Фантастическая живопись и графика времен СССР известна, доступна и в принципе легкодоставаема — как у букинистов, так и в сканах на просторах интернета. Фантастическая иллюстрация США и Англии благодаря интернету стала намного ближе, и оказалось что там не океан, там целая вселенная фантастической живописи. А вот знакомство с фантастической живописью других стран оставляет желать лучшего. Мне было интересно посмотреть как и что рисовали в жанре фантастики в разных странах мира — в Чехии, Мексике, Испании.
Иван Адамович, Томаш Поспишил «Планета Эдем: мир завтрашнего дня в Социалистической Чехословакии 1948-1978 гг.» — Прага, Арбор, 2010 год, 248 стр. квадратная почти книга , 26х24 см, весом под 1,5 кг.
Ivan Adamovič, Tomáš Pospiszyl. Planeta Eden: Svět zítřka v socialistickém Československu 1948-1978
https://fantlab.ru/edition120898
В полноцветной иллюстрированной книге представлены очерки по истории фантастики в Чешской литературе, кино, в зачаточных комиксах.
Содержание книги:
1. История утопического будущего: Введение в путешествие во времени
2. От фантастики к научной фантастике: научная фантастика и культура социалистической Чехословакии
3. Sputnik pop: сигналы из космоса в чешской поп-культуре
4. Лица будущего: иллюстраторы чешской научной фантастики и футуристической журналистики
5. Над красной планетой на борту фотонной ракеты: Космический социалистический реализм в других странах
6. Фантастические миры Буриана: Фантастические и научно-фантастические темы в послевоенных произведениях Зденека Буриана
7. Космический провидец Теодор Ротрекл: художник-фантаст в ловушках настоящего времени
8. Серебряные кометы киноэкрана: поиск будущего в чехословацком кино
9. Соц-комикс: от страниц молодежных журналов до графического романа — и обратно
10. Будущее и авангард: чешские и словацкие художники между утопией, антиутопией и ностальгией
11. Утопия, которой не было: Утопическая мысль в социалистической научной фантастике.
Интерес представляют материалы про иллюстраторов. Про Зденека Буриана (1905–1981) старшее поколение знает по научно-популярным книгам по биологии и палеонтологии, выходившим на русском языке в Праге в 1960-70е гг и широко продававшимся в СССР; современный читатель знаком с его творчеством стараниями Лютикова и Азбуки, по свежим изданиям романов Жюль Верна и других классиков. Однако Буриан рисовал иллюстрации и к современной фантастике, вполне себе фантастические звездолеты и люди в скафандрах — к книгам Гайля, Бабулы, Д.М.Троски и др. авторов, которых если и переведут на русский, так явно только что бы издать ради картинок.
Составители альбома показывают что есть еще два грандиозных художника, определивших лицо чешской фантастической иллюстрации: это Франтишек Шкода (1925-1990) и Теодор Ротрекл (1923-2004). Ротрекл в течение нескольких десятилетий проиллюстрировал десятки книг и рассказов, постоянно совершенствовал свое искусство, «по объему и значимости его работы не имеют себе равных во всей восточноевропейской фантастической иллюстрации».
Тоже кого-то, как и А.Казанцева, поразили японские статуэтки, напоминающие людей в скафандрах:
Спутникомания на этикетках спичечных коробок:
Настольные игры на темы космоса
Игрушечное оружие футуристического дизайна
Обычные детские горки в необычном космическом исполнении:
=================
Мария Кристина Тавера «Мексиканское искусство палп-фикшена»
Maria Cristina Tavera. Mexican Pulp Art — Лос-Анжелес, 2007 год, 144 страницы.
https://fantlab.ru/edition275440
Это сборник работ нескольких художников, работы которых шли на оформление книг. Это заметно по композиции рисунков (всегда пустой верх), но я бы предпочел видеть и собственно книги, как этот кошмар выглядит на книге или журнале. По сюжетам все традиционно: восстание роботов, похищение блондинок-красавиц зеленопузыми инопланетянами, динозавры-разрушители, и конечно же гигантские пчёлы-покусушки.
============================
«El Arte de Vandrell» — Испания, 2019 год, издательство «Planeta Cómic», 192 страницы, ISBN 978-8491737421.
Это артбук Даниэля Вендрелла (1980-2017), рано ушедшего из жизни испанского художника. У него еще не устоялся свой стиль, его мотало от комиксов к манге, от подражаний Франку Фразетте до подражания Мило Манаре, но его картины выделяются из череды условного девиан-арта какой-то веселостью и гипертрофированной телесностью.
===========
За поиск книжки «Планета Эдем» выражаю искреннюю благодарность Александру Тарасенко, и Марселе Словаковой, которая прислала ее из Праги.