автор |
сообщение |
Verdi1
магистр
|
5 ноября 2013 г. 15:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии И Семь подземных королей с перевоспитанием правителей-феодалов, безусловно в этом же русле.
Там не социалистическая революция, а всего лишь антимонархическая. Я в детстве считал, что одно только упоминание богатых и бедных автоматически делает сеттинг капиталистическим. По крайней мере, в детских книжках. Вот не мог я себе представить в советской газете "трудящиеся побогаче приехали на демонстрацию на собственных автомобилях". Хотя знал отлично, что не у каждого трудящегося есть машина.
|
|
|
Jozef Nerino
авторитет
|
5 ноября 2013 г. 17:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Фикс Кстати, по-моему, один из основных элементов феномена СФ, если не ограничиваться только этапом существования СССР, а рассматривать ее как одно из звеньев передачи литературной традиции — это функциональная слабость. Оно порвалось при первой же серьезной бомбардировке потоком зарубежной фантастики.
Вряд ли можно считать это "элементом феномена", тогда "порвалось" всё советское, включая страну =)
|
|
|
rustex
активист
|
5 ноября 2013 г. 20:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата rustex Вообще Абрамовым со Сменой повезло
И не только Абрамовым. Смена много научной фантастики публиковала. И вдвойне (а может и втройне) приятно что она выложила весь свой архив онлайн. Так что любой желающий может ознакомиться с журнальными публикациями Гианэи и Гостя из бездны, В институте времени идет расследование и много еще чего
|
|
|
ааа иии
философ
|
5 ноября 2013 г. 21:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Фикс В искусственно созданной атмосфере вымерли не только идеи с жанрами, но и сам иммунитет бесследно куда-то исчез. Ну прям вымерли. Гуревич идеями фонтанировал будь здоров, под конец перейдя на конспекты. А Танцы мужчин Покровского? По концентрации идей боевики Бабенко, Балабухи или Павлова сравнимы с любым киберпанком. И что подразумевается под иммунитетом?
цитата Фикс рассматривать ее как одно из звеньев передачи литературной традиции — это функциональная слабость. А вот это верно. Но — разрыв-то был далеко не только в НФ-изданиях, вдребезги разлетелось многое из сферы культуры. От кинопроката до библиотечных коллекторов, поражение на всех фронтах. Кроме шансона, разумеется.
|
|
|
ааа иии
философ
|
5 ноября 2013 г. 21:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Verdi1 Там не социалистическая революция, а всего лишь антимонархическая. Вся власть трудовому народу и все должны трудиться — эти краски социалистической палитры.
|
|
|
Фикс
миротворец
|
5 ноября 2013 г. 21:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Ну прям вымерли. Гуревич идеями фонтанировал будь здоров, под конец перейдя на конспекты. А Танцы мужчин Покровского? По концентрации идей боевики Бабенко, Балабухи или Павлова сравнимы с любым киберпанком.
А можно конкретные примеры, хотя бы на уровне названий? Заодно буду пробелы устранять. Еще кстати интересно был ли за рубежом аналог альтовского ТРИЗа в приложении к фантастической прозе?
цитата ааа иии И что подразумевается под иммунитетом?
Конкурентоспособность и актуальность. Условия игры поменялись, окружающий читателя мир практически разрушился, сменившись новым. На том же гуслярском цикле Булычева наглядна видна возрастающая разница, разделяющая советский и постсоветский периоды. Впрочем со вторым элементом, актуальностью, у современной русскоязычной фантастики до сих пор беда — почему за пределами "гетто" подавляющая часть в принципе никогда интересна не будет — большинство читателей не готовы разбираться в причудливых правилах игры ради достаточно сомнительного удовольствия. Раньше иллюзорная фига в кармане в сочетании с эзоповым языком ставила фантастику в достаточно привилегированное положение над другими жанрами, как мне кажется. Сейчас же в глазах многих обывателей фантастика это, наоборот, скорее чтиво для фриков, желающих забыться в третьесортных эскапистских фантазиях. И самое обидное, что выбранная наугад с магазинной полки книжка современного русскоязычного фантаста с очень большой вероятностью этот тезис подтвердит.
цитата ааа иии А вот это верно. Но — разрыв-то был далеко не только в НФ-изданиях, вдребезги разлетелось многое из сферы культуры.
Да. К сожалению никакой уникальности в этом плане у СФ нет, но очевидная негативная сторона все равно остается и в наглядном виде сейчас перед глазами стоит.
|
––– Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её... |
|
|
lena_m
миротворец
|
5 ноября 2013 г. 21:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Фикс А уж как явная бесталанность Стругацких заметна по С.Т.А.Л.К.Е.Р.У.!
Бесталанность эпигонов не прибавляет таланта Стругацким...
|
––– Helen M., VoS |
|
|
Фикс
миротворец
|
5 ноября 2013 г. 21:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m Бесталанность эпигонов не прибавляет таланта Стругацким...
А по-моему наоборот — чем больше разнообразного качества фанфиков, тем объемнее выступает на этом фоне талант авторов оригинала.
|
––– Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её... |
|
|
Wladdimir
философ
|
|
Pirx
миродержец
|
5 ноября 2013 г. 23:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Гуревич идеями фонтанировал будь здоров, под конец перейдя на конспекты. А Танцы мужчин Покровского? По концентрации идей боевики Бабенко, Балабухи или Павлова сравнимы с любым киберпанком.
Но ведь это всё советские фантасты.
|
––– a million bright ambassadors of morning |
|
|
ааа иии
философ
|
5 ноября 2013 г. 23:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Фикс А можно конкретные примеры, хотя бы на уровне названий Гуревич: Древо тем, Учебники для волшебника, Бхага, Ордер на молодость, Бабенко Встреча (стрельба радиационной боеголовкой по стратосферному супермегаджету — это вам не дельфин-сапер), Балабуха Нептунова арфа (тяжеловато, но как набор идей...), иногда достойно соперничавшие с Шекли Роман Подольный и Дмитрий Биленкин, охотничьи рассказы Темкина... нет, если отставание и было, то не в области генерации идей.
цитата Фикс Конкурентоспособность и актуальность. Дьявольски нестандартное определение "иммунитета". И изрядно неточное — были моменты, когда актуальность для фантастики в СССР перевешивала все остальное, как крайний, гипертрофированный случай — "Первый удар" Шпанова, но и "Волны гасят ветер" отдают душком моды на экстрасенсов. А уж конкурентоспособность... тут, на форуме, про очереди на прочтение сказано достаточно, позволю только напомнить, что была эпоха, когда крупные писатели Советской России не брезговали фантастикой. Даже Конецкий, даже Ильф с Петровым пробовали свои силы. Понимаете ли, нет, но дронт и моа были конкурентоспособны на своих островах тысячелетиями. Можно сказать, что они оказались в эволюционном тупике, что они были функционально слабы — но на деле их просто съели при новых обстоятельствах. цитата Фикс Сейчас же в глазах многих обывателей фантастика это, наоборот, скорее чтиво для фриков Эта позиция СССР. Фантастика по сравнению со, скажем, деревенщиками и детскими поэтами, полуофициально считалась ерундой. Не помню, получил ли хоть один фантаст госпремию?
|
|
|
ааа иии
философ
|
5 ноября 2013 г. 23:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Фикс Еще кстати интересно был ли за рубежом аналог альтовского ТРИЗа в приложении к фантастической прозе? Надеюсь, что нет. Там и без идейной подложки хватало светлых голов. Азимов, Каттнер, Tales from Gavagan's Bar...
|
|
|
rustex
активист
|
|
ааа иии
философ
|
5 ноября 2013 г. 23:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Фикс Впрочем со вторым элементом, актуальностью, у современной русскоязычной фантастики до сих пор беда — почему за пределами "гетто" подавляющая часть в принципе никогда интересна не будет — большинство читателей не готовы разбираться в причудливых правилах игры ради достаточно сомнительного удовольствия. С учетом того, что, скажем, Западня для ведьмы Антона Орлова. этого года книжка (фэнтезятина такая, что дальше только в Горменгаст), очень приличный кусочек выделяет рассмотрению ювенальной юстиции и права ребенка на счастье... Можно вспомнить и Жернова истории Колганова, очень серьезный проект, который требует почти академической подготовки в области советской истории. Хитромудрого Шмаракова... Сейчас, после тупых 90-х и опрощенчества нулевых снова появились писатели, которым есть что сказать. И они говорят. Слышат ли их? Да наверное, нет, если судить по спискам номинантов, но этот не означает, что их не существует.
|
|
|
Pirx
миродержец
|
5 ноября 2013 г. 23:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата rustex А.Рыбаков за сценарий "Письма мертвого человека" например
В.Рыбаков. И Б.Стругацкий, кстати, тоже. Но это уже перестройка — существенно иной феномен.
|
––– a million bright ambassadors of morning |
|
|
rustex
активист
|
5 ноября 2013 г. 23:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Pirx Но это уже перестройка — существенно иной феномен.
Конечно же Айтматов — за И дольше века длится день (Буранный полустанок) Госпремия 1983 года (доперестроечная) в 1977 году — Леонид Леонов за сценарий фильма "Бество мистер Мак Кинли"
|
|
|
rustex
активист
|
6 ноября 2013 г. 00:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
в те же семидесятые — Госпремию получили — В. Астафьев за Царь-рыба и Д.Гранин за "Клавдия Вилор", Велтистов в 1982 — за сценарий к Приключению Электроника...
|
|
|
ЯэтоЯ
магистр
|
6 ноября 2013 г. 00:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата rustex Госпремию получили — В. Астафьев за Царь-рыба
цитата - Что ж ты, сельдюк узкопятый, всё пропил... - А откуда ты, пана, знаешь, что я сельдюк... — цитата по памяти — а вот фантастики я в ей чтой-то не упомню...
|
––– "Это я" М. Щербаков; "Я - это я" Л. Сергеев; "Ну, чего там спрашивать: нравится - не нравится!" А. Мирзаян |
|
|
Фикс
миротворец
|
6 ноября 2013 г. 00:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии были моменты, когда актуальность для фантастики в СССР перевешивала все остальное
Я о моменте лавинообразного насыщения рынка зарубежной фантастикой в начале 90-х и далее по нисходящей. Просто очень плохо и неточно сформулировал. Почему и Булычев вспомнился — из социальной фантастики с узнаваемыми реалиями Гусляр мутировал в какую-то дурноватую фантасмагорию.
цитата ааа иии Понимаете ли, нет, но дронт и моа были конкурентоспособны на своих островах тысячелетиями. Можно сказать, что они оказались в эволюционном тупике, что они были функционально слабы — но на деле их просто съели при новых обстоятельствах.
Здесь скорее речь шла про недостаток притока новой крови и искусственное торможение эволюционных законов — ужасающий разрыв между датой написания многих книг и официальных их изданием, жесткие и узкие идеологические рамки. Залог выживания любого вида — это многообразие и приспосабливаемость. Хотя с другой стороны можно поставить вопрос по другому — а что из лучших образцов СФ могло бы родится в иных условиях?
|
––– Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её... |
|
|
Blackbird22
авторитет
|
6 ноября 2013 г. 00:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Фикс - а что из лучших образцов СФ могло бы родится в иных условиях?
не знаю, как насчёт "лучших", но "Лезвие бритвы" вполне могло)
|
––– tomorrow never knows |
|
|