624 Иллюстрированные сказки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 624. Иллюстрированные сказки: Золотой ключик или Приключения Буратино (Худ. М.Скобелев, худ. А.Елисеев).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

624. Иллюстрированные сказки: Золотой ключик или Приключения Буратино (Худ. М.Скобелев, худ. А.Елисеев).

Статья написана 22 декабря 2024 г. 21:24

В том же 1976 году, когда в "Советской России" впервые вышел "Золотой ключик" с иллюстрациями А.Кокорина (см.), конкуренты из "Малыша" выпустили книжку про Буратино с иллюстрациями М.Скобелева. Скобелев часто работал в соавторстве с А.Елисеевым. Но Буратино они рисовали по отдельности — Елисеев свою сиюту к "Золотому ключику" создал уже в XXI веке, через сорок лет после Скобелева. Посмотрим обе сюиты вместе. Для меня художники навсегда остались дополняющими друг друга.

У меня не первые издания: Скобелев в издании 1982 года, а Елисеев — 2018 года (чего-то вот оказалось издание от "Лабиринта").




Уделим внимание макету Скобелева — в советское время выход его книги был заметным событием.

1) Первое издание 1976 г. было с красной обложкой, издание 1982 г. — с синей. Помимо цвета, есть небольшие различия и в рисунке на обложке. Но общая композиция сохранена.

Скобелев 1976
Скобелев 1976
Скобелев 1982
Скобелев 1982


2) Внутри книг рисунки тоже разнятся, но, как и на обложке, в частностях. Вот авантитул — Скобелев на нём марионетку разместил, очерчивая главную тему сказки. Но интересно, что в 1976 году это был паяц, петрушка без роду и племени, а в 1982 году — вполне себе венецианская дама из настоящей итальянской комедии. Жалко, что художник Карабаса на Гальдони не заменил.

Скобелев 1976
Скобелев 1976
Скобелев 1982
Скобелев 1982


3) Титульный разворот — сразу бросается в глаза — несколько разнится. В целом, все изменения подобного рода. В дальнейшем только один раз на них остановлюсь, а все рисунки буду приводить по первому изданию 1976 года.

Скобелев 1976
Скобелев 1976
Скобелев 1982
Скобелев 1982


4) Но вот форзац остался единым для обоих изданий Скобелева.

Скобелев 1976/1982
Скобелев 1976/1982





А сюита Елисеева первый раз была опубликована, по-видимому, в 2008 году прекрасным тогдашним издательством "Дрофа-Плюс".

Елисеев 2008
Елисеев 2008
Елисеев 2008
Елисеев 2008

Было ещё качественное издание 2014 года от "Нигмы".


Худ. М.Скобелев (1976), худ. А.Елисеев (2008)

Владимирский, характеризуя иллюстрации Скобелева к "Золотому ключику", писал, сто они полны динамизма, исполнены озорным штрихом, и Буратино очень озорной, весёлый и неунывающий.

Скобелев — мастер комического рисунка, карикатуры ему тоже удавались. Елисеев не зря был соавтором Скобелева — он тоже художник весёлый, пытается быть озорным. Но юмор у Елисеева мягче, техника рисунка более тщательная (это не означает, что Скобелев худший рисовальщик, скорее, наоборот). Посмотрим выбранные фрагменты в парах от двух художников.

1. Джузеппе и Карло

1) Горький пьяница Джузеппе у обоих художников-юмористов совсем даже не горький.

Скобелев 1976
Скобелев 1976
Елисеев 2018
Елисеев 2018


2) Но разница в темпераменте художников заметна в сцене драки Джузеппе и Карло. У Скобелева друзья бьются насмерть как бойцовские петухи, а у Елисеева просто петушатся.

Скобелев 1976
Скобелев 1976
Елисеев 2018
Елисеев 2018

2. Буратино

1) Неодетый Буратино. Сцена, когда его хватает на улице "огромный полицейский с закрученными усами и в треугольной шляпе". Пример, в каком направлении двигались поправки Скобелева в его рисунках. Сравнение в духе "найди 10 отличий", но здесь самое значительное — изменение эмоций Буратино. Первоначально он был удручён, но в позднейшем варианте у него опять на лице — широкая озорная улыбка. Не унывает Буратино у Скобелева ни при каких изменениях.

Скобелев 1976
Скобелев 1976
Скобелев 1982
Скобелев 1982

Что касается анатомии Буратино у Скобелева: корпус у куклы цилиндрический, бревно осталось необработанным. Но в дальнейшем (когда Буратино обзаведётся одеждой), эта цилиндричность пропадёт, фигура под одеждой будет человеческой.


2) Ну а в продолжение сцены с огромным полицейским — пример разницы между трактовками двух бывших соавторов. У Скобелева зверский полицейский жёстко прессует Папу Карло. У Елисеева — вполне мирное общение. Папа Карло с неизменной улыбкой — но все уже привыкли, что у Елисеева положительные персонажи блаженные.

Скобелев 1976
Скобелев 1976
Елисеев 2018
Елисеев 2018

Насчёт Буратино — видно, что фигурка у него вырублена по образцу человеческого тела.


3) Одежонка Буратино: полосатый колпак. Несмотря на то, что внешность у Буратино разнится, общее восприятие таково, что Буратино стал типовым персонажем. Отличия не бросаются в глаза, не создают оригинального образа.

Скобелев 1976
Скобелев 1976
Елисеев 2018
Елисеев 2018

3. Карабас (и Дуремар)

1) Но если Буратино вышел в тираж, то можно придумать оригинального Карабаса. Здесь обоим художникам-юмористам есть что предложить. Любопытно, что у обоих Карабас в первый раз предстаёт, высунувшись из-за кулис.

Скобелев 1976
Скобелев 1976
Елисеев 2018
Елисеев 2018


2) Карабас больше не отвратительное чудовище, а потешный шут.

Скобелев 1976
Скобелев 1976
Елисеев 2018
Елисеев 2018


3) Ну совсем не страшно.

Скобелев 1976
Скобелев 1976
Елисеев 2018
Елисеев 2018

4. Кот и Лиса

Очень странно, что главные персонажи часто одинаковые, а звери у каждого художника — свои (это и в народных сказках, и в баснях). Понятно, что на котиков можно любоваться бесконечно. Но и лисички тоже каждая с изюминкой.

Скобелев 1976
Скобелев 1976
Елисеев 2018
Елисеев 2018


5. У Мальвины

1) Любимую сцену с лесными докторами не могу пропустить. Толстой сделал для нашего народа врачей главными схоластами (строго говоря, врач только один — доктор Сова, Жаба — фельдшерица, а Богомол — народный знахарь).

Скобелев 1976
Скобелев 1976
Елисеев 2018
Елисеев 2018


2) Собственно Мальвина. Оба художника относятся к ней сочувственно. Вот сцена с безобразным поведением Буратино за столом. Мальвина ведёт себя очень сдержанно.

Скобелев 1976
Скобелев 1976
Елисеев 2018
Елисеев 2018


3) Елисеев дополнительно рисует сцены, которые давненько не встречались в иллюстрациях к "Золотому ключику": заключение Буратино в чулан и чтение стихов влюблённым Пьеро. Мальвина по-прежнему изображается как адекватный человек. Выветривается из книги мальвинофобия автора.

Елисеев 2018
Елисеев 2018
Елисеев 2018
Елисеев 2018


4) Опять же любимая сцена: Мальвине в виде зеркала притаскивают живого карпа. У Елисеева смешно — ему удалось нарисовать утреннюю со сна женщину, критически себя оглядывающую.

Скобелев 1976
Скобелев 1976
Елисеев 2018
Елисеев 2018

Оба художника, кстати, не забыли подчеркнуть, что Мальвина для бегства сменила воздушный свой наряд на дорожное платье.

6. Город Дураков

1) Картины — по замыслу Толстого — обнищания народа в капиталистическом раю. Обязательно к изображению советскими художниками.

Скобелев 1976
Скобелев 1976
Елисеев 2018
Елисеев 2018


2) Смешная сцена, где Карабас умоляет расслабленного градоначальника о военной поддержке.

Скобелев 1976
Скобелев 1976
Елисеев 2018
Елисеев 2018

Видно, что быстрые штрихи Скобелева ничуть не хуже дотошного орнаментализма Елисеева. Вот почему, работая на пару, они друг друга уравновешивали: кого дополняли, а кого и сокращает.


7. Драки

Ну а в сценах экспрессии Скобелев непревзойдён.

Скобелев 1976
Скобелев 1976
Елисеев 2018
Елисеев 2018

8. Концовка

Большая философская концовка у Скобелева и привычная — ожидаемая по тексту — у Елисеева.

Скобелев 1976
Скобелев 1976
Елисеев 2018
Елисеев 2018





179
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение23 декабря 2024 г. 03:32
Вот еще интересный момент у Елисеева: полено, которое держит Джузеппе (стилизованный под Юрия Катина-Ярцева), не просто какое-то абстрактное дерево, а береза (!).
Для Италии нехарактерное, в общем-то, растение, хотя встречающееся...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2024 г. 07:19
Да, спалился Елисеев:-D


Ссылка на сообщение23 декабря 2024 г. 19:54
Елисеев вызывает устойчивые ассоциации с «Веселыми картинками» и «Пионером» 80-х. Кокой-то он понарошечный, Скобелев резче и самодостаточней, ему не надо ничего громоздить на рисунке...
Вот так примерно думал, пока не дошел до градоначальника у фонтана. Это — прямиком в «Историю одного города».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2024 г. 20:14


⇑ Наверх