Генри Лайон Олди «Волк»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное | Психологическое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Спецслужбы | Контакт | Становление/взросление героя | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Марк Тумидус, офицер ВКС Помпилии, пропал без вести за краем Ойкумены. Сбилась с ног внешняя разведка, не знает: искать дальше или похоронить заочно? Планирует смертельно опасную экспедицию дядя Марка — изменник родины, бывший легат Гай Тумидус. Отец Марка, инженер-энергетик Юлий Тумидус, ради сына вступает в конфликт со службой имперской безопасности. Совет Антисов, исполинов космоса, ищет способ шагнуть в загадочную Кровь, не замарав ноги.
А далеко от них, на планете по имени Астлантида, ведет свою войну маленький отряд под командованием унтер-центуриона Кнута. Волк, скаля клыки, ведет поредевшую стаю. Каждый шаг — ловушка. Каждый шаг — попытка вырваться за флажки.
«Волк» — вторая книга нового романа-трилогии Г. Л. Олди «Дикари Ойкумены». Это продолжение знаменитого цикла, начатого романами «Ойкумена» и «Городу и миру».
цитатаЭпиграф к «Дикарям Ойкумены» (Кн. 2 «Волк»):«Мы привыкли к решительным, принципиальным оппозициям. Материя-антиматерия, энергия-антиэнергия… Кто не с нами, тот против нас. Но ведь болезнь – не оппозиция здоровью. В болезни есть много здорового; например, сопротивление организма вирусу.
Я не боюсь, что однажды, прогуливаясь по космосу, как девственница – в портовых трущобах, мы встретим какое-нибудь ужасное «анти». С «анти» мы в конце концов договоримся. Я боюсь, что мы встретимся с кем-нибудь, почти таким же, как мы. Мелкое, несущественное на первый взгляд отличие – если бы вы знали, как я его боюсь!»
Адольф Штильнер, доктор теоретической космобестиологии
цитата Г.Л.Олди«Волк» полностью готов к печати: есть и макет, и обложка. Обложку, кстати, в обозримом будущем предоставим читателю на посмотреть. Книга ждет своего часа в типографии. С учетом торговой новогодней паузы мы рассчитываем на выход «Волка» в конце января 2014 года.Насчет третьей, заключительной книги -- цитата актуальна: «Работаем. Близки к завершению. Точных сроков не назовем. Муза ревнива...»
Входит в:
— цикл «Ойкумена» > роман-эпопею «Дикари Ойкумены»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 305
Активный словарный запас: невероятно высокий (3487 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 48 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 29%, что немного ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
opty, 22 января 2014 г.
Как «Волк» является непосредственным продолжением «Волчонка» , так и отзыв будет прямым продолжением такового на предыдущий роман трилогии .
Практически всегда авторы «раскачиваются» ко второй книги трилогии , и она мне понравилась больше чем первая . Возросла динамика , практически полностью исчезли провисания которые до определенной степени имелись в первой книге .
К особенностям следует отнести то что «Дикари Ойкумены» смещаются в сторону «классической» космооперы . Это было заметно уже в «Волчонке» а «Волк» закрепил это впечатление . Хорошо это или плохо судить трудно , но это данность которая некоторым читателям придется по вкусу , некоторым нет .
К определенным недостаткам лично я отношу что частично исчезла волшебная атмосфера Ойкумены , но с другой стороны в рамках логики повествования это совершенно естественно , ведь большая часть «Волка» проходит за пределами обжитой Ойкумены .
Приумножение сущностей , в виде
смотрится органично и естественно .
В общем очень хорошо , можно сказать отлично . Так держать !
Дормиенс, 19 марта 2014 г.
Волчья сыть
Вторая книга „Дикарей Ойкумены” – один из тех случаев, когда очень хотелось написать нечто традиционное-восторженное и наслаждаться послевкусием. „Волк” получился более чем достойным продолжением того, что намечалось „Волчонком”.
Герой.
Марк „Кнут” Тумидус действительно матереет. Робинзонада волка заставляет его раскрываться, вспоминать уроки из прошлого, изворачиваться внутри собственной шкуры и буквально вживаться в чужую среду – в самом прямом смысле. Он принимает оперативные решения, и всё чаще звучат внутренние диалоги героя: Марк спорит сам с собой, убеждает себя словами деда, Горация, собственным сеченским опытом. Мир его „я” стремительно диалогизируется. Выправка, школа, весь эпохальный опыт вышкола либурнария – вот что удерживает Марка в коротеньком строю.
И что странно: вновь и вновь напрашивается сравнение с „Городу и миру”. По-прежнему Олди заставляют сомневаться, Марк ли единственный главный герой, сравним ли его вклад в Ойкумену с вкладом Регины ван Фрассен?
Лично я поставил бы на то, что третья книга выведет Кнута на новый уровень. И само название – „Вожак” – подсказывает такое решение. Плети, опыт и даже ягуар – Марк будто притягивает атрибуты власти.
И метко стреляет диалог с маркизом этнодицеи из первой книги: для героя открываются новые возможности ненависти. Это чувство становится не просто странной прихотью, но и основой выживания.
А заодно – мерилом свободы.
Ойкумена.
Космооперная сюжетная линия набирает обороты: Олди „сдают” суть коллантов и их сюжетную роль, обостряя намеченный в первой книге конфликт силы и слабости. Но если в „Волчонке” этот конфликт так или иначе вращался вокруг темы цирка, то во второй охватывает поистине космический простор.
Коллант как сущность Ойкумены – вот что сильно в этой сюжетной линии. Те, кто несут с собой обжитый мир, несут привычные законы пространства к отдаленным звездам. Наконец становится понятно, почему не получалось создать поддельного помпилианца: разнообразие вселенной обмануть нельзя.
Гай и Юлий Тумидусы объединяются ради Марка, они оживают: шутит расстрига-легат, становится в строй ненавистных „десятинщиков” энергетик. В связи с этими героями открывается новая грань пары „свобода – несвобода”: братья и ломают границы, нарушая правила, и открывают в себе способности подчиниться открывшимся обстоятельствам.
Астлантида.
А вот здесь пока не всё понятно: где правда, где ложь, где упорство помпилианцев, не желающих принять очевидное, а где – скрытность местных жителей. Ясно только, что Кровь и сердце, пирамиды и солнце – это расцветший номос Мезоамерики. Пятеро противников Марка – это ведь не только персоны, это и иероглифы, названия майянских дней. Жертвы солнцу, которое – сердце. Единение с кошачьими. Эйфория ухода, сакрализация смерти.
В этом смысле новая книга Олди в моем восприятии откликнулась связью с „Двойниками” Я. Верова – книги, в которой автор замечательно показал: бывают цивилизации смерти, и горе миру, в котором такие силы способны бросить вызов цивилизациям жизни.
Именно в свете этой ассоциации мне интересен „Вожак”: в третьей книге Олди неминуемо обнажат и столкнут этику Ойкумены и этику Астлантиды. Очень интересно, что получится из этой коллизии – ведь, в конце концов, помпилианцы тоже не святым духом питаются.
Этос.
Вот это самая, на мой взгляд замечательная находка авторов: в течение большей части книги читатель сопереживает рабовладельческому номосу: Марку на уровне его линии и всей Помпилии в „ойкуменической” сюжетной линии. Читатель сопереживает, по сути, очень неприятным по современным меркам реалиям. Я вместе с Кнутом был взволнован смертью Жгуна, пытавшегося заклеймить „тузика”, вместе с тайным советом переживал после слов Юлия о подрыве основ государственной энергетики. Слова Тумидуса-старшего: „Нас уже бомбят”, – это просто под дых, это просто ух.
Сила художественного мира „Дикарей” – в разнообразии, в многогранности. Лусэро поколачивает жен, вудуны интригуют за спиной легата Тумидуса, пытаясь создать поддельного помпилианца, Змей вышвыривает из бота трупы незадачливых астлан... Мир непригляден, говорят нам Олди.
Непригляден, да. Но давайте, говорят они, посмотрим на вещи ещё и вот так...
Постскриптум.
Единственный момент, который мне показался немного выбивающимся из „олдевских” решений:
VovaZ, 20 января 2019 г.
Пожалуй, сюжетно, самый простой роман цикла Ойкумены. И это не делает его менее увлекательным.
Здесь Олди дают нам классический экшен, с Марком Тумидусом во глав.
Сюжетная линия настолько ясная, что зная выверты авторов, невольно начинаешь подозревать, что упустил какие-то детали.
Интересная идея ввести во вселенную Ойкумены новую расу энергетов. Кто-то писал, что цивиллизация ацтеков — наиболее близкая к нам по времени нечеловеческая цивиллизация.
Роман понравился, прочёлся легко.
Green_Bear, 25 июня 2014 г.
Космооперный цикл «Ойкумена» является хорошим примером произведения с четкой формализованной структурой, где выверенность и формат нисколько не мешают полету авторской фантазии. Олди не загоняют вдохновение в клетку текста, а осторожно формируют побеги сюжета, чтобы направить их должным и естественным образом в нужное русло, где смешаются философские, психологические, социальные и приключенческие мотивы.
«Волчонок», первый роман трилогии «Дикари Ойкумены», лишь задал общий тон, послужил своего рода вступлением к торжественному маршу... чего? Маршу единства, культуры, дружбы и науки? Или же маршу раздробленности, дикости, зависти и соперничества? Ответ на этот вопрос дает вторая часть, «Волк», посвященная приключениям быстро матереющего Марка Тумидуса. Но чем обернется встреча двух культур? Астлантида, остров Цапель, затерянная на окраинах Ойкумены планета оказывается на острие столкновения, где различные культуры и традиции вступают в резкое противоречие.
Самый универсальный и простой способ контакта — конфликт. Военный, политический, морально-этический, наконец, культурный. На цивилизационном уровне, что расы Ойкумены, что астланиане, ведут себя как дикие звери, для которых схватка — единственный метод решения противоречий. Схватка, знакомящая с сильными и слабыми сторонами противника. Схватка, определяющая иерархию. Схватка, заставляющая превзойти самого себя, совершить немыслимый рывок, чтобы выиграть. «Аlles!» — щелкает шамберьер. — «Вперед, молодой волк!»
Но песок арены, на которой разворачивается схватка, обильно пропитан кровью. Кровью жертвоприношений астланиан, прообразом которых стала цивилизация ацтеков. Кровь, как сок жизни, как топливо для энергетических систем, как пища для солнца. Понять и принять чужую систему понятий, когда ложные ассоциации так и норовят исказить всю картину, невероятно трудно. Еще труднее найти единственно выигрышную стратегию, чтобы выжить и сохранить жизни товарищей. Ведь против вас целая планета.
Иногда сила означает слабость. Сила, лишенная контроля и жесткой узды, оказывается бессильна против еще большей силы. И тогда приходит черед тонкой хитрости и точному расчету. Сюжетно Олди ведут читателя по информационному лабиринту, ловко дозируя новые сведения так, чтобы на каждой странице перед ним представала иная картина. Шпионские страсти плавно перетекают в совместные спецоперации, в упорный мозговой штурм и поединок с неизвестностью. Ведь опасность угрожает не одним только затерянным на Астлантиде абордажникам или Помпилии, но даже могучим антисам.
В стиле Олди не претерпели изменений. Тот же образный язык, те же сочные метафоры и яркие эпитеты. Разве что стало больше экшена, больше динамики и остроты, подобной лезвию обсидианового жертвенного ножа. Новые лица и неожиданные раскрытия характеров уже вступивших в игру персонажей. Изящные притчи эпиграфов, членение на эпизоды с выверенной композицией и драматическим ударением. Под бой литавров, протяжные стоны труб и рокот барабанов Ойкумена вступает в бой. И падают — в гипер, на планеты, в умы и сердца — первые бомбы.
Итог: контактный конфликт, усиленный веером последствий.
ovawiss, 17 ноября 2018 г.
Согласен с мнением alex86 — во второй книге ГГ не только не вызывает сопереживания, он производит просто негативное впечатление со своей тупой ненавистью. Мне очень не понравилась эта книга, и продолжать чтение, конечно, не буду. И да простят меня поклонники этого цикла — раса помпилианцев так, как она изображена, в целом не вызывает ничего, кроме отвращения.
kirjupich, 5 февраля 2014 г.
Я не знаю, что должно произойти с фантастикой в этом году и какие книги должны появиться, чтобы эта книга не получила звание книги года.
Я с первой книги об Ойкумене был очарован этим миром, ярким, разнообразным и по хорошему бесшабашным. Миром которому веришь и в котором хочешь жить, ну кто бы не хотел, чтоб мир и покой его города защищал не Бэтмен, а Папа Лусэро. Мир где не смотря на расстояние все друг друга знают (присутствие маленького Лусэро на выступлении дедушки Тимидуса) и до сих пор живут, казалось бы вымершие в наше время профессии.
На мой взгляд это лучшая книга об Ойкумене. Тут все на грани идеала от героев, что новых, что старых заканчивая столкновением рас. Новая раса и конфликт между ними и помпилианцами, это что-то. Блин раса хищников (а в какой-то мере и паразитов) страдающая из-за этого комплексом неполноценности, встречает расу сверх хищников и сверх паразитов, но без комплексов.
Тут можно писать и писать, но суть от этого не изменится! Прочтите и не пожалеете!
Reynar9, 28 апреля 2017 г.
Очень яркий, красочный и динамичный роман. В который раз убедился, что в аудиоверсии Олди воспринимаются совсем по другому чем в печатной форме — более сочно что-ли. Но совсем не могу себе представить экранизацию. Да и если-бы кто-то взялся снимать Ойкумену, я бы наверное не стал-бы смотреть. Очень не хочется разрушать тот мир, который сложиля в сознании.
Alex86, 1 июня 2015 г.
Не этого я ждал от второй книги. Приключения на новой планете выглядят глупо.
Тимолеонт, 30 марта 2014 г.
Роман «Дикари» уже лучшее творение Олди как минимум по части сюжета. Ни в одной другой их книге не следил за развитием сюжета и персонажей с таким удовольствием, как здесь. Притом, что ВНЕЗАПНЫХ поворотов и смертей здесь почти что и нет, и все они — более-менее логичны и закономерны. Олди практически не прибегают к малодушным твистам ради поддержания интереса — прелесть сюжета в диалогах, персонажах, описаниях окружающего мира и событий, в согласованных сюжетных линиях и т.д.
Финал «Волка» — вовсе высший класс. Это первая книга из сотен прочитанных мной, на последних страницах которых испытывал такие сильные эмоции и напряжение, время от времени откладывая книгу в сторону, чтобы перевести дыхание и слегка стукнуть кулаком по обложке от досады.
Для меня самое лучшее свидетельство мастерства Олди в том, что они сумели создать ситуацию, при которой особенности астлантийцев-ацтеков поражает тебя до глубины души. И это при том, что сравниваемая с ними раса уже принципиально отличается от человеческого мировоззрения.
Итог — Олди совсем далеко ушли от мозголомной философии с плавающим смысловым абстракционизмом а'ля «Бездна голодных глаз», и в кои-то веки начали писать книги со стройным, логичным сюжетом, в то же время оставляяя огромнейший простор для интерпретации и домысливания идей. Другое дело — окончательный ли это переход на сторону сюжета и логики?
na_abordag, 1 февраля 2014 г.
Да я Нового года не жду с таким нетерпением как выхода очередной книги мэтров. Может быть в контексте полного цикла «Ойкумена», если читать взахлеб от Борготты до Марка, эта книга смотрелась бы органичнее, а так... Если бы существовала дробь: единица смыслов на единицу текста — она получилась бы невелика. Тогда как в подавляющем большинстве их книг значение этой дроби временами вылетает за десятку.
Екклизиаст, 29 января 2014 г.
Этот роман как доказательство того, что Олди не выдохлись.
Яркие живые персонажи, с тонкой точно выверенной психологией.
Пример той фантастики, которая с точки зрения мотивации поступков и поведения, логики происходящего и реалистичности мотивов, может на равных соперничать с реализмом.
Да, Ойкумена Марка Тумидуса отличается от Ойкумены Лючано Борготты, она проще, конкретнее, прямее, но и должна быть такой, ибо армия, ибо дисциплина, ибо «приказы не обсуждаются».
k2007, 16 мая 2014 г.
Вторая часть продолжает рассказ о приключениях бравых десантников Помпилианской империи на неизвестной планете. Они входят в контакт с местными жителями и представителями местной власти. Тем временем остальная Ойкумена собирает целый флот, чтобы разобраться с этой вновь открытой планетой.
Сюжетные линии, начатые в предыдущей книге, развиваются и переплетаются. Появляются новые проблемы, которые не всегда получается решить ударом кулака или выстрелом из бластера.