Александр Грин «Дорога никуда»
- Жанры/поджанры: Магический реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Философское | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Однажды на выставке Грина поразила гравюра английского художника. Она изображала дорогу, исчезающую за пустынным холмом, и называлась «Дорога никуда». Так возник замысел последнего и самого грустного романа писателя.
Феодосия, 23 марта 1929 г.
Отрывок из романа под названием «Ссора в гостинице» печатался в журн. Огонек 1929 № 22 с.[12-13]
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 219
Активный словарный запас: средний (2819 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 66 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 45%, что немного выше среднего (37%)
Экранизации:
— «Человек из страны Грин» 1983, СССР, реж. Тамара Павлюченко
— «Дорога никуда» 1992, Украина, реж. Александр Муратов
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
tarasovich09, 15 декабря 2017 г.
Один из последних романов Александра Грина «Дорога никуда» имеет разные оценки. Кое-кто считает его лучшим романом писателя (А. Варламов, М. Фрай), отмечая хороший слог, полноту раскрытия образов, прекрасное воплощение идей, иные наоборот — невысоко оценивают книгу, указывая, что у Грина были произведения более совершенные.
На мой взгляд, история юноши Тиррея Давенанта наглядно демонстрирует религиозные представления писателя и показывает борьбу Добра и Зла, как в мире, так и в конкретном человеке.
Жил бы себе юноша Тиррей спокойно и тихо, служа в кафе «Отвращение», если бы на его пути не повстречалось Добро, в виде Орта Галерана. Едва уловимо он напоминает Эгля из «Алых парусов» — такой же собиратель народного фольклора ( Галеран собирает уличные, народные песни, делает из них сборники). Именно Галеран решил облагодетельствовать юношу, попросил за него двух очаровательных юных дам — Роэну и Элли, а те попросили отца — зажиточного Футроза поучаствовать в судьбе юноши. Так Тиррей попадает в богатый дом. Всё как будто-бы хорошо...
Опытный Галеран, предчувствуя беды, предупреждает юношу: «Если показать красивую вещь людям, не понимающим красоты, — её непременно засидят мухи мыслишек и вороны злорадства...Бойся несчастий, ты очень страстен во всём, сердце твое слишком открыто, и впечатления сильно поражают тебя. Будь сдержаннее, если не хочешь сгореть. Одиночество – вот проклятая вещь, Тиррей! Вот что может погубить человека».
И тут, на волне счастья, в жизни Тиррея появляется чёрт в виде бродяги Франка Давенанта — отца мальчика, давно бросившего семью. Этакий гаер, нищий шут, прожжённый циник, хитрец и жулик, своеобразное воплощение Фёдора Карамазова из Достоевского ( по меткому замечанию А.Варламова). Именно он ломает Тиррею всё! К сожалению, в сторону зла склоняется и сам Футроз, который, как человек образованный, умный, мог конечно же понять случайность произошедшего, ободрить и поддержать Тиррея, которому он уже протянул руку.... Но он убирает эту руку, отвернувшись от юноши...
Во второй части Давенант уже становится Гравелотом — владельцем гостиницы у моря, которую ему фактически подарил Стомадор. Всё вроде бы идёт хорошо, если бы не появление зажиточного, циничного Ван — Конета (ещё одно воплощение зла в романе).
Ссора с Ван-Конетом и пощёчина — несомненный дьявольский соблазн, против которого не устоял Давенант.
Далее он идёт по «чёрному пути» — контрабандисты, бездумная перестрелка с полицией, во время которой Давенант ни за что ни про что застрелил шестнадцать человек!
Герою грозит смертная казнь и попытка нескольких добрых храбрецов (включая Галерана) спасти юношу, сделав подкоп, не приводит к хорошему результату. В тюрьме Тиррей Давенант тяжело заболевает и позже умирает.
Удивительно, что в этом романе Грина нет романтических героинь, подобных Ассоль, Тави Тум, Молли, Дэзи... Разве только обманутая мужем благородная Консуэло, просящая за Тиррея. А остальные девушки? «...у Роэны хворал мальчик, а Элли, ставшая очень нервной, инстинктивно сторонилась всего драматического.»
Так, крушением иллюзий и добрых надежд, заканчивается этот очень интересный и противоречивый роман, глубоко драматичный и печальный.
Интересно, что полностью, в авторском варианте, роман издавался в 1930 и в 1965 годах. В последующих изданиях (например, в серии «Библиотека приключений» — «рамка») редакторы часто сокращали песенку Франка Давенанта, заменяли слово «проститутка» на «девчонка» и пр. Потом это попадало и в другие издания.
Groucho Marx, 7 ноября 2016 г.
Меланхолический роман о том, что романтика никуда не ведёт, оказался последним законченным романом Александра Грина. Своего рода подведением итогов, прощанием с надеждами на приключение. В сущности, этот роман — метаописание творческого метода Грина, как бы наглядное разъяснение творческих принципов и механизмов характерных для него сюжетов. И это всё очень интересно, но интонация, отстраннённая, сострадательно-ироническая, делает неважным сюжетное кружение персонажей, переключает наше внимание на то, как приключение воздействует на души героев. И тут Грин оказывается, точен, глубок и горек, как большой писатель ХХ века.
peacefullW, 28 марта 2015 г.
Красивая история.Трогательная,грустная и, в то же время, такая «по-Гриновски» тёплая и захватывающая.
Как по мне,роман наиболее удачно подпадает под определение самого Александра Степановича о фантастике.К тому же,в повествовании нет ничего сверх обычного,разве только стечение обстоятельств.
История — дорога никуда.Куда? — Туда.Понятно,что это не место,пускай даже вымышленное.Как писали выше,это даже не смерть.Скорее то,к чему человек приходит после долгих лет странствования по жизни.Состояние его души,очерствевшей или напротив,преобразившейся (хотя название романа наводит на мысль о первом,нежели о втором).
Произведение немного напомнило об «Улитке..» Стругацких .Но особенно показалось похожим на «Дженни Вильерс»,из Пристли.Не сюжетом и не главной мыслью сочинения,нет.Просто, в конце «Дороги..» возникает та Стеклянная дверь, с которой все начиналось в повести о молодой актрисе.
Хороший роман.Наводит на мысль,что «что-то было».Но что?И не лучше ли вернуться Туда?
kerigma, 22 июня 2009 г.
От текстов Грина, во всяком случае, от романов, остается странное впечатление — моря и солнца. Я вполне понимаю, что это звучит безмерно банально и пафосно, и, более того, почти никакие детали ландшафта в самих текстах на это не указывают. Но в то же время представить какое-то другое место действия, с другим климатом, просто невозможно. В моем не слишком бурном на ландшафт воображении это всегда — поросшие лесом холмы на побережье теплого моря, всегда лето. Короче говоря, Крым, в котором я никогда не была. Причем такое благоприятное место не делает истории мягче и спокойнее; разве что яркий солнечный свет делает все более резким и отчетливым, все детали и движения. Место, где легко дышится, но при этом необязательно легко живется. Кажется даже, что все события, от традегий до самых мелочей, на этом пронзительном свете приобретают какую-то особую значительность. Будто, утрачивая тень, они приобретают второе дно, нечто аллегорическое, странное, и вроде бы не происходит ничего особенного — но при этом не покидает ощущения, что происходит нечто необычайно важное.
Про сам роман можно сказать то же, что и про «Блистающий мир»: изумительная гармония сюжета и формы, слияние этих двух в одно целое, направленное только на то, чтобы передать основную мысль автора, или даже не мысль, ощущение. Все говорит об этом: дорога никуда.
Географически — это дорога Тиррея из Покета и обратно в Покет. Он куда-нибудь пришел в итоге? Никуда, все эти годы, что мы знаем его — одно сплошное возвращение, простите за каламбур, почти вечное.
Точно так же — от и до — вся жизнь, закольцованный сюжет. В финале мы встречаем тех же, кого видели в начале, только они чуть изменились, стали другими? Впрочем, не более другими, чем можно естественно предположить исходя из прошедшего времени. Разве милые девочки Футроза стали именно хуже? Я бы сказала, что они просто наконец выросли, и, как и у многих взрослых после столкновения с «реальным миром», стали чуть жестче — иначе и быть не может. Разве и сам Тиррей, начавший свою «карьеру» несчастным брошенным ребенком, не закончил ее вполне логично для такой судьбы, умерев в тюрьме от воспаления? Как бы сильно ни любил и ни стремился он, как бы ни хотели ему помочь другие — никто ничего не изменил в итоге.
Грин честно предупреждает нас о том, что будет, историей Сайласа Гента, который отправился короткой нехоженой дорогой и погиб на ней. История проще некуда, классический вид страшилки, но такие притчи и не должны быть сложными. Что это была за дорога? Мы прекрасно знаем: дорога никуда. Тиррей шел по этой дороге все время: шел не в какое-то место, а то к определенным людям, то спасаясь, и наконец пришел. Quoth the Raven: nowhere.
Иногда жаль, что я не занимаюсь всерьез литературным анализом. По-моему, Грин для этого, как и Набоков — просто клад. Читаешь его, и кажется, что это просто несколько бессвязный полуфантастический текст, который непонятно почему оказывает такое воздействие на умы и души, и тревожит, и оставляет ощущение, что ты что-то опустил. Но стоит только начать разбирать, и становится видна почти идеальная задумка, идея, которая воплощена и в содержании, и в форме, причем и там, и там — не прямо, а иносказательно, как бы гадательно, как сквозь мутное зеркало. Смотри, что увидишь и какие выводы сумеешь сделать. Название — главная подсказка.
Что такое таинственное «никуда», куда пришли герои? Не смерть :) Нечто совсем другое. Иначе в дороге не было бы смысла, согласитесь, смерть-то можно прекрасно встретить, не выходя за порог своего дома. Иначе все мучительные усилия, которые препринимались последние две трети книги для спасения Давенанта, были бы напрасными — но разве остается такое ощущение, что они напрасны? Нет, наоборот, его друзья добились своего, хотя, может, и не в состоянии сформулировать, чего именно. Например, сумели вернуть ему утраченную жизнь, или даже дать нечто большее. И, может быть, не только ему.
Lion0608, 20 июня 2011 г.
Я отчетливо помню, как познакомилась с этим произведением... Наверное даже день- воскресенье... Ребенку 90-х с убогими идеалами, запутанностью и безумием переменчивостью идеалов, отсутствием интернета была особенно «вникуда» уходить... Кто-то вообще не рос, ничего не читал... Кто-то смаковал иностранную экзотику с экранов видеомагнитофонов с гнусавым закадровым переводом. И читала, я по своим теперешним меркам мало... Но вот всяких постановок и пьес тогда хватало. Тогда я и узнала именно из театральной постановки историю, которая поразила меня своей реалистичностью, и в тоже время это была лиричная, романтическая история... В какой-то момент — настоящий сюр, когда Тиррей идет по дороге и чем больше он проходит, тем кажется дальше становиться город.
После этого появилось острое желание- прочесть книгу. Для меня это было настоящим спасением.
Глубокое произведение, очень метафоричное, такое похожее и не похожее на все произведения Грина...
Как тут выставлять баллы или оценки, если это просто шедевры, без которых не сможет повзрослеть ни одна душа?
stenny, 26 октября 2012 г.
Даже самым счастливым сказкам приходит конец.
Герои или отплывают из Серебристой гавани, как у Толкиена или погибают не выдержав столкновения с жизненными реалиями.
Самое удручающее не то, что герой погиб, в Блистающем мире тоже погибает, но погибает КРАСИВО.
А то, что предают, забывают, меняются люди, считавшиеся тебе самыми близкими по духу и дорогими, такие как Роэнна и Элли.
Книга разделена на 2 части — волшебный мир, где у «них»( детей Футроза) есть «решительно все» и мир, где живут такие как ошивающаяся возле тюрьмы как «Рябая Стрекоза».
Бремя рождения в неблагополучной семье как бы нависает над этими людьми всю их последующую жизнь.
Как говорит Джим Джармуш голосом Уильяма Блейка: Кто-то рожден для «счастья», кто-то рожден для бесконечной ночи... ( Some are born to sweet delight, Some are born to endless night.)
Самая «рыдательная книга» у Грина. Есть еще автобиографическая повесть, но это из разряда вообще «горьковщины».
Witcher, 17 января 2012 г.
Роман о том, что может являться для человека целью, куда ведут выбираемые им пути, что управляет событиями и существуют ли в этом мире случайности. Кроме того, это роман об «одном из лучших людей»...
Аленуся, 12 июля 2011 г.
Книга, написанная в необычном для Грина стиле — без сильно завернутых фраз. Написана достаточно просто. Поэтому читается легко. Очень грустное произведение. Однако я не могу назвать финал трагическим. Ведь все-таки, герои добились своей цели. Они встретились. Они спасли друга. А вот Давенант не думал о себе... Кстати сказать, это хороший пример, что не надо курить. Если бы Тиррей не курил, берег свою ногу, может, он и остался бы жив...
Вадим Панов, 13 ноября 2009 г.
Есть книги, которые нужно читать в обязательном порядке. «Дорога» — одна из них.