Феномен советской фантастики


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

Феномен советской фантастики

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 5 ноября 2013 г. 15:23  

цитата ааа иии

И Семь подземных королей с перевоспитанием правителей-феодалов, безусловно в этом же русле.

Там не социалистическая революция, а всего лишь антимонархическая. Я в детстве считал, что одно только упоминание богатых и бедных автоматически делает сеттинг капиталистическим. По крайней мере, в детских книжках. Вот не мог я себе представить в советской газете "трудящиеся побогаче приехали на демонстрацию на собственных автомобилях". Хотя знал отлично, что не у каждого трудящегося есть машина.


авторитет

Ссылка на сообщение 5 ноября 2013 г. 17:17  

цитата Фикс

Кстати, по-моему, один из основных элементов феномена СФ, если не ограничиваться только этапом существования СССР, а рассматривать ее как одно из звеньев передачи литературной традиции — это функциональная слабость. Оно порвалось при первой же серьезной бомбардировке потоком зарубежной фантастики.

Вряд ли можно считать это "элементом феномена", тогда "порвалось" всё советское, включая страну =)


активист

Ссылка на сообщение 5 ноября 2013 г. 20:32  

цитата rustex

Вообще Абрамовым со Сменой повезло

И не только Абрамовым. Смена много научной фантастики публиковала. И вдвойне (а может и втройне) приятно что она выложила весь свой архив онлайн.
Так что любой желающий может ознакомиться с журнальными публикациями Гианэи и Гостя из бездны, В институте времени идет расследование и много еще чего :-)


философ

Ссылка на сообщение 5 ноября 2013 г. 21:25  

цитата Фикс

В искусственно созданной атмосфере вымерли не только идеи с жанрами, но и сам иммунитет бесследно куда-то исчез.
Ну прям вымерли. Гуревич идеями фонтанировал будь здоров, под конец перейдя на конспекты. А Танцы мужчин Покровского? По концентрации идей боевики Бабенко, Балабухи или Павлова сравнимы с любым киберпанком.
И что подразумевается под иммунитетом?

цитата Фикс

рассматривать ее как одно из звеньев передачи литературной традиции — это функциональная слабость.
А вот это верно. Но — разрыв-то был далеко не только в НФ-изданиях, вдребезги разлетелось многое из сферы культуры. От кинопроката до библиотечных коллекторов, поражение на всех фронтах. Кроме шансона, разумеется.


философ

Ссылка на сообщение 5 ноября 2013 г. 21:31  

цитата Verdi1

Там не социалистическая революция, а всего лишь антимонархическая.
Вся власть трудовому народу и все должны трудиться — эти краски социалистической палитры.


миротворец

Ссылка на сообщение 5 ноября 2013 г. 21:48  

цитата ааа иии

Ну прям вымерли. Гуревич идеями фонтанировал будь здоров, под конец перейдя на конспекты. А Танцы мужчин Покровского? По концентрации идей боевики Бабенко, Балабухи или Павлова сравнимы с любым киберпанком.

А можно конкретные примеры, хотя бы на уровне названий? Заодно буду пробелы устранять.
Еще кстати интересно был ли за рубежом аналог альтовского ТРИЗа в приложении к фантастической прозе?

цитата ааа иии

И что подразумевается под иммунитетом?

Конкурентоспособность и актуальность. Условия игры поменялись, окружающий читателя мир практически разрушился, сменившись новым. На том же гуслярском цикле Булычева наглядна видна возрастающая разница, разделяющая советский и постсоветский периоды.
Впрочем со вторым элементом, актуальностью, у современной русскоязычной фантастики до сих пор беда — почему за пределами "гетто" подавляющая часть в принципе никогда интересна не будет — большинство читателей не готовы разбираться в причудливых правилах игры ради достаточно сомнительного удовольствия. Раньше иллюзорная фига в кармане в сочетании с эзоповым языком ставила фантастику в достаточно привилегированное положение над другими жанрами, как мне кажется. Сейчас же в глазах многих обывателей фантастика это, наоборот, скорее чтиво для фриков, желающих забыться в третьесортных эскапистских фантазиях. И самое обидное, что выбранная наугад с магазинной полки книжка современного русскоязычного фантаста с очень большой вероятностью этот тезис подтвердит.

цитата ааа иии

А вот это верно. Но — разрыв-то был далеко не только в НФ-изданиях, вдребезги разлетелось многое из сферы культуры.

Да. К сожалению никакой уникальности в этом плане у СФ нет, но очевидная негативная сторона все равно остается и в наглядном виде сейчас перед глазами стоит.
–––
Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её...


миротворец

Ссылка на сообщение 5 ноября 2013 г. 21:50  

цитата Фикс

А уж как явная бесталанность Стругацких заметна по С.Т.А.Л.К.Е.Р.У.!


Бесталанность эпигонов не прибавляет таланта Стругацким...
–––
Helen M., VoS


миротворец

Ссылка на сообщение 5 ноября 2013 г. 21:58  

цитата lena_m

Бесталанность эпигонов не прибавляет таланта Стругацким...

А по-моему наоборот — чем больше разнообразного качества фанфиков, тем объемнее выступает на этом фоне талант авторов оригинала.
–––
Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её...


философ

Ссылка на сообщение 5 ноября 2013 г. 22:03  

цитата

Бесталанность эпигонов не прибавляет таланта Стругацким

Я бы тоже сказал, что бесталанность этих не убавляет таланта тех...


миродержец

Ссылка на сообщение 5 ноября 2013 г. 23:07  

цитата ааа иии

Гуревич идеями фонтанировал будь здоров, под конец перейдя на конспекты. А Танцы мужчин Покровского? По концентрации идей боевики Бабенко, Балабухи или Павлова сравнимы с любым киберпанком.

Но ведь это всё советские фантасты.
–––
a million bright ambassadors of morning


философ

Ссылка на сообщение 5 ноября 2013 г. 23:11  

цитата Фикс

А можно конкретные примеры, хотя бы на уровне названий
Гуревич: Древо тем, Учебники для волшебника, Бхага, Ордер на молодость, Бабенко Встреча (стрельба радиационной боеголовкой по стратосферному супермегаджету — это вам не дельфин-сапер), Балабуха Нептунова арфа (тяжеловато, но как набор идей...), иногда достойно соперничавшие с Шекли Роман Подольный и Дмитрий Биленкин, охотничьи рассказы Темкина... нет, если отставание и было, то не в области генерации идей.

цитата Фикс

Конкурентоспособность и актуальность.
Дьявольски нестандартное определение "иммунитета". И изрядно неточное — были моменты, когда актуальность для фантастики в СССР перевешивала все остальное, как крайний, гипертрофированный случай — "Первый удар" Шпанова, но и "Волны гасят ветер" отдают душком моды на экстрасенсов. А уж конкурентоспособность... тут, на форуме, про очереди на прочтение сказано достаточно, позволю только напомнить, что была эпоха, когда крупные писатели Советской России не брезговали фантастикой. Даже Конецкий, даже Ильф с Петровым пробовали свои силы.
Понимаете ли, нет, но дронт и моа были конкурентоспособны на своих островах тысячелетиями. Можно сказать, что они оказались в эволюционном тупике, что они были функционально слабы — но на деле их просто съели при новых обстоятельствах.

цитата Фикс

Сейчас же в глазах многих обывателей фантастика это, наоборот, скорее чтиво для фриков
Эта позиция СССР. Фантастика по сравнению со, скажем, деревенщиками и детскими поэтами, полуофициально считалась ерундой. Не помню, получил ли хоть один фантаст госпремию?


философ

Ссылка на сообщение 5 ноября 2013 г. 23:16  

цитата Фикс

Еще кстати интересно был ли за рубежом аналог альтовского ТРИЗа в приложении к фантастической прозе?
Надеюсь, что нет. Там и без идейной подложки хватало светлых голов. Азимов, Каттнер, Tales from Gavagan's Bar...


активист

Ссылка на сообщение 5 ноября 2013 г. 23:31  

цитата ааа иии

Не помню, получил ли хоть один фантаст госпремию?

А.Рыбаков за сценарий "Письма мертвого человека" например


философ

Ссылка на сообщение 5 ноября 2013 г. 23:38  

цитата Фикс

Впрочем со вторым элементом, актуальностью, у современной русскоязычной фантастики до сих пор беда — почему за пределами "гетто" подавляющая часть в принципе никогда интересна не будет — большинство читателей не готовы разбираться в причудливых правилах игры ради достаточно сомнительного удовольствия.
:-((( С учетом того, что, скажем, Западня для ведьмы Антона Орлова. этого года книжка (фэнтезятина такая, что дальше только в Горменгаст), очень приличный кусочек выделяет рассмотрению ювенальной юстиции и права ребенка на счастье... Можно вспомнить и Жернова истории Колганова, очень серьезный проект, который требует почти академической подготовки в области советской истории. Хитромудрого Шмаракова... Сейчас, после тупых 90-х и опрощенчества нулевых снова появились писатели, которым есть что сказать. И они говорят. Слышат ли их? Да наверное, нет, если судить по спискам номинантов, но этот не означает, что их не существует.


миродержец

Ссылка на сообщение 5 ноября 2013 г. 23:47  

цитата rustex

А.Рыбаков за сценарий "Письма мертвого человека" например

В.Рыбаков. И Б.Стругацкий, кстати, тоже. Но это уже перестройка — существенно иной феномен.
–––
a million bright ambassadors of morning


активист

Ссылка на сообщение 5 ноября 2013 г. 23:57  

цитата Pirx

Но это уже перестройка — существенно иной феномен.

Конечно же Айтматов — за И дольше века длится день (Буранный полустанок) Госпремия 1983 года (доперестроечная)
в 1977 году — Леонид Леонов за сценарий фильма "Бество мистер Мак Кинли"


активист

Ссылка на сообщение 6 ноября 2013 г. 00:05  
в те же семидесятые — Госпремию получили — В. Астафьев за Царь-рыба и Д.Гранин за "Клавдия Вилор",
Велтистов в 1982 — за сценарий к Приключению Электроника...


магистр

Ссылка на сообщение 6 ноября 2013 г. 00:29  

цитата rustex

Госпремию получили — В. Астафьев за Царь-рыба

цитата

- Что ж ты, сельдюк узкопятый, всё пропил...
- А откуда ты, пана, знаешь, что я сельдюк...
— цитата по памяти — а вот фантастики я в ей чтой-то не упомню...
–––
"Это я" М. Щербаков;
"Я - это я" Л. Сергеев; "Ну, чего там спрашивать: нравится - не нравится!" А. Мирзаян


миротворец

Ссылка на сообщение 6 ноября 2013 г. 00:31  

цитата ааа иии

были моменты, когда актуальность для фантастики в СССР перевешивала все остальное

Я о моменте лавинообразного насыщения рынка зарубежной фантастикой в начале 90-х и далее по нисходящей. Просто очень плохо и неточно сформулировал.
Почему и Булычев вспомнился — из социальной фантастики с узнаваемыми реалиями Гусляр мутировал в какую-то дурноватую фантасмагорию.

цитата ааа иии

Понимаете ли, нет, но дронт и моа были конкурентоспособны на своих островах тысячелетиями. Можно сказать, что они оказались в эволюционном тупике, что они были функционально слабы — но на деле их просто съели при новых обстоятельствах.

Здесь скорее речь шла про недостаток притока новой крови и искусственное торможение эволюционных законов — ужасающий разрыв между датой написания многих книг и официальных их изданием, жесткие и узкие идеологические рамки. Залог выживания любого вида — это многообразие и приспосабливаемость.
Хотя с другой стороны можно поставить вопрос по другому — а что из лучших образцов СФ могло бы родится в иных условиях?
–––
Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её...


авторитет

Ссылка на сообщение 6 ноября 2013 г. 00:56  

цитата Фикс

- а что из лучших образцов СФ могло бы родится в иных условиях?

не знаю, как насчёт "лучших", но "Лезвие бритвы" вполне могло)
–––
tomorrow never knows
Страницы: 123...105106107108109...383384385    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

 
  Новое сообщение по теме «Феномен советской фантастики»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх