Евгений Водолазкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Евгений Водолазкин "Авиатор"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Евгений Водолазкин «Авиатор»

Статья написана 2 февраля 2021 г. 20:58

сабж

Роман описывает совершенно классический в русской литературе случай, сначала представленный в форме легкой драмы, потом — в виде фарса. И вот, наконец, 150 лет спустя Водолазкин решил, что тема достаточно свежая, чтобы расчехлить ее и вновь подать так, будто «Обломова» перестали все проходить в школе, а про Васисуалия Лоханкина и трагедию русского либерализма — читать на досуге.

Роман такой, как если бы его написал Обломов, о себе и своей жизни. Обломов, который не видит в собственной обломовщине, безволии и бездеятельности ничего плохого, и все размышляет, почему же этот мир так жесток. Лежа на диване, понятно. Издержки времени сгоняют героя с дивана, но не побуждают ни к какой стоящей деятельности. Зато ставят его в очень выгодное положение невинного страдальца. Ах, меня несчастного советские изверги совершенно ни на что отправили на Соловки умирать! За что, собственно, и как героя осудили — детально не уточняется. Я, конечно, не спорю, что в 20-е и 30-е годы много кого и сажали безвинно, но как говорит народная мудрость устами анекдота, «врешь, ни за что десятку дают» (ссылаюсь на Солженицына). В общем, герой являет собой буквально весь роман, от первого до последнего слова, редкостный образчих того интеллигентского соплежуйства, которое будит во мне совершенно пролетарскую ненависть. Кем он был и что он делал всю жизнь до лагеря? Да никем, ничего. Кем он был и что делал после разморозки, в современном мире? Снимался в рекламе мороженых овощей, потому что девушка хотела денег. Все на этом. Ноль характера, ноль действия. В аннотации написано, tabula rasa, человек из прошлого в современном мире. Это было бы интересно, если бы этого человека современный мир (как и несовременный) хоть каплю интересовал. Но познание мира требует активных усилий, а их-то как раз герой и не желает предпринимать, все-то ему неинтересно, проснулся через сто лет — и находит, что «все то же». Боже, какое невероятное УГ.

Теперь про Соловки. Редкий образец «безногой собаченьки», даже сильно плохие авторы бы постеснялись впендюрить в текст такой безжалостный exploitation. Нашего милого пусечку, домашнего мальчика, который никому ничего плохого не сделал — хопа, и на Соловки. А там холодно и люди плохие. Я не люблю Солженицына, и не особо читала Шаламова, но будем честны, после них в таком виде подавать это даже стыдно. Что автор прибавил к уже написанному значительно более талантливыми, не говоря уж о знающих сабж и честных в плане изложения людьми? Да ничего, конечно. Это просто авторский прием, чуть большая детализация сюжетного хода «а тут герою незаслуженно сделали плохо» плюс некий обоснуй опыта по заморозке. С тем же успехом он мог бы попасть в немецкий концлагерь, но тогда хронология бы не сошлась. Я не сторонник морализаторства, но в целом за то, что некоторые темы — такие как концлагерь, Холокост и пр. — не должны использоваться походя, в качестве костылей для сюжета. А уж вставлять их, чтобы выжать у читателя слезу, и вовсе подло.

В целом я не могу понять, зачем все это написано. Герой скучен до зубовного скрежета. Его девица недалекая, рассчетливая и противная. Про Соловки я уже написала, и кто только про них не написал, и получше. Детские воспоминания героя, которыми заполняется любая заминка в повестовании — тоже унылые, не говоря уж о том, что об этом уже написал Пруст и все остальные после Пруста, и у Пруста было лучше.

Отдельно хочу сказать про очень неприятную тенденцию в нашей литературе вообще, которая, как мне кажется, является на самом деле замаскировавшимся советским недобитком (в смысле, худших образчиков советской лит.агитки, конечно). Тотальное отсутствие чувства юмора и попытка выжать драму из любой, самой нейтральной вещи. Некоторым авторам, наверное, кажется, что если они улыбнутся там, где улыбаются все нормальные люди, их сразу заклеймят недостаточно серьезными и глубокими. И некоторым читателям — тоже, за что у нас так любят подобные вещи, у которых «морда тяпкой». Все Очень Серьезно. Не просто автор ни разу не пошутил — а на протяжении всей жизни и быта героя ни разу не случается ничего забавного. Зато много кухонного уровня размышлений о судьбах нашей родины. Такое изложение, безусловно, сразу показывает читателю, что автор сюда не баловаться пришел, а дает ему самую что ни на есть Большую Литературу, которая Поднимает Проблемы и Заставляет Задуматься. Поэтому такая литература просто не может не понравится — это же будет означать, что «король-то голый». Все это очень противно.





168
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 февраля 2021 г. 15:00
Автоцитата из моей статьи о романе Георгия Мартынова «Гость из бездны»:
«Перечитать «Гостя из бездны» ленинградца Георгия Мартынова меня заставило знакомство с романом петербуржца Евгения Водолазкина «Авиатор» (2016). У Водолазкина герой попадает из двадцатых годов прошлого века в девяностые, и автор прилежно описывает ужасы бытия в лагере на Соловках (где главного персонажа заморозили) и невзгоды девяностых в Питере (где его вернули к жизни). О переживаниях и рефлексиях человека, вырванного из контекста своей эпохи, профессиональный филолог Водолазкин пишет многословно и надрывно-красиво. Тем более, что про Соловки и «лихие» девяностых нынче писать не страшно, только ленивый по ним не отстрелялся… Я-то бы предпочёл, чтобы героя Водолазкина оживили поближе к нашему времени, чтобы бы посмотреть, как его герой ищет себя в сегодняшней непростой   действительности…»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 февраля 2021 г. 20:47
Мне кажется, такого героя можно в любое время сунуть — он там закуклится и делать ничего не будет. Тем более, что ему и развернуться автор не дал в плане времени, так что опять же неясно, было ли, на что надеяться...
 


Ссылка на сообщение3 февраля 2021 г. 21:50
Заметно, что автору спокойнее засовывать героя во времена, которые можно безопасно критиковать.

Я несколько разочарован. Писать об ужасах лагерей на Соловках нынче, конечно, безопасно. Больше в романе практически ничего и нет. А ведь должно бы быть! Какой простор в контексте принятого автором фантастического допущения для размышлений о том, что было с Родиной и с нами, куда мы идём нынче…
Кстати, о человеке, вырванном из своей эпохи, о трагических проблемах адаптации гостя из прошлого к «чужой» для него жизни в будущем ленинградский фантаст Георгий Мартынов в романе «Госте из бездны» написал ещё шесть десятков лет тому назад. И написал для своего времени очень неплохо...
Я б назвал книгу «Авиатор» – осторожный роман. А можно и так – острожный. Осторожный острожный!
Чтобы быть предельно объективным отмечу, что читаю прозу Евгения Водолазкина с удовольствием, собрал почти все «белые» книги, вышедшие в издательстве АСТ. Тем более, что один из его романов про Ларионова. Лёгкий слог, приятный «филологический» стиль.


⇑ Наверх