О пьянстве киборгов
Создавая анимацию, Осии Мамору придерживался более традиционных сюжетов. В 1987 году он стал участником группы “Headgear” и режиссёром «Мобильная полиция Патлейбор» (“Kidō Keisatsu Patlabor”) -- сериала о гигантских роботах. В отличие от классических сериалов типа “Gundam” или “Daimos”, это была вполне реалистичная история, действие которой разворачивается в недалеком будущем, в котором роботы (называемые лейборами) широко используются в различных видах работ. Чтобы контролировать преступления, совершаемые с их использованием, формируются специальные полицейские подразделения (Патлейбор, т.е. патруль лейборов). Независимость и боеготовность экипажей Патлейбора подчеркивается их пищевой самообеспеченностью, они ловят рыбу и выращивают помидоры. Сериал имеет слегка комедийный оттенок, но помимо него Осии Мамору и новая студия “Production IG” (с которой он связан и сегодня) сняли два фильма, серьезных как по содержанию, так и по стилю.
«Патлейбор 1» (“Kidō Kaisatsu Patlabor Cekijōban”) — постмодернистская история о больших роботах, в которой режиссер также критикует японскую политику во времена экономического коллапса.
«Патлейбор 2» (1993, “Kidō Keisatsu Patlabor 2: The Move ”) — это история о чрезвычайном положении, введенном в Токио после террористической атаки. И снова действие разворачивается на грани реальности: использование компьютеров позволяет создавать события, которых на самом деле не было. Осии обратил внимание на фактическую отчужденность человека в окружении электронных СМИ, которые искажают восприятие действительности – мы перестаём относиться к миру как к реальному (разве не была первой реакцией на кадры атаки на ВТЦ ассоциация их с фильмом-катастрофой?).
Двумя годами позже он развил и расширил эту концепцию в своем самом известном фильме. В «Призраке в доспехах» (“Kōkaku Kidōtai/Ghost in the Shell”) местом действия стал город Новый порт, являющийся футуристическим видением затопленного Гонконга.
Сценарий, в котором адаптированы нескольких сюжетов из манги СИРО МАСАМУНЭ (Masamune Shirou), повествует о приключениях майора Кусанаги Мотоко, которая является членом специального полицейского подразделения «Отдел 9» (отвечает за борьбу с терроризмом в эпоху компьютерных сетей). Она расследует дело Хозяина Марионеток, хакера, который проникает в сознание своих жертв и имплантирует им искусственные воспоминания, чтобы вынудить несчастных служить своим целям (в напыщенно-эпическом величии «Матрицы» как-то потерялась драма обычного человека, память и реальность которого оказываются ложью),
Члены «Девятки» в основном киборги – люди, имеющие искусственные тела. Чувство отчуждения из-за наличия кибернетического организма заставляет майора усомниться в реальности. Когда смотришь «Призрака в доспехах», то, учитывая отношение Осии Мамору к пище, удивляет, что члены «Девятки» ничего не едят. Они пьют пиво, но напиться допьяна не могут. И чего стоят перед лицом такого факта все эти рассуждения о человечности?
О собачьей еде и собачьей жизни
В 1998 году Осии Мамору представил два трейлера нового проекта под названием “G.R.M”. Это должна была быть остросюжетная история о вечной войне, созданная с использованием передовых технологий цифровой анимации. Проект был закрыт по финансовым причинам, но опыт, полученный при его создании, не пропадал зря. Используя идею, пришедшую в голову в середине 1980-х годов, когда он увлеченно гонял на компьютере ролевую игру «Wizardry», Осии Мамору снял игровой фильм «Авалон» (2001, “Avalon”) -- о виртуальной игре за деньги. С этой целью он приехал в Польшу, чтобы использовать настоящие танки (военное дело — еще одна страсть режиссера). Роль всей своей жизни сыграла в нем Малгожата Форемняк (стилизованная под годаровскую Анну Карину или Мотоко из «Призрака в доспехах»).
Осии Мамору построил на улицах Вроцлава мрачное будущее, в котором лишенные всякой надежды молодые люди всецело отдаются виртуальным военным играм. В ПНР-овской столовой подают отвратительную бурду, потому что хорошая еда доступна не всем. В результате получается гениальная сцена, в которой главная героиня, виртуальная воительница Эш, с отвращением смотрит, как ее знакомый, вор Станнер из бывшей команды Волшебников (замечательная роль Бартека Свидерского), жадно пожирает завтрак, который она ему купила: госпожа кормит пса, нужного ей для выполнения задания.
В историю вошла длинная, иллюстрированная атмосферной музыкой, сцена приготовления еды для бассета (у Осии Мамору тоже есть собака этой породы, сука с ангельской кличкой Габриэль), единственного друга героини. Если Безумный Макс в одноименном фильме довольствовался, сопровождаемый голодным взглядом приблудившегося к нему бродяги, банкой собачьего корма, то бассет воительницы Эш ест лучше, чем люди, обитающие в ее погруженном в сепию мире: впрочем, капуста, мясо и рис для пса обретают полноценный цвет — это капуста реальности. В отличие от Матрицы, мир Авалона не разделяется на «реал» и «виртуал»: существуют лишь последовательные слои фальшивого мира (один из них, “class real”, это наша реальность; мы всего лишь персонажи чьей-то игры); если нет ничего настоящего, пусть будет настоящим то, что мы таковым посчитаем. Я, ты, эта собака, эта еда, поэтому прав Сайфер, который предпочитает настоящий (хотя и виртуальный) стейк протеиновым кашам. Эш — заядлый игрок, единственное, что имеет для нее значение — это открыть следующий уровень, добавив следующий слой, не во имя истины и освобождения, как для Нео, а из-за внутреннего принуждения.
У Бато из «Невинности» (2003, “Innocence”), сиквела «Призрака в доспехах», тоже есть бассет (клон Габриэль!). Подобно герою фильма «Красные очки», он из-за еды попадает в ловушку – ежедневные, почти ритуальные закупки собачьего корма нарушают правила деятельности агента тайной службы и делают его уязвимым для атаки хакера, который заключает Бато в ложной реальности.
Как бы духовным сиквелом «Авалона» является новейший анимационный фильм Осии Мамору «Небесные тихоходы» (2008, “Sukai Kurora/Sky Crawlers”), поставленный по одноименной серии романов Мори Хироси.
На фоне варшавских пейзажей (Дворец культуры и науки!) ведутся воздушные поединки. За штурвалами фантастических самолетов сидят так называемые килдрены, генетически модифицированные и запечатленные в состоянии вечной молодости гуманоиды. Они весьма человечны – в отличие от киборгов из «Призрака в доспехах» могут допьяна напиться (что находит отражение в повороте сюжета). Также возвращается известный из фильмов “Stray Dog” и “Avalon” мотив выражения чувств через приготовление еды.
О профессиональных поедателях клецек
В состав вышеупомянутой саги «Церберы» ("Kerberos") входят радиоспектакли, комиксы, короткометражные фильмы, книги, а также анимационный фильм «Волчья стая» (“Jin-roh”, режиссер Окиура Хироюки), выпущенный в 1998 году, ее самая известная на Западе составляющая часть.
Осии Мамору был лишь автором сценария, делегировав режиссерские обязанности младшему на одиннадцать лет коллеге. Действие фильма происходит в альтернативной послевоенной, оккупированной немцами Японии (как это следует из новейших эпизодов саги, история отклонилась от привычного пути в момент победы Германии в Сталинграде, ставшей возможной благодаря вундерваффе – бронекостюмам, которые позже использовались полицейскими отрядами Церберов), и лента существенно отличается по стилю от произведений Осии Мамору, наполненных чёрным юмором.
Таких как позаимствовавший персонажей из саги “Kerberos” фильм «Рыцари Обжорных рядов» (2006, “Tachiguishi Retsuden”), псевдодокументальное повествование об истории японского фастфуда.
В этой постановке, созданной с использованием техники суперлайв-анимации (которая представляет собой сочетание цифровой анимации и игры актеров), Осии отдает дань уважения тачигуиси, «профессиональным поедателям» клецек sora, крокетов и гамбургеров. В нем показано развитие послевоенной кухни, американское культурное влияние, а также предложены «картинки» из разных эпох. Один из младших представителей тачигуиси, изображенных в этом фильме, — любитель гамбургеров, очарованный Диснейлендом, «пустым и искусственным, но полным всего и ничего».
Точно так же, как мир, если смотреть с точки зрения режиссера, создающего целлулоидную фальшивку.
***
Создавая исполненные философской страсти истории о танках, собаках, птицах и ангелах, рыбах, городах, руинах, но прежде всего о еде и сути реальности, Осии Мамору свидетельствует о нашей цивилизации, которая сейчас вступает в третью фазу, описанную в путеводителе «Автостопом по Галактике»: «История всех крупных Галактических Цивилизаций обычно проходит три отдельные и легко распознаваемые фазы: Выживание, Исследование и Поиск, иначе называемые фазами Что, Зачем и Где. Например, первую фазу можно охарактеризовать вопросом “Что бы нам съесть?”, вторую – вопросом” Зачем мы едим?”, а третью -- ”Где мы будем ужинать?”»
Приятного аппетита!
И не дайте себя обмануть видимости.