Место проведения: |
«Мир фантастики» №2 (Том 30) |
Дата проведения: |
февраль 2006 г. |
Центральный материал каждого февральского выпуска «МФ» — подведение годовых итогов во всех областях фантастики. Несколько десятков номинаций, сотни претендентов, в жюри — вся редакция журнала... Сложно выбрать самых достойных! Но мы не боимся сложностей. Встречайте: лучшие фантастические книги, фильмы и игры ушедшего года, герои, злодеи, события и все самое-самое из мира фантастики!
Февраль — месяц, в который редакция и авторский коллектив «Мира фантастики», по сложившейся традиции, подводит фантастические итоги за прошедший год и называет лучших из лучших. Все книги, фильмы и игры, попавшие в наградные списки, обозревались на страницах журнала с марта 2005 по нынешний номер «МФ» — любому упомянутому фантастическому продукту была посвящена отдельная рецензия. Для победителя в каждой номинации мы указали номер журнала, в котором он, победитель, рецензировался. Поэтому если вы пропустили обзор шедевра — всегда можете вернуться к одному из прежних номеров «МФ» и прочесть подробный «разбор полетов». А здесь мы не рецензируем победителей, а аргументированно излагаем, почему именно это произведение «Мир фантастики» считает лучшим. Итак, представляем самые выдающиеся книги, фильмы, игры, героев и события 2005 года — по версии «Мира фантастики».
- КНИГИ 2005
Весь прошедший год наша рубрика «Книги номера» держала руку на пульсе отечественного фантастического книгоиздательства. Пришел февраль, и настало время подвести традиционные итоги: раздать заслуженные ордена, медали и прочие символические награды.
Число номинаций не изменилось с прошлого раза — их снова десять. Впрочем, если 2004 год был богат на авторские сборники, то под занавес 2005 года на фантастические прилавки высыпалось множество сборников тематических. Так что одну номинацию мы решили заменить на другую. Претендентами на главный приз, «Книгу года-2005», как и в прошлый раз, стали только произведения отечественных авторов.
В голосовании участвовали все редакторы «Мира фантастики» и постоянные обозреватели нашего «Книжного ряда». Чему отдали в этом году предпочтение компетентные участники нашего фантастического жюри, вы узнаете из следующих страниц.
- Лучший зарубежный фэнтези-роман: (=Лучшее зарубежное фэнтези)
Романами, повестями и сборниками Стивена Кинга можно заставить не одну полку, но главных среди этих книг — семь. Цикл «Темная башня» — дело двадцати одного года творческой карьеры, а заодно и всей жизни всемирно признанного мастера ужасов. Впрочем, жанровые рамки тут слишком узки: в «Темной башне» нашлось место и фэнтези, и мистике, и путешествиям между мирами. И самому Стивену Кингу. Как бы то ни было, в 2003 году мастер закончил последний том цикла, а в 2005 «Темная башня» появилась в качественном русском переводе. И мы наконец-то узнали, чем завершились похождения стрелка Роланда, что ждало его в Темной башне — и какая книга заслуживает первого места в этой номинации.
(Рецензия на книгу — в №1 за 2006 г.)
- Лучший зарубежный фантастический роман: (=Лучшая зарубежная фантастика)
«Некрономикон», знает, пожалуй, всякий любитель фантастики: кошмарная Книга имен мертвых, воспетая мастером космического ужаса Г. Ф. Лавкрафтом. «Криптономикон», в отличие от выдумки Лавкрафта, существует в действительности. Этот почти 1000-страничный том — не пособие по искусству криптографии (шифрования), а серьезный и одновременно динамичный роман американского фантаста Нила Стивенсона. Одновременно и киберпанк (с настоящей виртуальной державой), и криптоистория (снова «крипто»!), и альтернативная география. Масса сюжетных линий, которые завязываются в зубодробительный узел и разрешаются в лучших традициях зарубежной НФ. Прекрасно переведенная на русский язык книга, достойная стоять в одном ряду с «Гиперионом» Симмонса и «Дюной» Герберта, — наш фантастический выбор года.
(Рецензия на книгу — в №3 за 2005 г.)
- Лучшая детская книга: (=Лучшая книга для детей и юношества)
Откровенно говоря, присутствует немалая вероятность, что седьмой (и последний?) роман про самого известного в мире волшебника, как бы он ни назывался, уже не попадет в номинацию «Лучшая детская книга». Ибо Гарри Поттер взрослеет, а история про него начинает приобретать самую что ни на есть недетскую окраску. Это уже не первые две-три книги, когда самым большим переживанием главного героя были высокомерный Малфой и родственнички-Дурсли. На пятом году обучения Гарри потерял любимого крестного Сириуса Блэка, а шестой год в Хогвартсе — это уже настоящая магическая война, без всякого снисхождения к юному возрасту читателя. Впрочем, читатели Ролинг взрослеют вместе с ее героями, и теперь наверняка взволнованы не самой гибелью директора Дамблдора, а вопросом — почему его убил профессор Снегг. Ну что же... Узнаем в свое время, вместе с Гарри.
(Рецензия на книгу — в №2 за 2006 г.)
- Лучшая новеллизация:
Минувший год выдался богатым на новеллизации. Завершился цикл «Эпоха артефактов», написанный по мотивам «Magic The Gathering», начали выходить книги по фантастическому «Warhammer». Но предпочтение мы отдаем не тем и не другим. Единогласно — единственный случай, когда все участники жюри поставили на первое место одну и ту же книгу из списка, — первенство присуждается «Звездным войнам». А именно — блестящей новеллизации Третьего эпизода великого космического эпоса, созданной молодым, но многообещающим писателем. Руководствуясь одним только сценарием, — новеллизации «Звездных войн» выходят раньше самих фильмов, — Мэтью Стовер написал роман, точно передающий дух заключительной — и ключевой — части лукасовской саги. Благодаря ему мы можем не только увидеть, как Энакин Скайуокер стал Дартом Вейдером, но и понять, почему это произошло.
(Рецензия на книгу — в №8 за 2005 г.)
- Лучшее продолжение отечественного цикла:
Год назад в этой номинации победил Лукьяненко с «Сумеречным дозором». И в 2005 году Сергей сделал достойную попытку сохранить приз за собой, написав «Последний дозор».
И вполне мог удержать переходящий приз в своей коллекции, если бы на свете не было Макса Фрая.
Каких-нибудь пару лет назад Макс Фрай казался безнадежно потерянным для фантастики. Многочисленные поклонники Тайного Сыска перечитывали сверхпопулярные в девяностых годах книги о приключениях сэра Макса в Ехо и глубоко-глубоко прятали надежду на продолжение. И вот — оно свершилось! Пока что мы прочитали четыре «Хроники Ехо», не за горами пятая. Остается только надеяться, что творческого запала Фрая хватит еще лет на пять новых приключений.
(Рецензии на книги — в №3 и в №7 за 2005 г., а также в №2 за 2006 г.)
- Лучший отечественный тематический сборник:
Вы знаете, что такое сакральная фантастика? Если не знаете и хотите узнать — прочтите «Том с привидениями». Самих привидений тут, правда, немного, зато произведений в жанре сакральной фантастики — каждое первое. Рассказы и повести Ольги Елисеевой, Кирилла Бенедиктова, Натальи Иртениной, Дмитрия Володихина, Далии Трускиновской, Сергея Алексеева... Из всех претендентов на звание лучшего тематического сборника «Том с привидениями» оказался наиболее интересным, разноплановым и заслуживающим первого места в этой номинации.
(Рецензия на книгу — в №1 за 2006 г.)
- Лучший отечественный фэнтези-роман: (=Лучшее отечественное фэнтези)
В принципе, конечно, этому роману можно давать первое место в любой номинации уже за одно название — но продолжение «Отблесков Этерны» и без этого заслуживает фэнтезийную пальму первенства. Вера Камша, пожалуй, единственный российский автор исторического фэнтези, который может на равных тягаться с зарубежными мастерами жанра. Первый маршал Талига Рокэ Алва снова похищает умы — а иногда и сердца — поклонников цикла. Он, как обычно, оказывается в круговерти интриг, поступки его непредсказуемы и малопонятны, но почти всегда становятся лучшим выбором из возможных. Кроме того, после относительно мирного второго тома «Отблесков», в «Лике победы» Вера Камша показала две масштабные военные кампании. Чем все это закончится? Впереди еще целых два тома (как минимум!): «Зимний излом» и «Сердце Зверя».
(Рецензия на книгу — в №10 за 2005 г.)
- Лучший отечественный фантастический роман: (=Лучшая отечественная фантастика)
Знаменитости — люди, как правило, скрытные и не особо жаждущие общения с поклонниками. Сергей Лукьяненко, ставший известным по всей России и за рубежом после выхода первого отечественного фантастического блокбастера «Ночной дозор», не из таких. В 2003 году автор завел сетевой дневник, на который сейчас подписано почти 5 тысяч читателей. Собственно, в «Живом журнале» Лукьяненко и родился новый роман мастера — «Черновик». Посетители онлайнового дневника выбрали жанр, в котором будет написана эта книга, а сам писатель по мере создания глав выкладывал их в публичный доступ. Получился своеобразный интерактивный проект, который и завершился в конце 2005 года изданием «Черновика» — романа, которому «МФ» сегодня присуждает звание лучшей НФ-книги.
(Рецензия на книгу — в №11 за 2005 г.)
- Лучший отечественный мистический роман: (=Лучшая отечественная мистика, триллер, городское фэнтези)
Шесть лет назад пятеро писателей, без преувеличения — цвет украинской фантастики, создали свой первый совместный роман — «Рубеж». В 2005 году они объединились снова — так увидел свет «Пентакль». Книга сложная, многогранная — как и положенная в заглавие геометрическая фигура. Тридцать историй, разделенных на шесть тематических «пентаклей». Тридцать историй, объединенных миром, временем, атмосферой. Рассказы сплетаются в единое целое, в роман — трудно сказать, где кончается одна история и начинается другая. Точно так же трудно вычислить, какому из авторов какой текст принадлежит. Но, несмотря на все эти загадки, «Пентакль» — интересное, затягивающее, разнообразное произведение. И если можно считать основателем русской мистики Гоголя, то пятерка харьковско-киевских фантастов — достойные продолжатели классика.
(Рецензия на книгу — в №8 за 2005 г.)
- КНИГА ГОДА:
Самая обычная Москва. Самый обычный главный герой возвращается в свою самую обычную квартиру — и обнаруживает, что квартира-то вовсе не его, и что сам он, как говорится, в списках не значится... Городское фэнтези? Именно этого ждали от Лукьяненко поклонники «Ночного дозора». Но мэтр схитрил и уже в первых главах превратил «Черновик» в довольно-таки классическую научную фантастику, наподобие своего же «Спектра». Что дальше? Закрученный сюжет, пространные лирические отступления, скрытые цитаты. И — памятник погибшим при падении Московского метеорита. Не помните такого? Прочитайте «Книгу года-2005» — и убедитесь: иная реальность затянет вас не хуже, чем главного героя романа. Если это был «Черновик», то чего же ждать от «Чистовика»?
- КИНО 2005
Оценивая 2005 год с точки зрения его вклада в большое кино, следует признать, что он удался на славу. Да, фабрика грез не побаловала нас выдающейся мультипликацией или кинокомиксами. В жанре «страшилок» прорыва тоже не случилось. Российский фантастический кинематограф хранил загадочное молчание. А уж про приключения и говорить не стоит — здесь вообще полный штиль.
Однако по части экранизаций легендарных произведений и продолжений всемирно известных киноэпопей прошедший год перевыполнил все мыслимые и немыслимые нормы — причем самый мощный аккорд пришелся на рождественско-новогодний сезон.
Кроме того, в 2005 свет увидели киноверсии сразу двух культовых компьютерных игр и одной игровой вселенной («Один в темноте» получился совсем неудачно, «Doom» — не совсем удачно, а «Подземелье драконов 2» — на удивление удачно).
В общем, любителям кинофантастики жаловаться не на что. Но и расслабляться не стоит — этот год обещает быть полной противоположностью прошлого (качественная мультипликация, мощные кинокомиксы и приключения, а также несколько отечественных блокбастеров).
- Лучшая экранизация:
На первое место так и просятся «Хроники Нарнии» — еще бы, с таким-то бюджетом! Но «диснеевская» родословная изрядно портит картину. Новый «Гарри Поттер» тоже хорош, однако книгу он воплотил лишь отрывочно. Про осовремененную «Войну миров» Спилберга лучше вообще не говорить — жалко старика Уэллса.
Остается только черно-белая экранизация графических фантазий художника Фрэнка Миллера, специализирующегося на мрачных, жестоких комиксах. «Город грехов» с точки зрения экранизаций комиксов — не просто фильм, а нечто большее. Это — первая и, пожалуй, единственная удачная попытка стопроцентного переноса самой сути комикса с бумаги на пленку.
Перед нами несколько переплетающихся историй: полицейский Хартиган, здоровяк Марв, неубиваемый Дуайт, целая плеяда красавиц Голди, Люсиль, Бэки, Михо, Нэнси... Много компьютерной графики и крови. Элайджа Вуд (Фродо) в роли невозмутимого каннибала Кевина. Роковые женщины. Живучие и удачливые герои. Предательства. Любовь. Заговоры и разоблачения.
«Город грехов 2» должен выйти в 2006 году. Ждать осталось недолго. А пока что его первая часть заслужила звания «лучшая экранизация 2005 года».
(Рецензия на фильм — в №6 за 2005 г.)
- Лучший мультфильм:
Среди анимационных картин несомненным лидером является работа студии «Blue Sky» (той самой, что выпустила «Ледниковый период», рисовала Чужих в «Чужой: Воскрешение» и сделала скользящего пингвина в «Бойцовском клубе»), вышедшая на экраны в марте 2005.
Так уж повелось, что каждый второй трехмерный мультфильм — комедия. «Роботы» здесь не исключение, что приятно, ведь картина вышла гомерически смешной. Плотность приколов на минуту экранного времени такова, что ее впору сравнивать с легендарным «Шреком».
Сюжет строится на истории юного Родни Нержавейкина, приехавшего в большой город на поиски лучшей жизни. Однако выяснилось, что мир роботов ожидают большие потрясения — злодей и деспот Поршень решил устроить всем своим согражданам тотальный апгрейд. А тем, у кого нет денег на новые запчасти, прямая дорога на свалку.
Объединившись с друзьями, Родни, конечно же, наводит порядок, причем делает это настолько убойно, что вместо знаменитого стакана кефира, который заменяется пятью минутами смеха, зрители получают надрыв животов и растяжение голосовых связок.
Яркий, колоритный мир. Запоминающиеся персонажи. Умелое пародирование шедевров («2001: Космическая одиссея», «Лицо со шрамом», «Звездные войны», «Матрица»). Что еще нужно для получения звания «лучший мультфильм года»?
(Рецензия на фильм — в №5 за 2005 г.)
- Лучший мистическии фильм:
Кандидатов от жанра мистики и ужасов немало, но достойных среди них еще надо поискать. «Звонок 2» глубоко вторичен, «Ключ от всех дверей» выделяется лишь неожиданным финалом, а «Туман» — старая песня Карпентера.
Один лишь Джордж Ромеро — шестидесятипятилетний ветеран «зомби-фильмов» — порадовал своим возвращением на экран. Он сделал четвертую по счету картину в легендарной серии «Живые мертвецы» (предыдущие — «Ночь живых мертвецов», плюс «Рассвет...» и «День...» соответственно).
С одной стороны, «Земля мертвых» стала первой картиной Ромеро, допущенной к широкому прокату. Режиссер снял ее под сравнительно гуманный рейтинг R (детям после 18), из-за чего фильм потерял значительную часть ромеровской «трэшевости».
Однако в то же время старик показал, что его еще рано списывать со счетов. Там, где вроде бы придумать уже больше нечего, он умудрился показать нам стилистически новые хоррор-сцены. Сюжет тоже необычен для этого жанра — нечто замаскированное под футуристику. Ожившие покойники захватили власть над всем миром — уцелел лишь один мегаполис, жители которого ведут отчаянную борьбу за выживание.
Зомби теперь не просто тупое мясо. Они начали учиться, создавая новую расу мертвецов. Без социальной сатиры тоже не обошлось — иначе у Ромеро и быть не могло. Необычный ужастик от мастера жанра — самый правильный кандидат на первое место в этой номинации.
(Рецензия на фильм — в №10 за 2005 г.)
- Лучший научно-фантастический фильм: (=Лучший фантастический фильм)
Приятный подарок всем поклонникам хорошей научной фантастики. Космический вестерн с бюджетом в 39 миллионов долларов, полностью избавившийся от сериального прошлого («Серенити» снят по малоизвестному сериалу «Firefly»). Затягивающая вселенная, блестящие диалоги и живые персонажи — такого от него никто не ожидал.
Приключения вольнонаемного экипажа транспортно-грузового корабля «Серенити» на задворках галактики — сюжет, казалось бы, совершенно банальный. Однако режиссер Джосс Уэдон умудрился сделать маленькое чудо. Это тот редкий случай, когда все решает качество истории, а не дорогие спецэффекты или раскрученные актеры. Множество героев, лихие повороты сюжета, внимание к мелким деталям, аккуратные боевые сцены, полное отсутствие пафоса — много ли еще надо?
Интересно, что телепатку Ривер, тренированную убийцу, можно было без труда усыпить фразой на русском — особой командой, запрограммированной в ее мозг: «Eto kuram nа smeh».
Конечно, в этот год вышли и последние «Звездные войны» — достойный конкурент за звание «лучшего научно-фантастического». Но к миру и героям Лукаса мы давно привыкли. А создатели «Серенити» показали нам такую красивую и необычную вселенную, полную свежих идей! Сплав высоких технологий и стилистики Дикого Запада — вариант довольно экзотичный, но, как оказалось, беспроигрышный. Этот маленький шедевр безусловно заслуживает нашей сегодняшней награды.
(Рецензия на фильм — в №12 за 2005 г.)
- Лучший фэнтези-фильм:
Экранизация первой книги серии «Хроники Нарнии» (по хронологии мира эту историю следует считать второй) от знаменитого англо-ирландского писателя Клайва Льюиса — близкого друга Толкина.
Нарния — это волшебный мир, где магия является самым обычным делом. Животные умеют говорить, плоскую землю накрывает небесный купол, а скалы в глубине — живые и даже съедобные.
История началась в Лондоне 1940-х годов, когда четверо детей были посланы родителями в отдаленное поместье профессора Кирка, чтобы избежать бомбежек нацистов. В одной из комнат Питер, Сьюзан, Эдмонд и Люси находят старый платяной шкаф — портал в мир под названием «Нарния», где правит добрый лев Аслан.
Да, картина создавалась под чутким руководством студии Диснея, никогда не отличавшейся серьезными фильмами, однако именно это позволило собрать фантастический бюджет — 150 миллионов долларов. Такие сумасшедшие деньги, помноженные на талант работников студии «Weta Workshop» (трилогия «Властелин Колец») помогли снять поистине феерическое Зрелище.
Несмотря на очевидную «детскость», эта картина — самая настоящая сказка: семейная, добрая и ошеломительно красивая. Настоящее фэнтези в чистом виде. И если все пойдет, как задумывали продюсеры (экранизации книг Льюиса будут продолжаться), то у следующих «Хроник Нарнии» есть все шансы надолго монополизировать титул «лучший фэнтези-фильм».
(Рецензия на фильм — в №2 за 2006 г.)
- Лучший кинокомикс:
Если «Город грехов» — идеальная экранизация «графических новелл», то «Бэтмен: Начало» может с полным правом именоваться примером для подражания в «супергероическом» поджанре кинокомиксов.
Это пятая по счету с 1989 года картина о Темном Рыцаре, но, в то же время — не продолжение или предыстория предыдущих серий, а полная их ревизия. «Бэтмен: Начало» более точно следует букве и духу комиксов — мрачноватый, гнетущий фильм, показывающий нам превращение молодого миллионера Брюса Уэйна в одного из самых узнаваемых супергероев на свете.
Новый «Бэтмен» удачен почти во всем. Фильм отлично снят. Он психологичен и в то же время не зануден; в меру страшен, в меру умен. Передовые спецэффекты не выглядят самоцелью, а динамичные сцены сняты настолько стильно, что хочется аплодировать стоя. По сравнению с предыдущими сериями «Бэтмена» новая картина — просто подарок для фанатов. Нет, два первых фильма от Тима Бертона ничем не хуже. Но это была сказочная буффонада, а здесь все очень серьезно.
Отдельно стоит отметить звездный актерский состав — это Кристиан Бейл, Майкл Кейн, Лайам Нисон, Кэти Холмс, Гари Олдман, Рутгер Хауэр, Морган Фримен. С каждым из них можно снять отдельный фильм, а здесь они собрались все вместе...
При собственном бюджете в 135 миллионов долларов картина собрала почти 400. Крис Нолан обещал снять продолжение к 2007 году. Сценарист Дэвид Гоер сообщил, что у него уже готовы наброски аж для трилогии. Во второй части должен зажигать Джокер, а в третьей — Двуликий.
(Рецензия на фильм — в №8 за 2005 г.)
- Лучшее продолжение, приквел или римейк: (=Лучшее продолжение)
Как уже говорилось выше, 2005 год — это год продолжений. Выражаясь не по-русски: сиквелов, приквелов и римейков. Напомним, что «сиквел» — это именно продолжение сюжета произведения (например, «Гарри Поттер и Кубок огня»), «приквел» — история того, что было раньше (например, «Бэтмен: Начало»), а «римейк» — фильм, сделанный по мотивам какой-либо известной ленты, причем его создатели стремятся следовать старому сценарию (например, «Кинг Конг» Питера Джексона).
Итак, в 2005 году куда ни глянь — везде маленький шедевр. Судите сами: захватывающий «Гарри Поттер», жутковатый «Бэтмен», эпичные и грустные «Звездные войны», на удивление приличные «Подземелья драконов 2». Кому отдать предпочтение? Выбор очень трудный.
Если оценивать кандидатов с точки зрения успешности продолжения ими предыдущих картин — насколько они оправдали и улучшили старую марку — то, пожалуй, самым достойным претендентом здесь будет «Кинг Конг».
Этот фильм — самый замечательный новогодний подарок всем фанатам Питера Джексона. Настоящий ураган, потрясение и шок. Мало эпитетов? Их все равно не хватит. Зрелище с большой буквы, давняя мечта режиссера, лихо кладущая на обе лопатки все предыдущие фильмы о гигантской горилле, пойманной на острове Черепов и доставленной в Нью-Йорк на потеху толпе.
Это не «возвращение к истокам» (новый Кинг Конг был снят по сюжету 1933 года), а их преодоление. Лучший римейк-2005 от самого высокооплачиваемого режиссера на планете.
(Рецензия на фильм — в №2 за 2006 г.)
- Лучший необычный фильм:
В этом году редакция «МФ» вводит новую номинацию — как оказалось, не все хорошие фильмы помещаются на прокрустово ложе имеющихся категорий. Итак, в этой номинации представлены фильмы необычные (техникой съемки, сюжетом — да чем угодно), но при этом остающиеся интересными. То есть оригинальность подхода не должна убивать удовольствие от просмотра — это главное условие. Вы наверняка заметили, что при перечислении претендентов кратко указано, за что та или иная картина попала в список.
В итоге самым неожиданным и приятным киносюрпризом 2005 года мы признаем фильм гонгконгского режиссера Стивена Чоу «Разборки в стиле кунг-фу» («Kung Fu Hustle»). В свое время мы рекомендовали его нашим читателям — и они по достоинству оценили качественную, действительно смешную, уникальную в своем роде пародию на жанр «wu xia» (в примерном переводе с китайского — «рыцари боевых искусств»), помноженную на высмеивание целого вороха голливудских картин — «Матрицы», «Человека-паука», «Неприкасаемых» Де Пальмы, «Сияния» Кубрика...
Действие происходит в Шанхае 1940-х годов. Ради собственной выгоды два друга-неудачника решили притвориться членами преступной банды «Топоры». Однако это невинное, на первый взгляд, жульничество, в конечном итоге становится причиной вражды между «Топорами» и жителями бедняцкого квартала, часть из которых оказалась прославленными мастерами кунг-фу.
Картина изобилует драками в стиле «долой законы гравитации». Интересно, что в самом начале съемок все трюковые сцены выполнялись «вживую», причем реальными мастерами единоборств. Однако потом лента получила приличное финансирование, и в ней появилось несколько десятков особо эффектных эпизодов, нарисованных на компьютере.
(Рецензия на фильм — в №8 за 2005 г.)
- ФИЛЬМ ГОДА:
Даже рядом с суперуспешным «Кинг Конгом», красочными «Хрониками Нарнии» и всенародно любимым Гарри Поттером последние «Звездные войны» все равно остаются самым очевидным кандидатом на звание лучшего фильма 2005 года. Гигантские гориллы приходят и уходят. А «Звездные войны» только одни, причем, если верить Джорджу Лукасу, продолжений больше не будет. Никогда. Анимационные картины или игры — пожалуйста. Но не фильмы.
Возможно, что это не так. Может быть, Лукас — уже давно скорее бизнесмен, чем режиссер, — через 10-15 лет решит заработать еще немного денег на беспроигрышной торговой марке «Звездных войн», и снимет новую трилогию (либо доверит эту почетную миссию кому-нибудь другому, став ее продюсером).
В 2005 году журнал «Форбс» оценил стоимость торговой марки «Звездные войны» (за все ее 28-летнюю историю) в 20 миллиардов долларов. Примерно столько же сейчас стоят брэнды «Мерседес» и «Пепси».
Но предполагать можно что угодно, а реальность такова: «Месть ситхов» — это лучшее из того, что было показано в кинотеатрах за последние 12 месяцев. Это не каприз редколлегии, не происки российских дистрибьюторов и даже не запоздалый заказ на рекламу от студии «Lucasfilm Ltd.». Таково мнение наших читателей, голосовавших на сайте «Мира фантастики» за этот фильм в течение всей второй половины 2005 года. Мнение, которое редакция «МФ» безоговорочно разделяет.
(Рецензия на фильм — в №7 за 2005 г.)
- КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ 2004
Прошедший год в игровой индустрии был относительно спокойным. К сожалению, так и не вышли ожидаемые к концу года «The Elder Scrolls 4: Oblivion» и «Ведьмак», слегка разочаровали некоторые достаточно ожидаемые проекты — и в то же время приятно удивили совсем другие, на которые никто из нас изначально не делал серьезных ставок. Если смотреть на картину целиком, 2005 год порадовал, по большей части, любителей action-игр и шутеров. На удивление много появилось «игр по мотивам» — правда, качество их не всегда соответствует уровню оригинала. Российский игрострой набрал еще пару оборотов и пополнил мировую коллекцию несколькими очень неплохими проектами. Какие игры стали лучшими по версии «Мира фантастики» — читайте ниже.
- Лучшая фэнтези-игра:
Прошедший год подарил нам не так уж и много интересных игровых проектов в жанре фэнтези. В первую очередь отметим неуемный и искрометный «The Bard's Tale», детище самого «папы Фоллаута», Брайана Фарго. И быть бы весельчаку Барду на первой ступеньке нашего пьедестала, если б не одно «но» — с точки зрения графики игра получилась просто убогой, другого слова не подобрать. В наш век современных технологий за наивное высказывание «ролевая игра не обязана быть красивой» можно получить весьма чувствительный нагоняй. А вот «Sudeki», напротив, может похвастать исключительно приятной картинкой, но — увы и ах! — больше про нее сказать нечего.
«Мор. Утопия» получился «игрой на любителя», «Dungeon Siege 2» практически ничем не отличается от своего предшественника, a «Daemonica: Зов смерти» при всех своих достоинствах грешит откровенным примитивизмом, в том числе опять же по части многострадальной графики.
Что же, расстреляв все второстепенные мишени, перейдем к основной — «Fable: The Lost Chapters». Единственное, в чем можно упрекнуть эту игру, — она кончается раньше, чем мы успеваем в нее наиграться. Сев за нее на пару часов, вы с удивлением обнаружите, что прошли уже сутки, вы забыли выгулять собаку, пропустили тренировку и катастрофически опаздываете на свидание. Вот такой должна быть настоящая игра. Высший балл и первое место.
(Рецензия на игру — в №12 за 2005 г.)
- Лучшая научно-фантастическая игра: (=Лучшая фантастическая игра)
Победитель в этой категории настолько очевиден, что мы даже и не будем пытаться ходить вокруг да около. Да, это «F.E.A.R». Захватывающий, мистический и жуткий шутер, с умопомрачительным режимом slo-mo и шокирующе умными противниками. «Quake 4» и «Cold Fear» мрачно курят в сторонке — их фокусы уже давно никого не пугают. «Metalheart: Восстание репликантов» безуспешно пытается привести в порядок свои имплантированные конечности, которые доставляют больше хлопот, чем приносят выгоды, и показушно кутается в драную изометрическую хламиду с надписью «made in Vault 13». Не покупайтесь — это подделка.
Единственная игра, которая в тени орденоносного «F.E.A.R.» смотрится на удивление неплохо — «Звездные волки», дебютный проект молодой российской компании разработчиков. Космическая стратегия с элементами ролевой игры, хорошими продуманными миссиями, интересным миром, неплохой картинкой — у этой игры есть все, что нужно крепкому и удачному проекту. В свое время мы уже присуждали ей «Выбор редакции», и если бы не «У.Ж.А.С»., у нее были бы все шансы победить в данной номинации.
(Рецензия на игру — в №1 за 2006 г.)
- Лучшее продолжение:
Самым ожидаемым продолжением в 2005 году, несомненно, был «Quake 4». Но, к глубокой досаде всех почитателей этой серии игр, в четвертой части не воплотилась даже половина тех обещаний, которыми в свое время щедро сыпали разработчики. И мы, поиграв пару вечеров для галочки в «Quake 4», немедленно изменили известному фавориту, как только появился великолепный «F.E.A.R».
Остальные продолжения, по большому счету, находятся в одной весовой категории, и все как один сделаны по принципу «бери больше, кидай дальше». Наиболее интересной и востребованной в широких массах оказалась «Star Wars: Knights of the Old Republic 2 — The Sith Lords», поскольку ее выход предвосхищал премьеру Третьего эпизода «Звездных войн». Ей мы и отдадим слегка потрепанный лавровый венок победителя, а сами пока помечтаем о том, как в будущем году будем придирчиво выбирать между пятой частью «Героев», третьей «Готикой» и «TES 4: Oblivion».
(Рецензия на игру — в №5 за 2005 г.)
- Лучшая компьютерная экранизация: (=Лучшая игровая экранизация)
Все номинанты в этой категории страшно имениты и знакомы нам до колик в печенках. Вот мальчик со шрамом-молнией на лбу, собирающий бобы и карточки с картинками; вот немощный джедай-без-меча, мечтающий превратиться в Настоящего Джедая; вот красавец К. Ривз, он же Нео, он же Избранный, изучающий кунг-фу под нашим непосредственным руководством; а вот и темные московские подворотни и Тигренок, разрывающий на части всевозможную нечисть.
Почему мы собрали все эти игры в одну стопку? Да потому, что каждая из них была выпущена в надежде получить с чуть запылившейся лицензии еще немного зеленых портретов американских президентов. У кого-то это получилось чуть лучше, у кого-то чуть хуже — но скажите, положив руку на сердце: какая из этих игр достойна стоять на том же уровне, что и фильм? Ответ, к сожалению, будет очевиден.
Впрочем, не все так плохо в игроиндустрии. Пусть редко, но встречаются игры, по качеству не только равные своим «предкам», но и намного превосходящие их. Именно к этой категории относится «The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay», по увлекательности игрового процесса оставляющая далеко позади кинематографические «шедевры», послужившие ей основой. Рассказ о том, как матерый рецидивист смог сбежать из самой неприступной тюрьмы в истории человечества, не только прекрасно подан, но и хорошо оформлен, и держит нас в напряжении на протяжении всей игры. Виват и троекратное ура шведским разработчикам и лично Вину Дизелю! И пальмовая ветвь от редакции «Мира фантастики». Так держать!
(Рецензия на игру — в №3 за 2005 г.)
- ИГРА ГОДА
И вновь перед нами нелегкий выбор. Что предпочесть — громкое имя создателя или известную вселенную? Свежие идеи или выверенный до последнего грамма игровой процесс? Любовь широких народных масс или признание искушенных игровых гуру?
Впрочем, компромисс нашелся достаточно быстро. Яркий, запоминающийся и необычный шедевр Питера Мулинье, «Fable: The Lost Chapters» — единственный из всех претендентов — получил положительную оценку от каждого редактора «Мира фантастики». Красивая ролевая игра (а прошедший год стал сущим разочарованием для любителей RPG), в которой нам предлагается прожить целую виртуальную жизнь. Она покоряет с первого взгляда, завораживает и не отпускает. Она дарит сказку, ту самую сказку, по которой мы тоскуем в реальности. И пусть эта сказка быстро кончается — зато она запоминается надолго и оставляет в душе самые светлые и теплые чувства. Впрочем, даже если вы по натуре законченный злодей — и для вас она станет настоящим подарком.
* * *
Вот редакция и разобралась с лучшими из лучших.
Закономерный вопрос: «Почему нет номинаций для худших из худших»? Что нам стоило назначить псевдопризы за «худшую книгу», «худший фильм», «худшую игру»? Почему не наградили «Провал года» и «Разочарование года»?
Потому что хорошей фантастики, как это ни обидно, меньше, чем плохой: однообразной, скучной, бесталанной. «Мир фантастики» писал, пишет и будет писать только о достойных проявлениях фэнтези и фантастики. Если даже мы обругаем дрянную игру или отшлепаем писателя-графомана, мы уже обратим на них внимание читателей. А редакция этого не желает: пусть бездарность прозябает в безвестности.
Итак, победители объявлены. Мы их с радостью поздравляем! Призы можно забрать, где и обычно.
Если вы считаете, что «Мир фантастики» незаслуженно обошел кого-то из кандидатов, что кто-то награжден зря, что в 2005 году всё, на самом деле, было совсем не так — пишите в редакцию по электронной почте pochtaemirf.ru или по обычной почте 111524, Москва, Перовская ул., д.1, «Мир фантастики». Будем рады узнать ваше мнение, а если возникнет дискуссия — то она найдет свое место на «Почтовой станции».
Спасибо, что досидели до конца церемонии! Аплодисменты победителям!
© «Мир фантастики» №2 (Том 30), 2006
|
|
|