Вера Камша «Лик Победы»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези )
- Общие характеристики: Военное | С множеством интриг | Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
На дорогах Кэртианы — следы слепой подковы, но земным властителям не до древних пророчеств. Шаткий мир вот-вот сменит очередная война, в которой каждый хочет урвать кусок пожирнее. Фактический правитель королевства Талиг кардинал Сильвестр согласен платить за столь необходимый хлеб не золотом, а воинскими талантами маршала Алвы. Непревзойденный полководец скачет в осажденный Фельп, не дожидаясь медленно движущейся армии. За его спиной — подавленный бунт, впереди -новые сражения. Знает ли маршал, кто является самым грозным врагом Талига и его самого? Что ждет юного оруженосца Алвы, предавшего своего господина ради любви? Вернет ли выросший в изгнании Альдо Ракан трон предков, и что выберет его лучший друг Робер Эпинэ — живую совесть или мертвую честь? Кому улыбнется Победа, а кого настигнет страшная всадница на пегой кобыле? Шар судеб стронулся с места, его не остановить...
Входит в:
— цикл «Отблески Этерны»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 666
Активный словарный запас: средний (2927 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшее отечественное фэнтези |
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшее продолжение отечественного цикла | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книга года |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
gedie, 27 мая 2023 г.
Что-то я утомился читать про дураков, а большинство основных персонажей непроходимые дураки. Казалось бы, должны бы поумнеть за три книги, и вроде поумнели, пока не выкидывают очередной фортель. Ну не могут так глупо поступать взрослые люди, по крайней мере, не большинство и не на высших должностях.
Что к чему стало понятнее в третей книге. Только еще тут мутная мистика... ой короче.
Много размышлений из пустого в порожнее, каждый себе что-то шифрует не заботясь где правда, сами себе выдают желаемое за действительное. Да и персонажи не имеют привычки объясняться друг с другом и выяснять где правда
А еще у многих тут безответные чувства и любовь с первого взгляда, при чем это какая-то одержимость. Не бывает, чтобы человек увидел её, пару раз поговорил за два года, а потом его всё никак не отпустит, всё он сохнет по ней и отсутствие взаимности его не волнует. Это уже диагноз.
При этом, если обобщать, все же интересно, в целом, но было бы на много интересней, добавь автор больше конкретики и внятности, что ли больше содержательности по отношению к объему текста. И нормального взаимодействия между персонажами. А, и карта мира была бы очень-очень кстати.
Так что, с одной стороны, хотелось бы узнать чем все это может закончится, но уж так затянуто, конца края не видно и слишком много дураков на квадратный метр. Надоело. Я еще почитал краткий пересказ сюжета следующих книг и мне этого хватило. Не хочу дальше копаться в этой каше, тем более, что она недоварена. Цикл пишется почти 20 лет, с длительными перерывами. Это слишком долго. А в планах вижу еще как минимум 4 части. Нет, такое не для меня. Автору желаю здоровья, дожить и дописать финал этой эпопеи.
Селеста, 7 апреля 2022 г.
Если первые две книги суммарно я прочла за двое суток, то третью мучила две недели, причём, все эти две недели ушли на попытку пробиться сквозь описание морских сражений в начале.
Это очень плохо. Не помню навскидку, что настолько скучное, неуместно-карикатурное и криво написанное мне попадалось в последнее время. Мне, как читателю, абсолютно плевать на эту битву. Новые персонажи, от лица которых ведётся повествование, невероятно скучны, а переживать за Рокэ Алву смысла нет. Божественность и без того сверх-идеального Рокэ достигла апогея, он стал надоедать. Кроме того, линии Рокэ и Ричарда разошлись, а без химии между этими персонажами, без их острых моментов книга влёт утратила половину тех красок, что были в первых двух томах. Ну и отдельный кошмар — это женщины. Я не знаю, за что автор так ненавидит женский пол, но настолько отвратительно подавать его представительниц нужно уметь. Будь этот уничижительный взгляд на женщин в книге всего лишь отображением взглядов персонажа, которому подобное подходит по характеру, — вопросов бы не возникло, но эта проблема следует из книги в книгу.
Ричард стал балластом, который просто болтается где-то там, и который вообще не нужен повествованию. Он ничего не решает, ничего не делает, ни на что не влияет. Робер превратился в уставшего от себя и своего окружения человека, который, в отличие от Ричарда, пытается трепыхаться и что-то решать, но у него не получается. Он, однако, хотя бы двигает сюжет. В итоге, книгу спасают только части Луизы Арамоны — и сама по себе она интересный персонаж, и через неё, наконец, немного раскрывают королеву Катарину, над которой две книги подряд автор откровенно потешалась и подавала нам фигуркой, вырезанной из картона.
Стиль автора, и без того не блещущий красотой, стал напоминать сбивчивый пересказ человека, который то неимоверно серьёзен, то вдруг начинает высмеивать всё вокруг. Самого автора стало в тексте очень, очень много. Не понимаю, что случилось. Первая книга тоже не блистала литературностью, но её было приятно и, что самое главное, увлекательно читать. Именно в первой книге автор создала ярких персонажей, именно в первой умело накидала загадок, на которые хотелось узнать ответы. Мистика перестаёт быть мистикой, персонажи начинают бесить, повествование проседает, интересных и нестандартные сюжетные ходы и вовсе исчезли. Читать дальше буду в надежде на то, что В. Камша, как все нормальные авторы, работает над собой, улучшает свой стиль и развивает персонажей.
deti, 21 марта 2022 г.
Прочитана первая трилогия эпопеи. Финал «Лика победы» вопиет о продолжении. Хорошие книги определяются по финальным главам. Третья книга «Отблесков Этерны» хороша, не менее предыдущих.
Ясно видимая литературно-культурная основа сериала, добавляет впечатлений от узнаваемости стиля, сюжетных ходов и героев. И пусть фэнтези все таки «Дамское», уж простите за легкий сексизм, но книгу Веры Викторовны с чувством искренней благодарности поставлю рядом с «Волкодавом» Марии Семеновой и «Домом в котором…» Мариам Петросян.
У кого-то из лаборантов прочел рекомендацию по музыкальному фону, под который «Отблески Этерны» становятся ярче и отчётливей. В моем случае это музыка Алексея Рыбникова, Андрея Петрова и Эдуарда Артемьева в произвольной последовательности.
Ну а дальше то, что?
Моро всхрапывает и нетерпеливо бьет копытом землю.
Iriya, 29 июня 2019 г.
«Мы не властны в наших снах, а сны могут превратить нашу жизнь в пытку.»
*
«Глупость, благородство и золото способны творить чудеса даже по отдельности, но когда они объединяются, мир оказывается на краю.»
*
«Наша совесть — удивительно подлая штука: вытащил из толпы обреченных нескольких человек — спаситель, наоборот — убийца.»
*
Мирное время постепенно уходит в прошлое, а впереди Кэртиану ждет очередной военный период. Что он принесет нашим героям, которые с нетерпением рвутся в бой? Древние знания карт Таро говорят нам, что грядут глобальные перемены, и все способствует их приходу! Однако, путь к ним лежит сквозь массу трудностей. Кому придется решать «хлебный» вопрос военными действиями, прибегнув к неординарным, смелым стратегическим планам? Как попасть в самую гущу революционного движения и при этом сохранить человечность? Что за таинственная лошадь оставляет след слепой подковы и как она связана со странными древними пророчествами? И это еще не все вопросы, с которыми придется столкнуться героям! Вот только многие из них стремятся лишь к достижению личных целей. Они спешат взглянуть в лицо желанной Победе, забывая о том, что за маской видимой благодати может скрываться нечто иное.
*
Снова встречаю рассветы в компании Веры Камши и героев ее цикла «Отблески Этерны». Автор продолжает удивлять читателей, наращивая динамику и напряжение происходящих событий. Уже по названию первой части становится ясно, что книга с таким началом вряд ли будет содержать страницы с сюжетным штилем. Активные действия и молниеносное принятие важных решений мы видим здесь в каждом эпизоде. Повествование по-прежнему разделено на линии разных героев, число которых растет. Несмотря на то, что автор скрывает свое присутствие за персонажами первого плана, я чувствовала ее на каждой странице. Она очень умело передает свое настроение и отношение к событиям/героям, проявляясь иногда солнечным лучом, просочившимся сквозь стекло, или проливным дождем, смывающим все живое вокруг. В романах этого цикла все имеет межстрочное значение, и даже детали антуража, песни, рассказываемые героями легенды интригуют читателей скрытым смыслом. Хочется отметить, как мастерски Камша комбинирует сюжетные линии таким образом, что каждая из них усиливает эффект воздействия на читателей предыдущей и последующей. В книге есть часть, в рамках чтения которой я практически одновременно смеялась, плакала и ужасалась от происходящего. Опыт совместного чтения этого цикла подтвердил, что аналогичные эмоции испытывала не я одна.
*
Как интересно Вера Викторовна раскрывает образов героев, прорисовывая их на уровне противопоставления друг другу.Так случилось, что все действующие лица мы может воспринимать через взгляд других действующих лиц, выступающих рассказчиками. Глазами одного из героев автор позволяет нам наблюдать пару важных моментов, погрузиться в сравнение и понять суть образов нескольких первостепенных персонажей. Причем, иногда происходит такая странная ситуация, когда герой видит одно, а понимает и комментирует это по-другому. И в этот момент ясно лишь одно, что слово «Идиот» еще не самое обидное в подобной ситуации. Данную книгу можно смело называть парадом потрясающих мужских образов как главных, так и второстепенных. Одни продолжают восхищать, другие начинают раздражать. Другими словами, все они оставляют после себя самые разнообразные и яркие эмоции. Что касается женских образов, то здесь происходит небольшой прорыв. В раскладе судьбоносных карт выпадает Папесса, и в сюжете на первый план выходит очень сильная женская линия. Она идет от лица героини, которая нам уже знакома со времен предыдущих книг, где она маячила лишь на второстепенных ролях. Здесь же я могу с полной уверенностью сказать, что у меня появился любимый женский персонаж! Ироничный юмор, колкие закадровые комментарии и незаурядная внешность — все это делает ее особенно интересной по сравнению со многочисленными полупустышками, которые вызывают скорее раздражение, чем восторг.
*
Заключительная часть полностью соответствовала своей карте под названием «Суд». Миллион терзаний одного из героев были настолько глубокими, что оказались способными воздействовать на читателя. Наступившие времена не дают шансов на счастливое существование совестливых людей, стремящихся к милосердию. Победа всегда желанна и имеет множество лиц, только вот смотреть в лицо той твари, которая прикинулась здесь Победой, было невероятно грустно. Стремительность финала оказалась подобна урагану. Синий взгляд смерти в ставшим явью бреду, разочарованный эшафот, кровавая волна возмездия в тон перевязи предателей, съежившийся от ужаса город, шокированные шеренги военных, стройная фигура, пропавшая среди прячущих глаза истуканов, и фраза, ставшая девизом финала: «Я был бы Вам весьма признателен, если бы вы предоставили мне любоваться закатом в одиночестве...» Все это оказалось настолько сильным, что вызывало восторг с эмоциональным уровнем шока. Я снимаю шляпу перед автором! Браво! До мурашек!
*
В качестве послевкусия — мысли о скоротечности времени и воспоминаниях прошлого. В этой книге есть потрясающая сцена, которая своей жестокой правдой вызывала грусть, заставляя строчки расплываться перед глазами. Пронзительно, метко до слез...письмо с безысходной темнотой в конце строк...безжалостное время, уродующее прелестную девчонку в старуху с красными губами...«больше года, меньше трех», ставшие одним днем...и человек, влюбившийся в золото заката, рискуя не увидеть рассвет. А в голове неумолимо звучат слова из романса Канцлера Ги, превращающие мою ночь в бессонное существование и заставляющие встречать новый день с «Отблесками Этерны»:
«Цветущих вишен влекущий яд,
Воспоминаний зовущий ряд.
Я не сказал все, что хотел –
Краток подлунный срок.
Сонная ночь залита вином –
Все, что не «завтра» – всегда «потом»…
Все, что сказать я не посмел –
Увидите между строк...» (с)
*
Я просто счастлива, что финал этой истории еще далеко впереди. На сцене появляются новые действующие лица, поэтому возникла необходимость отойти немного в сторону от основного сюжета и перед тем, как прочитать следующую книгу под названием «Зимний излом», познакомиться с историей-приквелом «Белая Ель». Продолжение следует...
Metternix, 15 марта 2011 г.
Итак, я наконец-то закончил чтение 3 тома Отблесков Этерны. Далось оно мне нелегко... Но обо всем по-порядку.
Начну как обычно с внешнего оформления — оно не отличается ни по качеству исполнения, ни по смысловой направленности от иллюстраций первых томов. На обложке мы вновь лицезреем Рокэ Алву, перед каждым разделом книги черно-белый рисунок показывающий одно из значимых/запомнившихся событий соответствующей части. В новинку будет только карта — ее появление именно в 3 томе вполне оправданно. В придачу есть огромное приложение позволяющее разобраться в хитросплетении аристократических родов Талига, получить систематизированные сведения о религиях, некоторых традициях народов населяющих придуманный писательницей мир. Приводятся описания всех использованных писательницей арканов Таро и еще много полезной информации.
Касаемо числа томов... По идее 3 части книг (а ведь изначально планировалось только 3 тома Отблесков — и только впоследствии повествование разрослось до монструозных размеров в 10 (?) книг) должны быть самыми интересными: в 1 томе происходит знакомство с миром и героями; фигуры расставляются на шахматной доске. Во 2 томе происходит основное (либо существенная часть) действие, хотя может протормаживать; фигуры приходят в движение — партия начинается. В 3-ем же происходит развязка, темп повествования ускоряется, фигуры совершают последние перестановки и, в итоге, встают на новые места и мы, как следствие, видим совершенно новый расклад. В общем finita la comedia...
Но, увы, ничего из вышеуказанного мы в Лике победы не увидим. Перед нами логическое продолжение первых 2 томов, однако долгожданная развязка не происходит, книга чрезмерно затянута и никакого намека на скорое окончание мы не наблюдаем. По сути автор переливает из пустого в порожнее — ведь развития персонажей практически не происходит, большинство второстепенных героев, вышедших на 1 план, могли бы и дальше оставаться на вторых ролях. Книгу мог бы спасти малый объем — тогда она бы воспринималась как 1 часть 3 книги, прелюдия к окончательной развязке 3 тома. Но, к сожалению, 700-от страничный опус не вписывается в этот образ — развязка не приблизилась к нам ни на страницу, наоборот, появляются новые вопросы, при отсутствии ответов на ранее поставленные.У читателя возникает закономерный вопрос — сколько же еще таких томин придется осилить, чтобы узнать чем же все закончится?!!! Временами книга напоминает бразильский сериал — тот же Альдо — уже который том подряд собирается в Гальтару — но не придвинулся к ней ни на хорну (мера измерения расстояния в книге).
Надеюсь у вас не отпало желание продолжать чтение рецензии после столь печального вступления... если нет — продолжаем — теперь перейду от общего к частному — разбору того, чем конкретно не понравился этот том, ну и, возможно, в нем все-таки есть достоинства (погребенные под горой недостатков)...
Существенное и по сути не нужное увеличение объема достигается посредством подробнейшего описания морского сражения в 1 трети книги. Громоздкое описание битвы было и в 1 томе — но там оно смотрелось к месту и читалось/воспринималось легко, здесь же уже к середине описания (именно описания, не рассказа) я успел запутаться в многочисленных именах и титулах, да и исход в общем-то был ясен с самого начала — флот Фельпа в бой вел Рокэ (непобедимый, богоподобный и т. п. и т. д. — в общем жду ни дождусь пока Алве рога обломают — надоело уже о его «подвигах» читать). Для сравнения, в книге «Борьба за испанское наследство» С. Махова описания морских сражений читаются (и запоминаются) намного легче — причем заметим, что это чисто научная книга. Достоинством описания можно считать то, что морской бой показывается нам глазами разных героев — как «своих» (интереснее всего читать от лица виконта Валме), так и врагов — дожиха (не вспомню имени — да это и не существенно) заставляет пару раз посмеяться над своей тупостью и ограниченностью. Плюсом можно считать и показ автором трагедии в масштабе как конкретных людей (смерть Поликсены), так и всего вражеского флота. Таким образом, сражение хоть и показано многопланово и весьма сложно, все-таки сильно затянуто, а противники Рокэ удивительно глупы, во что слабо верится.
Бочку дегтя можно разбавить ведром (именно ведром, а не каплей) меда. Главнейшим достоинством романа является значительно расширение мира, в котором происходит действие. Расширение происходит как вглубь, так и вширь — во 2 и 3 третях мы многое узнаем о провинции Эпинэ — где происходит восстание, подготовленное Августом Штанцлером. А в начале книги действие преимущественно происходит в Фельпе и его окрестностях. Подробно рассмотрены география, политическое устройство, культура и традиции славного города Фельпа, напоминающего нам Геную. Немного меньше уделено внимания Урготу (также напоминает торговую республику а-ля Генуя), ну и вскользь упоминается их противник — Бордон — аналог Венеции. Во 2 трети мы много узнаем о родине Матильды Алате: пред нами предстают великолепные пейзажи предгорий и горных долин на юге от Талига (эти земли напоминают благословенные края Австрии и северной Италии: например итальянскую провинцию Трентино-Альто-Адидже). В. Камша не забывает сделать и экскурс в историю этих государств, устами персонажей рассказывает нам древние легенды этих небольших, но от этого не менее интересных, народов.
Не обойдены вниманием и государства, ранее упоминавшиеся на страницах предыдущих томов — новые сведения о культуре и традициях которых предстают перед нами постепенно на протяжении первой половины тома (она в целом лучше второй, возможно автор устала и не «заморачивалась» над ней — это заметно и в концовке тома). Это и гайифская любовь по-имперски, и мистерии, заимствованные всеми эсператистскими государствами у той же Гайифы: они очень похожи на смесь «классических» древнегреческими мистерий с театральными постановками (это еще более указывает на связь Гайифы с Византией — правоприемницей Древней Греции). Культура городов-государств очень похода на культуру эпохи Возрождения — это и повышенное внимание к доэсператистской культуре и религии, и заимствование гайифских мистерий и многое многое другое... В общем, 3 том более интересен с точки зрения раскрытия мира, чем персонажей и развития сюжета.
В этом томе таинственные злобные силы в лице выходцев действуют еще активнее и наглее — однако их мотивы до сих пор не ясны и это несколько напрягает, но любители мистики получат свою долю удовольствия.
В отличие от предыдущих романов цикла, в 3 томе присутствуют элементы эротики — многостраничное описание похождений Алвы, Валме и Джильди неотступно скатывающихся к свальному греху — однако затянувшаяся сцена начинает раздражать (был бы сюжет к соответствующему фильму — еще куда ни шло, но в книге эти вещи в том виде, в каком они представлены — неуместны).
Касаемо персонажей. В первой трети всплывает неоправданно больное число лиц с заковыристыми именами и титулами — в большей части романа они не участвуют — поэтому чрезмерное внимание к ним явно излишне и только путает большинство читателей.
Как это ни прискорбно, умирает Квентин Дорак (кардинал Сильвестр) — и государство начинает катиться в пропасть все быстрее — ведь свора бестолковых вредителей Манриков срывается с поводка и стремится все подмять под себя не подумав о завтрашнем дне. На охоту выходят и шавки помельче — вроде Колиньяров — однако все вместе они донельзя расшатывают и без того гнилое здание Талига. Все усилия Дорака пропадают впустую; нового кардинала Агния, да и слабовольного короля Фердинанда попросту жаль — Манрики крутят ими как хотят. При этом ни одного здравого и достаточно влиятельного человека, способного повлиять на Манриков в столице не оказывается. Смена власти влечет за собой и перестановки во всех эшелонах военной и гражданской власти — и вот, на вершине карьеры и, как будто бы, славы оказывается Леонард Манрик — сын всесильного временщика Леопольда Манрика. Привлечение внимания автором к этому персонажу неоправданно — но только потому, что раскрыв его с лучшей стороны, В. Камша тут же убивает его. Леопольд как белая ворона в своей семье — он прекрасно понимает действительные свои силы, однако отец, не спросивши сына делает его маршалом, при том что способности Леонарда ограничиваются чином полковника и он, в отличие от Леопольда, это прекрасно осознает. На вершине военной власти он оказывается только из-за тщеславия отца. Этот человек вынужден всю жизнь скакать под дудку властного родителя. И тем страшнее и ужаснее его смерть — он пал жертвой предательства — убит своими же подчиненными... Его бы понимание своих истинных способностей принцу Альдо: по предыдущим книгам о нем сложилось весьма негативное впечатление — самовлюбленный, не видящий дальше своего носа, спесивый придурок, грязное отродье вышвырнутой на свалку истории династии, ничтожество, возомнившее себя избранников Богов, нет, даже не Богов — а самой Кэртианы... Он не видит, да и не хочет замечать свои слабости (а ведь учебный бой на шпагах он проигрывает даже никчемному Дику Окделлу). В общем линия Альдо начинает надоедать, жду не дождусь когда же ему надают по мозгам, а еще лучше жестоко убьют... Никакого развития этот персонаж не претерпевает (если конечно не считать развитием рост самомнения и самодурства). Его выходки бесят все больше и больше — мне не ясны мотивы автора относительно этого персонажа — хоть он и условно «добрый» герой — но вызывает пока лишь ненависть. Даже его ближайший друг Робер Эпинэ разочаровывается в своем «короле». Вот Иноходец меня в этом томе и порадовал — наличествует хоть какое-то развитие — он снимает розовые очки и понимает в какой ж*пе оказался напару с выродком Раканом. Весь том его гложут сомнения относительно перспектив возвращения старых времен, однако судьбе угодно мучить его и дальше. В последней трети книги происходит восстание в Эпинэ, где как раз и пребывает Робер — пров своей воли он оказывается во главе обреченного на провал мятежа.Тут уж совсем явно торчат уши еще одного урода — Августа Штанцлера — подлый интриган подбивает на восстание недовольных обитателей герцогства — т. е. как обычно загребает жар чужими руками — расхлебывать то все придется Роберу. А тут еще и Альдо напару с Ричардом валятся ему как снег на голову. Ричард Окделл переходит от восхищения подколодной змеей королевой к не меньшему восхищению Альдо Раканом (было бы чем восхищаться). Дикон еще один персонаж, мучительной смерти которого я жажду все душой. Все-таки я был не прав, писав в предыдущих отзывах о том, что Ричард не претерпевает развития — нет он то как раз изменился — стал мелким отвратительным гаденышем — и его поступки лучше всего свидетельствуют об этом: «эти южане думают о Леворукий знает о чем, а не о Талигойе», ничего из себя не представляющий юнец говорит «тогда они (имеет ввиду Альдо) не будут зависеть от возомнившего себе невесть что сброда» речь идет о восставших в Эпинэ — воюющих за свое благополучие, в отличие от Альдо и Ричарда воюющих за свои узкокорыстные интересы и ради «Великой Талигойе» — старой развалине не выдержавшей испытания временем и не развалившейся совсем только благодаря Олларам.
Если говорить о более приятных персонажах, то стоит упомянуть Луизу Арамона. Ну кто бы мог подумать что писательница к 3 тому выведет ее на первый план?! Оня является одним из главных корреспондентов, от которых ведется повествование. Ее похождения вызывают намного больше интереса в отличие от линий Альдо и Ричарда (в отличие от предыдущих томов — где линии были равнозначны по степени интереса). Луиза это простая женщина в непросных обстоятельствах, в придачу она обременена опекой над своевольной дурой Айрис Окделл, выходки которой, со временем, раздражают ничуть не меньше, чем похождения Альдо и делишки Ричарда. Луиза показывает удивительную способность остаться на плаву в мире предательств, интриг и переходных времен. Ее ирония и колкие выпады (правда про себя, вслух такое говорить опасно) в отношении многих столичных заправило вызываю улыбку и вносят долю живости в застойное и нудное повествование романа. Но я ушел в сторону... Луизой движет не жажда наживы, власти и т. п., а вполне естественное желание устроить своих детей.
Катарина Ариго (несомненно для меня это не положительный персонаж, но раз веду речь о женщинах — упомяну ее здесь) демонстрирует недюжинную силу воли и стойкий характер, который дан не каждому мужчине. Практически одна она в открытую противостоит клике Манриков, не теряет самообладания даже в саме сложные моменты. За одно это она вызывает мое уважение, хотя в целом, повторюсь, этот персонаж мне противен.
Нельзя обойти вниманием и Матильду — она как обычно в меру весела, но и не теряет серьезности, когда это необходимо. Ее жизнерадостность помогает перетерпеть чтение столь нудного романа.
А теперь наконец подойду к образу Валме! Вот он, любимый персонаж 3 тома! Он меняет Ричарда в роли корреспондента, от лица которого рассматривается линия Ворона. Читать о событиях, связанных с Рокэ, несомненно интереснее в изложении Марселя, который в отличие от Ричарда не переполнен глупыми предрассудками и сомнениями, когда это действительно необходимо — способен на решительные действия, может пересилить свои страхи и совершить если не подвиг в полном смысле этого слова, то как минимум весьма достойный поступок (пресловутый Ричард способен лишь на отравление своего благодетеля и проигрывание фамильных ценностей в карты «навозникам»). Он более позитивен... рассказанные от его лица деяния Алвы, его впечатления от города Фельпа и окрестностей более живые и яркие, чем у Ричарда, пропускавшего все увиденное через косные представления о «чести», «Великой Талигойе» и прочей мишуре. Веселость и жизнелюбие Валме, так же как и линия Матильды, вносит элемент живости в болото, которым по сути и является этот роман.
Новый же адъютант Алвы — Герард — по сути тот же Ричард — только покладистее, умнее и без глупых предрассудков — толку от этого героя никакого — повествование он собой ни коим образом не разнообразил.
В общем из персонажей порадовали только Сильвестр и Матильда (было бы удивительно, если бы они кого-то разочаровали), ну и Марсель Валме с Луизой Арамона. Порадовал Робер — по крайней мере он более менее определился в своих взглядах.
Так... что-то я многовато написал (и все время кажется что что-то или кого-то упустил) — те кто дошел до чтения этих строк несомненно героические люди! Обещаю что скоро ваши мучения завершатся и вы увидите Резюме!)))
Теперь развязка — на последних страницах 200 действие начинает происходить быстрее — при том что я увяз по уши в чтении предыдущих 500 страниц меня это по началу обрадовало — но нет — первое впечатление обманчиво! развязка получилась скомканной, как будто ее писали в большой спешке — не видно логики событий, все происходит как-то спонтанно... глупо что ли... Альдо оказывается на троне, Оллары свергнуты, Ворон сдается... странно и нелогично!
Резюме: книга получилась значительно менее интересной, чем первые 2, читается она с трудом, постоянно возникало желание бросить ее ради какой-либо другой книги. События, в ней описанные, можно было уместить страниц в 500 максимум, написать более живо, сделать книгу подинамичнее что ли... В. Камша не единственный автор, страдающий излишним многословием — но книги того же Б. Сандерсона несмотря на еще большие объемы читаются куда легче и быстрее, не отпускают до последней страницы и, самое интересной, хочется продолжения — причем еще большего объема. Не буду лукавить — желание бросить на время Отблески Этерны в ходе чтения 3 тома посещало меня много раз — но каким-то непостижимым образом автору удалось меня вновь заинтересовать (вот уж не знаю чем и как).
Для цикла в целом книга имеет значение прежде всего в плане новых подробностей о мире, она существенно раздвигает его границы и т. п. (подробно это я рассмотрел выше). Чего у писательницы не отнять — так это таланта придумать (в данном случае еще и многое заимствовать — а это тоже нужно уметь правильно сделать) интересный мир, где не удалось выехать на героях и сюжете, там она взяла интересным миром.
Читать безусловно стоит тем, кто уже познакомился с первыми 2 томами. Плюсы пока уравновешивают многочисленные недостатки — так что бросать цикл на полпути к финалу не стоит.
В ближайшее время начну чтение 4 тома, если кого все еще интересуют мои рецензии на этот цикл — подписывайтесь на колонку — постараюсь вас не разочаровать.
На написание рецензии ушли 3,5 часа + 3 пары Литургического богословия (на них был сделан 7-ми страничный набросок, частично использованный при непосредственном наборе окончательного варианта рецензии, который вы видите выше)
Селеста, 14 апреля 2014 г.
Третью книгу цикла «Отблески Этерны» я мучила непростительно долго. Затянуто, местами интересно, но по большей части — скучно. Морской бой в самом начале читался мною дольше, чем вся остальная книга. Куча бессмыслицы, а само сражение вполне можно было сократить втрое без потерь. Рокэ Алва начинает потихоньку надоедать своей неуязвимостью. За две военные кампании и за три книги он даже ранения серьёзного не получил, я уж молчу о том, что он ухитряется один выстоять против многих противников. Назовём это условно Фесс-мод — тот тоже грешил подобной терминаторовостью. Ну а Ричард по-прежнему вызывает только лютое желание дать ему по мозгам, раз уж никто больше не в состоянии. Только Робер радует по-прежнему — единственный адекватный и интересный персонаж, да ещё и оказавшийся в сложной ситуации, хотя выходящий из подобных ситуаций порой крайне нелогичными и откровенно глупыми способами.
Зачем такие длинные описания от лиц второстепенных персонажей, я не совсем поняла. В их «главах» ровным счётом ничего особо связанного с сюжетом, за редким исключением, а раскрыть персонажей для дальнейшего ввода их в игру, можно было и как-то покомпактнее, а не растекаясь мыслью по бумаге. Бумага-то всё стерпит, читатель — не всегда.
Особо даже сказать нечего. Были моменты особо зацепившие и интересные, вот из них и нужно было книгу составлять, но тогда она вышла бы раза в три короче, а ведь кирпич на полке вместо худосочной книжечки — это солиднее, и не важно, что в тексте — каша.
Немного разочарована: ждала развития и накала страстей, накал получила, развитие — нет, а такой большой текст грешно топить в подобном болоте.
White Bear, 21 сентября 2010 г.
В романе целый ряд действующих лиц и сюжетных линий. Но надо отдать должное автору, на пустяки она не разменивается и о простых людях не пишет. Чтобы попасть в персонажи этого романа, надо иметь как минимум дворянский титул, зато каждый читатель найдет тут себе принца или принцессу по вкусу. Перед тем как вы пойдете выбирать себе любимого героя, я прошу обратить ваше внимание на Рокэ Алву, и его верного спутника Марселя Валме.
После 30 страниц краткого пересказа предыдущей книги, мы узнаем, что молодой дворянин Марсель Валме вместе с прославленным полководцем Рокэ Алва едут на войну. Сама идея Марселю не очень нравиться. Если вы хотите себе представить душевное состояние героя, то представьте себе метросексуала, который едет на пейнтбольный кооператив. Марсель явно чувствует себя не в своей тарелке, ему непонятно зачем он поехал, почему так рано встает, и единственное, что скрашивает его будни это мысль о будущем успехе ветерана войны у столичных девушек, а также купленные по приезду в осажденный город полдюжины шелковых рубашек. Официальная должность у Марселя — офицер по особым поручениям. День Марсель проводит, восхищаясь умом и харизмой прославленного полководца Рокэ Алвы, а ночью пьет и развлекается с девушками. Бьет жизнь ключом в осажденном городе. Врут нам про ужасы осады, я уже не говорю и блокаде Лениграда.
Рокэ Алва — напротив личность загадочная и мистическая, о его стремлениях и помыслах нам ничего не известно. Это военный гений обладающий даром предвидения (по неподтвержденным данным). Это именно ему принадлежит идея начинить взрывчаткой один из своих кораблей, на случай сдачи экипажа в плен и дальнейшего знакомства с полководцем противника. А идея с использованием кожаной брони против мушкетов? Смеетесь? Противник тоже смеялся, но перестал, когда пули стали отскакивать от хорошо выделанной кожи. Современные изготовители брони и кевлара должны кусать себе локти от стыда и зависти. Кстати надо отметить, что армии времен Рокэ Алвы вооружены огнестрельным оружием, но передвигаются на весельных галерах времен древней Греции. Если прогресс пойдет таким путем и дальше, то появления пароходов стоит ожидать только после атомной бомбы. Также надо отметить задумку с использованием безобидных зверушек при абордаже вражеского флота. Кто мог подумать, что отборные головорезы залезут на табуретки и будут визжать как поросята? А как прошло, просто загляденье. Нашему ОМОНУ тоже надо запастись парой сотен мышей для разгона демонстрантов.
Но вернемся к нашим героям. Только после некоторого времени понимаешь суть взаимоотношений молодого Марселя и маршала Алвы. Типичный разговор следующий: Как вам это удалось Рокэ? — Элементарно Ватсон, тьфу ты Марсель. Я уже говорил, что Марсель к войне относится несколько легкомысленно? Оказывается это типично для всех участников боевых действий. После победоносного морского сражения, где победившая сторона была представлена Марселем и Алвой а проигравшая парой тройкой Девиц из командного состава противника, была устроена грандиозная пьянка с участием обеих противоборствующих сторон с переходом в любовные утехи достойные немецкого кинематографа. Пэйнтбольный кооператив, я же говорил.
Ну что же это я, так и всю книгу перерассказать можно, и вам ничего не останется. Кстати мне кажется, я знаю кто такой Рокэ Алва — это Вера Викторовна собственной персоной, как еще объяснить мистическую прозорливость великого полководца? Как бы сказал Михалков: Великая книга о великой мне.
DN, 8 апреля 2013 г.
К третьей книге цикла книга окончательно превратилась в мыльную оперу (и с точки зрения сюжета, точнее его отсутствия, и с точки зрения потери качества): одни действующие лица бесследно исчезли в никуда, другие появились из ниоткуда в промышленных количествах, третьи существуют только для того, чтобы занимать треть книги (ведут бессмысленные диалоги или повторяющиеся монологи по двести страниц, пьют, едят и совершают повторяющиеся бесконечные подвиги). Читать все это сил уже не было. Жаль — потому, что начало было обещающим. И потому, что все выродилось в текстовую халтуру (в обоих смыслах этого слова). С другой стороны, автора это кормит и ладно. В конце концов, и у сверхбездарных российских телесериалов есть свои благодарные зрители — что вполне оправдывает их право на существование. Лучше и не надо — «пипл хавает».
Greensign, 11 января 2013 г.
Красивый и, несомненно, самый значимый роман «Отблесков Этерны». Последний том цикла, который я готов оценить высоко.
Финал «От войны до войны» изменил место пребывания большинства основных героев, но до потрясений третьего тома ему далеко.
Начинается всё привычно. Есть война, есть Рокэ Алва, который эту войну просто обязан выиграть. Декорации у нас, на этот раз в стиле вольных городов Средиземноморья — Венеции и Генуи. Немного подкачали противники (в том числе идейные), если Адгемар Кагетский был харизматичной фигурой, то бордонская дожиха со своей командой не даёт воспринимать серьёзно. Хотя и её глазами, и глазами новых репортёров Марселя Валме и Луиджи Джильди показаны и маленькие трагедии: девушка, гибнущая под вёслами, и политический переворот, следующий за входом в Ургот армии Талига. Так уж получилось, что практически все основные герои южной линии оказались монархистами, что немного коробит глаз, когда читаешь их пассажи об управлении государством. Марсель (судя по опросам) полюбился читателям, но у меня его шутки юмора не пошли. Впрочем, он не дурак и способен сунуть нос в интересное место, не потеряв при этом его. И именно его глазами мы видим Алву.
Ричарда в этой книге на удивление мало. Избавившись от опеки Первого маршала, он почти сразу нашёл себе нового кумира, которому смотрит в рот — Альдо Ракана. Тот подарил мальчику мечту и дал возможность её осуществить. Что ещё нужно такому роковому инфанту? Думать он не в состоянии, и окончательно раскрасив мир на своих и чужих Ричард незаметно читательскому взору превращается в того монстра, которым он предстанет в последних книгах.
Робера ждёт самое судьбоносное путешествие в его жизни. Визит в родное поместье оборачивается катастрофой, и вот уже новоявленный герцог во главе мятежа штурмует столицу. Гоганы, золото, смерть Сильвестра (Вера подобрала самый драматичный момент для этого события) и такие командиры, как Люра — в итоге происходит невозможно и горстка недовольных южан впервые за Круг входит в Олларию. Робер уже видел один мятеж и одну войну, он не хочет этого, но не имеет права бросить «своих» в беде. Только «своих» жестокая судьба одного за другим начинает у него отнимать... Сцена у эшафота неожиданна, сильна и тревожна. Выкуп за жизнь короля уплачен, но какой ценой... Выживет ли Талиг, когда его верхушка
«Лик победы» славен и героинями. Родина Матильды поражает пейзажами, вдохновлёнными дунайскими землями, радует то, что даже этот уголок Золотых Земель автор удосужилась представить читателю в столь проработанном виде. Да и сама наша бабушка не промах: завести любовника возрастом с её внука, каково, а? В книге нашлось место и мистике: Осенняя охота и Белая ель, остатки магической прошлого Кэртианы дают о себе знать.
Столичная линия, благодаря Луизе, интересна даже больше военных действий. Мудрая женщина, решением Алвы ставшая дуэньей при сестре Ричарда, своими глазами видит, как из столицы бегут сначала крысы, потом здравомыслящие люди и остаются лишь безумцы и те, кто ещё надеется на великого и ужасного Рокэ. Во главе с королевой. Катарина Ариго, без сомнения, сильная личность. Её поведение в Багерлее, диалоги со временщиками — одни из лучших моментов всего цикла.
«Лик победы» — куда более мрачная книга, чем две предыдущие. Со вкусом выписанные мрачные сцены могут отпугнуть от этой книги ждущих лёгкого чтива.
Итог: переломный момент в «Отблесках Этерны» и начало их затянувшегося конца. Пока и форма, и содержание на высочайшем уровне. А вот со следующей книги цикл начинает неоправданно растягиваться.
Мисс Марпл, 17 декабря 2008 г.
Признаюсь честно,объем меня насторожил. Редко кто из авторов умеет прибавлять в весе томиков,не скатываясь в обилие ненужных сцен и картонных героев. К сожалению,Вера Камша не смогла.
Фанаты,не стоит запасаться помидорами для вашего покорного слуги:книга хороша. Но у любой хорошей вещи есть недостатки. Во-первых,схематичность и некая неестественность происходящего никуда не делись. Большинство героев так и топчется на месте в своем развитии. Пожалуй,хоть какие-то сдвиги и терзания заметны лишь в образе Первого Маршала Талигойи Робера Эпинэ. Сначала наибольшее раздражение вызывал Марсель Валме,казалось,он необходим только для того,чтобы позволить читателю видеть Ворона. К счастью,ближе к концу романа Марсель и сам по себе начинает вызывать хоть какой-то интерес.
А вот с Рокэ не все так просто. Господин Первый Маршал Талига уже не вызывает прежнего обожания. Приелся,что ли? Или дело в том,что он абсолютно такой же,как и в первом томе. Загадочный и непостяжимый. Неживой. Иногда бывают персонажи-загадки,которых хочется разгадывать том за томом. Для этого нужно немногое-верить в них. А в Рокэ Алву я не верю. Человек-то где?
Из героинь по-прежнему интересна Луиза Арамона и её взгляд на жизнь. Ах,забыла! Главная загадка тома:кто же такая Катари Ариго? Стерва или ангел? Или и то,и другое?
Военные эпизоды лично мне не понравились. Если битва при Эпинэ еще ничего,то кошмарное морское сражение я пережила с трудом. Все тянуло промотать действие вперед,до предсказуемой победы.
Вообще,роман затянут. Увесистая томина просит липосакции. Многие сцены абсолютно необязательны. Мистические элементы,на мой взгляд,отдают каким-то фарсом. Бесконечные сны понемногу начали надоедать.
Хотя сон-еще не самое страшное. Хуже,когда во время прочтения в сон клонит читателя. К вящей радости,здесь этого нет. Читать необычайно интересно,сюжет затягивает. Жаль только,что фабула движет героев,а не персонажи развивают фабулу.
В целом,том получился неплохим,но можно было и лучше. Как «От войны до войны». Надеюсь на следующую часть!
suhan_ilich, 5 декабря 2007 г.
Вращается колесо времени, тьфу, над всем Вестеросом безоблачное небо, тьфу, опять промах. «Лик Победы» — это третий роман Веры Камши из цикла «Отблески Этерны». Действие прямо продолжает предыдущую книгу «От войны до войны». Как видно из названия в ней героям предстоит узнать, что у победы недетское, злое лицо :-). И, правда, побед в этой книге будет с избытком от чисто психологических до столь же чистых военных. И как не странно две самые значимые на совести Рокэ Алвы в дополнение к военному гению, он неожиданно стал обладателем чести особо крупного размера, ради которой способен теперь на поступки с большой буквы «п». Странно, но в его преображение я не верю ни на секунду. Мне кажется, это какой то другой Рокэ из какой то другой истории, тот с которым я познакомился в первой книге был довольно гнусным типом, и короля то он не сильно уважал, (интересно было бы узнать о причинах слухов о их половой связи), из различных жизненных коллизий предпочитал выбираться наименее сложным путем, а этому не хватает только белых перьев. Метаморфозы претерпевает не только Алва, коснулись они и Альдо, который стремительно вырастает в злодея, видимо, чтобы Рокэ было с кем бороться. К сожалению, они находятся в разных весовых категориях и победа второго не вызывает сомнения. А жаль. Могло получиться, что плохих людей нет :-), каждый любит Родину по-разному, а пока выходит схватка честного рыцаря с коварным, но глупым злодеем. Не стоит думать, что от этих непонятных игр с психологией героев книга безнадежно испорчена, по-прежнему битвы масштабны, Рокэ наповал разит приятелей и неприятеля своей харизмой с большой буквы «х», а мысль о чести, выпирает из каждой строчки, что совсем неплохо. Однако нарастают и негативные стороны, действие начинает путаться в многочисленных героях и подробностях происходящих событий, выписывая неожиданные кренделя с перескоками через время, которые сменяют неожиданно многословные описания, что не всегда оправданно на мой взгляд и сбивает живой темп, заданный двумя первыми книгами. Опечалило меня и введение в повествование нового персонажа со своей собственной линией жены начальника школы оруженосцев — Луизы. Т.е., то что она довольно занудна и перенасыщена мистической составляющей, которая мне не очень симпатична, это ничего, а вот то что почему то над ней не поработал редактор, это бросилось в глаза. Почему вдруг женщина, вроде воспитывавшаяся при дворе аристократа, использует словечки из современного сленга, например «ржет, как лошадь», не понял. Вызвало у меня некоторые вопросы и неожиданно появившиеся в этом томе подробности о мире, где происходит действие, зачем так старательно выдумывать названий для обыденных вещей, вроде названий растений или паукообразных, чтобы рядом с ними присутствовали ели, ласточки и собаки. Это и странная привязка глав к комбинациям карт Таро служит скорее духу разрушения :-) фэнтезийного мира, а не его строительства.
В целом, поставил 6/10. Хотя тут сыграли роль мои разбитые в осколки ожидания :-(.
Kalvin, 9 августа 2010 г.
Гм, ну что же, автор продолжает свой пересказ Трех Мушкетеров, со всеми полагающимися оммажами и эпизодическими реверансами в сторону фэнтези — чтобы читатель не забывал, что здесь ему все-таки не постмодернистские приключения д'Артаньяна. Драматизм нагнетается, интриги и случайности закручиваются во все более тугой узел — и это лишь слегка разбавлено битвами и поединками. Те, в которых участвует Рокэ Алва — естественно, победоносные. Позерство, загадочность и полубожественность этого персонажа раздражают еще больше, чем во всех предыдущих книгах. Слава богу, что Алву Камша выдает дозировано, как свой главный козырь, приберегая только для критических и безвыходных ситуаций — столь совершенная личность чем дальше, тем больше вызывает чистое желание убийства. Тем не менее, следует отдать должное автору — при всем многословии и стремлении к красивостям, повествование сохраняет динамизм и увлекательность. Описания колоритны, пусть и безусловно вторичны. Магия ужасает и удивляет, более того — это одни из наиболее ярких и сильных моментов в романе. Война предстает во всех прелестях — трагической, комической, будничной. Персонажи — за исключением упомянутого выше — живые, думающие, сомневающиеся. По крайней мере, те, которым это положено. К сожалению, Камша временами ударяется в расписывание злодеев, таких мелкопакостных, гнусных, противных и отравляющих жизнь честных людей. Злодеев автор явно не любит, ей самой ужас как не хочется про них писать, и оттого они выходят несколько карикатурными. Может быть, поэтому роман действительно очень напоминает произведения Дюма, пусть и в более легком, игровом стиле, еще и чуть сдобренный щепоткой макабрической инфернальности Гофмана. Все это создает неповторимую атмосферу, желание возвращаться в созданный Камшой мир снова и снова. К моему удовольствию, Лик Победы еще не выказал признаков усталости автора и вырождения сериала, за что ему честь и хвала. Свою долю удовольствия от чтения я получил, несмотря на некоторых специфических персонажей. У Дюма тоже подобных хватало.
Вердикт: роман меча и шпаги, высокой политики и таинственного колдовства. В лучших традициях подобной литературы.
armitura, 13 августа 2012 г.
От третьего тома ожидалось угасание динамики и плавный переход в сериальность и топтание на месте. В итоге же «Лик победы» — едва ли не лучший роман цикла, пусть и к некоторыми оговорками. Насыщенность книги событиями мягко говоря впечатляет, на семи сотнях страниц две большие битвы, заговоры, аресты, перевороты, словом, все, за что мы любим эпическое фэнтези.
Внезапно скисший Ричард Окделл не бесит бесконечным нытьем по Катари, Роберу Эпинэ совсем не до Мэллит, ура-ура. Только экшон, только хардкор. Есть бесячие моменты, куда ж без них. Скажем, непроходимая тупость Альдо Ракана в каких-то вещах, стремительная деградация Дика, однообразная подколодность Луизы Арамоны. Впрочем, о персонажах можно и чуть более развернуто, наверное.
Рокэ Алва – как всегда, разве что в финале ну совсем уж запредельно. А так – ирония помноженная на совершенство. Радует, впрочем, что, в отличии от предыдущего тома, далеко не вся история завязана на нем одном.
Раздражает постоянно размножающееся количество персонажей второго плана, многие из которых появляются ниоткуда, вроде как претендуя на сюжетообразующие роли, так же внезапно уходят в никуда. Да и автор не облегчает жизнь читателю, передавая титулы по наследству, и иди разберись, кто теперь там граф Килеан-ур-Ломбах, а кто маркиз Эр-При. Калейдоскоп фамилий, титулов и их причудливых связей несколько напрягает, хотя я еще в теме, благо, читаю книги подряд.
В целом пока нравится, события более чем интересны, «Зимний излом» уже готов к усвоению.
antel, 10 сентября 2008 г.
Н-дааа... Вопросов больше чем ответов. Нет, что касается книги, то она великолепна и, в отличие от первых двух, читается запоем с самого начала, но вот герои... Что-то с ними не то происходит. Один резко превращается из негодяя в ангела, вот-вот крылышки захлопают, другой, столь же резко — из неплохого человека в негодяя. И, что характерно, в обоих случаях без серьезного повода. Третий... нет, я понимаю, в реальной жизни существуют люди, привыкшие раз за разом наступать на одни и те же грабли и никак при этом не понимающие, отчего же так голова болит, но в книге подобный персонаж, а именно Ричард Окделл, выглядит несколько неестественно. В первом романе это вполне разумный молодой человек, не без своих тараканов в голове, но подобное можно списать на возраст и воспитание. И вроде бы он должен что-то в жизни понимать и чему-то научиться, но нет, живет как в каком-то иллюзорном мире в упор не замечая реальность. Которая его не раз уже била мордой о стену, но он и этого не замечает. Ненастоящий какой-то персонаж. Впрочем в этом романе многие с логикой не дружат. Так и непонятно, чего же в итоге добивался Штанцлер, да и поведение Айрис иногда вызывает сомнение в ее нормальности...Пожалуй, единственный герой, которому веришь, это Луиза, ее комментарии происходящих событий просто бесподобны, да еще Робер Эпинэ, но от его рефлексий, хоть и вполне оправданных, к концу романа немного устаешь.
В остальном же книга несомненно удалась. Пусть даже автор слишком сильно любит своих положительных героев и не совсем честно играет, но читается книга на одном дыхании, а под конец заставляет всерьез задуматься над некоторыми философскими аспектами реальной жизни. Например, всегда ли стоит непременно добиваться результата и стоит ли тот результат заплаченной цены и затраченных усилий?
SkelerON, 9 ноября 2010 г.
Третья книга будет по динамичней предыдущих двух. Присутствует тут и доля непредсказуемости. Но все остальное по прежнему оставляет желать лучшего.
Например финальная сцена с возвращением Ворона в столицу смазана до безобразия, я имею ввиду тот момент от «всадника в дали» и до «он стоит на эшафоте». Бой просто до неприличия коряв и трудно представляем, такое ощущение что выключили свет и лишь изредка мигает лампочка и когда она мигает мы видим как Рок поит кровью свое оружие, но вот она гаснет, а когда снова включают свет — уже все закончилось.
Это касается не только этой сцены боя, но и всех предыдущих, на протяжении всего романа боевые сцены смазаны и не четки или до безобразия не правдоподобны. Возможно автор попыталась сделать их более реалистичными, что бы мы ощутили себя в шкуре участников сцен? Но эффекта погружения она не достигла, потому что скорее всего сама не понимает что это такое.
Да в реальной жизни если тебя ударили в лицо — у тебя будет шок на долю секунды все смажется, но ты знаешь что во круг тебя, видел окружающий мир и расположение. А тут...
Взять того же Коша с его последним романом Игры масок, не кидайте в меня помидоры — я просто привожу пример для сравнения. Да может у него и не столь нелинеен сюжет, и нет таких головомоек с политикой, но оно там и не нужно. А вот боевые сцены продуманы до мелочей и выглядят реалистично, а их там предостаточно, они динамичны и ты ощущаешь себя их участником или на худой конец зрителем, там есть эффект погружения в роман. У Камши этого нету. Книга представляет собой не более чем посредственную головоломку-детектив, где в большинстве случаев сюжет предсказуем. А там где он не предугадываемый автор всего лишь вырезает пласты повествования, отчего и получается кусочность и не целостность романа.
Чего только стоит кончина кардинала, все его нет и королевство сразу трещит по швам, а с чего бы? Как будто все держалось на нем одном. Нам пытаются показать великого человека, но на деле если после его смерти все разваливается напрашивается вывод, а был ил он таким великим и умным как его пытались нам представить — нет очередная посредственность. Дворцовые интриги как и боевые сцены посредственны и в большинстве своем светят белыми пятнами и пробелами. Вот Манрики и Колирьяны буквально подмяли под себя всю власть в королевстве и тут вдруг через главу их нету, со смертью Манрика младшего умерает вся группировка при дворе! Да как такое может быть? И где все те аресты которые эти злодеи якобы производили стоя у руля? Их нет, лишь вскользь упоминается что вот тех то и тех то они типо пасадили, а причины? Где весь план интриги? Где повествование? Нету его, всего этого нету. Идет просто описание.
Да точно, весь роман это не что иное как просто описание вперемешку с посредственными и скучными мыслями типо главных героев.
Роке, главный персонаж саги, ввели во второй половине первой книги, и это было так удачно что автор решил и дальше освещать его «подвиги», но если бы это было от лица Воротна, то он не был бы таким загадочным и таинственным и потерял бы долю привлекательности. Ага, пусть это будет молодой Дик, пусть он рассказывает о своем монсеньоре. Под этим флагом и прошла вся вторая часть, но это ведь скучно когда все гладко, и вот Дик у нас вляпался по самые помидоры, и что прикажите делать? Кто теперь будет следить за Маршалом? Мы ведь не может допустить что бы такой колоритный персонаж остался в стороне, проще отодвинуть юного и наивного Дика, который казалось за все это время должен был поумнеть, но нет он все такой же наивный каким и был до вступления в Лаики. Стыдно автор, стыдно, такие герои должны развиваться, а не быть декорациями для других, это не профессионально.
И вот Дика рядом нету, сын Арамоны похож на Дика до безобразия и по этому он тоже не подходит для продолжения повествования... Опа! Откуда же он взялся этот никому неизвестный граф, порученец по темным делам Ворона? Да не откуда, просто высосан из пальца, другой психотип личности лишь для того что бы сменить угол повествования с наивного восторженного на пахабно восторженный. Стыдно автор, это вас не красит совсем. Продолжать можно до бесконечности разбирая каждый сюжетный выверт, но я думаю вы уже поняли что это отнють не образец для подражания и восхищения, это образец для работы над ошибками. Задумка может и хороша, и в целом сюжет тоже неплох, но вот исполнение оставляет желать лучшего.
Много еще чего могу написать и по поводу снов и всего остального, материала хватит на роман — Сколько ляпов в романе Веры Камши.
Продолжаю чтение с целью выявления новых корявостей сюжета.
ЗЫ: Она даже любовную сцену немогла нормально прописать, наверное побоялась что цензоры зарежут порно, но все эти телодвижения не вызывают ничего кроме отвращения к неумелому автору — лучше было просто написать что мол компания начала выпивать, а потом закончить что все наутро проснулись в разных комнатах в объятиях друг друга с головной болью и собиранием своего гардероба по всему дому — тут хоть простор для воображения остается.