вот я думаю — какого хрена он не велит парню _сейчас_ седлать коня и везти Киру в Пьяную берлогу? То есть, как критик я понимаю, что Уно должен умереть, потому что трагедия Руматы должна быть полной. И Кира должна умереть по этой же причине. Авторская задумка такая. Но в рамках сюжета это все равно показывает Румату человеком... излишне самоуверенным.
|
|
|
kagerou
философ
|
31 января 2011 г. 18:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karavaev А полярная база — есть. И что там? Мечи куют и обручи протирают?
Понятия не имею. Текст нам говорит только одно: в пределах досягаемости за день-два психотерапевта нет. Отслеживания состояния резидентов в актуальном времени нет. Профилактики нет. Со всеми психическими срывами полярная база или что у них есть еще там имеет дело только постфактум.
цитата Karavaev Да еще проще: у наших ребят, сопляков 20 летних, что Грозный брали, был ротный/полковой психотерапевт?
То есть, вы приравниваете мир Полдня и обычную рабочую практику ИЭИ к ситуации военного времени? Вы понимаете, что ИЭИ это характеризует ну просто хуже некуда?
|
|
|
Karavaev
авторитет
|
31 января 2011 г. 18:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou показывает Румату человеком... излишне самоуверенным.
С одной стороны — есть отчего. С другой стороны — он не бог. Богом быть трудно.
|
|
|
kagerou
философ
|
31 января 2011 г. 18:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
"Вы Рабинович, или крестик снимите, или трусы наденьте". Кстати. Вы со своим опытом что будете делать, если к вам в дом ломятся агрессивные товарищи, а ваша женщина торчит у окна?
|
|
|
Karavaev
авторитет
|
31 января 2011 г. 18:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou То есть, вы приравниваете мир Полдня и обычную рабочую практику ИЭИ к ситуации военного времени?
Нет. Я просто не ставлю знак равенства между Полднем и "Всемогущество".
цитата kagerou психотерапевта нет
И гинеколога нет. И непонятно куда "историков" возят лечить. Про медцентр тоже ни слова в книге. Полагаю это куда более серьезное упущение, чем отсутствие мозгоправа. Вы полагаете всерьез, что 250 человек на оперативной работе не имеют на планете медцентра?
|
|
|
Большая Крыса
новичок
|
31 января 2011 г. 18:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou И вот я думаю — какого хрена он не велит парню _сейчас_ седлать коня и везти Киру в Пьяную берлогу?
С его точки зрения, ехать мальчишке с Кирой в Икающий лес — на данный момент опаснее, чем дожидаться дома.
Это же не за хлебом сходить.
|
|
|
be_nt_all
миродержец
|
31 января 2011 г. 18:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Он торопливо натягивал металлопластовую кольчугу
цитата Она стояла у окна, глядя вниз.
Он это видел и не сказал ничего вроде «отойди от окна». Можно подумать, он за время жизни в Арканаре не привык к тому, что стрелы — они летают. Выпадение из реальности — налицо. Это не его вина, это его беда, но факт.
цитата Zharkovsky Книжку перечитайте, если вообще читали.
Читал, не раз перечитывал, после этого обсуждения, видимо ещё раз перечитаю (есть над чем подумать).
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
Karavaev
авторитет
|
31 января 2011 г. 18:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou "Вы Рабинович, или крестик снимите, или трусы наденьте".
Не, это не в тему. Книга называется ТББ, нет людей, которые никогда не ошибаются.
|
|
|