Чайна Мьевиль Вокзал


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Чайна Мьевиль «Вокзал потерянных снов». - М.: Эксмо, 2014
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Чайна Мьевиль «Вокзал потерянных снов». — М.: Эксмо, 2014

Статья написана 31 августа 2020 г. 15:34

А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк или Отвратительно притягательное путешествие.

vokzal_poter_snov

Нью-Кробюзон – не самый лучший для жизни город. Город, будто воплотивший ночные кошмары всех разумных. Бездонная клоака, гигантская свалка, наполненная миазмами, болезнями, паразитами, безжалостной милицией, продажными властями и наглым криминалом. Но даже в таких условиях живут люди. И не совсем люди. И совсем не люди.

Гротескные переделанные, хепри-жуки, водяные с русалками и человекоподобные кактусы. Эти и другие расы копошатся в грязи Нью-Кробюзона, занимаясь своими, обычными делами. Жизнь не сахар? Ничего, ведь есть места в этом безумном мире, где она еще хуже.

Ученый Айзек Дэн дер Гримнебулин получает самый сложный вызов своей жизни – вернуть гаруде, человеку-птице, утратившему крылья, возможность летать.

Его возлюбленная из хепри, Лин, создающая причудливые фигуры из цветной слюны, берется за заказ для серьезного криминального авторитета.

Журналистка Дерхан, помимо работы в официальной прессе, трудится на подпольную, запрещенную властью газетенку.

Казалось бы, между этими обычными событиями ничего общего, и они не могут всерьез повлиять ни на что кроме судеб непосредственных участников.

Но что если так лишь казалось?


Британец Чайна Том Мьевиль с самого детства был обречен «хотеть странного». Родители-хиппи (отсюда имя China — Китай), много книг. И писать начал рано. В 13 лет опубликован его первый рассказ. Потом — работа в Египте и Зимбабве, учеба в Кембридже и Оксфорде.

Мьевиль даже умудрился влезть в политику в качестве члена Британской социалистической рабочей партии.

Но известен он отнюдь не из-за своих «левых» взглядов, а благодаря принадлежности к авторам, получившим имя «Новые странные». Писателям, пытающимся спасти фэнтези «из тисков коммерции и жанровых клише эпигонов Толкина».

И конечно, благодаря романам коих у нашего сегодняшнего героя насчитывается уже 10 штук.

«Вокзал потерянных снов» — второй роман Чайны, открывший цикл «Нью-Кробюзон» и собравший обширный урожай премий и номинаций, среди которых Лучшая книга года (НФ/фэнтези) по версии SF сайта, Премия Артура Кларка и Британская премия фэнтези.

Роман интересный, но довольно специфичный.

В первую очередь надо быть готовым к тому, что мир Мьевиля чертовски депрессивен.

Не знаю, держал ли Чайна в уме при создании Нью-Кробюзона какой-то реальный город, но если да, то этот самый город автор ненавидит люто и всей душой.

Описание Нью-Кробюзона буквально сочится нечистотами, грязью, мусором, болезнями, нищетой и безнадегой.

С первых страниц автор погружает читателя в этот убойный раствор, и чтобы не бросить книгу после первой сотни страниц, нужно обладать крепким желудком и стойкой психикой.

Плюс добавляют в блюдо остроты описания межрасовых сексуальных утех между человеком и хепри. Бедные несчастные Вачовски, усердно пытавшиеся эпатировать публику гомосексуальными связями в «Восьмом чувстве». Им бы откровенно не помешало взять пару уроков у Мьевиля.

К счастью, эпатаж не являлся основной целью Чайны.

Он хотел поговорить с читателем, пережившим начало книги, о другом.

О расизме и его преодолении. Любви, которой покорны не только все возрасты, но и любые разумные существа, невзирая на внешний вид. Смелых научных теориях и ответственности ученого. Преодолении невозможного. Самореализации творца. Стремлении к прекрасному и вечном томлении бескрылых. Социальном обустройстве. Политике и борьбе за свои права. Преступлении и наказании.

Именно для этих бесед автор выдумал такой неаппетитный, но одновременно завораживающий и убойный инструмент, как Нью-Кробюзон.

Инструмент, застывший на грани между твердой НФ, фентези и стимпанком.

Вот вам расовое многообразие жителей города. Рыхлые водяные, способные очень вольно обходиться с родной стихией. Жукоподобные хепри, создатели нового вида искусства, раса, чьи самцы полностью лишены разума. Брутальные и мощные человеко-кактусы, находящиеся в с особых отношениях с солнечной энергией. Гордые люди-птицы гаруды. Все имеют человеческие черты. Никто не воспринимается равными среди настоящих гомо сапиенс.

Вот вам переделанные, экс-люди, искалеченные биочародеями. Вот ученые, совершающие великие и страшные открытия. Вот роботы, странные механизмы, перфокарты, вычислительные машины и кремниевые пистолеты. Вот политики, милицейский спецназ, забастовщики и штрейкбрехеры. Вот омерзительные рукохваты и машинный разум.

Вот интересная магия, металлические или биочародеи, шаманы-водяные, неведомые или загадочные существа и дипломатические отношения с Адом.

Вот вам городские клоаки и гетто. А вот районы богачей, ученые кварталы, центр власти — парламент, милицейские башни, воздушные монорельсы, железные дороги и масса вокзалов.

Все сплетается в один живущий, любящий, кайфующий, страдающий, умирающий, совокупляющийся и испражняющийся клубок под названием Нью-Кробюзон.

А с середины книги, будто решив озаботиться, чтобы уже почти родной и многое переживший с автором читатель не заскучал, Чайна щедро плескает в варево экшена и саспенса. Высоко взвинчивая уровень интриги, соединяя многие разбросанные по тексту зацепки, переводя камерную историю в разряд влияющих на судьбы тысяч и тысяч живущих.

И начинается практически безнадежная борьба. Борьба, требующая запредельных усилий, и непредставимых союзов. Борьба с тем, чего боится сама Преисподняя.

И, конечно же, автор не мыслит своего текста без фантасмагории, гротеска, сюрреализма.

Изломанных тел, отравленных мыслей, украденных сновидений, мировой паутины и Пляшущих Безумных Богов.

Ведь не зря же Мьевиль стал одним из основателей пресловутой группы «Новые странные», и позиционирует себя врагом утешительного, комфортного фэнтези.

Да уж, о комфорте на время пребывания в Нью-Кробюзоне действительно придется позабыть.

Эрго. Специфический по атмосфере, но небезынтересный по духу проект на стыке многих жанров. Стоит учитывать, что особо положительных эмоций вы от визита в Нью-Кробюзон не получите. Но оторваться от этого мерзковатого, местами отвратного, но живого мира, будет весьма сложно.





1247
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение31 августа 2020 г. 16:37
Спасибо за рецензию:beer:
Насколько я понял из всего того, что читал об авторе и этом цикле, концепция «Нью-Кробюзона» такова: ужасы капиталистической городской клоаки, обернутые в фантасмагорические формы — классовая борьба — революция.
Жаль, автор не идет далее, не показывает, что будет после победы революции.
Цикл долгое время находился в моем списке к прочтению, но потом был оттуда удален. Автор больше упивается фэнтези-клоакизмом, не показывая альтернативы изображенным противоречиям.
P.S. Несмотря на вышесказанное, ждем разбора других романов цикла:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 августа 2020 г. 18:16
У книги есть продолжение: Железный совет. Вот там, вроде как и показывает автор революцию.
 


Ссылка на сообщение31 августа 2020 г. 18:46
dark doom,

цитата 240580

Жаль, автор не идет далее, не показывает, что будет после победы революции.
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2020 г. 10:25
всегда пожалуйста))


Ссылка на сообщение31 августа 2020 г. 21:43
Спасибо!
Лаконично, но емко и в самую суть. Лет десять собираюсь этот роман и продолжения прочитать, да все недосуг. Имеется даже первое издание, тогда же и купленное.
Судя по первому роману автора — Крысиному королю — Лондон и является объектом вдохновения для Нью-Корбюзона, такой же грязный, портовый и полиэтничный.
И акцент на грязи не значит нелюбовь. Вон наш Сорокин сорок лет про фекалии пишет и только еще больше от страсти распаляется:-)))
Есть ведь в истории и Чарльз Буковски, и еще целая толпа «грязных реалистов» разных эпох. Это просто мировосприятие такое, ты его разделяешь либо нет. Бодлер описывает лошадиный труп, и ведь это не делает его менее великим поэтом.8-)
Радует разносторонность ваших интересов при полной концентрации внимания и аналитичности. Всегда ваши заметки с большим интересом читаются. Удачи!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2020 г. 10:24
спасибо)) вот не представляю я себе любовь, выраженную через грязь, хоть ты тресни)
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2020 г. 13:46
Возможно, просто не закрывая на это глаза8-)
Был такой эпизод весной 1945 года. После кровопролитного танкового сражения у берегов Рейна, генерал Паттон, оглядывая усеянное трупами и сгоревшей техникой поле битвы, сказал своему подчиненному: «Ничего прекраснее в жизни не видел!»
Так что люди разные бывают, и им разное нравится.
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2020 г. 15:49
этот парень точно не о любви)) о красоте поле боя, видимой генералу, одержавшему победу — возможно
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2020 г. 18:06
Вокзал и Шрам мне понравились. Перечитываю.

Железный совет один раз прочитал — и как-то всё.


Ссылка на сообщение1 сентября 2020 г. 14:22
8 из 10. Шрам лучше на один балл. По настоящему странная проза в жанре фантастики.


Ссылка на сообщение2 сентября 2020 г. 17:53
удивительно, насколько разные люди.
Я вот вообще не вижу ни у Мьевиля, ни у Аберкромби с Бэккером, да и у Мартина никакой чернухи, черноты, странного секса (секса вообще у них минимум) и грязи.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2020 г. 08:35

цитата

Я вот вообще не вижу ни у Мьевиля, ни у Аберкромби с Бэккером, да и у Мартина никакой чернухи, черноты, странного секса (секса вообще у них минимум) и грязи.

Действительно. Ну чего странного в сексе с человекожуком? :-D
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2020 г. 14:15
это всего лишь секс. удивительно, как много проблем у людей из-за этого...
когда читал, думал там будет что-то такое — «секс с жуком, вах!»... а там все настолько благопристойно.

...ну и да. в моей вселенной людей вообще нет. и спит кто с кем попало, не испытывая проблем по этому поводу


⇑ Наверх