Недавно в теме «кто что читает» один чёрный-чёрный человек Dark Andrew написал следующее:
цитата Dark Andrew
Начал читать «Имя ветра». Как закончу, будет рецензия, а пока, по первым 50 страницам могу точно сказать две вещи:— прочитать её точно стоит, автора хвалят не просто так
— Veronika, не смотря на весь скепсис, книга эта вам понравится. Есть в ней поэтика и волшебство. Что там есть ещё я пока не понял, но эти составляющие на месте.
Ощущения схожие с «Мастером загадок» Патриции Маккиллип, есть ассоциации с «Земноморьем», «Оком мира» Джордана, а лёгкость чтения сильно напоминает «Тернового короля» Киза, причём Ротфусс пишет лучше. Это не заимствования, а имено ассоциативный ряд.
Я стала ждать рецензию. Дождалась. http://www.ffan.ru/article/books/2824/ — Андрей Зильберштейн. «Ветер, ветер, ты могуч!» (Рецензия на роман Патрика Ротфуса «Имя ветра»).
Читаею:
цитата
Ротфусс, как и многие до него, взял у классиков жанра фэнтези не сюжетные даже кусочки, а скорее мотивы, и попробовал собрать мозаику. И, что поразительно, она сложилась в красивейший витраж. Уникальное изображение, вызывающее море ассоциаций, но при этом однозначно ротфуссовское. Если конкретнее, то при чтении всплывает ряд имён — Толкин, Ле Гуин, Маккиллип, Джордан, Хобб, местами даже Бигль
«Во как шикарно», — думаю я. Джордана и Хобб не читала, но остальное — это ж как здорово!
Дальше читаю:
«Э-э-эээ...»,- продолжаю уже настороженно думать я. Есть такие книги — «Невеста ветра», например. «Приключения души» очень и очень неплохи, язык хороший. Но если это издано в «бюджетной» серии, и купила я эту книгу в «стоке», у меня и требования к книге были небольшие. А роман Осляну эти требования перекрыл с лихвой, причин для недовольства не было никаких.цитата
Есть книги для ума, есть для развлечения, а есть, очень редко встречающиеся, книги для сердца и души. Если их очарование пройдёт мимо, они покажутся пустым «приключаловом». Но стоит оценить магию и красоту текста, и вы влюбитесь в них, раз и навсегда.
Но Ротфусс будет стоить совсем не 15грн (60руб), тут спрос другой, совсем другой.
Так, что там дальше?
«Ага-ага»,- продолжается внутренний монолог, «первые страницы были читаны (так как выложены в сети), неплохо, но ничего особенного. Главное, значит, позже будет».цитата
Волшебство начинается с первых страниц — с трактира, где собирается несколько сельских пареньков, чтобы выпить пива и послушать старые сказания, со странной твари, с трактирщика, который не совсем тот, кем кажется… Но в полной мере глубину и красоту стиля можно ощутить только когда начнётся настоящий рассказ.
«Ух ты!», — радуюсь я. «Неужели будет астральный полёт души на уроке физики во время чтения? Я же помню, как я Бигля читала, или «Эльфийский камень сна» Черри. ВК — это вообще ни с чем сравнимое ощущение». Я начала радостно «потирать лапки»....цитата
Говорить о сюжете тут бессмысленно. Во-первых, «Имя ветра» только первая часть трилогии, а во-вторых, сюжет как раз классический — потеря родителей, необходимость выжить, поступление в Университет и учёба в нём… Захватывает другое. Настолько поэтичного, музыкального текста не было уже очень давно. Причем Ротфусс не злоупотребляет стихами и балладами (они короткие и не так уж их много). Вместо этого герой рассказывает о чувствах, которые вызывают в нём стихи и музыка и делает он это мастерски! Не менее талантливо в повествование вплетены сказки и легенды. Пожалуй, ничего подобного, не считая «Властелин колец», и не припомнишь.
И тут... Ы-и-и-ииии.
Так «астральный полёт души» бесславно окончился, врезавшись в бетонную стену последнюю фразу.цитата
Но не стоит ждать и откровений — Ротфусс не стремился заставить читателя о чём-то задуматься, он просто рассказал историю.
И я перестала понимать происходящее. Если ассоциации при чтении -«Толкин, Ле Гуин, Маккиллип,... , местами даже Бигль», то меня эти авторы как раз заставляли задуматься! Они не «просто рассказывали истории«! «Просто рассказывают истории» Донцова и Ко, или в дружеской компании. Для чего читать слушать/историю, если над ней нельзя задуматься и сделать какие-то выводы, вынести нравственное суждение и т.п.? Просто убить время?? Спасибо, не надо.
Кажется, я начала понимать, отчего baroni разлюбил классическую «меч и магию».
Хочется попросить многоуважаемого рецензента как-то понятнее излагать свои мысли. А то начали с Толкина и Бигля (от которых можно получить то самое «откровение»), а закончили... В итоге, уровень книги остался совершенно неопределимым. Это «жанр»? Это просто хорошая книга? Или — что это?
Если цена книги от 200руб и выше, я жду от неё «откровений». Или не покупаю вообще.