„Тайна вечной ночи"
Научно-фантастическая пьеса И. Луковского в Центральном детском театре
Перед нами фосфоресцирующий под лунным светом океан. Медленно движущийся на горизонте теплоход как бы уводит за собой в неведомые дали. Так начинается спектакль Центрального детского театра «Тайна вечной ночи». Меняется картина, и мы видим борт теплохода «Россия». Судно совершает рейс из Сан-Франциско во Владивосток. На родину возвращаются Елена Турчина, научный работник Института океанографии, и инженер-химик, специалист по пластическим массам Черкасов. Стоя на палубе, он добродушно подсмеивается над Турчиной:
— Уж не думаете ли вы, что вдруг появится морской царь или всплывет таинственная, обросшая илом бутылка, содержащая записки потерпевших кораблекрушение?
Черкасов жалеет о том, что путешествие по океану сейчас лишено романтики.
Турчина, влюблённая в свою профессию, со всем пылом молодости рассказывает химику о загадках океана, о неизведанных его глубинах, о вечной тьме царящей на океанском дне. Вот сейчас они проплывают Тускарорскую впадину. Это «гиблое место», как говорят моряки. Здесь судно почти всегда подстерегают или сильнейший шторм или губительный туман.
И, как бы в подтверждение слов Турчиной, вдруг раздается страшный гул, и на корабль стремительно надвигается полоса ослепляющего света. Турчина фотографирует эту невиданную картину. Вместе с экипажем судна она пытается найти разгадку необычайного явления. Из строя вышла вся радиоаппаратура, отказалась работать радиостанция. Турчина начинает догадываться: произошло землетрясение; на поверхность океана выброшены газы, излучающие ослепительный свет; может быть, это гамма-лучи, близкие по своей природе ультрафиолетовым и рентгеновым лучам? Тогда, значит, на дне океана находятся ценные залежи радиоактивного вещества! Однако это только догадка.
...Теплоход благополучно прибывает во Владивосток. Капитан 1-го ранга (артист И. Соколов), встречая капитана «России» Воронова (артист П. Брянский), приказывает предупредить команду и пассажиров теплохода о том, что они обязаны хранить в тайне событие, свидетелями которого явились, что разглашение будет равносильно разглашению военной тайны. Предметы же, бывшие в зоне светящейся полосы, приказано сдать для производства анализов.
Но о событии в Тускароре узнают представители одной страны, имеющей военные посты в океане. Они приказывают любой ценой добыть во Владивостоке предметы с теплохода «Россия».
Совершается гнусное преступление. Напав на вахтенного теплохода Сверчкова (артист Г. Молодцов), направляющегося сдать по назначению чемодан с вещами, нужными для анализов, агенты империалистической державы убивают его и овладевают чемоданом.
Так, сразу захватывая зрителей, начинается научно-фантастическая пьеса лауреата Сталинской премии И. Луковского.
Дальнейшее же развитие сюжета идет по двум линиям. Мы видим так называемую «противочумную» станцию в Африке, содержащуюся на средства некоего Маркворта (артист Н. Пастухов). На ней работают привезенные из Бизонии специалисты по атомной энергии. Среди них гидрофизик — немецкий,фашист Иольф, проводивший в свое время в Майданеке опыты с воздействием на человеческий организм гидравлических давлений огромной силы. Эти «деятели науки», привыкшие не гнушаться никакими средствами, воспользовались чемоданом убитого Сверчкова.
Алчный бизнесмен Маркворт хочет во что бы то ни стало завладеть тайной океана. Он обещает возвращение на родину и пожизненную ренту Иольфу, фон-Гарвицу, адмиралу Мирбах. Но, чтобы исследовать глубину океана, нужен гидростат — камера для погружения в морскую пучину. Они узнают, что в Советском Союзе такой гидростат уже сконструирован. Тогда хищники вспоминают об одном известном профессоре, прогрессивном ученом норвежце Биакаре (заслуженный артист Т. Соловьев). Им удается перехватить письмо Биакару от советского академика Русанова. В этом письме давалось согласие на участие норвежца в советской экспедиции. Иольф и компания вручают профессору подложное письмо, подписанное якобы Русановым и содержащее отказ от услуг Биакара.
Огорченный ученый, целью и мечтой которого было произвести спуск в глубины океана, соглашается принять участие в экспедиции Маркворта. Он отдает в распоряжение иностранной экспедиции ранее сконструированный им гидростат. По требованию Маркворта спуск производится безотлагательно, наспех. Эта поспешность приводит к тому, что гидростат не может всплыть обратно. На дне океана гибнет крупный ученый и вместе с ним фашист Иольф.
В это время с большой тщательностью шла подготовка советских ученых к экспедиции в подводные глубины. Как одна большая и дружная семья, трудится весь коллектив Института океанографии — и секретарь Маргарита Васильевна (заслуженная артистка РСФСР С. Волховская), и сторож Еремеич (заслуженный артист РСФСР П. Чинаров), и академик Русанов (лауреат Сталинской премии М. Нейман), и профессор океанографии Лаврентьев (артист Е. Перов), его ученица Турчина (артистка В. Меньковская), профессор Джаяни (артист В. Харлашин), и знакомый нам уже инженер Черкасов (артист Г. Печников). Это честные труженики науки, патриоты своей Родины.
Простым, понятным каждому школьнику языком они говорят о научных открытиях в области океанографии и физики. В этом — большая заслуга И. Луковского, умело сочетавшего занимательный сюжет со знанием затрагиваемых в пьесе научных вопросов.
Одна из лучших сцен спектакля — спуск советского гидростата в глубины океана. Экспедиция одерживает победу.
Спектакль заканчивается подъёмом флага Советского Союза, который взвивается на мачте судна и под бурные аплодисменты зрителей медленно плывет через весь зал.
Спектакль «Тайна вечной ночи», поставленный режиссерами Г. Товстоноговым и А. Некрасовой, оставляет хорошее впечатление. Он красочен, занимателен и представляет для юных зрителей познавательный интерес. В талантливом, изобретательном оформлении художника В. Иванова использованы люминесцентные (светящиеся) краски, введена киносъёмка. Все это придаёт спектаклю несомненный интерес.
Л. Третьякова.
«ТАЙНА ВЕЧНОЙ НОЧИ» в Центральном детском театре. Сцена из четвертого действия: Елена Турчина — артистка В. МЕНЬКОВСКАЯ, профессор Лаврентьев — артист Е. ПЕРОВ.
Фото К. ВДОВИНОЙ.
(Вечерняя Москва, 1949, № 155, 1 июля)