493 Иллюстрированный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 493. Иллюстрированный Е.Шварц: Сказка о потерянном времени (худ. М.Майофис, худ. И.Казакова, худ. И.Олейников)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

493. Иллюстрированный Е.Шварц: Сказка о потерянном времени (худ. М.Майофис, худ. И.Казакова, худ. И.Олейников)

Статья написана 5 июля 2023 г. 20:32

Продолжение обзора иллюстраций к "Сказке о потерянном времени" Е.Шварца.

Сказка о потерянном времени

Худ. И.Олейников (2017)

Модный художник И.Олейников проиллюстрировал вот этот сборник произведений Е.Шварца (2017):

Одна иллюстрация к сказке. Олейникова ценят за то, что он находит неожиданную трактовку давно истёртого содержания литературных произведений. В данном случае художник избрал традиционный фрагмент: старушка, прыгающая на асфальте. Никто из иллюстраторов не может устоять перед этим соблазном.

Манера рисунка у Олейникова узнаваемая. Старушка получилась оригинальная.

Худ. М.Майофис (1989)

Обожаемый М.Майофис. Разный в разные периоды своего творчества. Его бенефис по произведениям Шварца — сборник "Рассеянный волшебник" (1989).

К "Сказке о потерянном времени" всего три иллюстрации, но максимально передающие атмосферу сказки.

а) Вот на шмуцтитуле растерянный постаревший мальчик Петя. Как указал в прошлый раз в комментариях ув. AndrewBV, "эта сказка Шварца обладает самым сильным «фобиогенным» эффектом из всех возможных: ее фабула — внезапное уничтожение «будущего», заранее объявленный крах всех перспектив, — чуть ли не единственная тема, которая может по-настоящему испугать ребенка".

б) А вот главные герои. Омолодившиеся старики-волшебники. Это злобные детишки — груз нажитого опыта всё равно не даст радоваться возвращению юности.

в) А вот волшебники, вернувшиеся обратно в старческое состояние. Тут же одухотворённые настоящие дети (к концу сказки все забывают, что это двоечники и тунеядцы, по заслугам наказанные в зиму 1939/1940 года).

Майофис много экспериментировал с формой и содержанием. Вот его ранняя книжка, где на развёрнутой обложке можно разглядеть портреты школьников до и после превращения в старичков.

Худ. М.Майофис (1972) и худ. И.Казакова (1975)

Да, были и полноценные сюиты иллюстраций к нашей небольшой сказке: как раз на тонкую книжку-картинку. Наиболее известные — провинциальные советские издания с иллюстрациями Майофиса (Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1972) и Казаковой (Петрозаводск: Карелия, 1975; переиздано "Речью" в 2015). Вот они рядышком:

1) Постаревший третьеклассник Петя Зубов. Гнетущая цветовая гамма у Майофиса и обычная расцветка у Казаковой. При этом, Казакова пытается выдержать юмористическую линию: старичок Петя в пионерском галстуке и с рогаткой в кармане.

Худ. М.Майофис (1972)
Худ. М.Майофис (1972)
Худ. И.Казакова (1975)
Худ. И.Казакова (1975)

Казакова иллюстрирует более подробно (в её книжке страниц больше): вот метания Пети по городу Семидесятых годов.

Худ. И.Казакова (1975)
Худ. И.Казакова (1975)
Худ. И.Казакова (1975)
Худ. И.Казакова (1975)

2) Дальше художники идут синхронно: сцена с Петей, забившимся в сено, которое оказалось в лесной избушке волшебников.

Худ. М.Майофис (1972)
Худ. М.Майофис (1972)
Худ. И.Казакова (1975)
Худ. И.Казакова (1975)

3) А вот как художники изображают злых волшебников в детском облике. Как ни странно, в чертах этих детей есть что-то общее. И Майофис, и Казакова одинаково представляют себе противных младшеклассников.

Худ. М.Майофис (1972)
Худ. М.Майофис (1972)
Худ. И.Казакова (1975)
Худ. И.Казакова (1975)

4) Следующий фрагмент: Петя, узнавший тайну, начинает поиски других заколдованных. У Майофиса — глубокий психологизм потерянного старика-ребёнка на фоне узнаваемого моста через Фонтанку (которую по льду перебегают беззаботные малолетние хулиганы). У Казаковой — формальное следование тексту: толпа обычных людей глазами Пети.

Худ. М.Майофис (1972)
Худ. М.Майофис (1972)
Худ. И.Казакова (1975)
Худ. И.Казакова (1975)

5) Ключевые сцены в юмористической линии сказки: обнаружение старичков с детскими замашками. Но Майофис от юмористической линии вообще отказался: у него только тревожный бег за трамваем с последним заколдованным старичком на колбасе.

Худ. М.Майофис (1972)
Худ. М.Майофис (1972)

Казакова же даёт последовательно все три эпизода обнаружения заколдованных детей. Всё в рамках ожидаемого.

Худ. И.Казакова (1975)
Худ. И.Казакова (1975)
Худ. И.Казакова (1975)
Худ. И.Казакова (1975)
Худ. И.Казакова (1975)
Худ. И.Казакова (1975)

Кстати, о колбасе. Где-то встречал надрывное обсуждение переизданных иллюстраций Казаковой. "Речь" упрекали в том, что это издательство заменило трамвайную "колбасу" на "подножку". На самом деле, эта подмена произошла в карельском издании 1975 года: потому и на картинке последний из дедков едет на подножке — в открытых дверях трамвая. "Речь" просто взяла текст из карельской книжки. Проверил другие доступные издания — советские и современные — везде колбаса (иногда в кавычках). Впрочем, на всех других рисунках (у того же Майофиса) хулиган едет не на колбасе, а на сцепке. Я вот описание "колбасы" обнаружил в Вики, а рисунка нигде не нашёл. Может, колбаса — это вообще миф.

А, вот нашёл: точно, миф — см. Никакая не колбаса.

6) Заколдованные обнаружили домик с волшебниками. Майофис оригинален.

Худ. М.Майофис (1972)
Худ. М.Майофис (1972)
Худ. И.Казакова (1975)
Худ. И.Казакова (1975)

7) Всё, поворот стрелок. Волшебники превращаются обратно в стариков.

Худ. М.Майофис (1972)
Худ. М.Майофис (1972)
Худ. И.Казакова (1975)
Худ. И.Казакова (1975)

Сравним стариков-волшебников крупным планом у Майофиса и Казаковой. Оказывается, Майофис на их одежде вообще не акцентируется. Казакова уже традиционно рядит их в одежду давних времён (здесь — для 1975-го года — давние времена отсылают к началу XX века).

Худ. М.Майофис (1989)
Худ. М.Майофис (1989)
Худ. И.Казакова (1975)
Худ. И.Казакова (1975)





559
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение8 июля 2023 г. 11:19
цитата Zivitas
Старушка получилась оригинальная.
Оригинально — классики зимой на проталине. Кстати, современные, по-моему, ни в резиночку, ни в классики. Но могу и ошибаться.
цитата Zivitas
чуть ли не единственная тема, которая может по-настоящему испугать ребенка
Нормальный ребенок взрослеть не собирается, о будущем не думает, перспективу дальше похода в кино не выстраивает. И это прекрасно.
Сказка Шварца фобична, но вневозрастным мотивом старика, тратящего-крадущего твое время и жизненное пространство. Один из пострадавших сразу начинает качать пенсионерские права, чрезвычайно правдоподобный штрих.
Ребенок тоже получает, ставится Шварцем перед фактом, что то, что он считал чуть ли не каторгой, на деле было его правом + да, мотив потерянности, утраты семьи, потому что ты балбес прогуливал, а за тобой наблюдали
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 июля 2023 г. 15:10
:cool!:


⇑ Наверх