Марвеловский ситком, или Преодоление скорби
50-е годы. В маленьком городке Уэствью появляется милая семейная пара.
Она старается освоить роль примерной домохозяйки и влиться в здешнее общество.
Он не покладая рук работает ради блага семьи.
Они искренне любят друг друга.
Все как обычно, если не учитывать один небольшой нюанс. Милая семейная пара – это Ванда и Вижн, сохранившие силы, но утратившие память о происходящем во время конфликта с Таносом, и, похоже, попавшие в телевизионный ситком.
Но долго ли будет продолжаться это нереальное бытие?
Четвертая фаза киновселенной Марвел, после предыдущих эпичных картин стартовала с фантасмагорического сериала-ситкома. По подходу к реальности несколько напоминающего приключения Дэвида Хэллера из «Легиона».
Закадровый смех, нарочитое, театральное поведение актеров, типа шуток с каменным лицом, или напротив с акцентированным вниманием к своим действиям. Все как полагается в этом стремном поджанре.
Добавляет в блюдо остроты антураж. Мультипликационные вставки. Квадратный кадр, ч-б пленка, в свое время сменяющаяся цветной.
Стилистика 50-х. Потом десятилетия меняются, давая возможность оценить моду разных периодов 20 века. Маленький провинциальный городок, «из которого невозможно сбежать». Новая пара, старающаяся слиться с окружением. Быт домохозяйки, соседки, конкурсы, чаепития, клубы, сплетни, местные альфа-самки, дамские собрания. Мужу тоже непросто — работа «ни о чем», попытки стать своим в коллективе, понравится начальству.
Опасения по поводу беременности. Женские и мужские страхи перед этим действом. Подготовка к приходу малышей. Кризис семейной жизни.
Все это показано ударными, ускоренными темпами, дабы зритель, привыкший к калейдоскопичности Марвела, не успел заскучать.
Первые три серии (формат по 20 минут – спасибо «Мандалорцу», вновь введшему моду на мини-эпизоды), мы из ситкома не вылазим.
Облегчает жизнь постановщикам то, что способности Ванды/Вижна при них. В сочетании с телевизионными условностями и загадочными скачками, отмотками назад, это дает непаханое поле возможностей для шуток, комических ситуаций, игр со временем.
Способности при них, а вот с памятью нелады.
Вижн не помнит ничего, что было до Уэствью (хотя мозги не пропьешь, и некоторые моменты довольно быстро начинают его настораживать). Да и Ванда, которую порой посещает дежа вю, страдает знатной амнезией.
Раве что реклама, в которой нам поведают то о тостерах от старк индастриз, то о часах фирмы «Гидра», тонко намекает зрителю и персонажам, что все не так просто.
Лишь с четвертой серии постановщики начинают прямо подвязывать свой проект к кинематографической вселенной Марвел. Переводя око камеры на мир за пределами Уэствью. Не забывая перемежать внешнее действие буднями городка.
Нас знакомят с правительственной организацией «Меч» (логично, если имеется «Щит», как обойтись без Меча?), наблюдающей на некой аномалией, находящейся… где бы вы подумали?.. В районе городка Уэствью!
Покажут новых персонажей, как то капитан Моника Рамбо, дочь создательницы Меча. Или ученую-очкарика (в упор не запомнил как ее там), козыряющую выражениям типа: «фоновая комическая микроволновая радиация».
Зацепят времена, прошедшие после Щелчка Таноса, покажут наметки конфликта между вернувшимися, и теми, кто оставался на Земле. Конфликта между силовиками, стремящимися решать вопросы агрессивными методами и теми, кто настроен на диалог с созданиями, обладающими силой.
И, наконец, доберутся до морально-идейной основы сериала, ради которой, похоже, все и затевалось.
Постановщики решили поговорить со зрителем о скорби от потери родных, и способах ее преодоления. Способах, которые не должны дурно сказываться на окружающих. И, безусловно, о любимой теме создателей комиксов (что печатных, что киношных) — ответственности сильного (она же «солдат ребенка не обидит»).
Мораль сериала проста, как пять копеек. Семья – это конечно, главное, но есть нечто главнее. А именно — сограждане, о которых ты не должен забывать даже в часы сильнейшей скорби, на первый взгляд служащей оправданием твоих действий, позволяющей не учитывать пожелания других.
Вот только есть нюанс – все эти ритуальные песнопения об ответственности и соблюдении фундаментальных законов, хороши до той поры, пока люди чисто физически не могут их нарушить. Как только возникают возможность и необходимость – мало кто удержится от игр в Бога.
Ближе к финалу постановщики резко подымают ставки, вводя в действие коварные планы вояк, заявляя участие других ребят, обладающих сверхспособностями. Вновь заставляя задуматься о вечном вопросе: кто же из супергероев у нас самый крутой. Появился еще один кандидат на это почетное звание.
О ситкоме ребята также не забывают. Ведь в жизни Ванды с Виженом хватает событий. Дом. Семья. Хэллоуин. Рождение детей, их эпохально-быстрое взросление, обретение и потеря домашних питомцев. Наследники у Ванды с Вижином, как вы сами догадываетесь, непростые. Появление брата (использование актера из параллельной комиксной «ветки» — это пять), ссоры, непонимания, противостояние из-за подходов к решению вопросов. И простое человеческое счастье.
Даже если вас коробит замшелая, тысячи раз обсосанная моральная основа сериала, наблюдать за парой главных героев любопытно.
Ванда (Элизабет Олсен). Женщина, познавшая жуткую утрату и всеобъемлющее одиночество. Готовая до упора сражаться за свое счастье, как и миллионы обычных дам. Жена, мать, соседка. Искренне любящая своего необычного супруга.
Вижн (Пол Беттани). Милый, мягкий, влюбленный. Сперва выглядящий подкаблучником. А затем настоящим мужчиной, готовым на многое ради своей избранницы. Потихоньку вспоминающий свои моральные ориентиры, подразумевающие помощь людям. Готовый идти на конфликт даже с самыми дорогими людьми, если они по-настоящему не правы.
Хорошая пара.
Эрго. Любопытный эксперимент Марвела, решившего в сериальном формате поиграться с некритично важными для своей киновселенной персонажами. Моральная подоплека проекта банальна до зубовного скрежета, в остальном имеет право на жизнь.
Режиссер: Мэтт Шэкман
В ролях: Пол Беттани, Элизабет Олсен, Джолин Парди, Азиф Али, Брайан Брайтман, Фред Меламед, Энтони Молинари, Дебра Джо Рупп, Пак Кю Ён, Тейона Паррис, Кэт Деннингс, Кэтрин Хан, Рэндалл Парк, Шон МакЛин, Шейн Беренгуэй