Генри Лайон Олди «Ожидающий на Перекрёстках»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Мифологическое | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Философское | Приключенческое
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
Иной мир. Раннее средневековье. В мире этом существуют так называемые «Предстоящие» — разновидность жрецов и колдунов, которые питаются человеческой верой в различных богов, и в сверхъестественное вообще. Предстоящие жестко конкурируют друг с другом в борьбе за людскую веру; и вот пятеро сильнейших из них решают объединиться и построить «Дом-на-Перекрёстке», который бы аккумулировал для них энергию веры.
Однако вскоре Дом-на-Перекрестке обретает собственную сущность и начинает активно поглощать людскую веру, ничего не давая людям взамен. Баланс веры в мире нарушен, и люди начинают духовно вырождаться. Сверхъестественное уходит из мира, а вместе с ним — сказки, легенды, мифы, песни; жизнь становится серой и скучной.
И тогда против Предстоятелей и их Дома-на-Перекрестке восстают доселе покорные помощники Предстоятелей — их «Мифотворцы»…
Много реальных и мистических приключений переживают герои, гибнут их друзья — но в итоге Дом-на-Перекрестке всё же был разрушен…
Кроме динамичного сюжета, в романе присутствует и философская идея, подводящая базу под существование сверхъестественного…
Работа над романом велась в течение 1992 — 1993 г.г.
Входит в:
— цикл «Бездна Голодных глаз»
— антологию «Книга небытия», 1995 г.
— сборник «Витражи патриархов», 1996 г.
— сборник «Восставшие из рая», 1996 г.
— сборник «Пасынки восьмой заповеди», 1996 г.
— антологию «Украинская мистическая фантастика - 2009», 2008 г.
— антологию «Око Всевышнего», 2009 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 126
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2944 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 71 знак, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 1996 // Средняя форма | |
номинант |
Интерпресскон, 1996 // Средняя форма (повесть) |
- /языки:
- русский (14), польский (1)
- /тип:
- книги (14), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Е. Дембский (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
didshukaj, 24 декабря 2019 г.
Это мое первое произведение Олди. Странное ощущение, когда видишь высокую оценку, автор нравится друзьям, ты ожидаешь интересной книги, но ты читаешь и твои впечатления: бесцельные цели героев, тусклые неестественно неживые, абстрактные личности, простой сюжет, дерганое повествование, неживой мир, неживые события. Ситуации не приноцдят эмоций. Ни трагедии, ни комедии, ни драмы,а динамика суетливая на месте и интрига почти никакая. А просто ради философии я почитаю мифы, философские и религиозные труды, да учебник матеметики или истории в конце концов. Там не дергают всю книгу кусочком идеи всю книгу, вынуждая терять время в преследовании и выцарапывании идеи. Не иметь возможности поразмышлять, потому что кажется что вот-вот, вот сейчас я до идеи доберусь, а дальше обдумаем. И так всю книгу. В философских трудах (притчах, учебниках) идеи дают и развивают, предлагая подумать над ее аспектами. Они приносят богатство мироописаний и яркость персонажей в жертву раскрытию многогранности и богатству идеи. А здесь жертва принесена, а идея обглодана. Единственное, что присутствовало — атмосфера в описаниях дома на перекрестке. Я заставил себя прочесть треть, вторую пробежал и не увидел изменений. Третью не смог. Я постараюсь прочесть еще книгу Олди, посмотрим. Но если честно, читать энтузиазма нет — больше неверие в неинтересность высокооцененного и упертость с дисциплиной. Не самое вдохновляющее сочетание.
kovalenko910, 30 апреля 2018 г.
Бродят по пыльным дорогам городов Мифотворцы, собирают на шумных площадях паству для Предстоящих пяти богов, творя их культ. А где-то растет голод Дома-на-Перекрестке, хищника, питающегося верой людей, превратившего своих хозяев и создателей в собственных слуг, отводя им роль органов.
Понравился образ Предстоящих, которые сами же являются физическим воплощением божества, которому служат. Понравилась концепция Мифотворцев, выполняющих работу сытых, но не способных на чудо Предстоящих. Понравилась идея своеобразного симбиоза: вера людей дает силу богам, боги демонстрируют чудеса, подогревая веру людей, и так далее. Понравилось моделирование ситуации, при которой симбионт становится паразитом. Понравился образ вечно голодного Дома, отсылающий к Ничьим Домам из «Дороги».
Притча о том, что может произойти с теми, кто хочет только потреблять, ничего не отдавая взамен (или о том, что художник всегда должен быть немножко голодным?). Ибо «горе Предстоящему, разучившемуся отдавать; горе миру, породившему зверя, рыщущего на Перекрестках; и уйдет из мира сверхъестественное».
Кузьмичч, 24 мая 2018 г.
С каждым прочитанным произведением данного цикла все больше убеждаюсь, что романы и повести, по сути связаны только общими героями и/или местом действия. И то не всегда. Получается просто сборник на тему (а на какую, собственно тему?). Если говорить конкретно об «Ожидающем на перекрестках», то в целом, мне понравилась идея. Есть также интересные философские размышления. Но, к сожалению, общая сумбурность, запутанность сюжета и тщетные попытки (мои, а не авторов) приладить роман к циклу, смазали впечатление.
Итог: цикл, безусловно, буду продолжать, но смотреть, как льдина Бездны Голодных Глаз раскалывается на куски, расплывающиеся в разные стороны, грустно.
O.K., 5 августа 2017 г.
Лень – двигатель прогресса. Чтобы облегчить себе жизнь, человек создаёт нечто, что потом его же и уничтожает. Важно вовремя понять, что ты теряешь больше, чем приобретаешь, решиться на безумное восстание против своего же детища, и если ещё не поздно, попытаться вернуться к тому, каким ты был «до». Пожертвовать собой во имя общей цели и суметь принять чужую жертву. И стать тем, кем ты до конца своих дней и останешься. Самая сильная часть цикла.
AlisterOrm, 19 июля 2015 г.
Вот ещё один роман Олди, который обласкан любовью читателей, и вниманием критики. Из разряда тех вещей, которые выплывают за счёт популярности Олдей. Никто не спорит — написано всё хорошо, приятный слог, но вот за его фасадом....
Опять же, будем справедливы — за его фасадом скрывается потенциально интересный сюжет. О магах-чародеях, полубогах, чью силу питают людские суеверия и предрассудки. Которые и концентрируются в таких Домах-на-Перекрёстках, в которых обитают Сарт состоварищи. В остальном же... Ребята, вы всерьёз сравнивайте этот роман с «Градом обречённых» АБС? Или вы прикалывайтесь? Всё сделано, безусловно, красиво, и стиль впечатляет, однако достаточно простенько. Пожалуй, самое ценное, что есть в этой вещи — несколько отсылок к другим вещам в «Бездне голодных глаз», которые лучше проясняют замысел всего цикла.
Как отдельная вещь — не годится. Для обычного фэнтези — слишком выстрепенно, для философского романа — слишком простенько. Ближе к концу, когда сюжет раз за разом закольцовывается, тебя начинает это многобуквие раздражать, поскольку оно далеко не везде к месту. Спасибо хоть на том, что авторы вовремя остановились, и не стали развивать тему...
С одной стороны, давайте быть снисходительны — начинающие писатели Громов и Ладыженский старались показать себя, и вкладывались в произведение, как могли. С другой стороны — будем справедливы. Это не философское произведение — у Олдей далеко не всегда получалось работать в этом жанре. Это просто фэнтези. Для любителей хорошего русского языка. Не более, господа, не более.
ivan2543, 17 мая 2012 г.
«Ожидающий на перекрестках» – словно передышка, после замысловатой и перегруженного «Войти в образ», перед итоговым «Восставшие из рая». По отзывам в Интернете видно, что многих читателей разочаровало обращение авторов к жанру классического фэнтези. Однако, у этого фэнтези – двойное дно. На страницах романа «Ожидающий на перекрестках», выражаясь образно, Говард встречает Борхеса. Традиционные образы фэнтези становятся основой для сложных символов.
Во многом роль этого романа в цикле – возможность показать читателям дальнейшее становление личности Сарта, после событий рассказа «Мастер» и до его появления в мире Малхут. Философ и ученик палача именно здесь начинает приобщаться к магическим тайнам, становясь понемногу тем, кем он стал.
Мир, показанный читателю – совершенное издевательство над гностическими концепциями мироздания. Мифотворцы-маги питают силой людской веры свои покровителей-паразитов Предстоящих, питающихся религиозными чувствами. Боги же и вовсе – лишь ширма, внешние эффекты, за которыми скрывается истинная сущность пожирателей веры. Пустой и странный мир, в котором нет ничего святого – он словно бы и толкает Сарта на то, чтобы он ощутил свое одиночество и хрупкость миров – и стал тем Сартом, чье имя вселяет мистический ужас.
Боги и демоны имеют лишь ту власть, какую мы даем им сами – старая восточная истина, которая лежит в основе «Ожидающего на перекрестках». Кто-то ждет, молится, жаждет чуда – и обязательно найдется тот, кто выдаст желаемое за действительное, явив чудеса и захватив разум в плен. Предстоящие – не боги, но эгоистичные создания, заботящиеся в первую очередь о своем выживании. Часто они карают и милуют, и иногда – справедливо, но на самом деле им нет никакого дела до человеческой жизни. Верхом их эгоизма становится создание чудовищного Дома – магического аккумулятора, концентрирующего энергию культов и обеспечивающего их бессмертие и процветание. Однако, созданный на крови дом-вампир обманывает своих сохздателей – и вот они сами, не желая быть его слугами, становятся изгнанниками.
Именно в этом мире Сарт окончательно теряет доверие к каким-либо высшим силам. Да, он часто был за кулисами мироздания и его магия служила спецэффектами для божественных представлений. Теперь любые идолы для него – только препятствие на пути к постижению истины. «Ожидающий на перекрестках» близок к буддийским идеям о том, что поклонение чему-либо или кому-либо ограничивает человека, отдаляя его от Просветления. Можно увидеть здесь и христианское презрение к показным и бессмысленным чудесам, и осуждение идолопоклонства, закрывающего Бога почти бесконечной иерархией богов и духов. В любом случае, идея этого романа – освобождение сознания от суетной веры, от раболепного поклонения сильным, но не всесильным, от поисков легких выходов и сверхъестественных покровителей, услуги которых могут обойтись очень дорого (и не только простым смертным). В конце концов, от ожидания того, что кто-то «на небесах» обязан спасать и хранить тебя, если ты сам не желаешь о себе позаботиться.
Итог: Сарт очередной раз потерял все. Перед ним – бесконечный путь, и некоторые эпизоды этого Пути мы уже знаем. «Ожидающий на перекрестках» — самое цельная и стройная вещь цикла. Кому-то она покажется затянутой и слишком простой – но это с лихвой искупается атмосферой мира, преданного своими богами.
george1109, 4 апреля 2012 г.
С этого романа-повести началось мое знакомство с Олди. Восторг словами не описать! С тех пор — это один (одни))) из моих любимых авторов. Читал все — даже самое, на мой взгляд, неудачное. И, похоже, буду читать, ожидая нередких, к счастью, шедевров. Что же касается «Ожидающего», то перечитывал его не единожды. И по числу вновь открываемого могу сравнить только с «Градом обреченных» АБС.
Svet_laya, 29 апреля 2012 г.
Это тоже, на мой взгляд, один из самых сильных романов цикла. И, в общем-то, тоже абсолютно не нуждающийся в цикле, самодостаточный и оконченный. Сарт хоть и проходит по страницам нескольких других романов, но не объединяет их. Он не обращается к прошлому и, в общем-то, не слишком меняется. Так что это объединение необосновано, так, авторам жаль расставаться с героем или просто нужен был объединитель.
Впрочем, это я отвлеклась. Сам роман — наиболее эмоционален из всего цикла, он необычен, неожиданен, и, — о чудо! — здесь наконец-то появляется интересный женский образ, которому сопереживаешь и который нравится. Впечатление очень сильное, хотя, повторюсь, для меня в цикле он не смотрится, а запомнился отдельной величиной, мощным ударом по нервам.
UnrealQW, 8 декабря 2012 г.
6/10 Генри Лайон Олди «Ожидающий на перекрестках» -- фантастический роман, пытающийся поднять вопросы манипуляции сознания. Прочитан 29.08.2002. Обстановка, антураж типичен для Олди: «все было бы хорошо, если не было бы так плохо» -- и ни чего смешного. Местами мелодраматичность. Местами чистое развлекалово. Литературный язык на среднем уровне.
Резюме: ничего сверхъестественного в романе нет -- средний уровень
Тимолеонт, 9 февраля 2012 г.
Действительно, как уже отмечали — самая логичная, завершённая и цельная часть цикла, единственный роман, который безболезненно для мозга можно читать в отрыве от всех остальных. Не нуждается ни в каких дополнениях, не пытается запутать постоянной недосказанностью и неопределённостью.
Что особо радаует — нет ни положительных, ни отрицательных персонажей. И Сарт, и Грольн, и Дом, и все остальные — просто такие, какие есть. Со своими желаниями, целями и характером.
Сам Дом ИМХО — одна большая метафора, симбионт, который может перерасти своих партнёров и отбросить их как старый панцирь. Ещё здесь немало религиозной тематики замешано, как античной-языческой, так и христианской. Воздержусь от подробного анализа, ибо это будет воистину ОООЧЕНЬ многобукав. Вообще, «Ожидающий на перекрёстках» — некоторый «Мост Троллей» наоборот, где сказка не уходит, а наоборот — возрождается.
wertuoz, 30 ноября 2011 г.
На мой придирчивый взгляд это наверное самый логичный и завершенный роман из всего цикла после восставших и рая...Интересный сюжет и задумка..Характер героев, особенно главного прописаны четко и логично..Так и хочется повторять раз за разом это слово.. Все ЛОГИЧНО..Как же редко может остаться у меня после прочтения книг Олди такое впечатление..Придраться реально не к чему..Это произведение не заслуживает быть частью разрозненной эпопеи «Бездна голодных глаз», там оно теряется и висит, как «недорезанный окорок на туше»..Это произведение заслуживает самостоятельности, завершенности, этого можно достигнуть, если отрешиться от любых продолжений и ссылок на другие романы и циклы романов..Мифотворец Сарт заслужил остаться в наших сердцах именно таким, и сделать в своей сюжетной жизни именно то, что он сделал, и поэтому может гордиться этим..
newcomer, 11 ноября 2011 г.
Вера рождается из сказок и мифов, и без них очень уязвима. Уверенность же рождает Знание. Но всегда ли уверенность позволяет сделать правильный выбор?
Да и так ли уж важен выбор, если вера грозит исчезнуть из душ людских?...
На мой взгляд, самое «завершенное» произведение цикла. :appl:
sleeve, 25 января 2011 г.
Бездна Голодных глаз. Ожидающий на перекрестках. Начал знакомство с циклом именно с этой книги. Надо понимать, у каждого следствия есть причина. Если книгу пишут два автора, она не может быть цельной по определению. Язык изложения не лишен изящества, но всему есть предел. Есть чувство меры, а здесь ... одни эпизоды вызывают восхищение, другие — раздражение. При безусловном признании таланта авторов, произведению катастрофически не хватает одной детали, которая в глазах читателя отвечает за эту целостность. Есть идеи, есть стиль. Очень жаль, что у авторов не было больше времени поработать над книгой. А так — пока без оценки.
kkk72, 4 марта 2008 г.
Из всего цикла это произведение понравилось мне больше других. Изложение событий здесь не так запутано, как в других частях Бездны. Понравилась совершенно оригинальная идея, заставляющая крепко задуматься о смысле и сущности веры. Как легко то, что должно было служить людям, стало использовать человеческую веру в своих интересах! Понравились яркие, необычные образы Мифотворцев. Сюжет динамичен и изобилует неожиданными поворотами. Однако, стиль авторов, хоть и изыскан, но весьма тяжеловесен и прорваться к смыслу сквозь все словесные конструкции нелегко. И все же я рекомендую эту книгу всем любителям философского фэнтези.
pararurap, 27 ноября 2007 г.
И все же, замечательно, оригинально, со смыслом, но тяжеловато они пишут. Однако само то, что ни один человек ничего уж кардинально негативного об их книгах сказать не может уже о многом говорит :)) Низкий поклон Вам, Генри Лайон Олди, за то, что думать заставляете, и за то, что до Ваших книг еще нужно дорасти!!!