Дата написания: 14 мая 2021
Страничка русскоязычного издания на FL: https://fantlab.ru/edition223983
Очередное пополнение автором своей скромной коллекции литературы weird fiction. На этот раз — недавно вышедший на русском сборник рассказов легендарного британского писателя of short strange stories Роберта Эйкмана (1914-1981), оказавшего известное влияние на Томаса Лиготти, Нила Геймана, Джеффа Вандермеера, Китая Мьевилла и пр. деятелей волны "нового уирда". Всего 8 новелл в переводе Е. Большелаповой. Жанр: психологический вирд с элементами биографических сцен из жизни автора (как обычно, детские воспоминания главгероя в тренде, рассказ "Та самая собака"). Интересные факты биографии Эйкмана: его дедом был британский писатель Ричард Марш (псевдоним), написавший нашумевший в свое время мистико-хоррорный роман на тему Египта "Жук" (1897). Ещё Эйкман курировал серию Fontana Book of Great Ghost Stories, с 1964 по 1972 гг., с предисловиями к каждому сборнику (всего 8 тт). Некоторые экранизированы ("Приют"). Всего Эйкман напечатал что-то около 9 сборников своих неуютных визионерских историй, и данный томик, "Cold Hand in Mine", 1975, является пятым по счету.
Рассказы у Эйкмана, имхо, ну такое себе, психологический саспенс с элементами химерного ландшафта. Местами достаточно ржачные описания событий и персонажей (убогая сельская ярмарка со странными и нелепыми циркачами в рассказе "Мечи"), есть даже пошловатые и маргинальные моменты, напомнившие прозу Дж. Г. Балларда и Л. А. Льюиса, что явно выделяет Р. Эйкмана из числа джентельменских писателей пост-викторианского и эдвардианского периодов. Вообще, я выявил тут намедни схему написания стандартной новеллы в жанре химерных ужастей. Берется альтер-эго писателя (коммивояжер Джерри М. Браун, скажем), он едет по делам в места своего детства (какой-нибудь захолустный субурбан плейс типа Мидлейк-гроув), там его внезапно одолевают воспоминания о странных событиях либо эпизоде детских лет (страшная собака-мутант или призрак эксгибициониста), создавших устойчивую, но полузабытую психотравму. По приезде в местность своей юности альтер-эго сталкивается с каким-либо видоизмененным, но до жути похожим событием или явлением (новая страшная собака-мутант, похожая на старую, или бюджетный фильм про призрак -эксгибициониста в захолустном кинотеатре) или он заселяется в странный хостел, где всё какое-то абсурдно-гротескное. Постепенно чувство реальности главгероя начинает подглючивать, и сознание его переходит в состояние навязчивого повторяющегося сюрреалистического сновидения. Далее происходит (либо не происходит) развязка, и герой понимает, что вся его жизнь — это какой-то повторяющийся дурной либо психоделический сон с не очень компетентными статистами и декорациями. Как-то так. Почитать в целом стоит, на любителя.