Сергей Лукьяненко «Черновик»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Однажды вы приходите домой и обнаруживаете, что в вашей квартире живет другой человек, ваша собака вас не узнает. Потом вас начинают забывать знакомые и родственники и пропадают ваши документы. Что происходит?
Ответ на этот вопрос ищет герой романа Сергея Лукьяненко.
Роман публиковался в ЖЖ Сергея Лукьяненко
Первоначальное название романа — Альтернатива
Входит в:
— роман-эпопею «Работа над ошибками»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 288
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2945 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 48 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшая отечественная фантастика | |
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книга года |
Номинации на премии:
номинант |
Лунная радуга, 2005 // в области литературы | |
номинант |
РосКон, 2006 // Роман | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2006 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2006 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Сигма-Ф, 2006 // Крупная форма, романы | |
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 2015 // Переводной роман (Россия) |
Экранизации:
— «Черновик» 2018, Россия, реж. Сергей Мокрицкий
- /языки:
- русский (13), немецкий (2), итальянский (1), литовский (1), чешский (1), эстонский (1), польский (1), болгарский (1), венгерский (1)
- /тип:
- книги (21), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Д. Вейс (1), В. Велчев (1), Л. Дворжак (1), К. Пёльман (2), А. Росин (1), Э. Скурская (1), М. Фалькуччи (1), Н. Якубаускайте (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
JDPK1991, 13 ноября 2017 г.
«А внутре у ней неонка» (с.)
Когда-то, лет этак десять назад, при чтении этой книги я просто захлебывался происходящим — событиями, героями, атмосферой, множеством, как мне тогда казалось, разнообразных миров. Читал, и диву давался, какой же гений, должно быть, автор, если держит в голове столько всего, не теряя увлекательности?
В этом году поймал себя на мысли, что совершенно не помню о книге ничего, за исключением того, что когда-то в пубертатном периоде она долго держалась на первом месте в моем личном ТОП-е. В том оказалась и проблема. Я повзрослел.
Картонные персонажи, картонные действия, супергерои с мотивацией «я, пожалуй, сделаю это, ну... в общем-то, потому что я крутой». Финал из серии: «как ты смог победить бога? ну... в общем-то, потому что я все ещё крутой. Хоть я и перестал быть крутым, и меня должны были убить по всем правилам, но... хм, добавим загадочности и потрем пальцем колечко».
Проверку временем книга не выдерживает совершенно, но, сказать по правде, будь мне все еще 15, максимум 20 лет — ее оценка все так же колебалась бы на уровне 8-10 баллов. Но сейчас нет. Максимум 6 — и те за легкий ритм и, собственно, одну удачную идею с тем самым Черновиком. Темпа книжка не роняет, а вот думать читателя вообще не провоцирует. Своего рода «Трансформеры» отечественного производства для массового читателя, если, конечно, такие читатели еще остались.
Больше всего запомнилась именно цитата Стругацких, которая приведена в начале. Должно быть потому, что книги тех авторов не стареют, а основные мысли не теряют своей актуальности. А это, господа, действительно уровень, который «Черновик» 2004 года более не держит.
Thornbird, 16 марта 2019 г.
Ну, что тут скажешь — сначала поддалась на уговоры и сходила на фильм, а потом пришлось книжку читать, потому что ничего не поняла. Должна же я была разобраться — это кто-то снимать не умеет или писать. Разобралась, кажется:)
Вот что очень бросилось в глаза в книге сразу — это повсеместный, тотальный, беспробудный, патологический алкоголизм. Ни одной главы, да что там, ни одного эпизода, не обходится без того, чтобы герои не набухались хоть чем-нибудь. Буквально не успевали допивать одно, как уже покупали второе. Не успевали просохнуть от второго, а там уже на горизонте третье мерещилось. Вплоть до того, что герой отправляется на разведку в новый, только что открытый мир, от которого неизвестно, чего ожидать, и берет с собой... шоколадку и коньячку))) Не, ну а чо... комплект выживальщика)) Собственно, в начале, когда он лишился всего и у него оставались последние деньги, он тоже потратил их на дешевый коньяк. Потом, правда, прикупил подороже, когда разжился. Короче без того, чтобы выпить с любым встречным-поперечным, не обходилось ни одного события. Пришли — выпили, ушли — выпили, никуда не пошли — тоже выпили. Класс! Прямо взглянула на мир глазами алкоголика... Теперь только не знаю, что делать с этой полезной информацией)))
Ну да ладно... Не с того я, наверное, начала. Вот что мне нравится у Лукьяненко это то, что он все-таки пытается органично вписать свои идеи в нашу реальность, российскую, и преподнести их как-то оригинально, на наш лад. По сути этого и ожидаешь от русскоязычного российского автора — чтобы была своя атмосфера. И это ему, по-моему, неплохо удалось в первых «Дозорах». Другой вопрос, насколько удачно он это сделал в «Черновике» и какую сторону нашей жизни попытался в нем отобразить. В основном почему-то чернуху, тлен и упадок, скучную бытовуху и тотальную депрессию. И, вроде бы, хочется погрузиться в описанные им приключения, но постоянно ловишь себя на мысли, что хочется как-то не так, а по-другому, на своей волне, в другом окружении и с другими героями. Понятно, что он изображает настроение, быт и самосознание масс 90х в худшем виде... Хотя немного не понятно, сколько можно... Все-таки «Черновик» уже 2004го года... Поднадоело как-то вот это все, нет? Но самое удручающее это то, что даже иные миры в «Черновике» это все те же самые унылые, скучные и упаднические 90е, ничем не удивляющие и не взрывающие воображение. Ничто их не спасает — ни старинные экипажи, ни гигантские осьминоги, ни роскошные рестораны, ни пляжи, ни даже галлюциногенные грибы. Вот все равно это один большой Черкизон... а это грустно...
Следующий неприятный момент — непроработанность абсолютно всего: сюжета, деталей, характеров, миров, конфликта... Отношение самого автора к своему творению — поверхностное, даже наплевательское какое-то... в духе: «Изжарится как-нибудь!» Это сатира? Да, вроде, нет... Хотя может... Я не очень люблю юмористическую литературу, а сатиру и подавно, поэтому, может, просто не прониклась, а нужно было злорадно ухмыляться...
А еще ГГ, честно говоря, никакой симпатии не вызвал. В фильме его, кстати, попытались сделать более привлекательным в духе времени — он успешный дизайнер, он по-настоящему влюблен в девушку и добивается ее любви, он стремится вернуть себе свою жизнь, он любит родителей и дорожит связью с ними, он симпатичный в конце концов. В книге все совсем наоборот. Герой ничем не примечателен и не симпатичен, талантами не наделен, устремлениями и убеждениями не отягчен, постоянно бухает со всеми подряд, расстался с девушкой в 26 лет по причине, что он еще не готов к ответственности, на сложившиеся обстоятельства он реагирует как-то вяло, неэмоционально... Короче суть такова, что довольно-таки серая личность получает сверх-способности, становится суперменом, открывает миры, путешествует по ним и вдруг оказывается в водовороте необычных и важных для всего мироздания событий. Хм... возможно, в этом что-то есть, возможно, это именно то, что задумал автор — маленький человек получает суперсилу. Но все же даже маленький человек может быть хоть чем-то хорош, чтобы ему хотелось сопереживать, чтобы он был более внятным и не отмороженным, более решительным и восприимчивым, ну или хотя бы вызывал жалость что ли из-за неспособности противостоять жестоким и непреодолимым обстоятельствам... А тут любые его «геройские» выпады «объясняются» его естественным слиянием с новой ролью, которая как бы подсказывает ему, как действовать. Соответственно, он ничего не боится, ничему не удивляется, ни к чему не испытывает любопытства, все воспринимает как должное и ни к чему не прикладывает усилий... Кого-то мне это напоминает... Ага — Макса Фрая... Только у того и с приключениями было совсем туго, и с интеллектом беда. Тут хотя бы середнячок, а Макс просто откровенно ниже среднего (будто после Лукьяненовской Нирваны). Спрашивается, читателю-то тогда с чего бы переживать за подобных героев?
Вот взять хотя бы его отношение к своему прошлому. По родителям он не очень скучает, главное, что они за него переживать не будут, т.к. все равно забудут. С друзьями он и так заново передружится, хотя не очень-то и хотелось. Девушку он все равно не любил. Поэтому единственное, кого герой хочет вернуть в свою жизнь, это собаку... Блин, как душещипательно... я прямо прослезилась... Вот Камю такого «постороннего» приговаривает к смертному приговору, между прочим... а Лукьяненко награждает его бессмертием, регенерацией, суперсилами и башней-воплощением всех мечт (пусть и весьма скромных). Но этого мало, т.к. он оказывается вдобавок ко всему не просто функционалом, а необычным функционалом, из ряда вон! Вот как...
Что же касается отношения Кирилла к будущему, так тут совсем все плохо... Оказывается, мир Нирваны со счастливыми идиотами открылся ему потому, что он именно так представлял себе будущее России... В принципе это не очень удивляет, учитывая, что из себя представляет сам персонаж. Почему-то такие по себе всё стараются мерить. Наверное, чтобы было не так обидно. Он ведь на деле оказывается полнейшим пофигистом, плывущим по течению. Ни одного возвышенного порыва у человека нет. Спасать девушек — это не его дело. Помогать другу и защитить его в неведомом мире — это ему лень. Вот перепихнуться без обязательств с бабой-кузнечихой — это, пожалуй, можно, экзотично, прикольно, но ведь потом пойдут серьезные отношения, а за ними разборки, головняки и все такое... так что тоже не, зачем лишние проблемы нужны... Ради справедливости замечу, что одну даму наш рыцарь все-таки приворожил, но от этого почему-то никакой радости...
В общем, честно говоря, я в легком шоке от настроения и качества данного произведения. Не знаю, что сейчас пишет Лукьяненко. Может, его попустило, и его миры и герои стали немного позитивнее... Но жить с таким настроем определенно грустно. Надо что-то менять. Хотя, может, оно и ничего — пусть и такое будет для истории на страницах романа... Только бы молодежь не жила такими мыслями и не брала в пример таких персонажей. А то Черкизон-то давно уехал, а его черновик остался...
Лунный волк, 31 августа 2017 г.
Эта книга никак не дотягивает до хорошей фантастики, да и просто не дотягивает до книги, больше всего это напоминает комикс только без картинок. Персонажи в данном произведение никак не раскрываются, и в принципе всё что известно о персонажах это их имена. Поэтому гибель кого либо из них не вызывает абсолютно никаких эмоций, как и все происходящие в этой книги.
Просто какой-то парень без каких либо усилий получает сверхспособностию И уже на второй день начинает спасать человечества многих миров от рабства, по сути даже ни в чём не разобравшись. Книга аболютная жвачка для мозгов. Очень жаль что автора который пишет такое, возводят до эталона Российской Фантастики. Не стоит того что бы это покупать, и тем более тратить на это свое время.
Angvat, 15 ноября 2017 г.
Один из тех рубежей, после которого можно было сказать: «Автор исписался». Ну или по крайне мере высказать предположение о том, что он никак не развивается дальше.
«Черновик» — очень емкое и подходящее название для этого произведения. Оно и правда напоминает некое черновое сборище старых идей и приемов автора. Переход в другие миры, тайный мир рядом с нашим, настоящим, выпады в сторону коллег, попытки позубоскалить на тему актуальных тогда социальных проблем и явлений, герой, внезапно обретающий сверхспособности, а затем ввязывающийся в противостояние со своими новыми товарищами… Все это было, причем не у кого-то, а у самого автора. Вплоть до отдельных элементов, вроде мира, помешенного на генных модификациях. И все вместе это смотрится как какое-то нагромождение, как действительно какой-то черновик, из которого могло бы родится что-то новое и оригинальное. Но не родилось. Так и остался «Черновик» сборником старых идей и новых нелепиц, вроде супер таможенников и барменов или боевого пуделя с ядовитыми зубами. И вместо «Работы над ошибками» скорее вышло какое-то «Повторение пройденного». Причем далеко не самое удачное.
HDRip, 14 июля 2022 г.
Ироничная ситуация. В первой половине книги один вымышленный писатель предполагает дальнейшее развитие событий, как это было бы у реальных писателей-фантастов (например, Стругацких). И многие из этих вариантов звучали куда интереснее, чем итоговый вариант, выбранный Лукьяненко. Ей богу, он выбрал самый простой и банальный сценарий. Настолько, что я до самого конца не хотел верить, что это действительно правда, а не хитрый ход от автора перед тем, как он достанет туз из рукава. Увы, этого не происходит. Всё оказалось просто и банально. И если начало книги захватывает, мистики становится всё больше, но никаких объяснений не даётся, и ты с нетерпением ждёшь того, что же будет дальше, то в определённый момент, задолго до окончания книги, все карты оказываются на столе, и выясняется, что там максимум одна пара. И от книги остаётся ощущение разочарования из-за нереализованного потенциала.
Batareev, 29 октября 2024 г.
Интересный, хотя по объему совсем не большой роман.
Концепция параллельных миров обыграна многими фантастами (по духу мне наверное ближе Макс Фрай с его «Лабиринтами»). В «Чистовике» же Лукьяненко акцентировал внимание не на исследовании миров (про них он рассказывает, но не показывает), а на герое, его реакции на инициацию, знакомство с правилами игры и конфликте моральных установок. Это роман прежде всего о человеке, что неприемлет насильственное вмешательство в свою судьбу, какие бы «чудеса» оно за собой не несло.
Ну, и нельзя не отдать должное мастерству Лукьяненко, читать его романы просто увлекательно (если это не бесконечные продолжения Дозоров).
lee_si_tsin, 29 сентября 2017 г.
Неплохое произведение, если Вы — подросток, если немного знаете об окружающем мире, не приобрели еще опыта, не затрудняете себя чтением серьёзных классических произведений.
Но, если Ваш литературный вкус более взыскателен, то видно только: штамп, штамп, пошлый штамп, гомофобия, плоская шутка, шутка с длиннющей бородой, штамп, пошлый штамп, гомофобия, тупой юмор, секс, тупой конец.
AiRon88, 9 июня 2021 г.
Один из самых неоспоримых плюсов для меня — то, как автору удаётся сразу захватить внимание читателя и не отпускать до последней страницы. Вот серьёзно — герой видит открытой дверь в собственную квартиру и это сразу интересно. Дальнейшее развитие сюжета — неожиданное и дальше действие несётся и несётся вперёд. К каким-то вещам можно придраться, но он них вспоминаешь (понимаешь это) уже как-то потом. А пока сюжет развивается — читаешь и ни о чём не думаешь.
К концу книги, кстати, почувствовал, что с Котей будет какой-то выверт. Правда, думал, что его тоже убьют — очень уж симпатичный образ получался.
lammik, 2 июня 2020 г.
У меня создалось впечатление, что увлекательность книг Сергея Лукьяненко имеет обратную сторону. По первости они так быстро проглатываются, что многое упускается из виду как подробности пейзажа за окном «Сапсана». Поэтому романы Лукьяненко стоит перечитывать лет через несколько, и только тогда удаётся рассмотреть те мелкие детали, что украшают картину и придают ей глубину.
К «Черновику» я вернулся практически сразу после премьерного прочтения «Рыцарей сорока островов» и «Солнечного котёнка». Поэтому сравнение было неизбежно. Прямо скажу — «Черновик» написан мастеровитей и тщательней. А уж завязка со стиранием человека из московской реальности заслуживает высшей оценки, буквально втягивая в чтение и не давая оторваться.
В начале последней главы книги писатель начинает литературоведческие размышления и добавляет к борхесовским великим сюжетам измену любимой (предательство друга), вот только на мой взгляд это всего лишь вариация первого сюжета — потеря сокровища (как если бы главным героем «Хоббита» был Горлум).
И да, фильм лучше не смотреть, сценаристы не только исковеркали сюжет книги, но и нагнали в него кучу отсебятины, ко всему прочему в фильме практически отсутствуют актёрские попадания в образ.
CJIuBa, 26 декабря 2020 г.
Когда-то взяв в руки это произведение, после «Дозоров», мне просто нечего было делать. Я хотел отвлечься от скуки и думал что-то почитать :D
Cпустя несколько страниц я не мог оторваться.
Главный герой, его судьба, переживания и все то, что творилось...
Просто не укладывалось в голове. Его действительно стирали )) Да еще как умело...
А дальше... Дальше началась не менее захватывающее, огромное количество приключений )) Которые оставляли вопросы до самого конца. И это хорошо, ведь была интрига.
Особенно порадовал конец )) Хотя конечно при этом и немного озадачил.
P.S. Отдельно хочу выделить, что ФИЛЬМ, это жалкая пародия на эту книгу, более менее с ней пересекающееся только в начале. Сопли о бывшей девушке и куче выдуманного бреда, которого не было в самой книге (Аля Кремль в каждом мире), а так-же куча опущенных деталей, которые для сюжета были как раз важны.
Вообщем читайте книгу )) Представляйте себе все сами, не лишайте себя удовольствия погрузиться в этой неповторимый мир.
Darth_Veter, 14 июля 2020 г.
Честно говоря, роман сей я читал уже после всех основных циклов автора («Рыцарей...», «Дозоров...», «Лабиринтов...» и «Танцев на снегу»). Так что весь спектр творчества Лукьяненко был мной изучен. Чем смог он меня удивить в новом романе, который в свое время довольно настойчиво рекламировал?
Да, роман вышел необычным и поучительным. Я бы сказал, некий симбиоз «Дозора» с «Рыцарями...» Это хорошо, когда автор вспоминает, с чего он начинал, и пытается смахнуть пыль веков со своего творчества.
Что получилось хорошо?
Во-первых, сам мир «Черновика», точнее, калейдоскоп связанных друг с другом миров, у которых разные точки отсчета и ценности. Так сказать, одним ударом несколько мух побиваром. К описанию миров автор подошел с особой тщательностью. Один мир легендарного прошлого, один мир несостоявшегося будущего, еще один — застывшего (или остановившегося во времени) настоящего. Всего поровну, чтоб сравнивать было с чем. Молодец автор, сделал разумный выбор! И еще хороший ход: Башня как перекресток (или шлагбаум) миров. А главгерой — ее таможенник. Непонятно только, как там двери появляются — не совсем четкое объяснение. Сколько вообще дверей может быть? От чего это зависит? Странным также выглядит правило не отходить от Башни дальше определенного расстояния — главгерой его все же смог нарушить. Что это за правило, если оно не действует? Мне кажется, что это просто антураж такой, чтоб напряжение присутствовало.
Во-вторых, необычный главгерой. На первых страницах его некие личности (то ли обитатели Аркана, то ли вообще инопланетяне) стирают из нашего мира. Не в прямом смысле, конечно, а в идеальном: Кирилла перестают узнавать соседи, родители и домашняя собака. Вскоре остается только один человек, который его еще помнит. Фактически главгерой теряет связь с родным миром, а новый еще изучить не успел. Получается своеобразный «человек меж двух миров». Автор описывает его состояние и мысли, которые весьма интересно меняются со временем (особенно, после открытия сути арканского эксперимента). Гибкий, неординарный образ.
В-третьих, центральная идея, которая проявляется уже после прочтения. А в каком мире мы живем? Антике, Ким-Гиме или Аркане? Как далеко нам до того времени, что описано в романе? Не превратится ли наш мир в Заповедник, если мы не будем учиться у Прошлого и наплевательски относиться к своему Настоящему?
Итог: настоятельно рекомендуется к чтению неравнодушными людьми, которым не все равно, куда мчится этот тепловоз.
----------
P.S. Фильм по роману вышел какой-то половинчатый (использован не весь задел произведения), политизированным (заговоры, спецслужбы, империи со своей моралью), а местами — до нелепости смешным (чего стоит одна Дуся-молотобойка и летающие матрешки!). Не смотреть однозначно!
Arty, 9 сентября 2018 г.
Лукьяненко- это писатель-адаптатор. Основные идеи, которые заложены в его книгах, он подчерпнул из произведений других зарубежных и не только авторов. «Рыцари сорока островов» и «Дети синего фламинго», «Звезды- холодные игрушки « и « Обитаемый остров» и далее по списку. Разумеется, есть вещи самобытные , такие как « Лабиринт отражений», «Cпектр». Однако «Черновик «-нет. Основная идея , была взята из романа Дика «Лейтесь, слезы».
Тем не менее, я считаю, что именно с произведений Лукьяненко надо начинать знакомство с фантастикой. Все его произведения читаются легко, относительно красивым языком и интересным проработанным миром. В чем Сергей Васильевич Мастер, так это именно в деталях.
В целом, хоть его книги и заимствуют чужие идеи чуть менее чем полностью, эти произведения качественные, в них можно влюбться , будучи подростком, но потом, когда вы начинаете читать других фантастов все становится понятно. Я люблю Сергея за то , что он открыл мне фантастику. За то, что показал, что читать интересно .
Спасибо.
Velary, 1 сентября 2016 г.
Всё больше понимаю, что Лукьяненко не мой автор, хотя пишет вроде бы и хорошие произведения, но... не живые. Но это так, лирическое отступление.
«Черновик». Начало многообещающее, жаль уже к пятидесятой страницы начинается унылая тривиальщина про параллельные миры и бла-бла-бла. Именно ощущение унылости романа не покидало до самого конца книги. Вот если б из первых страниц полноценное произведение сделать, да с качественным обоснуем — ммм... Но увы. После знакомства героя с новой реальностью следует непродолжительный экшн: читается быстро и довольно любопытно, но вышеназванное чувство не исчезает. А к концу оно [чувство] захватывает полностью, развязка блёклая и невыразительная, любовная линия откуда-то «вдруг» вылезла, жидомасонский заговор с участием лучших друзей... Фу-фу-фу. Поставила выше единицы только за легкость чтения, развлеклась всё-таки.
URRRiy, 29 ноября 2019 г.
Хороший, «в стиле Лукьяненко» фантастико-приключенческий роман, хотя и не самой оригинальной идеи. Тема изъятия человека из реальности очень популярна у современных писателей, особенно мне понравилось «Задверье» Нила Геймана.
Но и Сергей Лукьяненко написал свою вещь ничуть не хуже, хотя его идея «функционалов», пусть и интересная, но выглядит как то то ли как скрытая пародия, то ли как скрытый стёб над читателем. Типа «сторож места» — пёс на привязи.
Фон произведения — параллельные миры, сильные мира сего, путешествующие по ним, плюс особенности «использующих силу» функционалов поданы отлично. Да и сама идея тоже в принципе гуманная и доступная.
Рекомендую.
SeverianX, 29 марта 2020 г.
С творчеством Сергея Лукьяненко я знаком довольно неплохо. Особенно полюбился мне его цикл городского фэнтези «Дозоры». По продуманности мира и глубине философского подтекста он намного опережает прочие произведения подобного жанра. Цикл «Работа над ошибками», к которому и относится роман «Черновик», по-моему, принадлежит также к жанру городского фэнтези, но с большим количеством элементов «мягкой» социально-гуманитарной фантастики. Немало места уделено здесь описанию общества и социального строя других миров.
Роман «Черновик» интересен, сложен и многогранен. Его сильными сторонами, безусловно, являются красивый язык и интригующий закрученный сюжет.
Главный герой – Кирилл – типичный менеджер по продаже компьютерного «железа». Однажды вечером он возвращается домой и попадает в странную ситуацию: в его квартире живет какая-то другая женщина, у неё есть все документы, изменилась мебель и даже ремонт. И что самое странное – его не узнаёт любимая собачка Кешью. Кирилл ничего не понимает, пытается разобраться в случившемся, идёт в полицию и прочие госслужбы, но и там его как будто не существует. Главного героя постепенно вычеркивают из жизни: забывают друзья и родственники, паспорт выцветает и рассыпается в руках и даже прохожие постепенно перестают замечать. Поначалу его помнит только близкий друг Котя, но со временем забывает и он. В книге подробно прописаны этапы осознания кардинальных и непонятных изменений в жизни героя. Когда он уже смиряется со своей судьбой, приходит странное предложение прийти в заброшенную водонапорную башню. Кириллу терять особо нечего, и он соглашается.
Так он постепенно узнаёт, что является не человеком, а функционалом-таможенником, обладающим сверхсилой. Кто же такой функционал? Оказывается в мире есть некое подобие сверхлюдей. Их «стёрли» из обычной жизни и наделили определёнными способностями, которые тесно связаны с их функциями. Функционал-врач безошибочно лечит, ресторатор – определяет предпочтения и вкусы человека, полицейский – сможет задержать любого нарушителя и т.д. Плюсом к этому даётся ещё много полезного: функционалы не стареют, не болеют и очень быстро регенерируют. Функционал-таможенник, которым и стал главный герой, исполняет функции таможни. В его башне открываются проходы в другие миры, через них проходят люди, а Кирилл следит за контрабандой. В придачу даются навыки рукопашного боя, знание вещей, о которых раньше даже не слышал, умение чувствовать ложь и множество прочих приятных мелочей. Но такое большое количество плюсов не может быть без минусов. А минус тут всего один: функционалы «привязаны» к своей функции – не могут удаляться от неё дальше чем на 10-15 км.
Помимо функционалов, есть ещё целый веер других миров. Некоторые совершенно не похожи на Землю и непригодны для жизни. Другие, напротив, похожи, но имеют какие-либо отличительные особенности. Например, в Антике сохранился рабовладельческий строй (хотя и крайне необычный), в Ким-Гиме никогда не существовало нефти и господствует стимпанк, в Тверди религия победила научно-технический прогресс, но зато развились биотехнологии. Процесс открытия и описания миров, на мой взгляд, самое интересное в романе.
С самого начала Кирилл открывает Ким-Гим (порталы открываются пока функционал спит). Вторым открывается дверь в Заповедник – тропический рай без людей. Один из высокопоставленных чиновников просит Кирилла открыть проход в Аркан – мифический мир, время в котором, как считалось, немного опережает наше. Поэтому, наблюдая за ним, можно избежать ошибок на Земле, использовать Аркан, как черновик. Оговорюсь, что ближе к концу романа это представление сильно пошатнется. После неудачной попытки нашему герою это удаётся. А вот тут и начинаются главные сюжетные повороты, многие из которых необычны и даже лихи.
Есть у сюжета и минусы: некоторая шаблонность, совершенно ненужная любовная линия, приличное количество «роялей в кустах». Но, тем не менее, минусы не такие большие, чтобы на них делать акцент. Общее впечатление от сюжета очень достойное.
Язык у Лукьяненко просто великолепен. Юмор романа и простота повествования делают чтение романа очень приятным и позитивным. Язык не то чтобы безумно красив, но простой и очень точный. В одно небольшое предложение автор может вложить смысла больше, чем некоторые в несколько страниц.
В итоге, перед нами книга, типичная для Лукьяненко, написанная в присущем ему стиле и в соответствующей атмосфере. Множество интриг, завязанных в первом романе, будут раскрыты уже в «Чистовике». Советую к прочтению этот прекрасный образец фантастики.