615 Иллюстрированные сказки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 615. Иллюстрированные сказки: Золотой ключик или Приключения Буратино (Худ. Б.Малаховский).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

615. Иллюстрированные сказки: Золотой ключик или Приключения Буратино (Худ. Б.Малаховский).

Статья написана 9 ноября 2024 г. 13:52

Первое издание "Золотого ключика" вышло в 1936 году — и сразу с картинками мастера — Б.Малаховского. Основные персонажи были вынесены на верхнюю крышку переплёта.


На фронтисписе эпизод с бегством Мальвины и компании под водительством Буратино. Единственный рисунок, который слегка тонирован. Внутри книги все рисунки чёрно-белые.

Представление о жанре, в котором работает художник, даётся сразу — карикатура (я бы выделял поджанр "карикатура для детей").

Худ. Б.Малаховский (1936)

Вспоминать подробно сюжет "Золотого ключика" незачем. Посмотрим на изображение Буратино, интересных (для художника) персонажей и на несколько забавных сцен и локаций.

Джузеппе и Карло

Столяр Джузеппе, столь бурно закрутивший сюжет, пропадает из книги навсегда после первых пяти страниц. Но типаж уж больно колоритный. Он ведь алкоголик:

цитата

[...] Джузеппе по прозванию Сизый Нос [...]

[...] "Может быть, я выпил чего-нибудь неподходящего и у меня звенит в ушах?" — размышлял про себя Джузеппе... Нет, сегодня он ничего неподходящего не пил [...]

[...] — Я знал, что ты пьяница, Сизый Нос, — сказал Карло, — а ты еще и лгун [...]

Не знаю, как современные мамочки обходят эту проблему (есть которые замазывают отдельные слова в книге). Но для иллюстратора персонаж-алкоголик — это вызов. В 1936 году Малаховский вызова не убоялся — вот он, Джузеппе, который неподходящего, может и не пил, а вот подходящего с утра-то выпил:


Первое появление Карло, будущего папы: во-первых он, по словам Толстого, "был уже стар и болен", а, во-вторых, крайне беден. Первый иллюстратор акцентирует внимание на первом моменте ("стар и болен"):

Старички подрались из-за недоразумения, но этого Малаховский не рисует.


Анатомия Буратино

Как у Малаховского выглядит кукла, вырезанная из полена? Цилиндрическое тело, ручки-ножки из реек, сгибающиеся в локтях и коленях. Но самое главное — лицо, а на нём — нос. Какой нос у Буратино? Вспомним дословно:

цитата

Карло выстругал щеки, потом выстругал нос — обыкновенный...

Вдруг нос сам начал вытягиваться, расти, и получился такой длинный острый нос, что Карло даже крякнул:

— Нехорошо, длинен...

И начал срезать у носа кончик. Не тут-то было!

Нос вертелся, вывертывался, так и остался — длинным-длинным, любопытным, острым носом.

Малаховский рисует для Буратино нос большой и острый, но не тонкий и не самый длинный. У карикатуриста такой нос мог бы быть у человека, причём это даже не было бы гипертрофированным искажением обычного носа — так чуть-чуть крупноват. Учтём: Малаховский рисует деревянного человечка максимально близко к человеческому облику. Длинный-длинный тонкий нос Буратино не был предопределён изначально в иллюстрациях к "Золотому ключику".

Художник Л.Владимирский позднее писал, что первый рисованный Буратино — деревяшка-ребёнок с длинным носом, неопределенного возраста, которому неуютно и даже страшно в чёрно-белом колючем мире, где вокруг мошенники и бандиты.

Одежда Буратино

Решил отслеживать одежду Буратино, раз она считается маркером узнаваемости. Решил придираться к тому, насколько точно художники следуют указаниям текста. У Малаховского на чёрно-белых картинках цветов не разглядеть, но колпачок, как будто, полосатый.


Интересно другое: Малаховский отразил переодевание Буратино, когда ему "сшили из старых девочкиных платьев красивый мальчишеский костюм". Можно разглядеть изменения: какие-то воротнички с рюшечками, бант, пуговки, длинный рукав раструбом.

Карабас

Карабас у Малаховского — один из самых запоминающихся. Смешной и страшный. Горилла.

Кот и Лиса

Кот Базилио и Лиса Алиса, в общем-то, обычные звери.


У Мальвины

Мальвина — огромные распахнутые глаза, отсутствие эмоций. Художник стал на сторону Буратино: бездушная чистюля.


Незабываемая сцена с докторами: "Пациент скорее мёртв, чем жив" и т.д.


Ещё одна потрясающая сцена: обожатели притащили Мальвине карпа вместо зеркала. Вот ведь, с животными нашла общий язык — или, скорее, подчинила их себе.


Едкая сатира про отношения Пьеро с Мальвиной: всё, что может, Пьеро в беде, это читать бездарные стихотворные экспромты. Сатира у Толстого была для взрослых, рисунок тоже вполне взрослый.


Город Дураков

1) Здесь художники, прежде всего, тренируются в изображении разрухи и запустения.


2) Сборище администрации, пленивших кукольных героев. Художники ценят эту локацию — хороший вид с холма наблюдается.

цитата

По дороге к пруду спускалась тележка; ее тащили две худые, как скелеты, овцы с ободранной шерстью. На козлах сидел жирный кот, с надутыми щеками, в золотых очках, — он служил при губернаторе тайным нашептывателем в ухо. Позади него — важный Лис, губернатор… На узлах лежали Мальвина, Пьеро и весь забинтованный Артемон, — всегда такой расчесанный хвост его волочился кисточкой по пыли. Позади тележки шли два сыщика — добермана-пинчера.


3) Начальник Города Дураков — мимолётный персонаж, но колоритный. Художники любят его изображать.

Трактиры

Важное место в развитии сюжета занимает харчевня "Три пескаря", где сначала Буратино пирует с Котом и Лисой, а затем в ней же пьянствуют Карабас и Дуремар (а Буратино сидит в кувшине).

На рисунке Малаховского изображена первая встреча Дуремара и Карабаса (не в харчевне) — но пусть будет как будто в харчевне.

Драки

Серьёзные бои ждали Буратино и его компанию на пути к финалу

Концовка

Последняя строка книги: "Карабас Барабас так и остался сидеть в луже под дождём". Художники часто соглашаются, что это самая эффектная концовка.





134
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 ноября 2024 г. 22:29
цитата Zivitas
Художник стал на сторону Буратино: бездушная чистюля.
Ну почему так к ней строги. Вот на следующей страничке несет здоровенный кофейник раскаленного какао и отнюдь не скромную десертную тарелочку со снеками, а корзинищу пирожков — подтверждая свою грузоподъемность ради гостя.
цитата Zivitas
Карабас у Малаховского — один из самых запоминающихся. Смешной и страшный. Горилла.
Надеюсь, покажете остальных.
цитата Zivitas
Едкая сатира про отношения Пьеро с Мальвиной: всё, что может, Пьеро в беде, это читать бездарные стихотворные экспромты.
нет, там было про драку и бойцовские качества. В известной книжке образ Пьеро пытаются объявить Блоком, но тут нельзя не учесть комедию дель а. и сопутствующие эффекты

Спасибо за колонку.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2024 г. 08:17
:beer:


Ссылка на сообщение10 ноября 2024 г. 22:15
Малаховский похож на Радлова (Николая) стилем. Или наоборот.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 ноября 2024 г. 07:12
Да, очень похожи. Видимо, единый стиль карикатуры 1920- х гг.


Ссылка на сообщение13 ноября 2024 г. 11:31
Я когда недавно перечитывал Буратино своей маленькой дочке, был шокирован парочкой сцен. Когда Алиса натурально обделалась на приёме у Полицейского. И когда Мальвина чистила зубы какашками гусеницы. А ещё когда Артемону загнали «питательную клизму». Весьма неожиданные приколы в детской сказке:-D
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2024 г. 12:18
:cool!:
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2024 г. 23:29
А.Толстой, как писатель-сенсорик (его психический портрет — сенсорно-этический интроверт, т.н. «социтип Дюма»), был не чужд «эпатажу», да что там, прямо пользовался этим всегда: всякие эпитеты и термины в его произведениях «анальной фиксации» (по Фрейду и далее) как раз демонстрируют его бесознательную тягу «поражать» неожиданным «приёмников».
Здесь играют роль еще и личные перемены в жизни Толстого: развод с третьей женой, женитьба на четвертой, более молодой, Крестинской-Баршевой, попытка прицепиться к совсем юной «Тимоше» — вдове сына Горького, все эти его попытки«движения жизни» и дают картину его «литературной кухни» того периода творчества.
 


Ссылка на сообщение16 ноября 2024 г. 07:11


⇑ Наверх