О влиянии перевода Мардрюса на культуру декаданса.
Летним вечером 1911 года Ж. К. Мардрюс увидел, как его восприятие "1001 ночи" воплотилось в экзотической постановке "1002-я ночь" модельера Поля Пуаре во французском поместье восемнадцатого века. Его декадентская версия сборника сказок подпитала экзотику знаменитой постановки "Шехеразады" Римского-Корсакова парижским "Русским балетом". Теперь он помогал Пуаре организовывать вечерние развлечения, составляя приглашения для трехсот светил танца, искусства, литературы и моды на мероприятие, где была представлена чувственная коллекция одежды, вдохновленная "Востоком".
В персидских костюмах, вдохновленных его коллекцией, гостей встречали "рабы", одетые только в зеленые, оранжевые и пурпурные панталоны из шелка, и провожали к великолепному Соломону и его "фаворитке" — Пуаре и его жене. Первой изюминкой, призванной вызвать в памяти освещенный солнцем внутренний дворик во дворце Аладдина, была песчаная комната, украшенная золотым и голубым пергаментом с фонтанами, бьющими из фарфоровых тазиков. Затем гости поднимались по лестнице, чтобы увидеть Соломона и массивную позолоченную клетку, в которой находились его фаворит и его фрейлины, оснащенные развлечениями, которые считаются подходящими для гарема, включая аквариумы, зеркала, перья и шербеты. Пуаре был одет в костюм, созданный им для восточной пьесы "Навуходоносор", а его жена — в тунику с абажуром поверх свободных брюк из легкого шифона, что позволило окружающим впервые увидеть образ "Минарет", ставший впоследствии знаменитым на весь Париж. В саду, на поверхности, устланной персидскими коврами, танцевала балерина, а Эдуард де Макс декламировал отрывки из "Ночей" Мардрюса в окружении торговцев и ремесленников за работой, музыкантов, акробатов, попугаев и небольших фейерверков.
Вскоре весь Париж оказался во власти чувственных "Арабских ночей" Мардрюса, "Русского балета" и Пуаре. Пуаре освободил женщин от корсета, одевая их в струящиеся и облегающие модели, которые вызвали возмущение консервативных критиков, и ввел брюки от кутюр, позаимствовав дхоти и панталоны. Парижане заново украсили свои квартиры коврами и разноцветными подушками. "Аладин" и "Минарет" стали названиями новых линий ароматов Пуаре. Новые цветовые сочетания линии Пуаре и знаменитые эскизы костюмов Леона Бакста для танцоров "Русского балета" вдохновили ювелира Картье впервые сочетать синий и зеленый цвета. В октябре 1927 года Джанет Фланнер из The New Yorker заявила, что Пуаре, вместе со своими друзьями Бакстом и Матиссом, изменил "сетчатку глаза современности", создав палитру, которая оказала влияние далеко за пределами авангардных кругов.
Создавая перевод "Арабских ночей", который, как он утверждал, был основан на абсолютной верности оригиналу, Мардрюс опирался на подлинность, которую ему придавало его армянское наследие, родившегося в Каире, учеба в Ливане и работа врачом в Марокко. Когда дополнительный рукописный источник, который, по утверждению Мардрюса, содержал новые сказки и комментарии, так и не появился, арабисты, если не его друзья-художники, быстро поняли, что "Ночи" Мардрюса были наименее точными из всех версий сказок. Будучи поклонником декаданса версии Бертона, он позволил себе еще большую вольность в импровизации сцен, особенно когда они касались секса и расы. Мардрюс, несомненно, был гораздо более одаренным автором прозы и поэзии, чем Бертон, и его перевод, читабельный и лиричный, с успехом переиздается по сей день.
На уровне политики "Ночи" Мардруса перекликаются с подходом Бертона. В прозе Мардрюса, как и в комментариях Бертона, появилось больше гомосексуальных эпизодов, с целью вызвать более толерантную среду. В этом можно усмотреть влияние жены переводчика — новеллистки и поэтессы Люси Деларю-Мардрюс, которая играла важную роль в кругу художниц-лесбиянок. Тем не менее, антисемитские и расистские изыски Мардрюса, как и Бертона, каким-то образом преувеличили и превзошли предрассудки оригинального сборника рассказов, и даже по стандартам своего времени они выглядели гордо регрессивными. Как и Бертон, Мардрюс настаивал на том, что "Восток" — это царство наслаждений, далекое от современной европейской цивилизации. Уместно, что версия Мардрюса стала связана с балетом Римского-Корсакова того же года, поскольку в последнем акцент был сделан на сексуальных проступках в начальной сказке о Шахрияре и его неверной жене, а не на повествовании Шахразады и кладезе знаний, из которого оно исходило. Эстетика перевода Мардруса, моды и декора Пуаре и самой Шехеразады определит англо-американскую культуру в межвоенный период. Помимо беглого перевода "Ночей Мардруса" на английский язык, выполненного Эдвардом Поуисом Мазерсом, влияние декадентского французского перевода постоянно присутствует в "Воспоминании о прошлом" Пруста в английском переводе К. К. Скотта Монкриффа, в котором есть размышление о том, как представители старшего поколения, не сумевшие забыть о своем детстве, продолжают цепляться за Галлана, вместо того чтобы принять новые шокирующие "Арабские ночи" Мардрюса.
|