408 Иллюстрированный Бажов


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 408. Иллюстрированный Бажов: Малахитовая шкатулка (худ. А.Кошкин, В.Назарук, Ю.Николаев, М.Орданьян, Г.Козлова, Б.Ольшанский)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

408. Иллюстрированный Бажов: Малахитовая шкатулка (худ. А.Кошкин, В.Назарук, Ю.Николаев, М.Орданьян, Г.Козлова, Б.Ольшанский)

Статья написана 30 марта 2022 г. 18:02

Заканчиваю обзор иллюстраций к сказу Бажова «Малахитовая шкатулка». Иллюстрированных книг 1990-х гг. у меня не оказалось, поэтому после иллюстраций поздне-советского времени переходим сразу к изданиям XXI века.

Малахитовая шкатулка (XXI век): издания

1) Малахитовая шкатулка. — Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2002. Иллюстрации Г. Козловой.

2) Сказы. — М.: РОСМЭН, 2007. Иллюстрации М. Орданьян (художник, сведений о котором так и не удалось раздобыть).

3) Уральские сказы. — М.: Облака, 2019. Иллюстрации Б. Ольшанского.

4) Сказы. Медной горы хозяйка. — М.: АСТ, 2015. Иллюстрации Ю. Николаева.

5) Уральские сказы. — М.: Эгмонт Россия Лтд., 2004. Иллюстрации А. Кошкина.

6) Медной горы хозяйка. — СПб.: Речь, 2016. Иллюстрации В. Назарука.

Малахитовая шкатулка (XXI век): иллюстрации

Г. Козлова (2002)

Сборник Бажова 2002 года — один из последних известных мне проектов областного государственного издательства в формате «подарочного» издания. Попытка освежить кровь выразилась в привлечении молодой художницы, рисовавшей в лёгкой гламурной манере.

Получилась такая Танюшка — жгучая брюнетка. Котик рядышком. К оконному стеклу с улицы прильнули женихи.

М. Орданьян (2007)

Экспериментальный подход неопознанного художника.

По-видимому, такой путь в иллюстрировании оказался тупиковым. В оправдание можно заметить, что подобная стилизация под мозаику из острых каменных пластин только в отношении сказов Бажова и была возможна. Но технически художник слабо представлял себе мозаику из уральских камней — она очень плавная, волнистая.

Б. Ольшанский (2019)

Неожиданное открытие традиционного по технике, но самобытного современного художника. Некоторая цыганщина искупается искренней увлечённостью иллюстратора (мне чудится влияние В.Лосина).

1) Фронтиспис ко всему сборнику. Девочка, примеряющая драгоценности, окончательно утвердилась в качестве символа «Малахитовой шкатулки». Но это и позволяет вынести её за скобки.

2) Заставка. Поскольку девочка-модница уже была отмечена на фронтисписе, на заставке к собственно сказу «Малахитовая шкатулка» можно поместить другой сюжет: Танюшка из глубины уральских руд шагает по столице.

3) Детство Танюшки. Экспрессивные цветастые иллюстрации. С пояснениями художника: это не Танюшка хитника ослепляет, это Хозяйка Медной горы. Бажов-то об этом почему-то умолчал... Когда странница показывает Танюшке сцену в царском дворце, по подполу ползают две голубые ящерицы с золотыми коронами. Пафос несколько снижается котярой, который заглядывает в голбец. Это уже второй кот в сегодняшнем обзоре.

4) Продажа шкатулки. Опять яркие смачные сцены. Эпизоды для иллюстрирования выбраны не затёртые.

5) Во дворце. Апогеем выбран проход Танюшки по дворцу — на равных с царицей да одноглазыми фаворитами. Престижно. Исчезло презрительное бажовское описание придворной камарильи. Непонятно теперь, с чего это Танюшка в стене растворилась?

Ю. Николаев (2015)

Иллюстрации Николаева — мостик в современность от традиций советской школы. Художник склонен к бытописанию. Рисунки акварельные, мягкие и спокойные.

1) Вот моя деревня...

2) Детство Танюшки.

3) Семейная жизнь Пароти. Только намёком передаётся чванство семейки.

4) Заказ портрета.

5) Во дворце. Подчёркнутое спокойствие — будто так и надо принимать посторонних в кругу придворных.

Екатерина II с известного портрета. Причём замерла на постаменте: публичный показ императрицы. Пафос этого представления снижается последней сценой, когда разодетые кавалеры подбирают камешки после Танюшки.

А. Кошкин (2004)

Кошкин — художник, прославленный советскими критиками.

1) Детство Танюшки. Типичные сцены. Необычные образы — без всякой красивости. Бажов в стиле северного Возрождения. Третий кот в нашем обзоре, кстати.

2) Во дворце. Как и всегда у Кошкина, в самых напряженных сценах его герои излучают абсолютное спокойствие. Этот контраст входит в число фирменных приёмов художника.

3) Концовка. Двоящаяся Хозяйка Медной горы.

В. Назарук (2016)

Легендарный цикл иллюстраций, с инкрустациями из сухих листьев. Очень красиво и немного жеманно.

1) Становление Танюшки.

Назарук даёт последовательные в развитии сюжета портреты Танюшки в разной обстановке. Танюшка везде одинаковая: сосредоточенная, ракурс один и тот же (в большинстве случаев и подсветка одинаковая — снизу). Завораживает как раз декоративное оформление рисунков. Кота вот в подполе нет — (ящерица есть).

2) Во дворце. Первая иллюстрация чуть выбивается из ряда — выглядит эскизом.

3) Две Хозяйки — две ящерицы. Парадный портрет.





689
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение31 марта 2022 г. 19:23
Почти все из представленных художников вольно или невольно «полемизируют» своими иллюстрациями с мэтрами советской иллюстрации, многие из которых создавали рисунки к Бажову.

Г.Козлова — Н. Кочергин.
М. Орданьян — А. Белюкин (самый интересный концепт, чуть-чуть художнику не хватило техники, хотя... м.б. в его рисунках все самодостаточно и он сделал так, как надо.)
Б. Ольшанский — В. Милашевский
Ю. Николаев — В. Гальдяев
А вот с парой последних художников А. Кошкин и В.Назарук — прямо загадочная история.
Если А. Кошкин — это Александр Кошкин, известный советский художник-иллюстратор, то как ни странно, в Бажове он себе несколько изменил, а его манеру в чем-то «забрал» себе Назарук.
А собственно Кошкин в Бажове «стилизует» Владимира Перцова.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 марта 2022 г. 23:07
Да, постмодернизм.
Кошкин — тот самый, прославившийся в 1980-х иллюстрациями к «Буратино». Он меняется.
 


Ссылка на сообщение1 апреля 2022 г. 03:35
Для меня Кошкин, в первую очередь, это — Аладдин.
http://samoe-vazhnoe.blogspot...
Именно такой стиль я имел в виду, когда сравнивал Назарука с Кошкиным.
 


Ссылка на сообщение1 апреля 2022 г. 10:28
Понятно. Да, Аладин у Кошкина в торжественной манере (и баллады Жуковского тоже). Другая линия — Буратино и «Теремок» из современных.


⇑ Наверх