цитата Alex ProvodДисклеймер: любое оценочное суждение субъективно, а моё так вообще вдвойне.
Кроме того, сразу уточню, что я не отлавливаю всю актуально-злободневную тематику, ибо обитаю немного не там. И да, простите, в этот раз отзывы довольно беглые и, возможно, поверхностные. Таковы обстоятельства.
Но топ я собирал тщательно и думал долго.
Итак, в алфавитном порядке:
Буст
Интересная идея. Такого я ещё не встречал. Чуть напомнила мне тот эпизод «Аниматрицы», где бегун начал видеть виртуальность окружающего мира, когда перешагнул собственный физический предел.
Рассказ коротенький, но парадоксальным образом кажется каким-то даже затянутым для собственного наполнения, и подспудно я ожидал какого-то более остроумного финала (испортили нас финальные финты, испортили!), ну ладно, и так хорошо. По крайней мере, я его запомню.
В центре всех городов
Начинаешь читать и думаешь — не, что-то не то, на грани того самого, цитируя текст, кринжа и трэша. Но, зараза, автор делает какой-то неуловимо простой финт — и всё, ты увлёкся, как увлекался теми незамысловатыми страшилками в детстве. Светлый, чуть дурацкий — осознанно и по-хорошему дурацкий, — грустный и забавный рассказ, напрочь лишённый чернухи, но и без излишнего пускания ностальгических слюней. Это, может, и не шедевр, но от него на какое-то время становится лучше. Мне было приятно его читать у окна, открытого в почти уже летние сумерки.
Девочка и Страш
Тёмная романтика космического фронтира — вещь мне довольно близкая: дичающие колонии, местные тварюги, сам такое люблю. Рассказ цельный, но не хватает ему живых, бытовых чёрточек, и идея «мы думали что местные плохие, но на самом деле они хотели помочь» мне встречалась уже сто раз. Конечно, неисповедимы пути негуманоидов, но автор, по-моему, и для себя не смог объяснить, чего страши прикрывают бестолковых двуногих, и почему людишки никак не могли сложить два и два раньше.
В общем, по-моему ситуация слегка притянута за мохнатые инопланетные уши. Кроме того, метеоритные дожди и гигантские пауки – это какое-то общее место уже в планетарной фантастике (сказал бы я, если б сам не использовал что-то подобное)).
День крота
Многослойная штука, где автор, впрочем, вовремя показывает читателю, куда идти, переусложняя только чуть-чуть, для интриги и для форсу – например, когда обнаруживается воображаемая сестра, и всякое такое. Но получилось же, чего б не покрасоваться, если умеешь соблюдать баланс, а автор вполне умеет.
Наш ответ «Приходу ночи» Азимова, «Волновикам» Брауна и иже. Хороший такой ответ, достойный.
Конечно, напрягает этот вечный момент «если у героя всё хорошо, давайте сделаем всё плохо», ну и «если счастливая семья в кадре куда-то едет в машине, то сто процентов она не переживёт этот штамп».
Но рассказ крепкий, так что это всё его не особо портит.
Железный закон
Начало прям хорошее. Дикая дичь, авторский мир, как я люблю. Но дичи содержания сильно не хватает оригинальности формы, всё это прописано неярким простым языком, с гладкой, довольно безликой стилистикой. Читал я про кузнецов луны (вспомню, раз уж тут про кузнецов солнца), так та штука запомнилась мне навсегда, яркая, как самоцвет…
Но у рассказа есть и другая проблема. Он берёт какие-то нити, показывает, даёт в руки, как бы говорит тебе: держи, читатель, разматывай, гля какая нитка огненная!.. А через два мотка ты обнаруживаешь, что она оборвана. Ну чего ты, читатель, говорит рассказ; на тебе другую, гляди какая, ну и что, что ниоткуда взялась?..
Рассказ никуда эти нити не сводит, они просто зажаты у него в горсти. Киборг сверху? Ок, не ведёт ни к чему. Ристалище? Ок, возникает ниоткуда. И так всё время.
Вообще, я бы сказал, крайне странное у них там социальное устройство для их мира и ресурсов, ноооо… Если так посмотреть, то у нас, пожалуй, со стороны тоже весьма странное и дурацкое устройство для нашего-то мира и ресурсов. Так что претензия снимается.
Этот рассказ мог бы быть лучше, если бы обнаруживал какие-то логические связи между своими частями, и поменьше демонстрировал пустых и общих мест. Ему не хватает цельности, визуальности и плотности. Могло бы быть лучше, но и так вполне.
Кеша
Ну мысль-то понятна. Но рассказ простой как пять копеек. И маленький как пять копеек.
Что как бы даёт гармонию формы и содержания, но особого удовлетворения не даёт. По крайней мере, мне.
Симпатичная вещь, но не более того.
За пределом дозволенного.
Самый интересный рассказ конкурса, как по мне. Я вообще не имею желания искать в нём минусы, да, он небрежно исполнен, но это исправляется. Он увлекательный, тут клёвые герои, интересное происходящее, приятный, без ёрничанья, без чернухи, ненавязчивый ироничный юмор, буйная сюжетная интрига и её развязка, отмеренные без излишеств, но щедро. Я запомню ваш непрошиваемый чебоксарский проц. Спасибо, автор, развлекли по-честному.
Кровь акрабуамелу
Давным-давно, в далёкой-далёкой Месопотамии. Хорошее приключенческое фэнтези, даже жаль что вся это аккадско-шумерская экзотика как-то недостаточно экзотично и скромненько показана. Сама сюжетная идея «ты не можешь отомстить убийце, ибо только он может оживить убитого» — хороша. Я ценю такие штуки. Сюда бы побольше жизни, чтоб я верил что смотрю через окошко рассказа на другой, древний, экзотический мир — было б совсем хорошо.
Не отрываясь
Должно бы подбешивать (ибо как-никак актуалочка, а я как-никак эскапист), но во-первых это всё уже явно достаточно далеко от нас во времени, и не раздражает лишней злободневностью; во-вторых часть всего этого я не отлавливаю; в третьих – всё это с лёгкостью заменяется на что-то ещё, на любую другую идеологию; перегнуть таким образом можно любую палку.
А так-то да, если госмашине понадобится от вас чего-то, то вас убедят что это нужно именно вам, классика.
Годная антиутопия, игрушечная немножко, но она делает своё дело: доходчиво показывает, что наш мир кое-как ещё не так плох, можно хуже, главное не сворачивать.
Нечто хорошее
Ну что ж ты, Усман, столько лет и всё зря! Интересно, как рассказ в чём-то противоположен «Пикнику на обочине»: вот у нас золотой шар, что может сделать всех счастливыми, но обиженными уйдут все. А нечего было перед этим обижать хорошего человека.
Замечу тенденцию, кстати, не первый раз и не последний в этом списке всплывает желание авторов задать героям личную трагедию. Универсальный двигатель сюжета, ага.
Подумал тут, что если б Усман был на месте Ивана в «Дне крота», то всем бы хана пришла. Вот он, человеческий фактор. )
Отстойник
Опять бы я посетовал на неумение некоторых прикрутить к убойной идее такой же убойный сюжет, ну ладно, не буду: мне правда понравилась идея-ядро про то, что если от существа отфильтровать всё плохое то получится отдельная личность. Такой себе разделённое мембраной общество, где Хайды не могут вернуться к Джекиллам… Но очень хотят!
Клёво. Такого раньше не встречал.
Построенная на этом история могла бы быть круче, да. Ну да ладно.
Платоновские шлюзы
Заметно, что написано автором с явным удовольствием, это хорошо. Плохо, что в данном случае я симметричного удовольствия, как читатель, не нахожу.
Всё очень здорово, но сползает в чуждые мне края бессюжетного сюрреализма, не до конца сползает, но с ощутимым перекосом. А исполнено приятно и здорово, вот прям туда захотелось.
Прелюдия фа-минор
Неизбывно, блин – все знают, что мир летит к чертям, и продолжают размножаться. Ладно, я уверен что так оно и будет.
Люцысиневского размаха рассказ, вмещающий в себя здоровенный предкатастрофический отрезок времени. Правда, никаких особо революционных идей не содержит, хотя каждая линия-глава выписана тщательно и даёт панорамный охват гибнущего мира, занятого, как водится, чем-то дурацким.
Проклятие Мнемозины.
Эх, опечаток конечно охапка, но кто я такой чтобы за это судить. Судить я вас буду не за это))
Ладно, вполне хороший, да вы сами это знаете, иначе он не попал бы в столь годный нынешний финал, — только вот это фантик, и всякие клёвые фишки мира и общее его устройство я вам в актив записать не могу. Не знаю, правда, зачем при вполне себе крепком умении складывать буквы в занимательные истории писать фанфики, но я много чего не понимаю в этой жизни, так что вопрос вынесем куда-нибудь за скобки.
Сквозняк
Можно тут и «Пикник на обочине» вспомнить, и прозу Севера Гансовского, и фильмы Бенсона и Мурхеда, и ещё что-нибудь, можно похвалить за живые человеческие сценки, когда герои делаю хоть что-то и говорят хоть что-то вне своих сюжетных функций… Да только вот рассказ обманывает: не расскажет он ничего, ни почему Ганимед, ни почему не Ганимед. Если б мы знали что это такое, мы не знаем что это такое, как говорится. У рассказа была какая-то тактика, и он её придерживался, но я ждал от него большего, чем «что-то произошло и мы кое-как вернули как было».
Трудовые резервы.
В надцатый раз проблематика зомби (как ни назови, а архетип один и тот же), и заодно привычная механика договора с нечистью («дай нам жертву и мы вернём тебе твоё с той стороны, но ты никогда не будешь этому рад»), только теперь вот под таким научно-фантастическим, но по-прежнему жутковатым углом. Идея-то хорошая, рабочая, моральные дилеммы и безопасный читательский дискомфорт обеспечивает.
А вот исполнение проигрывает идее. На том же поле можно – и бывает – получше. Здесь же в сюжетных деталях всё вторичненькое, как серия сериала средней категории. Посмотреть разок можно, даже с интересом, но думаешь: блин, автор идеи молоток, но им бы бюджет побольше, и чтоб сценарий кто-то толковый отшлифовал.
Честная жанровая вещь, которой не хватает оригинальности как раз не в основе (да, темы заезженные, но взгляд на них вполне интересный), а в сюжете, построенном на этой основе.
Цифровое бессмертие как побочный продукт развития нейросетей
Вот да, от себя не убежишь. Человечество колонизирует космос, потащив за собой туда не только войну, как доверительно показывает нам цикл «Пространство», но и всё более мелкое зло, вроде концертов, явка на которые обязательна, и, о ужас, корпоративных гимнов.
Вроде бы всё хорошо складывается в этой истории, но она полна безысходности, которая медленно сочится из каждой строки. Ну и да, собрана она вся из прекрасно знакомых кубиков современной НФ, но вполне ладно собрана.
Что-то не так
По-своему жуткая штука. Не первый рассказ про чужеродных кукушат, что я видел, но и далеко не худший. Иррациональная неправильность начала задаёт тон, а потом всё становится ещё хуже.
Автор прошёлся не то чтобы по лезвию, лезвие он всё же не вынул, —скажем, скорее по кромке ножен. Не стал делать из этого хоррор, с массовым убийством в кадре, да и тему паранойи — кто сошёл с ума, все или Николай, — не развил. Что ж, в этом жанре мягкая концовка с надеждой на лучшее сходит за неожиданную.
Автор избегнул соблазна, которого я бы не избегнул. Респект)
Если б ещё герои были героями, а не сюжетными функциями, а декорации — миром, а не картонным задником, было б зашибись. Но вообще-то я, честно сказать, запомню этот рассказ, несмотря на недостатки. А это я могу записать в большой плюс.
В завершение хотел сказать, что на моё ворчание можно не обращать внимания – отличный, на самом деле, финал, всем бы конкурсам таких финалов. Всех можно под одну обложку, и сборник получится получше многих, что я видал. За последние два места в моём топ-7 насмерть дрались как минимум пять рассказов, мне было почти больно выбрасывать отличные вещи. В итоге я оставил те, которые запомню; у которых, может, не все грани плотно пригнаны и хорошо собраны, но те, у которых хотя бы одна грань сверкнула ярче.
Всем спасибо, развлекли и отвлекли, что в наше нелёгкое время дорогого стоит.