Иллюстрации к "Золотому ключику", созданные в начале XXI века профессиональными художниками-карикатуристами. Это обожаемый всеми Г.Огородников и его младший последователь В.Полухин.
Слева — Огородников ("Приключения Буратино", т.е. сокращённый самим автором текст для комикса), справа — Полухин ("Золотой ключик или Приключения Буратино", т.е. полный текст).
По-видимому, первое издание "Приключений Буратино" с иллюстрациями Огородникова (на титуле с самого начала обозначено соавторство с Е.Огородниковой) было выпущено в 2002 году "Дрофой". Затем эта сюита несколько раз издавалась "Ониксом", переиздаётся и сегодня "Росмэном". У меня прекрасное очень большого формата издание от Мещерякова (2009). Тогда же примерно в "Омеге" появилась и книга с иллюстрациями Полухина. Тоже переиздаётся до сих пор, всё в той же "Омеге". У меня — издание 2018 года.
В прошлый раз мы смотрели сюиту Мартынова, который свою славу хулигана обрёл в перестроечный период. Но подобное поощряемое хулиганство всегда было в карикатуре. Многие детские иллюстраторы были также, во вторую очередь, и прекрасными карикатуристами (Чижиков, например). А Г.Огородников был карикатуристом в первую очередь (успешным и узнаваемым уже с середины 1960-х гг.). В начале 1970-х гг. он реализовался и как книжный иллюстратор (книг немного, но все яркие). К Огородникову все привыкли, а ведь именно он — по содержанию — был родоначальников хулиганского направления.
Полухин же придерживался внешних форм своего учителя Огородникова. На первый взгляд, рисунки Полухина очень похожи на рисунки Огородникова. Кажется иногда, Полухин восполняет то, что не успел нарисовать Огордников. Но неожиданно гораздо ярче проявляется внутреннее сходство Огородникова не с Полухиным, а с Мартыновым: вот их Алиса крупным планом.
Но мы, однако, будем сравнивать рисунки Огородникова и Полухина. Сначала общий подход. Вот отвлечённая иллюстрация обоих художников: вид городка у моря.
Сначала Полухин.
А теперь — Огородников. Тщательно прописаные детали у Огородникова и крупные блоки у Полухина. Множество самостоятельных сюжетов у Огородникова и безлюдный пейзаж у Полухина. Спрятанные небылицы у Огородникова: на мачте корабля — ворона (не чайка!) с огромной рыбиной в клюве... Вот так вот я во младенчестве развороты Огородникова в "Крокодиле" и разглядывал часами.
Кстати, год постройки дома у Огородникова — 1799-й; меж двух наполеоновских итальянских компаний, и аккурат во время итальянского похода Суворова. А, ну тогда понятно, почему вывеска кириллицей написана. Сейчас ещё что-нибудь откроется...
1) За что советские критики упрекали Огородникова — за то, что он обувь всегда рисовал в форме круглых дутышей. В отношении Папы Карло художник пошёл на нарушение принципов: обувь у него остроносая. А так — типичные огородниковские картинки. Художник своей едкой фантазией дополняет текст: у Джузеппе, например, на верстаке стакан вина и огурец на закуску; Папа Карло нашивает заплату на штаны (и чего только на полу не валяется!).
2) У Полухина эти первые персонажи тоже колоритные.
1) Огородников всегда был экспансивным художником. Его Буратино — буйный тип. Пожалуй, даже истеричная шпана. Мамочки, конечно, от такой детской книжки в шоке будут.
2) А вот у Полухина Буратино — умненький, благоразумненький...
1) Пока кажется, что Карабас получился у обоих художников схожим на лицо. Но какие, однако, многолюдные мизансцены строит Огородников!
2) И обычные эмоции у обоих Карабасов, вроде бы, схожие. Но Огородников продолжает насыщать собственными деталями каждый эпизод (в этом — куклы воруют конфеты со стола).
3) А вот там, где эмоции через край — Огородникову нет равных.
1) У Огородникова ожидаемо фееричные Алиса и Базилио. Это они ещё сдержанные.
А вот мутузят друг друга.
2) У Полухина они тоже колоритные, но заторможенные. Встречаются на картинках редко — внимания им художник не уделяет.
Различия между Огородниковым и Полухиным наиболее резко проявляются в выражениях лиц персонажей. Нельзя сказать, что Огородников рисует богатую мимику — скорее, его персонажи ходят с одним приклеенным выражением лица, но это выражение очень яркое.
1) Сцена осмотра Буратино докторами. Сами доктора — мимолётные персонажи — изображены обоими художниками с точки зрения эмоций примерно одинаково. Но мы смотрим на Мальвину и Буратино. У Огородникова — сочные личики, у Полухина — точка-точка-запятая (для карикатуры-однодневки хватило бы).
2) Общение Буратино с Мальвиной. У Огородникова Буратино в обоих эпизодах с высунутым языком, Мальвина и там и там просто хлопает глазами. Но каков окружающий антураж! Огородников даже отражение в зеркале рисует — ну чисто малый голландец.
У Полухина всё статично.
3) Драматический момент у Огородникова (Мальвина заинтересовано поглядывает на Пьеро — с чего бы это?). Ничего не изменилось к Полухина.
Почему-то эти фрагменты художники не отразили (Огородников, вероятно, из-за сокращённого текста).
1) Огородников:
2) Полухин:
Всё как всегда: детальность и избыточность у Огородникова.