Генри Лайон Олди «Дракон и карп»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Мифологическое )
- Общие характеристики: Приключенческое | С использованием мифологии (Китайской/японской ) | Философское
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Азия (Восточная Азия ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти | Становление/взросление героя | Спецслужбы | Обмен разумов, перемещение разума | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Закон будды Амиды превратил Страну Восходящего Солнца в Чистую Землю. Отныне убийца жертвует свое тело убитому, а сам спускается в ад. Торюмон Рэйден — самурай из Акаямы, дознаватель службы Карпа-и-Дракона, уже известный читателю по роману «Карп и дракон», — расследует случаи насильственных смертей и чудесных воскрешений.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Чистая Земля»
Награды и премии:
лауреат |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2022 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
bubacas, 12 марта 2024 г.
Сложно всё-таки писать отзывы на книги, которые искренне понравились. Любые восторженные эпитеты кажутся одновременно и недостаточными, и избыточными... и слишком пресными, и через-чур вычурными... Поэтому постараюсь обойтись без особых восхвалений.
Уровень первой дилогии (и общий уровень качества) выдержан. При этом ощущения вторичности не возникает. Рэйден-сан значительно повзрослел, вплоть до того
и обрёл долю внутренней уверенности. Мир вокруг него тоже повзрослел... стал как-то мрачнее, что ли... опаснее... Хотя, возможно, это сказывается моё собственное состояние. Ведь на конкретные признаки изменения тона и стиля повествования я указать не смогу. Да и, говоря откровенно, Тэнси должен вызывать у меня куда больший ужас, чем
А вот поди же ты.
Уход в полноценный мистический детектив, мне тоже пришёлся по душе. Хотя определение весьма условно. Потому как сами персонажи ничего мистического (в нашем, европейском, понимании) в происходящем не видят. Для них все эти деятельные духи, проклятые людоеды, волшебные амулеты и пр. — просто ещё одна сторона жизни. Столь же реальная, сколь служба, работа или поход на рынок за сладкими рисовыми колобками. Не поэтому ли, припечатай тебя уполномоченный чиновник красной печатью — то будь ты хоть дух, хоть демон, хоть будда — деваться-то уже некуда! Помнится, в другой книге некий китайский судья тоже демонстрировал неоспоримое превосходство земной бюрократии над всей этой распоясавшейся чертовщиной. :)
В целом: если Олди ещё когда-либо решат рассказать несколько историй о Чистой Земле, то я буду только рад.
GLV, 20 июня 2022 г.
Ближе к 40 годам прожитой жизни начинаешь осознавать, что к каждому отрезку соответствует своя литература, да и это казалось бы очевидным. И это понимание лично для меня ярко выразилось именно в книгах Г. Л. Олди, (далее «ГЛО»), лет в 14 когда мне попался «Ожидающий на перекрестках» я был поражен уровнем сюжета, глубиной и т.д. Просто шикарный цикл! Превосходный литературный язык, интрига. Потом лет в 20 мне попался цикл «Песни Петера Сьлядека», «Шутиха» и ещё несколько, хм, язык отличный, миры отлично прописаны, но вот сюжет, видимо я не дорос до понимания сюжета. Первый звоночек уже звенел. Далее был «Тирмен», читал несколько раз в разном возрасте, вроде бы всё понятно, но вот только если не смотреть с точки зрения того, а собственно что хотел сказать «ГЛО»? Если не вдумываться книга отличная. Как и цикл «Кукольник», прочитанный мной относительно недавно, и снова прекрасная история начинает скатываться в раздувание графомании, на 5й или 6й книге начинаешь просто забывать а про что этот весь литературный недострой? Вероятно после 30 лет хочется читать уже законченные произведения, а то рискуешь или не дожить до концовки, ну или автор может скоропостижно скончаться. Это всё лирика, теперь о «Драконе и Карпе».
Одной из самых приятных особенностей чтения книг «ГЛО» — это безусловное погружение в атмосферу придуманных миров, переход всегда плавный, словно вас аккуратно знакомят с новым окружением, не вываливают миллион незнакомых слов. Тут как исторические реальные традиции, так и довольно органичный полёт фантазии. «ГЛО» мастера своего дела, и по праву входят в десятку лучших авторов-фантастов бывшего постсоветского литературного пространства.
Герой «Дракона и Карпа» уже не в первой книги представлен читателям, был ещё и «Карп и Дракон», и я к своей радости не читал, и не думаю что надо это делать. Ибо действия героя в «Драконе и Карпе» это как простецкий квест в компьютерной игре. Погулял по локациям, поболтал с второстепенными персонажами, покумекал себе на уме, сделал выводы – и вот вся интрига. Следует отметить, что книга состоит из трех рассказов, не связанных между собой сюжетом, иногда есть отсылки, но они не влияют на происходящее. Линейность сюжета поражает. Отмечу, что сюжет «Спокойной ночи малыши» и то более захватывает воображение. Антагонисты у героя отсутствуют, они конечно есть, но герою плевать, он самоуверен, дерзок и т.д.
Скукота от чтения начинает проявляться практически сразу, не спасают ни «локации», ни прекрасный язык авторов. Идея заложенная в книгу могла стать довольно интересной, считаю что авторы не проработали концепцию до конца, и если подвергнуть логическому анализу данный аспект, до он не выдержит минимальной критики. Считаю что главная проблема «Дракона и Карпа» это недоработанный сюжет и слабые персонажи.
В итоге такие выводы для себя сделал — чем старше становишься, тем сложнее найти литературу по душе, по жизненному опыту. И это несомненно очень огорчает.
Max1959, 30 ноября 2022 г.
Честно признаюсь: большую часть творчества Олди я не люблю. Мне кажется их губит демонстрация знания культур (хороша для фона, но начинает тошнить, как романах про индийских богов, от избыточности). Романов 5 бросил читать после 100-120 страниц. Пишу для тех, кто может быть отпугнут от этого двухроманника предыдущим неудачным опытом с книгами Олди.
Я был поражён, как изящно, умнО, и интересно написана данная пара книг — Карп/Дракон (и наоборот). Общая «детективная» канва сюжета, интересные повороты, остроумные «разгадки». И удивительно атмосферная проза.
Очень рекомендую.
Тимолеонт, 27 ноября 2022 г.
Уже лет десять подряд я не устаю удивляться, что Олди никак не испишутся и регулярно выдают удивительные и оригинальные истории. Причём даже сиквелы их книг у меня язык не поворачивается называть скучными, авторы умудряются даже уже разобранную тему показать по новому и с необычной стороны. Конечно же, это, ВНЕЗАПНО, сборник из шести больших рассказов, поэтому как-то странно ожидать от них связного эпичного сюжета. Да и в целом это лирическая и достаточно своеобразная история, больше ориентированная на созерцание, чем на захватывающий сюжет, хотя и его тоже хватает.
Конечно, старые вводные работают — каждая жертва переселяется в тело убийцы. Но эта же условность даёт возможность показать детективный жанр с новыми законами и условностями! Я не поверил, когда Олди говорили, что отделаются только дилогией, «Чистая земля» слишком сильно напрашивалась ещё хотя бы на несколько рассказов.
saranac, 10 июня 2024 г.
Первую дилогию я не читал. Видимо, там присутствовал какой-то договор с Буддой, о котором упоминается и во второй дилогии, на счет вымышленного «фукаццу», когда душа жертвы вселяется в тело убийцы.
Да, действительно, атмосфера феодальной Японии присутствует, но, насколько она достоверна трудно судить, мы ведь не знаем историю Японии (лично я точно не знаю). Предполагаю, что авторы сами придумали этот сказочный мир, а потому и на жанр этой тетралогии стоит смотреть как на фэнтези. А присутствие нечистой силы — духов и оборотней — создает мистическую атмосферу.
Сюжет каждой из повестей заключается в том, что к дознавателю приходит жертва в теле убийцы, а дознаватель должен доказать, что действительно имело место быть «фукаццу», а не обман и не какой-нибудь злой дух. Истории интересные, хоть и сама детективная составляющая тут очень простенькая, но все это разбавлено бытовухой главных героев, что на любителя — бывает скучновато читать.
слОГ, 1 августа 2022 г.
Помнится, что после выхода «Карпа и дракона» многие говорили, что должна быть некая третья часть, а Олди отвечали, что нет — была задумана дилогия. Но по заявкам — появилась еще одна дилогия, уж не знаю насколько читатели, жаждавшие тогда трилогии, удовлетворились нынче тетралогией.
По мне, отличное чтение, но если КиД я оценил очень высоко, здесь восторгов меньше — нет эффекта новизны. Так то благодатное поле для ориентального детективного сериала по заветам Ван Гулика и Ван Зайчика, с прекрасным языком от Генри Лайона Олди, но... его скорее всего не будет, и я не скажу что это страшная потеря. КиД задал планку очень высоко, ДиК этот уровень недотянул. Но Олди — это Олди, и чтение ДиК прекрасное летнее времяпрепровождение, во время которого можно отвлечься от окружающего — не больше, но и не меньше.
P.S. Судить об идее, заложенной в книге, прочитав вторую половину цикла и говорить, что авторы не проработали концепцию до конца... Жесть. Тут авторы уже концепцию дорабатывали, добавляли всяческие вишенки на торте, а уж говорить о том, что Олди где-то что-то не проработали... Мне могут не нравиться отдельные романы дуэта, но с точки зрения проработанности мира к Олдям вопросов не было никогда.