автор |
сообщение |
андрон966
гранд-мастер
|
|
ааа иии
философ
|
4 октября 2019 г. 22:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Лунатица Ни по масштабу бедствий несравнимо, ни по локации Конечно. Но продолжите, прошу, Вашу мысль в сторону влияния бедствий и локаций на фантастику. Потому как — см. выше. Самое откровенное пиу-пиу в советской НФ создал Снегов, с биографией более чем насыщенной бедствиями, планету взорвал взрывавший ДОТ Казанцев, танковую атаку под ядерный грибок описали блокадники Стругацкие, киборга-убийцу — профессиональный разведчик Днепров. Гансовский использовал фронтовой опыт в "Новая сигнальная".
|
|
|
Славич
миродержец
|
4 октября 2019 г. 23:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вот ещё сюжет, который в западной фантастике получил развитие, а у нас — нет, по некоторым неопределённым причинам. Жизнь потерянной колонии. Колонисты оказались на далёкой планете, затем связь с Землёй оборвалась и зажили они своим умом, без космических технологий. Примеры навскидку: Энн Маккефри Всадники Перна Джордж Мартин, Лиза Татл Гавань Ветров Джеймс Блиш Поверхностное натяжение Урсула К. Ле Гуин Планета изгнания Жан-Пьер Андревон Гандахар (мультфильм помните?) Большая часть творчества Жюли Верланже, судя по биографии.
Литература может быть и не самая серьёзная, зато увлекательная, сюжет предоставляет автору большую свободу. Для тех, кто не любит боевики, сообщу, что "Всадники Перна" — вещь добрейшая, на всю трилогию не наберётся и полудюжины по-настоящему отрицательных персонажей. Основная борьба идёт не с ними, а со стихийным бедствием в виде космических спор (Нитей). Плюс конфликт новаторов и консерваторов, вполне в советском духе. Романтика, натурализма особого нет.
Так вот, кто знает произведения советской фантастики о таких потерянных колониях?
|
––– На сайте набегами, в лучшем случае. |
|
|
С.Соболев
гранд-мастер
|
|
Karavaev
авторитет
|
|
Славич
миродержец
|
4 октября 2019 г. 23:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата С.Соболев Булычев "Поселок" Робинзонады о выживании первого поколения — это другой сюжет. Интересует жизнь этой колонии лет через 50, 100 или 1000.
|
––– На сайте набегами, в лучшем случае. |
|
|
amlobin
миродержец
|
4 октября 2019 г. 23:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Славич Интересует жизнь этой колонии лет через 50, 100 или 1000.
Для западной фантастики это возврат в прошлое, суррогат машины времени.
|
––– Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает. |
|
|
Славич
миродержец
|
4 октября 2019 г. 23:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата amlobin Для западной фантастики это возврат в прошлое, суррогат машины времени. Отчасти да. Воплощение идей Руссо. Создание квазифэнтезийных произведений, но без магии. Вольное миростроительство, не связанное футурологическими условностями. Конечно, можно догадаться, почему такие произведения в Союзе не приветствовались. Ну а всё же, были ли примеры у нас?
PS. В дилогии Михайлова "Капитан Ульдемир" похожий сюжет.
|
––– На сайте набегами, в лучшем случае. |
|
|
ааа иии
философ
|
4 октября 2019 г. 23:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Славич произведения советской фантастики о таких потерянных колониях?
Ефремов, Час быка Колупаев, Качели отшельника Назаров «Силайское яблоко» А так же всякие Китежи
|
|
|
Славич
миродержец
|
4 октября 2019 г. 23:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Ефремов, Час быка Колупаев, Качели отшельника Назаров «Силайское яблоко»
Спасибо. Торманс — близко, но не то и не о том. "Качели отшельника" надо бы перечитать. А у Назарова разве не самостоятельная гуманоидная цивилизация? Кроме того, все три произведения объединяет то, что главные герои — эмиссары с Земли.
|
––– На сайте набегами, в лучшем случае. |
|
|
vlandry
авторитет
|
4 октября 2019 г. 23:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Славич произведения советской фантастики о таких потерянных колониях
Лариса Захарова, Владимир Сиренко. Планета звезды Эпсилон Марк Ланской. Битые козыри Хотя там тоже про "плохой капитализм"
|
|
|
Славич
миродержец
|
5 октября 2019 г. 00:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата vlandry Лариса Захарова, Владимир Сиренко. Планета звезды Эпсилон Марк Ланской. Битые козыри Не читал, но интересно. Спасибо.
|
––– На сайте набегами, в лучшем случае. |
|
|
Pirx
миродержец
|
5 октября 2019 г. 00:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Уникальнейшая оригинальная идея оторванной от Земли мини-цивилизации в открытом космосе — Михайлов "Дверь с той стороны".
|
––– a million bright ambassadors of morning |
|
|
Ashenwail
авторитет
|
5 октября 2019 г. 00:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
1. Ну как по мне, так очевидно, что значительная часть советской фантастики не прошла проверку временем. Я имею ввиду, что молодое поколение будет к ней в лучшем случае равнодушно. Эта фантастика (как и любой жанр литературы) отражала реалии своего общества. Трансформировалось общество — устарела и фантастика.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) Приведу конкретный пример. Первый попаданец нашей фантастики дон Антон Румата ведёт себя с понравившейся ему женщиной так, как в современности — не важно, фантастической, или IRL — уважающий себя человек вести не будет. А ограничения, которые накладывает на него Центр, смотрятся просто дико. Но для реалий того общества благородный дон Румата был вполне органичен
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) Отдельно — не могу не накинуть на вентилятор — хочу отметить ТА. Меня редко настолько выбешивает текст, настолько вызывает чувство брезгливости, как распиаренная ТА. Радует, что современная молодёжь воспринимать это не будет, ибо нет там никакого предвидения, никакой модели общества, лишь реальность 50-60 годов. Да, кстати: не могу не отметить, каким чудовищно косноязычным языком написано ТА. Как после золотого века русской литературы можно читать это? Я не хочу сказать, что только советская фантастика не прошла проверку временем. И в западной полно аналогичных примеров. А когда Соединённые Штаты постигнет неизбежное, будут пересмотрены и ценности всех этих саймаков, прачеттов и сандерсонов. Это вообще естественный процесс: трансформируется общество — уходят и произведения литературы, превращаясь в памятники. 2. Вторая особенность — ограниченность в жанрах. Фактически, фантастикой была или космическая или социальная (ну или их комбинация). Плюс небольшие вкрапления фантбоевика. Без фанатизма, но боевичок был. Зато не просто было отсутствие фэнтези, но и незнание о самом этом жанре. Так же отсутствие хоррора, мистики. Она была очень ограничена эта советская фантастика — сообразно обществу, из которого вышла
|
––– Был дважды забанен зилотами секты «Святого Маска» Ceterum censeo Carthago delenda est |
|
|
просточитатель
философ
|
|
DESHIVA
философ
|
5 октября 2019 г. 01:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Sumy Вот мне Муркоки, принцы разных королевств, бластеры-лазеры, и в придачу боевые космолеты до лампочки
Вот только что наткнулся в предисловии Макдевитта к роману "Послание Геркулеса"
цитата Пожалуй, сейчас самое время вспомнить Льюиса Шайнера — писателя и редактора, с которым я познакомился во время работы над «Талантом». Это случилось на семинаре в Сикамор-Хилл (Рали, Северная Каролина). В разговоре с ним я пересказал ему одну из центральных сцен романа. После нее роман пошел как-то не так, как я планировал, и я не знал, что мне делать. Он зажмурился, подумал и сказал: — Вы работаете на рефлексах. — Потом открыл глаза, внимательно поглядел на меня и добавил: — Прекратите пальбу. Лью не уважает бессмысленного насилия, которое хлещет на нас со страниц книг и экранов. И, как я понял, не только потому, что считает его дурным вкусом, но и потому, что герои, уничтожающие друг друга, по необходимости плоские. Скучные. Реальные люди так не поступают. Они не походят на психов, которые интересны лишь в тот момент, когда жмут на гашетку. Айзек Азимов как-то сказал, что насилие демонстрирует не только дурное воспитание, но и слабость воображения.
|
––– Где здесь пропасть для свободных людей? |
|
|
Kabasha
авторитет
|
5 октября 2019 г. 09:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
За все время, проведенное на форуме, эта дискуссия об особенностях советской фантастики, ее ограничениях и сравнении с зарубежной, оказалась наиболее интересной и познавательной. И особенно отрадно, что она продолжается. Несмотря на тот факт, что порой Кабаше самому есть что сказать и написать, предпочитаю читать ввиду малой собственной начитанности в данной области.
В полемике, как впрочем и почти всегда, есть и обиды, и переходы на личности, и навязывание своего мнения вместо простого его высказывания, но этого гораздо меньше, чем я ожидал. Взамен часто есть отстаивание своего мнения с аргументами и примерами, что есть плюс номер два к дискуссии. А отдельные названия книг и авторов занес к себе в книжечку.
В заключение хотел бы попросить посоветовать какие-либо книги (любой формат и форма издания) или публикации по истории сов. и рос. фантастики, если таковые есть, и они интересные и полезные, на ваш взгляд. Желательно без политической подоплеки или конъюнктуры, но это не принципиально и не критично. Заранее спасибо.
|
|
|
ааа иии
философ
|
5 октября 2019 г. 09:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Славич А у Назарова разве не самостоятельная гуманоидная цивилизация? Люди. Самостоятельность — критический признак? + Владимир Покровский «Время тёмной охоты»
|
|
|
amlobin
миродержец
|
5 октября 2019 г. 09:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Относительная тематическая и жанровая ограниченность советской фантастики — это ИМХО закономерное следствие советского литературоцентризма. Советские писатели просто стеснились писать чисто развлекательную прозу, стремились внести социально-философский смысл, отражать тенденции и т.д. Выходило преимущественно конъюнктурно. Плюс специфика советской жизни, сейчас уже мало кому понятная.
|
––– Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает. |
|
|
Лунатица
философ
|
5 октября 2019 г. 09:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Конечно. Но продолжите, прошу, Вашу мысль в сторону влияния бедствий и локаций на фантастику. Потому как — см. выше. Самое откровенное пиу-пиу в советской НФ создал Снегов, с биографией более чем насыщенной бедствиями, планету взорвал взрывавший ДОТ Казанцев, танковую атаку под ядерный грибок описали блокадники Стругацкие, киборга-убийцу — профессиональный разведчик Днепров. Гансовский использовал фронтовой опыт в "Новая сигнальная".
Так значит все-таки были вожделенные "пиу-пиу" в советской фантастике? Забавно, как один и тот же тезис, подкрепляемый одними и теми же примерами выворачивается на последних страницах то плюсом, то минусом. "Не было войнушки, не умели! Снегов, Днепров, Гансовский — исключения". "Какой такой антивоенный месседж? А Снегов, Днепров, Гансовский с их войнушками?"
|
|
|