Стратегия тактика и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Стратегия, тактика и стёб
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Стратегия, тактика и стёб

Статья написана 23 июля 2023 г. 11:11

Пламя над бездной (A Fire upon the Deep), Вернор Виндж, 1992

https://fantlab.ru/work7019

***

На самом краю известного космоса, где Быстрая зона мысли переходит в Трансцендентность и цивилизации становятся Силами, люди из колонии Страума обнаружили загадочный Архив — огромную ценность в объединённом мире будущего, основанном на информации и трафике. При его распаковывании была освобождена тут же активно проявившая злонамеренность древняя Сила. Первыми погибли исследователи, а вскоре под угрозой оказались все подключённые к Сети галактические расы.

Быть может, спасение мира заключено в небольшом транспортнике, чудом спасшемся при пробуждении сверхинтеллекта, названного ныне Страумлианской Погибелью? Корабль потерпел крушение на никому не известной планете, населённой неизученными разумными существами, и шансы на подтверждение предположения ничтожны — но на его поиски отправляется четвёрка авантюристов. Пара разумных растений-торговцев вынуждена выполнить контракт, человеческая женщина стремится спасти передавшего сигнал бедствия ребёнка, а в её спутнике и возлюбленном ожил осколок погибшей благосклонной Силы — Богосколок.

***

Роман «Пламя над бездной» Вернора Винджа невозможно оценить однозначно, поскольку в нём не слишком изящно объединены элементы космооперы, прогрессорства и гротеска. Космоопера здесь задаёт общий фон, гротеск — тональность, а прогрессорство дарит некоторую надежду на будущее. Стратегия, тактика и стёб. Не вполне понятно, почему кривое отражение современных автору интернет-культуры и компьютеров превалирует не только над сай-фай, но и приключениями. «Гиперион» Д. Симмонса появился тремя годами раньше, а «Мессия очищает диск» Г. Л. Олди пятью годами позже, но у них всё логично и сбалансировано.

Стратегический план масштабен и примитивен одновременно. Схема легко укладывается в клише любого вокзального фэнтези: неосторожные разбудили спящее Зло, и кучке героев, одного из которых коснулась другая Сила, приходится спасать мир. Масштаб происходящего буквально космический, но данное приключение легко переместить в океан, равнины или пустыню, а космический корабль заменить парусником, лошадью или верблюдом. Увы, дело тут не в сходстве синопсисов и ограниченном количестве мотивов, а в картонных масках, позволяющих сделать из криминального боевика городское фэнтези. Здесь — космооперу в чистом виде.

Тактический план включается на планете, где застряли потерпевшие кораблекрушение люди. Характеризуется ограниченным кругозором, условно средневековыми декорациями и прогрессорством. Здесь всё слишком легко. Местные варвары знать ничего не знали о множественности миров, но быстро поняли, как обмануть и куда запрячь свалившегося с неба прометея. Более того, они сами вознамерились выйти на просторы Вселенной. Некоторое оправдание и надежду даёт специфическая особенность аборигенов, не имеющих ничего общего с египтянами, греками, римлянами или викингами, условными монголами или скифами, древними китайцами или индусами.

Гротеск в романе тотален, но полностью доступен будет лишь обитателям интернета времён зари его существования. Кое-что осталось прежним до сих пор, но Сеть, пользователи, железо, контент и объёмы данных изменились. Совсем непонятно другое — цель, к которой ведёт читателя автор. Дать зеркало обезьяне? Предостеречь? Восхититься открывающимися возможностями? Современному читателю сие остаётся неизвестным. Сейчас из текста вроде бы выходит, что развитие разума зависит от скорости поглощения информации, собственных ёмкости и пропускной способности, и что крепко стоящие на земле разумные всегда надерут задницу диванным воителям.

***

Безусловных достоинства у романа В. Винджа два: оригинальное мироустройство и две негуманоидные расы. Обыкновенно фантасты ищут сверхцивилизации в центре бывшего Большого взрыва, ведь именно там всё и началось. Здесь учтено то, что при последующем расширении всё разбегается из точки возникновения. Соответственно, наиболее развитый разум оседлал волну неостановимо удаляющейся периферии. При конструировании лучших своих существ В. Виндж также пошёл другим путём: не скрестил человека с животным или растением, а взял животное и растение и дал им сознание по принципу объединения деталей компьютера или маломощных компьютеров в сеть.

Структура вселенной В. Винджа концентрическая, и разум в ней прогрессирует центробежно. Центр настолько плотен по всем представимым параметрам, что цивилизация там в принципе развиться не может, только примитивная жизнь. В следующей зоне скорость света непреодолима, а искусственный интеллект не способен превзойти своих создателей. В третьей — зоне Сети — количественных ограничений для науки и пространства нет. В четвёртой цивилизации совершают уже качественный скачок и переходят на непредставимый уровень, становясь подобными богам прошлого Силами. Автором даётся аналогия с жизнью на глубине и поверхности океана, но она выглядит внутренне противоречивой: жизнь, конечно, вышла на сушу, но на дно некоторые помещают ктулху-кальмаро-атлантов.

Первая из оригинальных рас «Пламени над бездной» — Наездники. «Фикусы», получившие вместе с механикой и электроникой «кадки» способность к перемещению в пространстве и оперативную память. Одни из старейших носителей разума, ещё не перешедшие грань между цивилизацией и Силой. В отличие от Старцев Г. Ф. Лавкрафта кажутся милыми и безобидными, но также разбросаны по всему космосу. Вторая раса — Стая, она же Когти. Волкокрысы с естественным мембранно-волновым коммуникационным аппаратом на плечах, длинной гибкой шеей и хоботковыми губами тапира вместо пальцев. Сознание получают одно на четыре-шесть особей в среднем, и теоретически способны жить вечно, заменяя погибшие и умершие элементы новыми.

***

В целом «Пламя над бездной» можно оценить выше среднего, но лишь в качестве приключенческого романа. Сюжет опереточно раздут в космических масштабах, стёб над грибующими выглядит излишней вводной конструкцией, научная фантастика ограничилась двумя-тремя высказываниями, — но фабула здесь классически фэнтезийная, ясная и понятная. Квест и спасение мира — что может быть проще? Недостача батальных и романтических сцен компенсируется экзотическим фоном, а ещё Наездниками и Стаями. Огромный плюс в том, что повествование полностью закончено. Цикл «Зона мысли» организован слишком условно, чтобы считать последующие произведения супругов Вернора и Джоан Виндж прямым продолжением или предысторией.

Опубликовано на странице произведения: https://fantlab.ru/work7019?sort=date#res...





1045
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение23 июля 2023 г. 13:34
Сыровато.
цитата ХельгиИнгварссон
Роман «Пламя над бездной» Вернора Винджа невозможно оценить однозначно, поскольку в нём не слишком изящно объединены элементы космооперы, прогрессорства и гротеска
Например, «не изящно» — вполне однозначное определение.
цитата ХельгиИнгварссон
и что крепко стоящие на земле разумные всегда надерут задницу диванным воителям.
Все наоборот: по Винджу никакое количество ног, колес, бивней и прочих грунтозацепов не заменит хороший план, не подменит знание. Оно сила даже в драке.
цитата ХельгиИнгварссон
Автором даётся аналогия с жизнью на глубине и поверхности океана, но она выглядит внутренне противоречивой: жизнь, конечно, вышла на сушу, но на дно некоторые помещают ктулху-кальмаро-атлантов.
Понял бы отсылку к «черным курильщикам», китообразным. Это намек на что?
цитата ХельгиИнгварссон
Сюжет опереточно раздут
Сюжеты оперетт раздуты? Где, кем?
цитата ХельгиИнгварссон
стёб над грибующими
Ась?
цитата ХельгиИнгварссон
научная фантастика ограничилась двумя-тремя высказываниями

Тема реконфигураций сознания стай. Тема искусственных разумных видов. Тема рецептов из сети. Разрушение антигравитационной конструкции. Пушечное дело и кораблестроение среди аудиалов. Тема изменения физических констант. Тема скорости жизни цивилизаций. Мультивидовый кабак. И т.д.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 июля 2023 г. 14:56
ааа иии
Гм и ещё раз гм.

цитата
Например, «не изящно» — вполне однозначное определение.

«Не слишком изящно» имеет несколько иные и не однозначные смыслы, нежели однозначное определение.

цитата
Все наоборот: по Винджу никакое количество ног, колес, бивней и прочих грунтозацепов не заменит хороший план, не подменит знание. Оно сила даже в драке.

Это Ваше прочтение, не моё. По тексту пока одни флудили, устраняли конкурентов и тырили под шумок, другие молчали, верили и стремились к одной чётко поставленной цели. Не зная точно, лишь надеясь, веря и доверяя друг другу там, где проще было бы убить.

цитата
Это намек на что?

Это не намёк, а перечисление по верхам трёх популярных веток разной направленности.

цитата
Сюжеты оперетт раздуты?

Нет. Сюжет опереточно раздут.

цитата
Ась?

А шо, уже устарело? ) Перед монитором на горшке больше не едят? )

цитата
И т.д.

Всё из итд уже где-то было, бывало и даже спало. Вот зонирование космоса и Стая оригинальны.
 


Ссылка на сообщение23 июля 2023 г. 18:38
цитата ХельгиИнгварссон
«Не слишком изящно» имеет несколько иные и не однозначные смыслы, нежели однозначное определение.
В контексте оценки литературного произведения? Какие-такие смыслы?
цитата ХельгиИнгварссон
По тексту пока одни флудили, устраняли конкурентов и тырили под шумок, другие молчали, верили и стремились к одной чётко поставленной цели.
Другие — это про флот Погибели, видимо.
Обсуждались «драки» — речь о боях, сражениях... Экстремальных ситуациях. У Винджа в сем романе это тоже область приложения интеллекта... И горе не прикладывающему.
цитата ХельгиИнгварссон
Это не намёк, а перечисление по верхам трёх популярных веток разной направленности.
Так, судя по этому замечанию, отсылка авторская из натуральной истории опровергается ссылкой на три мифа, два из которых никогда и не были научны.
цитата ХельгиИнгварссон
Сюжет опереточно раздут.
но какая из оперетт натолкнула на данный образ?
цитата ХельгиИнгварссон
А шо, уже устарело? ) Перед монитором на горшке больше не едят? )
«На горшке» — разговорное, но устойчивое определение для испражнения и мочеиспускания цивильным методом. Если кто и ел в такой момент, да еще и перед монитором... Вряд ли распространенное занятие, даже в недавнем прошлом. А причем тут грибы?
цитата ХельгиИнгварссон
Всё из итд уже где-то было, бывало и даже спало. Вот зонирование космоса и Стая оригинальны.
Стоп. В зазор между «в тексте 2-3 оригинальных и неизбитых научно-фантастических высказывания» и «научная фантастика в тексте присутствует, но ограничилась 2-3 высказываниями» можно разместить приличную библиотеку.
 


Ссылка на сообщение23 июля 2023 г. 19:23
ааа иии
цитата
В контексте оценки литературного произведения? Какие-такие смыслы?

В контексте русского языка.

цитата
Другие — это про флот Погибели, видимо.

И не только. Там рефреном сетевая переписка идёт, ею и заканчивается произведение.

цитата
отсылка авторская из натуральной истории опровергается ссылкой на три мифа

Вернор, судя по близкому к цитатности использованию блогосферы тех лет, ориентируется не только на академиков, но и на поп-культуру интернета. Так что его отсылка мною не опровергается.

цитата
но какая из оперетт натолкнула на данный образ?

Вы издеваетесь? Так сложно загуглить прилагательное «опереточный»? Даже если первый раз его видите?

цитата
А причем тут грибы?

Потому что сидят перед мониторами, как грибы. Довольно устойчивое слово в сленге.

цитата
В зазор между

Читайте выше, по тексту статьи и пояснению.
 


Ссылка на сообщение23 июля 2023 г. 21:08
цитата ХельгиИнгварссон
Довольно устойчивое слово в сленге
Хотите изъясняться на сленге? Напрасно.
цитата ХельгиИнгварссон
Вы издеваетесь?
Видели оперетту с раздутым сюжетом? Есть словарь, в котором к «опереточному сюжету» идет указанное Вами слово?
цитата ХельгиИнгварссон
Вернор, судя по близкому к цитатности использованию блогосферы тех лет, ориентируется не только на академиков, но и на поп-культуру интернета. Так что его отсылка мною не опровергается.
Это, видимо, должно было что-то значить. Но что?
Виндж использовал для разъяснения своей концепции «зон» метафору толщи воды. Если от «дрейф планктона» кого-то пробивает на Ктулху и поп-культуру... Он не при чем.
цитата ХельгиИнгварссон
В контексте русского языка.
Неизящная увертка.
 


Ссылка на сообщение24 июля 2023 г. 12:58
ааа иии

Мы достаточно продуктивно общались в прошлом, так что давайте прямо.

Я не в восторге от разрекламированного и хьюгоносного романа В. Винджа. Не ожидал очередного пробуждения спящего зла и похищенных красавиц от профессора математики. Вас, по своим причинам, задела моя рецензия.

Переделывать статью и потакать Вашим придиркам и наигранному непониманию языка я далее не намерен.
 


Ссылка на сообщение24 июля 2023 г. 19:48
Дело Ваше.
Знаю, можете писать гораздо лучше, чем показывает сей сырой отзыв (независимо от восторгов или огорчений).
 


Ссылка на сообщение25 июля 2023 г. 04:02
ааа иии
Спасибо! Да, могу. Но считаю, что количество потраченной на рецензию работы должно быть в прямой зависимости от качества рецензируемого материала. Личные восторги и огорчения тут действительно дело десятое.
 


Ссылка на сообщение23 июля 2023 г. 17:29
ааа иии

Тут мысль пришла, хочу обратить и Ваше внимание.

Не показалось ли подозрительным у Вернора пристрастие давать «взгляд изнутри» именно женским персонажам и делать именно их главными героями? Йоханна, Равна, Древорезчица, обновлённый Шкуродёр? Пассаж о победе «училки» и «библиотекарши» над всеми великими и ужасными? Учитывая жену Вернора, Джоан, тоже писательницу? )
 


Ссылка на сообщение23 июля 2023 г. 18:45
цитата ХельгиИнгварссон
Не показалось ли подозрительным у Вернора пристрастие давать «взгляд изнутри» именно женским персонажам и делать именно их главными героями?
1. В чем подозревать? Для того же Кира Булычева это обычно, хотя жены-фантастки у него не было.
2. В тексте есть железобетонное обоснование — материнская земная колония вернулась к звездам через матриархат. Век принцесс и всё такое.
3. В завершающей цикл книге не все так солнечно.
 


Ссылка на сообщение23 июля 2023 г. 19:26
ааа иии
цитата
В чем подозревать?

А Джоан Виндж ничего не читали?

цитата
Век принцесс и всё такое.

Это в произведении. А почему в реальности, у автора такой выбор?

цитата
В завершающей цикл книге не все так солнечно.

Так с чего начали-то и чем спаслись? Героизм всегда прикрывает ошибки.
 


Ссылка на сообщение23 июля 2023 г. 20:31
цитата ХельгиИнгварссон
Джоан Виндж ничего не читали?
Снежную, а что?
цитата ХельгиИнгварссон
А почему в реальности, у автора такой выбор?
Даже не интересно. Самое обычное дело.
 


Ссылка на сообщение23 июля 2023 г. 22:42
цитата ааа иии
1. В чем подозревать? Для того же Кира Булычева это обычно, хотя жены-фантастки у него не было.

Вот сейчас Кире Сошинской обидно было. https://fantlab.ru/aut...
 


Ссылка на сообщение24 июля 2023 г. 06:57
Хмхмхмхмхм... ОК, но все равно сомнительно, что Кора Орват и Алиса из этой связи.


Ссылка на сообщение23 июля 2023 г. 22:40
цитата ХельгиИнгварссон
Цикл «Зона мысли» организован слишком условно, чтобы считать последующие произведения супругов Вернора и Джоан Виндж прямым продолжением или предысторией.

Они в разводе с 1979 года.
https://en.wikipedia.org/wiki/Vernor_...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 июля 2023 г. 13:08
heleknar

Ну да, я видел. Но если Джоан писала по заметкам Вернора в цикл «Зоны мысли», то почему нельзя предположить взаимный обмен?


Ссылка на сообщение24 июля 2023 г. 08:50
Мне вот очень понравилась Бездна в своё время. Особенно очень оригинальна концепция Стаи и зонирование Галактики. У Винджа интересные расы получаются. В той же самой Глубине в небе очень не обычная раса пауков, живущих на периодически вымирающей планете...да и главный протагонист, Фам Нювен, довольно симпатичен.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 июля 2023 г. 13:12
raiden11

Да, Стаи и зоны, частично тележка Наездников мне тоже понравились. Первые два момента нигде не встречал. Но вот фэнтезийная фабула и перенасыщение сюжета стёбом над сетевой болтовнёй для меня стали неожиданностью. Не знаю, буду ли читать «Глубину...» после этого.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2023 г. 08:37
Ну, да. С концепцией Стай прямо очень ново и интересно было. Почитайте Глубину. В ней больше действия, приоткрывается прошлое Фама и очень забавно Виндж показывает, как инопланетная раса, совершенно чуждая нам, видит свой социум изнутри и каким он представляется внешне людям. По крайней мере мне книга понравилась не меньше Бездны.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2023 г. 09:50
raiden11
Я подумаю )
А в каком возрасте Вы читали «Пламя...», если не секрет? Я вот в школе впечатлился «Миром пауков» К. Уилсона. Когда в тридцать скачал в фб2 и открыл, то всё очарование развеялось.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2023 г. 09:56
Я читал лет в 30 и Бездну и Глубину.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2023 г. 11:37
raiden11

Понял. Мне в 41 «Пламя над бездной» что-то не зашла.
 


Ссылка на сообщение27 июля 2023 г. 09:22
цитата ХельгиИнгварссон
Мне в 41 «Пламя над бездной» что-то не зашла.

Мне 52. «Пламя над бездной» пытался читать пару лет назад. Не зашло.
Будете смеяться, но роман чем-то напомнил мне «Долгий восход на Энне» Гуляковского. Вот там тоже на фоне вроде бы серьезного научно-фантастического романа (а в СССР с другой фантастикой было очень сложно) вдруг появляются драконы и спасенные принцессы. И все сразу идет по известному адресу.
С Винджем у меня похожая история: вроде бы и научная фантастика, но так и тянет добавить к ней приставку «псевдо». Вторую книгу даже открывать не стал.
 


Ссылка на сообщение27 июля 2023 г. 12:27
avsergeev71

Да, помню эту дилогию Гуляковского ) Оценил на те же 8 баллов, что и «Пламя...» Но там вторая книга сделала фортель в стиле фэнтези, а здесь сразу первая. По-моему, показатель. Ну вот не идут у меня «Звёздные войны», новые так даже смотреть не смог ) Космооперы! Особенно не люблю, когда они переходят в оперетты.
 


Ссылка на сообщение27 июля 2023 г. 14:31
Первая то книга у Гуляковского («Сезон туманов»), на мой взгляд, вообще — шедевральная. Особенно по тем временам. Но, поговаривают, он ее вроде как не сам и писал. Или не только сам. В общем, мутная история.
А вот вторая — да, научно-фантастическое фэнтези.
Там еще и третья книга есть — «Хроники Ротанова». Но та — совсем уж халтура. Виндж на ее фоне — просто гений.
 


Ссылка на сообщение27 июля 2023 г. 16:54
avsergeev71

цитата
он ее вроде как не сам и писал. Или не только сам

Даже не слышал. А кого имеют в виду, тайным автором-соавтором?

цитата
Там еще и третья книга есть — «Хроники Ротанова»

Уже не читал.
 


Ссылка на сообщение27 июля 2023 г. 17:40
цитата ХельгиИнгварссон
Даже не слышал. А кого имеют в виду, тайным автором-соавтором?

Ну, не то, чтобы тайным. Просто там история довольно мутная на самом деле.
Дело в том, что «Сезон» в первый раз печатался в «Уральском следопыте» в 1979-м. И тогдашний его редактор Виталий Бугров якобы сильно приложил к роману свою руку. Настолько сильно, что первоначальный вариант, принесенный автором, было не узнать. Редактор сильно сократил текст и превратил его чуть ли не в шедевр. Потом этот, правленный редактором вариант, якобы опять правил сам автор. Ну и т.д.
Но все это конечно — на уровне слухов. Правды мы наверное уже не узнаем никогда. Хотя косвенно это подтверждается тем, что в литературном плане выше «Сезона» автор так и не поднялся. Царство ему Небесное!
 


Ссылка на сообщение27 июля 2023 г. 17:54
avsergeev71

Не поверите, где-то я такое уже не раз слышал ) Но не про Гуляковского и Бугрова )
 


Ссылка на сообщение27 июля 2023 г. 17:56
Да история то типичная по тем временам. Тогда редактор на втором месте после Бога стоял.
Просто как правило редактор делал хуже, чем было. Но тут вот по-другому вышло.
 


Ссылка на сообщение27 июля 2023 г. 18:33
avsergeev71
За то и спасибо, коли так.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2023 г. 11:41
У «глубины» сходства с «миром пауков» нет совершенно, не пугайтесь.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2023 г. 12:16
Kavabanger
Лишь бы форумного трёпа там не было! Хотя вроде и не должно, в медленной-то зоне. Простой приключенческий роман съем.


⇑ Наверх