Ещё один фантастический рассказ из серии "школьные сочинения". Задали домашку — написать сочинение на тему "Чтобы сделать что-то красивое, надо иметь красоту в душе". Казалось бы, что может быть унылее? Но тут учительница добавляет: "Не обязательно размышление." И я возрадовался, ибо хоть тогда у меня не было ещё совсем никакой идеи, но я уже ясно понял, что это будет полноценный рассказ и в нём найдётся место инопланетянам, звездолётам и прогчая, и прочая. Так и получилось. И вот этот рассказ(перевод с украинского, с дополнениями и переработками):
Чтобы создать что-то красивое, надо иметь красоту в душе
Они вдвоём стояли на высоком зелёном пригорке, где им открывался вид на огромные камянные глыбы, что так нелепо выделялись на фоне красоты окружающей природы. -Ну как? — спросила первая фигура у второй, интересуясь впечатлением, которое произвело на товарища его творчество. Тот только криво усмехнулся и покачал головой. Первый посмотрел на него с вопросом. И тогда второй наконец-то произнёс: -Нет, брат, без обид, конечно, но, как по мне, это безобразно. Первый тяжело вздохнул и понурил голову. Потом повернул её к собеседнику. Глаза первого светились грустью и чуть ли не отчаяньем. -Но почему? Почему? — спросил он, — произведениями Тибера все восхищались, а мои... Они ведь ни чуть не менее монументальные, не правда ли? Второй опять усмехнулся. Воцарилося длительное молчание, после которого он сказал: -Да, так оно и есть. Но дело не в этом. Чтоб создать что-нибудь красивое, ннадо иметь красоту в душе. * * * Большеносые псульгавцы были наимощнейшими существами во Вселенной. Никогда никто не мог превзойти их в их знаниях и умениях. Они умели зажигать звёзды, запускать кометы, строить планеты. Но там, где большие возможности, там и большое соперничество. И как-то раз, после нескольких тысячелетий мирной жизни, псульгавцы розвязали между собой войну. Эта война выросла из спора между двумя уважаемыми мастерами планет. С давних пор они конкурировали и как-то раз решили раз и навсегда выяснить, кто же из них искуснейший мастер. Для этого каждый должен был создать наилучшую планету, на какую только был способен и чья планета будет лучшей, того и признают величайшим мастером планет из когда-либо живших. Договорившись на этом, они сразу же принялись за дело, не жалея усилий. За их соревнованием следили все псульгавцы. Избрали судью, который должен был решить, чья же планета лучшая. Им стал менее искусный мастер планет по имени Хубер. И вот насталдень, мастеры положили свои инструменты и лёгким движением руки, сняли брезент со своих планет, выставив их на всеобщее обозрение. Обе планеты были сделаны удивительно тонко и мастерски, без сучка, без задоринки. Обе они были таковы, что глаз мог бы миловаться ими бесконечно долго, окончательно и бесповоротно эстетически довершённые. Обе тут же занесли к величайшим шедеврам мировогопланетостроительства. Но победитель должен был быть всего один. И тут начинается самое страшное. Судья Хубер перебывал в затруднительном положении. Как выбрать лучшую из планет, если ранее никто не создавал ничего равного им в качестве и красоте. И тогда он сделал судьбоносный поступок. Признав, что обе планеты достойны высшего балла, на вид просто совершенны и не имеют аналогов, он решил, что тогда следует сравнить их по какому-то другому критерию, нежели по красоте — например, по прочности. Какая планета будет прочнее — та, значит, и лучше. Это был довольно неоднозначный выход из ситуации, но каждый из мастеров был настолько уверен в том, что именно его планета выдержит дольше, чем планета соперника, так что они с дуру и согласились на предложеные Хубером условия. К обоим планетам тут же подвели планетарные тараны и начали их долбать. Долго-долго планеты держались, но вот творение одного из гениев исчерпала свой запас прочности и рассыпалось в прах. И только тут псульгавцы, опьянённые азартом состязания, поняли, что наделали. Разрушили шедевр. А спора это всё равно никак не разрешило, так как в рядах псульгавцев поддерживающих проигравшего, тут же пошёл говор, что мол всё было нечесно, судейство куплено, что планету соперника специально начали долбить на несколько милисекунд позже, что и решило в итоге исход состязания. Сторонники того и другого мастера завели спор, и чем дальше — тем больше накалялась обстановка. Дошло до открытой вражды: псульгавцы-приверженцы разных мастеров начали обезображивать и разрушать друг-другу планеты и совершать прочие и прочие недостойные и социально опасные действия. Потом дошло до кровопролития. И наконец во всей Галактике и соседних с ней воцарился полейший хаос, и центром всего того ада стала родная псульгавцев, на которой и начался спор. И когда всё стало чрезвычайно опасным и грозило полным истреблением псульгавской формы жизни, несколько умных голов, не поддавшихся массовой истерии тихо-тихо покинули свою планету и подались в путешествие по космосу, куда подальше от своей родины. Среди них был и судья Хубер. * * * Несколько лет длинных и нудных путешествий бесконечным космосом спустя, они сделали остановку на далёкой планетке, на которой, как они увидели вскоре после посадки, зарождалась разумная жизнь. Один из псульгавцев, Тибер, засматриваясь на дикарей, впервые в своей истории использующих палку в качестве рычага, молвил: -Эту стадию дикой жизни проходят все разумные существа. Видя, как быстро они развиваются, мы можем не сомневаться, что вскоре они достигнут великих высот в отрасли технологий. Но мы с вами хорошо знаем, что это ещё не всё, что нужно живому существу. Верные эстетические пристрастия, стремление к прекрасному — вот то, что не менее важно, чем двигатели летящие со скоростью света и прочие технологические достижения. И мы способны привить это милым, но неразумным ещё в полной мере дикарям. Все согласились и он принялся работать. Выбрав для своего дела континент, располдоженый возле экватора, то самое его место, где много лет спустя разовьётся древнейшая египетская цивилизация, он принялся работать. Одну за другой, он создавал необычайной красоты и величия четырёхугольные пирамиды. Все хвалили Тибера, называли гениальным скульптором. Хуберу не нравилось, что такая большая слава привалила его товарищу — и тогда, движимый завистью и непомерными амбициями, начал и сам создавать «шедевр», в назидание потомкам здешней рассы. Он предвкушал, какое большое впечатление составят его скульптуры на товарищей. Как они будут восхищены. Но нет. Хмурые чорные изваяния, являющие собой грубые схематичные изображения лиц дикарей. Они не понравились никому. И в будущем, когда дикари, на которых смотрели псульгавцы, превратятся в умных существ, поднаторевших как в технике так и в искустве, скульптуры Хубера, известные как скульптуры острова Пасхи, будут поражать размерами, но лишь страшить, вместо того, чтобы приносить радость и наслаждение. Лимбер, собеседник Хубера, направился к космическому кораблю, а Хубер всё ещё стоял и стоял перед своими творениями, низко опустив голову. Он думал про то, что же ему не хватает внутренней красоты. Что из зависти не создаются великие шедевры. Из зависти их можно только разрушить — как он сделал много лет назад, предложив решение спора между двумя мастерами планет. Он понимал глупость этого способа — просто он завидовал мастерству соперников и отплатил им своим хитрым судейством. Да, прав был Хубер говоря последнюю фразу — больше душевной доброты, больше искренных побуждений — и тогда, быть может, он создал бы и не раз что-то на самом деле стоящее в своей жизни. Но, увы, этого не случилось и он привнёс в мир только напасти. Из-за него мир понёс невосполнимую утрату — великий шедевр, из-за него могущественнейшая космическая цивилизация начала межусобную войну, а ничего стоящего он так и не сделал, не считая этих нелепых каменных статуй. Погрузившись в грустные мысли, Хубер будто бы не замечал ничего вокруг. И только услышав гул двигателей звездолёта, который готовился к старту, услышав голоса товарищей, понуждаюших его поторопиться, он откинул свои думы и медленно неуверенно побрёл к кораблю. Корабль взлетел, оставив человечество наедине с загадкой египетских пирамид и статуй острова Пасхи. И только немногие существа во Вселенной знают, кто возвёл эти загадочные сооружения и то, как они иллюстрируют мысль, которой озаглавлен этот текст.
|