Два режиссёра и один


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Два режиссёра и один поэт
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Два режиссёра и один поэт

Статья написана 11 марта 2020 г. 14:12

Туман (The Fog), США, 1980

Туман (The Fog), США, 2005

«Туман» 1980 года, режиссёром, сценаристом и композитором которого является Джон Карпентер, окупился десятки раз при бюджете в миллион долларов, получил «Приз критики» на французском кинофестивале в Авориазе и номинировался на «Лучшие спецэффекты» и «Лучший фильм ужасов» в американской премии «Сатурн» Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов. Одноимённый ремейк 2005 года, снятый Рупертом Уэйнрайтом, не понравился публике настолько, что стал лауреатом в номинациях «Худший фильм» от международного журнала «Fangoria» и «Самый не страшный хоррор-фильм» от Лос-Анджелесского объединения любителей и кинокритиков «The Stinkers Bad Movie Awards». На мой взгляд, оба фильма оценены по заслугам: первый смотрится и сейчас, несмотря на устаревшие за сорок лет актёрские приёмы и технические эффекты, второй воспринимается как проходной, толерантно-уступчивый, ситуационно неправдоподобный и подростково-пошлый. Странно то, что обе картины объединяет Эдгар Аллан По, точнее, используется прямое цитирование строк его стихотворения, эпиграфом в оригинале и скрытое в послесловии ремейка: «Разве всё, что мы видим, или нам кажется, что мы видим, Это не мечта внутри нашего огромного сна?» Речь идёт о поэме «A Dream Within A Dream», переводимой как «Сон во сне» или «Мечта во сне». Предлагаю ознакомиться с её текстом в переложении В. П. Фёдорова, поскольку он сохранил многозначность английского «Dream»:

Целую в лоб, — прощай! Прости!

Раз’единяются пути —

И завтра розно нам итти.

Я вижу: ты права была —

Все в жизни — Сновиденье, мгла.

Надежды отлетели прочь, —

Их день развеял, или ночь? —

Зачем гадать, искать ответ, —

Они мечта… их больше нет.

И всё, чем жили мы, поверь —

Виденья смутных снов теперь!

У моря буйного сижу

И за игрою волн слежу —

И слушаю хорал морской.

Я горсть песку зажал рукой —

Песчинки… мало… — и скользят

Меж пальцев, сыпятся назад —

К бежалостным волнам спешат.

Возможно-ль крепче руку сжать

И золотинки удержать?

— Туманятся глаза слезой:

Не сохранил я ни одной!

— Ужели всё, чем я живу,

Мечта — во сне — не наяву?

Коротко о сюжете фильмов. Прибрежный американский городок, выросший из нищего рыбацкого поселения, готовится отмечать свой столетний юбилей. Именно под эту дату ночью с моря наползает неестественный туман, начинают происходить странные события полтергейстного типа, пропадают и гибнут люди. Наконец, появляется парусный корабль-призрак, с которого на берег сходят разгневанные духи, мстящие за что-то потомкам отцов-основателей города. Есть четыре острых момента: выяснение причины гибели рыбаков, застигнутых туманом в море накануне основных событий, наблюдение и отчёт за продвижением тумана ведущей местной радиостанции, попытка спасения оставленного дома ребёнка ведущей и, наконец, раскрытие некой тайны из прошлого, послужившей причиной нападения призраков в настоящем. Все эти ключевые сцены есть в обоих фильмах, и разница в подаче трёх первых из них обусловлена одной лишь современной модой. К примеру, герои становятся моложе и обнажённее, скрытая любовная линия преподносится как неприкрытый «любовный треугольник», появляются лишние персонажи (незамерзающие «девчонки-танцевалки» и выживающий вопреки всему дублирующий запись видеокамеры афроамериканец), убийства показываются со всеми подробностями, женщины становятся активнее, появляются бестолковая динамика и несуразный экшен, компьютерная зрелищность и кочующие по «ужастикам» штампы. Всё это достаточно предсказуемо. «Соль» в последней сцене – причине возвращения мстителей с того света, и об этом подробнее.

«Туман» Карпентера безусловно лучше по стилю, качеству исполнения и воздействию на зрителя, но в нём преступление основателей города было материальным и юридическим, а искупление подано в христианских ветхозаветных тонах. При чём здесь, спрашивается, Э. А. По? Для чего он цитировался? Чтобы показать мечты, рассыпающиеся в пыль, и ускользающие, как песок сквозь пальцы, богатство и надежды земные? Этого явно недостаточно, ведь почти в каждом стихотворении поэта есть тоска по утраченной, погибшей до срока возлюбленной, и цитируемая в обоих фильмах поэма также не является исключением. При всех своих недостатках, вторичности сценария и слабости исполнения именно «Туману» Уэйнрайта удалось развить эту намеченную, но оставленную без внимания и не реализованную Карпентером тему утраченной любви, конкретной потерянной женщины. К сожалению, неряшливо, рвано и без должного акцента: вместо «нового прочтения» ремейк смог выдать лишь наложенный поверх основного второстепенный сюжет, сахарные фигурки жениха и невесты на пластмассовом торте.





1283
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 марта 2020 г. 21:50
Наименее понравившийся из полутора десятков просмотренных фильмов Карпентера. На уровне «чуть лучше, чем смотрибельно». Ремейк даже качать боюсь.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 марта 2020 г. 14:11
Sri Babaji
Я так много фильмов Карпентера не видел, но его «Вампиры» мне понравились гораздо больше «Тумана». Ремейк лучше не качайте, если первый вариант не «зашёл», он — нереализованная возможность.


Ссылка на сообщение17 марта 2020 г. 01:36
Это же стихотворение использовали чуть раньше в «Пикнике на висячей скале» и там оно было уместно.

«Туман» красиво снят. Лучшее в нем сам туман.

«Вампиры»- днище на мой вкус. Такими они мне показались в год выхода. И такими кажутся и сейчас.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 марта 2020 г. 17:20

цитата Tsathogua

«Туман» красиво снят. Лучшее в нем сам туман.

Согласен.

Спасибо за наводку на «Пикник...».

«Вампиры» Карпентера на мой вкус — лучшее, что сняли на вампирскую тему. Натурализм в её освещении лучше «ванильности» или, в мужском варианте, сиськотрэша.


Ссылка на сообщение18 марта 2020 г. 17:27
А какой натурализм в экшене а-ля Мортал Комбат?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 марта 2020 г. 17:34

цитата Tsathogua

А какой натурализм

Совсем не «Мортал Комбат«! Поединков нет, с мечами и пушками и на кулачки в подвал ночью не лезут, наоборот, на ночь сами бегут и прячутся. Тварей гарпунят толпой на одного и вытаскивают автолебёдкой на солнце. Боятся до жути, глупо и пошло, как солдаты в горячей точке, шутят. Вампиры не прекрасны, и изо рта у них воняет. Любовь есть, но она не спасает, и дружба — не повод щадить бывшего товарища, несколько дней, что ему и такой же укушенной осталось быть человеком — вот и всё, что можно им дать.


Ссылка на сообщение18 марта 2020 г. 19:32
Наверное я храню память про другой фильм. «Вампиров» помню вполне причесанных, слегка присыпанных мукой юношей и дев с длинными локонами. Монтаж клиповый, чего ранее у Карпентера не наблюдалось, настроение вполне тарантиновское. Все очень в духе конца 90-х, резвенько c понтами и безвкусно.
Впрочем вампирских боевичков на тот момент было не так много как сейчас. И все же это откровенно коммерческая попытка режиссера привлечь к себе внимание после спорных и более интересных фильмов которые не оправдали себя в кинопрокате.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 марта 2020 г. 13:16

цитата Tsathogua

Наверное я храню память про другой фильм.

Да вряд ли: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0...

цитата Tsathogua

помню вполне причесанных, слегка присыпанных мукой юношей и дев с длинными локонами

Была там такая сцена с претензией на художественность, когда восставали семеро вампиров-хозяев во главе с Валеком. Да, аки кастраты в опере, аж штукатурка сыпалась.


Ссылка на сообщение19 марта 2020 г. 13:44
В детстве мне очень нравился «Переполох в маленьком Токио». Сцену с падающими буддами до сих пор приятно вспоминать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 марта 2020 г. 15:13
Tsathogua
Гм. Не помню и не вижу связи.


Ссылка на сообщение20 марта 2020 г. 15:22

цитата ХельгиИнгварссон

Гм. Не помню и не вижу связи.


На этом примере очень видна разница между художественно поставленным эпизодом и cнятом без особого энтузиазма экшеном.
«Вампиры» вполне вписываются в эстетику 90-х, когда ужасам пришел кирдык. Из которого их сейчас выводят делая динамики погромче и цитируя все удачные моменты фильмов прошлых лет
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 марта 2020 г. 15:26

цитата Tsathogua

На этом примере очень видна разница между художественно поставленным эпизодом и cнятом без особого энтузиазма экшеном.

Я очень далёк от режиссёрского «как снято», поэтому для меня такие вещи обычно проходят мимо. Тем более в годы первого просмотра сего фильма.


Ссылка на сообщение20 марта 2020 г. 15:33


Лично я вижу что от этого фильма недалеко до финальной «Палаты»- выражаясь проще режиссеру уже не особенно интересно то что он снимает.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 марта 2020 г. 15:38
Tsathogua
Может быть. Навскидку смотрел лишь четыре или пять фильмов Карпентера, «Туман» из них самый красивый, «Вампиры» прям на душу легли — на тот возраст просто мой мир, да и сейчас кое-что осталось. Остальные как-то не запомнились. А в анализе фильмов, повторюсь, не вижу технические фишки, только смыслы. Для меня фильм — это текст.


⇑ Наверх