616 Иллюстрированные сказки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 616. Иллюстрированные сказки: Золотой ключик или Приключения Буратино (Худ. А.Каневский).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

616. Иллюстрированные сказки: Золотой ключик или Приключения Буратино (Худ. А.Каневский).

Статья написана 13 ноября 2024 г. 15:36

"Золотой ключик" с иллюстрациями А.Каневского. Эта сюита — одна из двух самых популярных (наряду с сюитой Л.Владимирского). Иллюстрации А.Каневского многократно переиздавались в советское время и выпускаются сейчас. Хронологически Каневский — это второй, после Б.Малаховского, иллюстратор "Золотого ключика".

Мне всегда казалось, что в "Золотом ключике" были поздние иллюстрации Каневского — годов шестидесятых, "оттепельные". Но оказалось, что чёрно-белые иллюстрации Каневского вышли, по данным Фантлаба, как минимум в 1943 году, а цветная сюита была опубликована уже в 1950 году, в самый строгий период сталинского ампира.

Чёрно-белая сюита к "Золотому ключику" у меня есть в сборнике "Лукоморье" (М.: Детгиз, 1963).

Худ. А.Каневский (1943/1950)

В принципе, образы главных героев, найденные художником в чёрно-белых рисунках 1940-х гг. сохранились и в цветном варианте 1950-го года. Но кое-какие любопытные различия есть. Поэтому посмотрим оба варианта параллельно. Имеющийся у меня чёрно-белый вариант иллюстраций в целом повторяет издание 1943 г., но и в нём есть некоторые отличия.

Джузеппе и Карло

1) Джузеппе.

В облике этого персонажа, как всем понятно, надо постараться изобразить сизый нос пьяницы. Нашлась иллюстрация из издания 1943 г. — носяра что надо. Хоть и не цветной рисунок, но понятно, что нос сизый.


Чуть более поздний чёрно-белый вариант: алкоголизм Джузеппе не выпирает так явно (точнее, нос не выпирает — он стал поменьше).


Цветной вариант: нос небольшой, прикрыт очками. Но теперь цвет виден. Точно, сизый нос.

Авторского воспроизведения цветов с подлинных иллюстраций Каневского мы не дождёмся: в советское время разнос цветопередачи был велик, а современные переиздания делает не "Речь", а "Махаон". Будем верить, что нос — сизый.


2) Карло.

Каневский заложил традицию в трактовке этого случайного персонажа (Папа Карло был важен для "Пиноккио", но оказался не так уж нужен для "Буратино"). Поначалу Каневский вместе с А.Толстым колебался: Карло стар и болен. Вот такой беззубый персонаж проявляется иногда в первых изданиях.


Однако уже на цветных обложках чёрно-белых изданий 1940-х гг. мы видим крепкого пожилого мужчину — сильного и энергичного.


В цветном варианте иллюстраций подчёркивается бедность Карло (весь в заплатах), но не его старость и болезни. Папа Карло строен и гладок лицом.

Кстати, видно, что носки у Папы Карло белые (а он из носка будет делать колпачок для Буратино).


Анатомия Буратино

Если у Малаховского (первого иллюстратора) Буратино был унылым задохликом, то у Каневского Буратино — деловитый карапуз. Улыбается он иногда, и это не лучезарная улыбка. По словам Л.Владимирского (он позднее на правах самого известного иллюстратора давал благожелательные характеристики другим художникам), у Каневского Буратино "по детски самоуверен".

Тело Буратино, по сравнению с первым изображением Малаховского, стало более обработанным — полено обтесали, получился параллелепипед. Ручки-ножки тоже стали объёмнее. Но главное — длинный тонкий нос. Теперь это явно не человеческий нос. Каневский задал облик Буратино. Другие художники будут только менять изгиб носа и полировать грани.

Угловатость частей тела Буратино объясняется любовью к угловатости у Каневского, а также тем, что Папа Карло всё же не профессиональный столяр.


Одежда Буратино

В чёрно-белом варианте Каневский, чтобы хоть как-то разнообразить тёмные цвета одежды, которую вырезал Папа Карло из бумаги, придумал для Буратино штаны в горошек. Но фасон задан: куртка с длинным рукавом, объёмные шаровары.


В цветном варианте художник следует за текстом: курточка коричневая, штаны зелёные.

Уже на следующей иллюстрации и до конца курточка лишится рукавов, превратится в жилет, одетый поверх белой рубахи с пышными рукавами. Цвет жилета будет плавать, но всё чаще приближаться к ярко-красному (в таком виде Буратино и на обложке представлен).

А колпачок-то, действительно, был белый (а не полосатый). В самом начале Толстой цвет шапочки не упоминает, но дальше в тексте есть три указания: когда на Буратино нападают разбойники, "белый колпачок его мелькал в лунном свете"; когда сопровождающие губернатора пинчеры подняли собачьи морды, они "увидели наверху обрыва белый колпачок Буратино"; и когда Буратино вёл товарищей по лестнице за волшебной дверью, "его белый колпачок едва был виден глубоко внизу".

Карабас

Длинная борода у Карабаса неизбежна: она волочится по полу, как это сказано в тексте при первом появлении персонажа. Часто художники игнорируют указания автора, но не в этом случае — дальше ведь будет эпизод, когда борода несколько раз обматывается вокруг сосны. Хамоватый краснорожий предприниматель огромного роста с учёной степенью ("доктор кукольных наук") — типаж, более знакомый нашим современникам, чем автору и художнику, родившимся в XIX веке. Но цилиндр, шпоры на сапогах — это да, из воспоминаний Толстого и Каневского.

Плётка в руках Карабаса — это по тексту так. Он ещё и крепостник (взрослые толкования — кто был прототипом кукол из театра Карабаса и почему А.Толстому хотелось бы их выпороть — рассматривать не будем).


Кот и Лиса

Звери изображены в узнаваемой манере Каневского. Очень выразительные.



У Мальвины

1) Первоначально (в чёрно-белом варианте) Мальвина была вполне очеловеченной девочкой — кругломорденькой, что только и сближало её с куклой. В цветном варианте, глядя издали, остатки этого образа сохранились.


2) Дальше концепция сменилась. В чёрно-белом варианте образ Мальвины всё более склонялся к нормальному типажу (на фоне карикатурно-невоспитанного Буратино). Но в позднем цветном варианте Мальвина выступила простой малопривлекательной куклой.

Город Дураков

1) Цветная картинка Города Дураков с его обитателями получила по сравнению с черно-белым вариантом широкую известность.

2) Проезд Губернатора с пленниками есть только в чёрно-белом варианте.


3) И уж, конечно, сатирический дар Каневского раскрылся в сцене превращения грозного Карабаса в подобострастного просителя у ног Начальника Города.


Трактиры

Внешний вид Харчевни трёх пескарей Каневский даёт, а праздников чревоугодия внутри — нет.


Драки

1) Всё-таки заметна эволюция Каневского от чисто карикатурных изображений в сторону более мягкой сатиры. Может быть, цветность рисунка этому способствовала (в чёрно-белых экспансия сильнее нужна).


2) Противостояние. Антагонисты в сборе. Но скоро придёт крепкий старик Карло с дубинкой и разгонит врагов.


Концовка

Карабас в луже — следуем за последней фразой текста.





152
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 ноября 2024 г. 21:09
По цветопередаче вполне можно ориентироваться на издание 1950 года. Репарационное, отпечатано в Германии. Еще неплохо получилось в 1963 году. Ближе всего к изданию 1950. Сравнивал практически все.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2024 г. 22:01
Таких рариретов не видал


Ссылка на сообщение20 ноября 2024 г. 20:54
цитата Zivitas
Хамоватый краснорожий предприниматель огромного роста с учёной степенью («доктор кукольных наук») — типаж, более знакомый нашим современникам, чем автору и художнику, родившимся в XIX веке.
Просто зачетное наблюдение
цитата Zivitas
Хоть и не цветной рисунок, но понятно, что нос сизый.
Главная загадка — с чего Толстой заставил работать топором столяра. В тексте, правда, «топорик», а не тот колун, что у графиков, но...
цитата Zivitas
Папа Карло строен и гладок лицом.
И давайте не забывать, что он вырезал из полена куклу. Ножом. На коленке. Твердая — и очень крепкая — рука, острый глаз...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2024 г. 22:17
ОК


⇑ Наверх