Фриц Лейбер Корабль


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «AkihitoKonnichi» > Фриц Лейбер "Корабль отплывает в полночь" в серии "Мир фантастики"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Фриц Лейбер «Корабль отплывает в полночь» в серии «Мир фантастики»

Статья написана 24 июля 2020 г. 19:48

Вечера становятся длиннее, появляются планы на осень и зиму. Скоро настанет пора открывать выдержанное и у лампы коротать вечера. Читать авторов, выдержавших испытание временем, творчество которых, спустя годы, стало только лучше. «Золотой век» НФ потому так и назывался, что сияние его не тускнеет, сколько бы удивительных элементов в «периодическую таблицу» фантастики не добавляли новые поколения. Все современные фантасты выросли на одних и тех же именах. Одно из таких имён — Фриц Ройтер Лейбер-младший, или просто Фриц Лейбер.

Фото Фрица Лейбера из книги Literary Swordsmen and Sorcerers (Л. Спрэг де Камп) (Arkham House, 1976)

«Наше всё» современности Нил Гейман, чьё имя на обложке любой книге добавляет шансов быть распроданной, сказал о Лейбере, что это настоящий гигант жанровой литературы, а его малая проза подобна выдержанному виски — оставляет такое же долгое послевкусие и вызывает в памяти множество прекрасных картин и воспоминаний ещё долго после того как последний глоток, то есть страница прочитана.


Настоящий сказочник — в самом высоком смысле этого слова, кому куда привольнее было отпускать фантазию на богатые пастбища фэнтези и мистики, Лейбер, тем не менее, оставил сверкающие бриллиантами вкрапления в научно-фантастической руде. Его вклад в «золотой век» НФ даёт ему полное право находиться в одном ряду с другими легендами того периода — Кларком, Азимовым, Брэдбери, ван Вогтом, Вэнсом, Саймаком, Андерсоном, Уиндемом, Бестером и другими. При этом он не был гостем и в другом лагере — в том, что стал формироваться вокруг Лавкрафта, чтобы после его смерти создать мистику и хоррор в современном виде. Фриц Лейбер — писатель, кого с полным правом можно одновременно советовать тем, кому близка проза Говарда Филлипса Лавкрафта, и представителям другой стороны — космическим мечтателям, готовым отправиться к другим мирам с героями произведений Роберта Энсона Хайнлайна.

Фриц Ройтер Лейбер, отец писателя

Так вживаться в образы — это у Фрица от отца, актёра, на чьём счету множество сыгранных на театральной сцене и в кино ролей. Фрицу Ройтеру Лейберу по плечу были и шекспировские трагические образы и сумасшедшие учёные в голливудских фильмах ужасов. Лейбер-отец также сыграл Ференца Листа в историческом фильме, однажды был в одном фильме с Чарли Чаплином, и несколько раз появлялся на экране с сыном. В частности, Лейберу-сыну досталась небольшая роль в одном из фильмов с участием Греты Гарбо.

Лейбер-младший первый рассказ — «Драгоценности в лесу» (Jewels in the Forest$ Two Sought Adventure) — опубликовал в 1939 году. С этого началась его литературная карьера. До этого в жизни будущего классика научной фантастики было несколько пробных шагов — учёба в семинарии, пара лет актёрской карьеры, редакторская работа. Помимо этого, Лейбер был бакалавром философии, имел научную степень по физиологии и психологии. Всё это было лишь подготовкой к другому — писательской карьере.

В 1939 году, в августовском номере журнала Unknown, был опубликован рассказ «Драгоценности в лесу». Это была первая встреча с дуэтом ловких авантюристов — Фафхрд и Серый Мышелов. Жители великого города Ланкмар в волшебном мире Нивон стали героями великого множества продолжений — рассказов и романов. А цикл о Фафхрде и Сером Мышелове не только стал одним из первых в жанре героического фэнтези (Лейбер вовсе стоял у истоков такой литературы), но и вдохновил на труд и на подвиги многих продолжателей традиций, заложенных в основе жанра писателем, кто так и не стал священником и актёром.

Чтобы было понятно, насколько придуманный Лейбером фэнтезийный мир важен в историческом масштабе, достаточно сказать, что великий Терри Пратчетт, эталон юмористического фэнтези, вдохновлялся именно циклом Лейбера, а его Анк-Морпорк передаёт горячие приветы и шлёт низкие поклоны Ланкмару. Как и фирменное чувство юмора Пратчетта: он оттачивал свои шутки, перечитывая Лейбера. Сам создатель Фафхрда и Серого Мышелова признался, что характеры и оригинальный облик он создал в соавторстве со своим другом, писателем-фантастом Гарри Отто Фишером, но сделал этих героев всемирно известными он сам, без посторонней помощи.

Карта Нивона, нарисованная Джимом Кауторном (Jim Cawthorn)

Фафхрд и Серый Мышелов на обложке издания 1958 года (Gnome Press)

Но не фэнтези единой, тем более — приключения с мирах меча и магии быстро надоели читателям научно-фантастических журналов. В Нивон Лейбер возвращался не один раз, вплоть до 1988 года, но начиная с 40-х годов сосредоточил усилия на том, что ему было более интересно — мистике и научной фантастики. Причём, в НФ Лейбер жёг глаголом во всех направлениях — он одинаково хорошо жонглировал сатирой, абсурдом, политическими манифестами и глобальными катастрофами, а также шахматами и театральной драматургией.

Первый роман автора сегодня считается классикой мистики. «Ведьма» (Conjure Wife) был несколько раз экранизирован, Впервые в 1944 году, под названием «Странная женщина» (Weird Woman), В 2019 году роман был удостоен премии «Хьюго» — на ретроспективном награждении.

Кинопостер экранизации 1944 года

Обложка номера журнала Unknown Worlds за апрель 1943 года с первой публикацией «Ведьмы»

Сюжетная фабула романа предельно проста: профессор социологии в колледже маленького консервативного американского городка узнаёт, что его благоверная практикует ведьмовство, но не хочет верить в то, что это может быть на самом деле. Он призывает на помощь весь свой дар убеждения, чтобы доказать жене, что её приверженность культу не более чем помешательство. Здравый смысл и мужской разум должны восторжествовать над вековой тьмой женских верований, или что-то вроде этого, только не всё так просто. Это ведь Лейбер — писатель с актёрской жилкой. Играть с читателем и играть для читателя для него в определённом смысле — две стороны одного процесса, писательского.

Сам автор признавал, что, когда читательский интерес к героическому фэнтези стал угасать, многие из своих наработок для жанра он переделал под требования для научно-фантастических произведений. На счету у Лейбера не один фантастический роман, но весь этот предварительный анонс задумывался с иной целью — представить состав первого тома избранной прозы автора, которая будет издана в серии «Мир фантастики». Первый том, выход которого запланирован на начало осени, включает в себя лучшее, что было создано автором в жанре НФ.

Название сборнику дал рассказ 1950 года «Корабль отплывает в полночь» (The Ship Sails at Midnight). Первая публикация была в том же году, в сентябрьском номере журнала Fantastic Adventures.

Первая книжная публикация — в сборнике 1951 года The Outer Reaches: Favorite Science-Fiction Tales Chosen by Their Authors, редактором-составителем которого был Август Дерлет. Тот самый, кто при жизни Лавкрафта был горячим поклонником творчества будущей иконы хоррора, а после смерти друга основал издательство Arkham House, где впервые были опубликованы книги Лавкрафта. Так что связь между двумя сторонами Лейбера — мистической и фантастической — то и дело будет находить такие вот выходы на поверхность. Впрочем, о каждом из рассказов, которые войдут в первую книгу собрания избранных сочинений Лейбера, ещё поговорим. Пока же через рассказ, давший название сборнику, представим всю коллекцию.

В том сборнике у Фрица Лейбера была отличная компания: Айзек Азимов, Рэй Брэдбери, Пол Андерсон, Лайон Спрэг де Камп, Генри Каттнер, Мюррей Лейнстер, Клиффорд Саймак, Альфред ван Вогт, Кларк Эштон Смит и другие. Кстати, запомните этот список «соседей» Лейбера. В скором времени одно из имён пригодится: о нём будет что сказать.

О чём рассказ? Лучше всего его представляет обложка сборника избранных произведений Мастера, изданного в 2016 году Centipede Press. Авторы обложки — Джим и Рут Киганы (Keegan).

В рассказе «Корабль отплывает в полночь» есть всё, что должно быть в хорошей научной фантастике периода расцвета — энергичность землян, сочетающаяся с эмоциональной незрелостью и социальной недоразвитостью, красотка, контакт с внеземной цивилизацией, сила любви, способная противостоять агрессии и самоуверенной слепоте разума, а также вера в то, что настоящая любовь способна не только преодолеть любые расстояния, но и стереть различия даже между самыми непохожими культурами. Если нас, таких громких и по-прежнему неуверенных в себе, способны полюбить те, кто придёт со звёзд, невзирая на огромную пропасть между нами, то это ли не самое фантастическое и самое желанное допущение, ради которого, по сути, люди читают научную фантастику, изо всех сил делая вид, что желание вырваться за пределы земного тяготения и увидеть звёзды в ладонях, подобные бриллиантовым россыпям, совсем не при чём?

«Корабль», он же — первый том избранной фантастической прозы Фрица Лейбера общим числом пассажиров 41 отплывает совсем скоро: книга стоит в сентябрьском плане. Пока нет обложки, представим те произведения, которые войдут в том. Пока только с оригинальными названиями. Вместе с обложкой будут представлены русские названия, а также обозначено, в чьих переводах.

Gonna Roll the Bones

Business of Killing

Taboo

Wanted – An Enemy

Diary in the Snow

The Man Who Never Grew Young

The Dreams of Albert Moreland

The Enchanted Forest

The Lion and the Lamb

The Ship Sails at Midnight

Pail of Air

The Foxholes of Mars

The Moon Is Green

A Bad Day for Sales

The Big Trek

Time Fighter

Big Time

Try and Change the Past

A Deskful of Girls

Little Old Miss Macbeth

Space-Time for Springers

Damnation Morning

Our Saucer Vacation

Mariana

Deadly Moon

The Night of the Long Knives

The Oldest Soldier

The Snowbank Orbit

Success

Game For Motel Room

A Hitch in Space

No Great Magic

Midnight in the Mirror World

When the Change Winds Blow

Moon Duel

Cyclops

Knight To Move

Black Corridor

Ship of Shadows

Catch That Zeppelin!

The Death of Princes

А дальше? Дальше следует готовиться к тому избранной мистики от Лейбера. И это будет совершенно особенное удовольствие. Ведь монстры для автора были тоже «лучшими друзьями». Он даже статью об этом однажды написал.





3806
просмотры





  Комментарии
Страницы: 123


Ссылка на сообщение24 июля 2020 г. 21:02
Однозначно к покупке безоговорочно!

Стало интересно насчет «пассажиров» — может ван Вогт или Лейнстер? И тот и этот товарищи интересны будут!8:-0


Ссылка на сообщение24 июля 2020 г. 21:22
Том мистики тоже в МФ выйдет?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 июля 2020 г. 21:38

цитата amelanchier

Том мистики тоже в МФ выйдет?

Вот тоже интересно. Можно ли отнести мистику к фантастике? %-\


Ссылка на сообщение24 июля 2020 г. 21:33
Отличная новость. Однозначно приобрету.


Ссылка на сообщение24 июля 2020 г. 21:38
Ура! Ура! Ура!


Ссылка на сообщение24 июля 2020 г. 21:47
Спасибо за анонс! Берём!


Ссылка на сообщение24 июля 2020 г. 22:23
Ура, наконец-то анонс! Интересно, в делюксе или белом варианте будет книга?


Ссылка на сообщение24 июля 2020 г. 23:03
Отличный анонс! Отличная новость!:cool!:
Если еще и рассказы будут расположены в хронологическом порядке, то и впрямь это будет великолепнейший том.
А старый Азбучный двухтомник о Фафхрде и Мышелове — жемчужина моей коллекции фантастики!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2020 г. 13:00
С одной стороны, я за хронологичность. Но в случае Лейбера, мне кажется, было бы разумно разбить сборник на части по субжанрам: НФ, ужасы. Я воспринимаю его «ужасные» произведения как вторичные и анемичные. Но при сплошном чтении в едином разделе, возможно произойдет «настройка» читателя и станут виднее достоинства автора в сей области (если они есть). Фантастика его была интересней. Она зайдет при любом принципе построения сборника.
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2020 г. 15:30
Можно совместить и жанры и хронологию.:-):beer:
Я его в детстве полюбил за трехтомник, в котором был представлен весь спектр его творчества. У него, правда давние впечатления, и «ужастики» интересные были. И, например, такой великолепный пограничный роман, как «Грешники»8-)
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2020 г. 16:30
Забавно, «Грешников» пропустил. Хотя, вроде, читал все доступное.
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2020 г. 17:38
Обязательно восстановите пробел! Это «Матрица», опубликованная в середине 1940-х годов. Очень круто:cool!:
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2020 г. 18:17
Обязательно. Но вот «Матрица» для меня — сомнительная рекомендация.
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2020 г. 20:54
Ну, если тема иллюзорной реальности и философии бунта против системы вам неинтересна, то не стоит тратить время8-)
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2020 г. 22:40
Ну что вы. Я очень люблю Дика, как бытописателя иллюзорности. О бунте против системы, ну тут каждый первый автор. И не выделишь особо. У Ломера (Лаумера) круто получалось.
Я имел в виду сомнительно качественную реализацию идеи в фильме. Видеоряд — да. Побегушки, пострелушки. Замечательно. А вот логические нестыковки, бред ради бреда. Впрочем это и без меня многократно обмусолили.
Но Лейбера обязательно прочту. Есть у меня кредит доверия к нему.
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2020 г. 00:59
Да, хороший классик, из нестареющих. Даже как вино:-)
А у Лаумера даже больше четверти века спустя не могу забыть роман «Ночь иллюзий», так он потряс мое подростковое воображение8-):cool!:
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2020 г. 10:10
«Ночь иллюзий» — это больше к иллюзорности мира, а насчет бунта я скорее имел ввиду рассказ «Вакансия» (Placement Test).
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2020 г. 12:24
Не читал, спасибо за наводку:beer:


Ссылка на сообщение25 июля 2020 г. 00:02
Шикарная новость! :cool!: :beer:


Ссылка на сообщение25 июля 2020 г. 00:52
А, то есть цикл «Большое время» будет в своем классическом составе. Без «Паука разума», «Числа зверя» и пр. неканоничных вбоквелов.
С одной стороны, это и неплохо. А с другой -- сам цикл до чертиков неровный, лучше бы его дополнить кой-чем, как это делал сам автор...


Ссылка на сообщение25 июля 2020 г. 01:04
Кстати, забавный момент (хоть и офф-топ). В романе «Странник» все эти тигры-пришельцы, напавшие на Америку, носят... славянские имена. Tigreeshka! ;-))
И сразу становится понятно, зачем Лейберу понадобилось описание секса гг с тигрицей, зачем он ей посвящал сумбурные вирши, ну и вообще. 8-) Роман-то -- не об инопланетянах, а о трудностях контакта с «крейзи Раша» ;-))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 июля 2020 г. 01:10
Теперь мир перевернулся и стоит на голове. Придётся читать книгу «вверх тормашками ромашками» (с) :-)))
Страницы: 123

⇑ Наверх