Иван Антонович Ефремов ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества»

Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 6 мая 2011 г. 22:04  

цитата bigbeast

Экипаж не ожидал попадания в нештатную ситуацию... Тем не менее, командир высказал желание лично дежурить в неизученном районе.


Не ожидали колхозники, что этой зимой выпадет снег на поля страны.

цитата bigbeast

Это вообще-то вопрос не свободы, а компетентности и опыта.


В звездную экспедицию отправили некомпетентного и неопытного астронома.
Более того — за пять лет в глубоком космосе этот астроном так и не набрался компетентности и опыта.
Блеск.


авторитет

Ссылка на сообщение 6 мая 2011 г. 22:11  

цитата snovasf

Да, что тут непонятного? Именно примитивно для них, поскольку не индивидуалисты.
А кто говорит о "непонятном"? Я всего лишь излагаю аргументацию Эвды Наль.

Еще раз. Медленно. Следите за руками.

1. Человек Эры Кольца не может понимать бессмертие так примитивно, как в Темные века.
2. Удивительно, что Пур Хисс — человек Эры Кольца — понимает бессмертие так примитивно!
3. Следовательно человек Эры Кольца Мвен Мас не может понимать бессмертие так же примитивно, как человек Эры Кольца Пур Хисс.


философ

Ссылка на сообщение 6 мая 2011 г. 22:15  

цитата Galka

Мне — не кажется. Потому что единственный способ для автора написать утопию с сюжетом — это позволить своим героям совершать ошибки. Или, на худой конец, чего-то не предусмотреть: землетрясения там, цунами, отказа тирьям-пам-пам-двигателя.


Отказ тирьям-пам-пам двигателя вданной ситуации смотрелся бы лучше, чем полная инертность мышления вахтенных офицеров+запредельное раздолбайство капитана.
А вот еще шикарный сюждетный ход, который мог бы позволить эпипажу погеройствовать на планете железной звезды: надо было отправить Тантру в _спасательную_ миссию на выручку "Паруса".
И приключения были бы на месте, и хоррор, и люди будущего не производили бы впечатление некомпетентных болванов.

цитата Galka

Если ошибку совершает один человек из миллиарда, именно об этом человеке и придется писать роман. А потом читатели будут возмущаться: какая же это утопия, если там люди глупости деляют


А давайте подсчитаем количество несчастных случаев на пространстве романа. Я, не заглядывая в книгу, могу назвать: экипажи Альграба и Паруса, команду спутника 57, угробленную Мвеном Масом, двух инженеров, погибших при восстановлении спутника, и два случая, когда чуть-чуть разминулись с гибелью: экипаж Тантры и археологическая экспедиция, которую чуть не накрыл механизм самоуничтожения убежища. Ну и Рен Боз, которого убить не убило, но поломало.
Не многовато ли на душу романного населения?


авторитет

Ссылка на сообщение 6 мая 2011 г. 22:17  

цитата kagerou

Не ожидали колхозники, что этой зимой выпадет снег на поля страны.

Забавно и поучительно следить, как вы изо всех сил игнорируете, что говорят люди, которых вы не любите. Прямо как Эвда Наль. :))


философ

Ссылка на сообщение 6 мая 2011 г. 22:19  

цитата terrry

Никак не пойму, где в мире Кольца страх. Мы-то очень хорошо знаем как выглядит человек, которому страшно. Мне кажется, вы называете "страхом" тот уровень социальной ответственности, который достигнут в мире ТА.


Кажется, мы с Ником Саквой прекрасно понимаем друг друга, а вы нас — нет.
Разумеется, речь не идет о страхе, который проявляется на физическом уровне как желание бежать-спасаться. Речь идет о социальном механизме, который выработан отнюдь не миром будущего, а существует как минимум со времен Конфуция, поскольку именно его Конфуций указал как наилучший социальный регулятор: это опасение "потерять лицо", оказаться вне социума. Со страхом "как мы его знаем" это имеет мало общего — это гораздо лучше описывается словом "стыд".


миродержец

Ссылка на сообщение 6 мая 2011 г. 22:29  

цитата kagerou

Не многовато ли на душу романного населения?
   Вы как-то все время хотите всемогущества, всеведения и все-так далее — а он же был человек, и писал утопический роман, а не библию. Очень логичный, менее эмоциональный, возможно, человек, и приоритеты ставил свои личные — но , как автор, имел право. Тут где-то звучал аргумент, что у него беременных в тексте не было — я беременных (со всеми подробностями) вообще мало где помню, кроме специальной литературы по поводу. Мужчины не часто комфортно себя чувствуют в этой ситуации. Но повод ли личные комплексы и пристрастия (или наоборот) автора — для обвинения в тоталитаризме?
–––
I am a social vegan, I avoid "meet".


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 6 мая 2011 г. 22:32  

цитата kagerou

Кажется, мы с Ником Саквой прекрасно понимаем друг друга, а вы нас — нет.

Весьма справедливое замечание. Потому что не соглашаемся с поверхностным пониманием обрисованной ситуации и попыткой навязать героям романа побуждения, у автора отсутствующие.

Вы оперируете терминами — "тоталитарный", "страх" (пусть и с уточнением, что это с времён Конфуция) — которые совсем из другой вселенной, не из мира, описанного в ТА и у землян ЧБ.

Описывая движущие мотивы, устремления, то, чем живут люди будущей эры, Ефремов наделяет плотью мир людей, которые достигли намного большей самодисциплины, с одной стороны, а с другой, благодаря смене занятий, обладающих намного более богатым внутренним миром, к тому же готовым открыться навстречу другим. Вспомните, как они любят делать подарки, например. Это развивающийся, не застывший мир, поэтому я бы не стала называть его утопией в смысле несбыточности.


магистр

Ссылка на сообщение 7 мая 2011 г. 10:03  

цитата kagerou

Со страхом "как мы его знаем" это имеет мало общего — это гораздо лучше описывается словом "стыд"

О-па! Договорились. В свободном обществе люди не должны и стыда знать? А на мой вкус, единственным регулятором поведения в нормальном (даже не утопическом обществе) может быть именно стыд. Можете назвать его "стремлением к самосовершенствованию", "уважением к себе" или еще как-нибудь, но внутренний контроль существовать должен, иначе перестанет существовать общество. И, да, конечно, этот механизм формируется воспитанием и поддерживается существованием общественного мнения.
–––
Священная война - тоже война. Поэтому мне кажется, что священных войн не должно быть. (У. Эко)


миродержец

Ссылка на сообщение 7 мая 2011 г. 10:29  
Galka Должны люди в нормальном обществе стыд ведать (про идеальное не скажу, Адам и Ева в раю врде бы с этим чувством знакомы не были). Разница между цивилизациями в том — за что человек испытывает, или не испытывает стыд.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


авторитет

Ссылка на сообщение 7 мая 2011 г. 11:00  

цитата be_nt_all

Разница между цивилизациями в том — за что человек испытывает, или не испытывает стыд.
Ага.
Боюсь Надеюсь, рожденные во второй половине 60-х и позже просто не понимают многих стыдов и страхов, рожденных ранее. Ну например, срашно-стыдно не обожать Пушкина, не восхищаться Толстым, считать не слишком корректными некоторые утверждения Ленина...
– Это Ляо Лан, палеонтолог, раскрывший загадку заселения Азиатского материка в палеозойской эре.
– Он китаец по происхождению? – спросил Дар Ветер, вспомнив тёмный взгляд слегка раскосых узких глаз учёного. – Стыдно сознаться, но я не знаю его работ.


Как именно работал этот механизм стыда-страха, очень хорошо показано в фильме "Доживем до понедельника". Как раз конец 60-х. Один из эпизодов: девятиклассница в сочинении "Мое представление о счастье" написала, что мечтает о дружной семье, любящем муже и детях — трех мальчиках и трех девочках...


философ

Ссылка на сообщение 7 мая 2011 г. 13:33  

цитата Aryan

Вы как-то все время хотите всемогущества, всеведения и все-так далее — а он же был человек, и писал утопический роман, а не библию.


Нет, я не хочу всемогущества и всеведения.
Я хочу, чтобы человек, который в тексте заявлен как компетентный, соответствовал заявке. Неужели это так трудно сделать? Ведь другим писателям это удается.

цитата Aryan

Очень логичный, менее эмоциональный, возможно, человек, и приоритеты ставил свои личные — но , как автор, имел право.


Ну а мы имеем право рассматривать эти приоритеты и судить о них.

цитата Aryan

Мужчины не часто комфортно себя чувствуют в этой ситуации.


То есть, мир ТА — это такой специальным мир мужского комфорта? :-D

цитата Aryan

Но повод ли личные комплексы и пристрастия (или наоборот) автора — для обвинения в тоталитаризме?


Что значит, 2обвинение в тоталитаризме"?
Иван Антонович Ефремов — воспитанник, активный сторонник и отчасти создатель (воевал в гражданскую на стороне "красных") советской тоталитарной системы. Это не обвинение его в чем-то, это факт его биографии.
То, что в его творчестве прослеживаются тоталитарные тенденции — при такой биографии неудивительно (было бы удивительно, если бы они, наоборот, не прослеживались).


философ

Ссылка на сообщение 7 мая 2011 г. 13:59  

цитата Galka

О-па! Договорились. В свободном обществе люди не должны и стыда знать?


Понимаете, когда стыд потерять лицо и "уронить" лицо собеседника мешает двум мужикам спокойно обсудить проблему, а это в конечном счете оборачивается потерями жизней — что-то тут нездраво.
Когда по той же причине навигатор и астроном не решаются признать свою некомпетентность и разбудить более компетентных членов экипажа, а в итоге под угрозой оказываются все — это опять-таки нездраво.
Стыдиться имеет смысл по-настоящему страшных вещей. А не того, что ты меньше знаешь или можешь показаться навязчивым.

А на мой вкус, единственным регулятором поведения в нормальном (даже не утопическом обществе) может быть именно стыд.

Угу. Вот тут-то и лежит ЛОПАТА.
Стыд — действительно хороший регулятор общественных отношений в маленьком аграрном обществе, где все всех знают.
Конфуций в применении к его тогдашним текущим обстоятельствам — маленькое княжество Лу, 99% населения занято в аграрном секторе — был совершенно прав.
Но уже у соседей, в больших княжествах вроде Чу или Цинь, с бОльшим процентом городского населения, его рецепт начал давать сбои.

А теперь два слова о тоталитаризме вообще.
Российский антрополог Мещеряков, исследуя проявления японского тоталитаризма, заметил интересную вещь: в начале ХХ века тоталитарные тенденции были значительны абсолютно во всех странах "первого эшелона", без исключений. Но в США, Британии, Франции, скандинавских странах они прошли именно как тенденции, а в Италии, Германии, Японии, России и странах восточной Европы — они превратились в центральную, державообразующую тенденцию.
Значит, в этих странах был какой-то фактор, который их объединял. Какой?
Мещеряков японист и начал рассматривать этот фактор на примере Японии. А ы Японии он лежит на поверхности: стремительная индустриализация, прыжок из аграрно-феодального века в индустриальный в течение двух поколений.
Прыжок этот сопровождался переселением огромных масс населения из деревни в город. И происходил примерно одинаково что в Японии, что в России, что в пост-Бисмарковской Германии.
Миллионы людей оказались вырваны из привычной среды — где их жизнь была расписана на много лет вперед, где установления и порядки не менялись веками, где основным регулятором взаимоотношений служил стыд, а высшим органом апелляции — община — в совершенно иную среду, где на каждом шагу нужно делать выбор, где всем на тебя, в общем, плевать, где ты силен либо слаб своей индивидуальностью, и пробииваешься сам.
И тоска этих миллионов людей по привычному укладу жизни, помноженная на невозможность вернуть этот уклад, на выходе породила тоталитаризм.
Который по сути дела — попытка жить по законам сельской общины в условиях индустриального общества.
Вместо деревенских старейшин и общественного осуждения — государство-Большой Брат. Тоталитарные режимы неспроста тяготеют к семейственной риторике.
Вместо механизма знакомства всех со всеми, который в деревне формируется сам собой и естественно — насаждение наблюдения всех за всеми.
Настороженное отношение к чужим, пришлым городским — превращенное в шпиономанию. и ксенофобию.
И так далее.
Причем Мещеряков отметил вот такую вот характерную черту именно японского тоталитаризма: в отличие от России и германии государственные механизмы подавлегния там были довольно слабыми. Японца, чтоб он отказался от неблагомыслия, не нужно было пугать пытками, тюрьмой и лагерями — большинству было достаточно того, что с ними перестанут здороваться соседи.

Теперь о Ефремове. Как умный человек, он не мог не понимать, что вместо рая, который обещали большевики, получился горбатый ужас.
Но он был, во-первых, сформирован большевизмом, а во-вторых, по происхождению человек все-таки деревенский.
И когда он начал для своего коммунистического рая придумывать механизмы регуляции — он обратился к тем механизмам, которые ему с детства вложили... даже не в голову, а в пдкорку. И работу которого он с удовольсттвием наблюдал в сибирских общинах староверов и у сибирских же аборигенов.
Но ведь общество ТА — это не сельская община, а постиндустриальное общество.
И попытка натянуть на него деревенские механизмы регуляции — на выходе дает те же ноги, вид в профиль: тоталитарные тенденции.


авторитет

Ссылка на сообщение 7 мая 2011 г. 14:35  

цитата Nick_Sakva

Такое понимание бессмертия слишком примитивно для человек Эры Кольца.


Такое понимание примитивно вообще. "Это дубли у нас простые". Понимаете? Вообще примитивно. Поэтому Эвда Наль удивлена. Сколько прошло веков, а до сих пор встречается. Вроде бы космонавт, астроном 37-ой звёздной, а несёт какую-то чушь.
Бывает, впрочем.
А Мвен Мас не мог, действительно не мог. Вы же знаете его мотивы — полромана их разжёвывает автор.

Между прочим, я согласен с тем, что фигура Пур Хисса — странная фигура у Ефремова, фальшивая нота. "Твердолобый бюрократ". Штамп. (Любопытно, что в фильме персонаж был подвергнут интереснейшей модификации. "Пур Хисс? Это сказал ты?")

Что касается рассуждений о "стыде-нестыде" как реакции селян на переселение в города — это, конечно, всё очень блаародно, один Шукшин вон сколько понаписал ужастиков, но при чём тут Туманность Андромеды? Совершенно непонятно. Дёгтем ворота Дар Ветру вымазать за незнание кохлеарного исчисления, не говоря уже о бабах ефремовских, конечно. Совета Старейшин конечно не хватает для полного счастья.


авторитет

Ссылка на сообщение 7 мая 2011 г. 18:09  

цитата Zharkovsky

Такое понимание примитивно вообще. "Это дубли у нас простые". Понимаете? Вообще примитивно.
Не, не понимаю. И Эвда Наль не объясняет, в чем тут примитивность. Она говорит: "в памяти человечества живут лишь те, чьи мысли, воля и достижения продолжают действовать и по прекращении действия забываются и исчезают". В случае успеха опыта по нуль-связи "мысли, воля и достижения" Мвен Маса и Рен Боза вполне удовлетворяли бы такому критерию. Так что фактически это аргумент в пользу обвинений Хисса.

цитата Zharkovsky

А Мвен Мас не мог, действительно не мог. Вы же знаете его мотивы — полромана их разжёвывает автор.
Полромана автор разжевывает то, каким образом Мвен Мас подводит рациональную базу под свое "хочу". То есть превращает (для себя) "хочу" в "можно". Эта технология очень широко применялась в СССР, но она не является сугубо "советским изобретением".
...каждый англичанин от рожденья наделен некой чудодейственной способностью, благодаря которой он и стал владыкой мира. Когда ему что-нибудь нужно, он нипочем не признается себе в этом. Он будет терпеливо ждать, пока в голове у него, неведомо как, не сложится твердое убеждение, что его нравственный, его христианский долг — покорить тех, кто владеет предметом его вожделений".
Б.Шоу. Избранник судьбы.
Реальный движущий мотив Мвена Маса в романе тоже обозначен: сек влечение к совершенной красоте эпсилонтуканок. Разумеется, такой мотив Пур Хисс вычислить не мог, а Мвен Мас не был способен его полностью отрефлексировать и сознаться в нем даже самому себе.

цитата Zharkovsky

Между прочим, я согласен с тем, что фигура Пур Хисса — странная фигура у Ефремова, фальшивая нота.
Ничего странного. "Кольцевая" система глубокой заморозки и подавления естественного человеческого эгоизма не может не давать сбоев.

цитата Zharkovsky

Что касается рассуждений о "стыде-нестыде" как реакции селян на переселение в города... но при чём тут Туманность Андромеды?
Как-то еще в студенческие годы при обсуждении "Туманности" была высказана похожая мысль, что Ефремов был очарован Образом Античной Эллады и всеми правдами-неправдами пытался совместить этот образ с образом коммунистического будущего. Города-государства Эллады по нынешним меркам как раз "большие деревни", где "все друг друга знают", где очень многое завязано на сельскую жизнь, на традицию сельской общины. Рассуждения kagerou очень хорошо объясняют Ефремовскую любовь к Элладе, и "античный дух" Мира Кольца.


философ

Ссылка на сообщение 7 мая 2011 г. 19:07  

цитата Nick_Sakva

Города-государства Эллады по нынешним меркам как раз "большие деревни", где "все друг друга знают", где очень многое завязано на сельскую жизнь, на традицию сельской общины.

Да, мимо полисной идеологии в этом случае пройти нельзя.

цитата

Это небольшая община, в несколько тысяч полноправных граждан, у нее свой клочок земли в какой-нибудь долине и свой городок со стенами и храмами, господствующий над этой долиной. Все граждане здесь на счету, все организованы в дружеские и соседские кружки, а из них складываются три-четыре-пять "фил" ("колен"), из которых и состоит полис. Частная, семейная, личная жизнь отодвинута на второй план: каждый помнит, что такая жизнь возможна лишь в случае, если общество гарантирует каждому гражданину защиту от внутреннего притеснителя, а каждый гражданин обществу — защиту от внешнего врага. Это как бы военный лагерь, где каждый знает свое место в строю; в таких государствах, как Спарта, это более заметно, в таких, как Афины, — менее, но ощущение это — повсюду. Понятно, что такой строй может держаться только постоянной заботой об общественном равновесии. Оно воплощено в законах полиса, а надеждность этих законов засвидетельствована разумом и верой.... Это школа сплоченности: ведь только сплоченностью держится полис, и в военное время эта сплоченность проявляется перед лицом врага, а в мирное — перед лицом бога.

М. Гаспаров "Древнегреческая хоровая лирика"
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


философ

Ссылка на сообщение 7 мая 2011 г. 19:13  
Nick_Sakva, это все-таки не мои, а Мещерякова рассуждения.

Что же касается ефремовсеой любви к Элладе — то она опять же меня удивляет страшно. Потому что Эллада, любимая Ефремовым — это тако никогда не существовавший Валинор.

Гаспаров и Рено все-таки любят реальную Элладу, со всеми ее недостатками.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 7 мая 2011 г. 19:49  

цитата kagerou

Гаспаров и Рено все-таки любят реальную Элладу, со всеми ее недостатками.

Так и на здоровье. А Ефремов в истории вычленял конструктивное и встраивал в свой мир. В искусстве, кстати, всегда так было. Вспомните искусство и философию Возрождения, обратившее свои взгляды к античности, которое отнюдь не возродило полисы как военные редуты, а положило начало гуманизму.


философ

Ссылка на сообщение 7 мая 2011 г. 20:05  

цитата snovasf

А Ефремов в истории вычленял конструктивное и встраивал в свой мир.


Например?
Тока не надо про пресловутое поклонение греков женской красоте, которое он сам же и придумал.

цитата snovasf

Вспомните искусство и философию Возрождения, обратившее свои взгляды к античности, которое отнюдь не возродило полисы как военные редуты, а положило начало гуманизму.


Ну, во-первых, в колыбели Возрождения — Италии — не было никакой необходимости "возрождать полисы как военные редуты": итальянские города-республики такими полисами и БЫЛИ.

Во-вторых, я обожаю поговорить о гуманизме Возрождения :).

Козимо I, правивший во Флоренции вскоре после эпохи великих художников, слыл счастливейшим государем своего времени; теперь его пожалели бы за его несчастья. 14 апреля 1542 года у него родилась дочь по имени Мария, которая с возрастом проявила все признаки редкостной красоты, наследственного свойства Медичи. Она слишком была любима пажом своего отца, молодым Малатестой да Римини. Старый испанец, по имени Медиам, охранявший принцессу, застал их однажды утром в позе красивой группы “Психея и Амур”. [В бывшем Музее Наполеона.]
    Прекрасная Мария умерла от яда; Малатеста, брошенный в тесную тюрьму, сумел бежать через двенадцать или пятнадцать лет. Он уже достиг острова Кандии, которым управлял его отец на службе у венецианцев, но он пал под ножом убийцы. Такова была честь в те времена, жестокая честь, которая заменяет собою добродетель республик и представляет собою лишь низкую смесь тщеславия и храбрости.
    Вторая дочь Козимо была замужем за герцогом Феррарским, Альфонсо; столь же прекрасная, как и сестра, она разделила ее участь: муж приказал заколоть ее.
    Их мать, великая герцогиня Элеонора, находила убежище своему горю в своих роскошных садах в Пизе; она была там с двумя сыновьями, доном Гарсией и кардиналом Джованни Медичи, в январе 1562 года. Они затеяли ссору на охоте из-за дикой козы, которую убил, как утверждал каждый из них, именно он. Дон Гарсиа убил брата ударом кинжала. Герцогиня, обожавшая его, пришла от совершенного им преступления в ужас, была в отчаянии и... простила. Она рассчитывала на те же чувства со стороны мужа, но преступление было слишком еще свежо. Козимо, придя в ярость при виде убийцы, вскричал, что не хочет иметь в своей семье Каина, и пронзил его шпагой. Мать и обоих сыновей похоронили вместе. Козимо нашел себе утешение в отваге и хитрости, в которых нуждался для развращения сердец, пламеневших еще свободой. [У Флоренции был свой Катон Утический в лице Филиппе Строцци (1539).] [Катон Утический (95 — 46 годы до нашей эры) — римский республиканец, который покончил с собой, не желая пережить падение республики.]
    Он преуспел в этом, и его сын, великий герцог Франческо, мог, не тревожась за свою корону, целиком отдаться страсти к наслаждениям.
    История его смерти, приключившейся по воле женщины, любившей его, поистине замечательна.
    Около 1563 года Пьетро Буонавентури, молодой флорентиец, привлекательный и бедный, покинул родину в поисках счастья. Он остановился в Венеции у своего земляка, торговца, дом которого расположен был как раз в переулке, примыкавшем к палаццо Капелло. Фасад по обыкновению выходил на канал. В городе только и было речи, что о красоте Бьянки, дочери хозяина палаццо, и о той строгости, с какой ее охраняли.
    Бьянка ни под каким видом не смела показываться у окон, выходивших на канал. Она вознаграждала себя тем, что каждый вечер подходила подышать воздухом к маленькому, высоко расположенному окну, выходившему на улицу, где жил Буонавентури. Он увидел ее и полюбил; но какая была у него возможность внушить любовь к себе? Бедному ли торговцу помышлять о девушке из высшей знати, руки которой домогалось столько людей в Венеции! Он хотел отказаться от безнадежной страсти, но любовь то и дело снова притягивала его к маленькому окошку. Один из его друзей, видя его отчаяние, внушил ему, что лучше найти смерть на пути к счастью, чем погибать, как глупец; что, кроме того, приняв во внимание его привлекательную внешность и деспотизм отца Бьянки, может быть, ему будет достаточно признаться в любви, чтобы одержать победу.
    При помощи знаков, подаваемых второпях, пока никого на улице не было, Пьетро удалось объясниться в любви; но нечего было и думать о том, чтобы получить доступ в дом первого гордеца в мире. За малейшую попытку наказанием обоим любовникам была бы, может быть, смерть, как на Востоке. Необходимость заставила его изобрести язык. Необходимость заставила надменную красавицу согласиться достать ключ от калитки, ведущей на улицу, и выйти на первое свидание с молодым флорентийцем — смелый шаг, который можно было совершить только ночью, когда слуги спят. Нежные встречи стали повторяться и имели последствия, о которых легко догадаться. Бьянка выходила каждую ночь, оставляла дверь слегка приоткрытой и возвращалась перед рассветом.
    Однажды она забылась в объятиях любовника. Мальчик из булочной, идя спозаранку в соседний дом, чтобы взять хлеб, заметил полураскрытую дверь и счел за благо потянуть ее к себе.
    Бьянка, вернувшаяся минуту спустя, видит, что ей грозит гибель. Не растерявшись, она поднимается снова к Буонавентури и стучит чуть слышно. Он отворяет. Ей угрожала верная смерть. Их участь становится общей. Они бегут просить убежища у богатого флорентийского купца, жившего в глухом квартале. Прежде чем окончательно рассвело, все было кончено, и все следы их бегства были заметены. Трудность заключалась лишь в том, чтобы выбраться из Венеции.
    Отец Бьянки и в особенности ее дядя Гримани, патриарх Аквилеи, шумно проявляли свою ярость. Они утверждали, что в их лице оскорблена вся венецианская знать. Они приказали бросить в тюрьму дядю Буонавентури, который умер в оковах. Они добились от сената приказа о погоне за похитителем с объявлением награды в две тысячи дукатов тому, кто его убьет. По главным городам Италии были разосланы убийцы.


Стендаль, "История живописи в Италии".


авторитет

Ссылка на сообщение 7 мая 2011 г. 20:29  

цитата kagerou

Во-вторых, я обожаю поговорить о гуманизме Возрождения :).

о да, и не только о нём))
–––
tomorrow never knows


магистр

Ссылка на сообщение 7 мая 2011 г. 20:40  

цитата kagerou

стыд потерять лицо и "уронить" лицо собеседника, признать свою некомпетентность
— это все же не стыд, а самолюбие, переоценка своих сил и прочие слабости, которым люди не чужды, но которые общество не улучшают.
А вот по поводу "общинного происхождения" самой сути утопии... не надо расти в деревне, чтобы иметь опыт прекрасных, плодотворных, ненасильственных и комфортных отношений в хорошей семье или маленьком рабочем коллективе — каком-нибудь "НИИЧАВО". И такие отношения, естественно, очень хочется распространить на большое общество. Именно это автор и пытается сделать, а его обвиняют в построении тоталитарной модели. Напрасно, по-моему.
–––
Священная война - тоже война. Поэтому мне кажется, что священных войн не должно быть. (У. Эко)
Страницы: 123...2627282930...429430431    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества»

 
  Новое сообщение по теме «Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх