автор |
сообщение |
bbg
миротворец
|
18 декабря 2014 г. 21:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Gourmand Вернее, поскольку Он обладает способностью быть человеком, то Он был Назаретянином.
Он может быть некоторыми воспринят назаретянином. Им не являясь.
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
Terminator
философ
|
18 декабря 2014 г. 21:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bbg Он может быть некоторыми воспринят назаретянином. Им не являясь.
Или некоторые могут не увидеть в нем Назаретянина. Хотя именно им он и является ))
|
––– Сайва не шутит. Сайва, приятель, спросит - и надо успеть ответить. |
|
|
Gourmand
миротворец
|
|
bigbeast
активист
|
19 декабря 2014 г. 00:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Стругацкие в ОЗ представили читателю гностическую точку зрения. Является Христос-Демиург ОЗ Демиургом гностиков или он просто так прозвался — сложный вопрос. В гностической традиции Христос с Демиургом не имеет ничего общего — они антагонисты. То есть вопрос правильно поставить так — зачем Стругацким понадобилось так изменить положения гностицизма. Ответ по-моему очевиден — простое воспроизведение дуалистической системы, где материя — зло, а дух — добро, — вешь плоская и совершенно неинтересная. Куда интересней и плодотворней рассмотреть трагедию изначально доброго "духовного" божества, которое пытается "сделать добро из зла".
|
|
|
eos
миротворец
|
19 декабря 2014 г. 00:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bigbeast Ответ по-моему очевиден — простое воспроизведение дуалистической системы, где материя — зло, а дух — добро, — вешь плоская и совершенно неинтересная.
Это уже скорее манихейство.
|
|
|
bigbeast
активист
|
19 декабря 2014 г. 01:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Манихейство происходит от гностицизма. Происходил ли Мани из гностической секты или из какой-то христианской, пропитавшейся гностицизмом, установить нельзя, но то что он положил гностицизм в основу своей религии — никаких сомнений.
|
|
|
Zharkovsky
авторитет
|
|
ааа иии
философ
|
19 декабря 2014 г. 07:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bigbeast Стругацкие в ОЗ представили читателю гностическую точку зрения. Спрашиваю из чистого интереса: если ОЗ суть попытка
цитата bigbeast рассмотреть трагедию изначально доброго "духовного" божества, которое пытается "сделать добро из зла". "апостольская" тема и "собирание жемчужин" ничего не значат?
|
|
|
Fiametta
миродержец
|
|
bbg
миротворец
|
19 декабря 2014 г. 08:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Fiametta А вообще использовать втёмную — не гнусно? Христос (евангелический) всех учеников так использовал.
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
Fiametta
миродержец
|
19 декабря 2014 г. 09:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Здоровый человек может понять, что его используют, и перехитрить использующего. Я в этом вопросе (отношение к слабоумным) женщина восточная, для меня обидеть слабоумного больший грех, чем обидеть здорового. Христос евангелический еще и торгующих из храма изгнал, и говорил: "Не дают святыни псам, и не мечут бисера перед свиньями". Сцена со смоковницей — или притча против митраизма (где смоковница — священное дерево) или поступок психопата. Но сильного психопата, простой человек хоть обругается, но дерево не погубит.
|
|
|
Gourmand
миротворец
|
19 декабря 2014 г. 10:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Мне кажется, что у Стругацких не было смоковницы. (А мы тут вроде как их творчество обсуждаем). Вот Божьи Бичи — были.
цитата Иоанн и Иаков в детстве были хулиганы и шкодники. В соответствии с легендой прозвище Боанергес («Сыны громовы») дал им Назаретянин, когда всем троим было уже за тридцать. Это неправда. Прозвали их так соседи, когда юные гопники вступили в пору полового созревания, и надо тут же подчеркнуть, что только в современном восприятии перевод жутковатого прозвища «Боанергес» звучит как нечто грозно-благородное. Для соседей же не Сыны громовы были они, а сущие сукины сыны, бичи божьи и кобеля-разбойники.
Собственно, все отсылки к Библии у АБС скорее "как это могло быть на самом деле", чем философское переосмысление. Никакой религиозно-мистической нагрузки в ЭТОЙ части нет, имхо.
|
––– Мы живём в надежде на избавление от тьмы, окружающей нас. (с) Пол Маккартни |
|
|
bigbeast
активист
|
19 декабря 2014 г. 10:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии "апостольская" тема и "собирание жемчужин" ничего не значат?
Я вспомнил, что я сын царей, и что моя свободно рожденная душа желает возвращения к истокам. Я вспомнил Жемчужину, за которой меня послали в Египет, и начал околдовывать ужасного и необыкновенного змия. Я погрузил его в сон, назвав имя своего Отца, имя следующего в нашем роду, и имя моей матери, государыни Востока. Я завладел Жемчужиной и собрался отправиться домой к своему Отцу. Их мерзкие нечистые одежды я снял и оставил позади на земле их, направив свой путь так, чтобы прийти к свету нашего отечества, Востока. (c) "Песня апостола Иуды Фомы в земле индийской"
Простите, я не очень понял сути вашего вопроса?
|
|
|
ааа иии
философ
|
19 декабря 2014 г. 21:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bigbeast Простите, я не очень понял сути вашего вопроса?
Вы утверждаете, что ОЗ — попытка реализовать гностический взгляд на мир и на священную историю. Хотя никто не знает, что это такое, гностицизм — чисто кабинетная реконструкция, неважно, допустим. Как тогда встраиваете в эту картинку аравийский эпизод? Как — собирание жемчужин, сиречь, скупку душ в чисто коллекционных целях? Сохранение и преумножение сил "коллекционера" при однозначное потере "чистых одежд" и чудеса, хотя царство не от мира сего. Про извергатели судеб и т.п.
цитата Gourmand Собственно, все отсылки к Библии у АБС скорее "как это могло быть на самом деле", чем философское переосмысление. "евангелие от Аркадия". К;ак было до АБС от Михаила и Ильи, а после от Кирилла.
|
|
|
Terminator
философ
|
19 декабря 2014 г. 23:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Вы утверждаете, что ОЗ — попытка реализовать гностический взгляд на мир и на священную историю. Хотя никто не знает, что это такое, гностицизм — чисто кабинетная реконструкция, неважно, допустим.
ах-ах... а что, есть какие-то не-кабинетные попытки?
цитата ааа иии евангелие от Аркадия
Да хоть от Мефодия. Или от Михаила Б. Вся ценность классических евангелий лишь в том, что кучка заинтересованных лиц на каком-то сборище решила их признать "каноническими", и все.
|
––– Сайва не шутит. Сайва, приятель, спросит - и надо успеть ответить. |
|
|
ааа иии
философ
|
20 декабря 2014 г. 00:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Terminator а что, есть какие-то не-кабинетные попытки? Время, что-ли, позднее...? Да, вроде есть, но... поясните, пожалуйста, цель вопроса.
|
|
|
Terminator
философ
|
20 декабря 2014 г. 00:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Время, что-ли, позднее...?
Часы, что-ли, не у всех есть?..
цитата ааа иии Да, вроде есть, но... поясните, пожалуйста, цель вопроса.
Вообще, вопрос был риторический, но сейчас заинтересовали. И какая ж не-кабинетная, то бишь практическая, польза от гностицизма?
|
––– Сайва не шутит. Сайва, приятель, спросит - и надо успеть ответить. |
|
|
ааа иии
философ
|
20 декабря 2014 г. 10:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Terminator Вообще, вопрос был риторический Не знаю уж, какой риторике отдали предпочтение, но к "кабинетной" антоним "полевая" или "экспериментальная". Никак не "полезная на практике" — "бесполезная на практике". Догадаться было невозможно.
цитата Terminator польза от гностицизма? То полезно, что в карман влезло? Иногда сочинение религий приносит ощутимый доход. Прозоров в "Трезубце Нептуна" даже дал их забавную классификацию по бизнес-моделям. Конкретно по гностицизму продают книжки, открывают порталы.
|
|
|
Terminator
философ
|
20 декабря 2014 г. 21:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Не знаю уж, какой риторике отдали предпочтение, но к "кабинетной" антоним "полевая" или "экспериментальная".
Даже так? Надо же... Ну, добро — приведите примеры "полевой" и "экспериментальной" реконструкции взгляда на священную историю. Очень интересно.
|
––– Сайва не шутит. Сайва, приятель, спросит - и надо успеть ответить. |
|
|
bigbeast
активист
|
20 декабря 2014 г. 21:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Да и мне интересно. Полевое исследование гностицизма — на машине времени или экспедиция к каким-нибудь затерянным в турецких горах две тысячи лет назад гностикам. Очень неплохой сюжет для фантастического романа.
цитата ааа иии Вы утверждаете, что ОЗ — попытка реализовать гностический взгляд на мир и на священную историю.
Я ТАКОГО не утверждал. Камрады поинтересовались, почему это Христос в ОЗ такой неканонический. Поскольку вряд ли они имели в виду Раби (который как раз весьма к каноническому близок), значит, речь о Демиурге — я и пояснил, что тот ключик не от той двери, и искать Демиурга надо не в христианстве, а в гностицизме.
Братья, конечно, не ставили целью популяризацию гностицизма (да на тот момент еще и не открыты были аутентичные гностические тексты и реконструкция шла по полемике Отцов Церкви). Их интересовал вопрос о том, как из того, отягощенного злом, мира, получить нечто светло-полуденное, драма Спасителя, который может сделать почти все — и не может ничего, поскольку зло этого мира обязательно портит все благие начинания. Естественно, что на христианство, иудаизм и ислам в этом плане опереться нельзя. А вот гностицизм как раз подходит и по взгляду на мир, как творение незнающего Демиурга, лежащий во зле не по извращению-грехопадению, а изначально, по сотворению. Плюс как раз гностики жили и творили бок о бок с ранними христианами.
|
|
|